• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 СЕЛО НИКОЛО - ПАВЛОВСКОЕ

    «Зарница» -

    военно-спортивная игра для учащихся

    начальной школы

    Подготовила

    Пихтелева Валентина Николаевна

    учитель начальных классов

    ЦЕЛЬ:

      Способствовать сохранению и укреплению традиций, связанных с патриотическим воспитанием школьников в рамках военно-спортивных игр.

    ЗАДАЧИ:

      Формирование у детей навыков быстрой реакции в нестандартных ситуациях.

      Обучение школьников оказанию первой помощи в экстремальной ситуации.

    - Развитие и укрепление физической подготовки школьников . - Развивать креативные способности методами мозгового штурма,

    эвристики, аналогии.

      Подготовительная работа :

      Распределение по станциям в каждом отряде (санитары, сапёры, партизаны, снайперы). На станциях «Эрудит» и «Я - патриот» участвует весь отряд.

      Подготовка атрибутов: таблички с названием станций, маршрутные листы для каждого отряда, шифровки.

      Подготовка к сдаче рапорта (девиз, название отряда), разучить песню.

      Подготовка станций:

    «Я – патриот»: бутылки – брызгалки с разведённой в воде краской (белой, синей, красной, чёрной);

    «Партизаны»: подготовить лопаты;

    «Санитары»: 2 санок, 2 пары лыж;

    «Снайперы»: нарисовать мишень;

    «Сапёры»: пустые пластиковые бутылки с «Цветной водой» у каждого

    отряда свой цвет (красный, зелёный, синий, жёлтый);

    «Эрудит»: вопросы на эрудицию

    «Шифровка»: подготовить ключ к шифровке

    Договориться со столовой о «Полевой кухне»

      Условия проведения и требования к участникам

    Для участия начальная школа должна сформировать 2 команды по 16 человек в каждой. В игре принимают участие дети 1 – 4 класса + классные руководители. Требования по форме одежды: закрытая обувь, соответствующая времени года, куртка-штормовка, головной убор, перчатки. С собой на игре команде необходимо иметь: список команды, аптечку.

    У каждого участника игры должен быть знак участника игры - погон. Погон представляет собой прямоугольник размером 5 на 10 сантиметров, выполненный из бумаги не толще альбомного листа. Погон должен соответствовать цвету команды. Погон пришивается нитками по периметру погона . Продергивать нитки под погоном запрещается. Под погон запрещены повязки, подкладки.

    3. Основные этапы игры и их содержание.

    Игра построена в форме эстафеты, где команды, продвигаясь по трассе, маршрут которой указан на карте. На маршруте находятся контрольные пункты - КП. На КП находится ведущий этапа (далее посредник), который сообщает содержание этапа и фиксирует правильность его выполнения. Отметку о выполнении этапа посредник заносит в маршрутный лист.

    4. Программа мероприятия:

      Торжественное открытие военно-спортивной игры на местности «Зарница».

      Прохождение этапов конкурса участниками игры.

      Подведение итогов и награждение победителей и призеров.

    Форма проведения мероприятия : спортивная игра

    Место проведения : спортплощадка

    Время прохождения на каждой станции : 5 минут

    Ход мероприятия:

      Торжественная линейка.

    Участники военно-спортивной игры «Зарница» строятся перед центральным входом в школу под звуки торжественного марша.

      Командир каждого отряда докладывает о готовности к игре главнокомандующему:

    «Товарищ главнокомандующий! Отряд (название) к игре «Зарница» готов. Наш девиз (говорит отряд). Командир (имя командира). Рапорт сдан!» - «Рапорт принят, вольно!»

      Выступление ведущего. Немного истории.

    Всесоюзная военно-спортивная игра "Зарница" появилась в СССР в 1967 году с целью военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. 10 января 1967 года в газете "Пионерская правда" был опубликован приказ № 1 первого командующего игрой, Героя Советского Союза, маршала артиллерии Василия Казакова. В нём ставилась задача по формированию юношеских батальонов и обучению юнармейцев навыкам армейской жизни, воспитанию в них любви к Родине, готовности защищать ее от внешних и внутренних врагов. Первый финал Всесоюзной игры "Зарница" прошел в том же году в Севастополе, на Сапун-горе. Как правило, в ней принимали участие учащиеся 4-7-х классов, отдыхавшие летом в пионерских лагерях. Для подростков старшего возраста проводилась аналогичная военно-спортивная игра "Орленок". В зависимости от возраста участников содержание "Зарниц" и "Орлят" было разным: от срывания бумажных погон с противника до целых тактических учений с бронетехникой и взрывпакетами. Иногда "Зарницы" проходили на территории воинских частей, и организацией игр занимались военные-профессионалы.

    Игра воспитывала школьников в преданности своей стране, постоянной готовности защищать Родину. Миллионы советских детей, участвуя в этой игре, расширяли свои представления об истории страны, её вооруженных силах; получали знания по оказанию первой медицинской помощи, научились действовать в случаях стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, изучили программу гражданской обороны, а главное – научились любить и защищать свое Отечество.

    Сегодня, как в и былые времена, наша Российская Армия славится своими воинами. У нее славное прошлое и, надеемся, достойное будущее. А будущее нашей Российской Армии – это вы, сегодняшние мальчишки и девчонки. И от того, какими вы вырастете, и зависит мощь нашей Армии.

    Сейчас мы все вместе проведем военно-спортивную игру "Зарница»

      Главнокомандующий объясняет правила игры:

    «Сейчас каждая команда получит боевой лист с указанием маршрута, по которому вы должны двигаться. На каждом перевалочном пункте вас будет ждать постовой. Он и объяснит вам вашу задачу, проконтролирует то, как вы выполните задания и оценит их. Если задание выполнено, то команда получает жетон. Дойдя до последнего пункта, вы получаете пакет с секретной информацией. В этом пакете – последнее, самое важное задание.

    Итак, ваша задача – заработать больше жетонов и выполнить последнее задание.

    Командирам, получить боевые листы!»

    Получив военные пакеты с заданиями, команды выходят на маршрут с интервалом в 10 минут.

      Основные этапы игры.

      Станция «Я – патриот»

    Учащимся предлагается нарисовать на снегу флаг России краской, разведённой в бутылках – брызгалках. Оценивается правильность.

      Станция «Санитары»

    В конкурсе участвуют 4 человека из них: 2 санитара, 2 – раненые. Учащимся предлагается проделать следующее: на старте стоят два санитара на лыжах, они держат санки, на которых сидит раненый, санитарам необходимо переправить раненых в «госпиталь». Санитары делают два подхода, вывозят раненых по одному.

      Станция «Снайперы»

    В конкурсе участвует не вся команда, а только дети – «снайперы», остальные – болеют (участвуют при необходимости). Стрельба снежками в цель (мишень). За каждое точное попадание в цель команда получает жетон.

      Станция «Сапёры»

    В конкурсе участвуют 5 человек от команды. В снег закопаны «мины» (бутылки с отметками разных цветов). Задача найти все свои «мины» (определённого цвета) и обезвредить. Если нашёл «чужую мину», её нужно перепрятать. Оцениваются быстрота, правильность выполнения.

      Станция «Партизаны»

    В конкурсе принимают участие «партизаны». Участникам необходимо сделать оборонительное сооружение (окоп).

      Станция «Эрудит»

    Военно – патриотическая подготовка предполагает не только овладение определёнными профессиональными навыками, но и значительную эрудицию. Командам предлагается ответить на ряд вопросов.

      Какие средства пожаротушения считаются первичными? (Лопата, ведро, лом, топор, песок, вода)

      Как называется торжественное прохождение войск? (Парад)

      Старинное название русского войска? (Рать)

      Солдат спит, а она идёт. (Служба)

      Обувь зимней караульной службы? (Валенки)

      Звёздная часть мундира? (Погоны)

      Что есть у фотоаппарата и автомата? (Затвор)

      Что у солдата под кроватью? (Порядок)

      Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол)

      Как называется подросток на корабле, обучающийся морскому делу? (Юнга)

      Чьи слова: «Тяжело в ученье, легко в бою? (А.В.Суворов)

      Назови города – герои и почему они названы героями?

      Как сбить пламя с горящей одежды человека? (накрыть мешковиной, фуфайкой, одеялом). С себя огонь сбить можно, катаясь по земле.

      Где находятся противопожарные средства в школе? (В специальном месте, на пожарном щите, в исправном состоянии)

      Что ты будешь делать при пожаре?

      Сколько битв проиграл А.В.Суворов? (Ни одной)

      Как называется наступательное действие войск? (Атака)

      Какие виды войск существуют в российских Вооружённых силах? (Сухопутные, ракетные войска стратегического назначения, военно – воздушные, Военно – морской флот)

      Аппарат для дыхания человека под водой? (Акваланг)

      Участок местности для испытания боевого оружия? (Полигон, стрельбище)

      Металлическая пластина, прибиваемая к конскому копыту? (Подкова)

      Умеют ли слоны плавать? (Да, очень хорошо)

      Кто такие гусары? (Богатые, знатные, высокообразованные мужчины дворянского происхождения)

      Какие ордена и медали ты знаешь?

      Назови самые необходимые вещи в армии?

      Как называлась высокая гусарская шапка (Треуголка, кивер, шлем, кирасира)

      Назови героев ВОВ, памятники ВОВ

      Почему, испугавшись чего – нибудь, лошадь начинает фыркать? (Она имеет очень острое обоняние. Отфыркиваясь, лошадь очищает свой нос. И может быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает)

      Как называется военная больница? (Госпиталь)

      Боевая машина с реактивными снарядами? (Катюша)

      Что такое «лимонка»? (Граната)

    Побеждает та команда, которая за 5 минут ответила на большее количество вопросов.

      «Стенка на стенку»

    Конкурс проводится на спортивной площадке. Команда должна за определённое время как можно больше погон сорвать с противника. Лучший балл – за большее количество погон соперников.

    8. «Шифровка»

    На последнем пункте ребята, выполнив задания, получают пакет с самым важным заданием – шифровкой.

    Ключ к шифровке

    У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

    Шифровка

    19 15 21 32 17 6 19 15 32

    Задача – поднять свой флаг над штабом и начать петь военную песню.

    Побеждает та команда, которая поместит свой флаг на штаб и начнёт петь.

    Пока подводятся итоги, командам предлагается проследовать на станцию

    9. «Полевая кухня»,

    где каждый получает чашку горячего чая и солдатскую кашу.

    III . Торжественная линейка с подведением итогов и награждением победителей.

    Подведение итогов конкурса: победители определяются по наибольшей сумме баллов. Команды-призеры награждаются дипломами, ценными подарками, команды, не занявшие призовых мест – грамотами и сладкими подарками. Также награждаются команды-победители каждого этапа конкурса.

    Приложение 1

    Боевой лист

    Команда____________

    Название этапа

    Баллы

    Роспись

    Станция «Я – патриот»

    Станция «Санитары

    Станция «Снайперы»

    Станция «Сапёры»

    Станция «Партизаны»

    Станция «Эрудит»

    «Стенка на стенку»

    «Шифровка»

    «Полевая кухня»

    « Приложение 2

    «Шифровка»

    Ключ к шифровке

    А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

    У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

    21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

    Шифровка

    3 1 26 1 9 1 5 1 25 1 – 17 16 5 15 33 20 30

    19 3 16 11 22 13 1 4 15 1 5 26 20 1 2

    16 14 10 15 1 25 1 20 30 17 6 20 30 12 13 1 19

    19 15 21 32 17 6 19 15 32

    В последнее время мы признаем, что у нашей молодежи отсутствуют патриотические чувства. Но не мы ли виновны в том, что у наших подростков возникает отторжение при словах: Отечество, армия, малая Родина. Именно поэтому сейчас в стране возникла необходимость в восстановлении авторитета выше названых слов. Для этого в школах, учреждениях культуры и дополнительного образования создаются программы по патриотическому воспитанию детей. Многие педагоги сетуют на отсутствие методических работ, в которых они могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме. Но нужно ли “изобретать велосипед”, когда есть опыт советской школы. Я думаю, нужно отобрать самые лучшие образцы советской педагогики, адаптировать нашим временем и внедрить их в воспитательную систему.

    Одним из ярких примеров воспитания патриотизма в советской системе были игры “Зарница” и “Орленок”. На основе этих двух замечательных игр была разработана игра для юношей старших классов – “Допризывник”.

    Цель: пробудить интерес молодых людей к армии, ее роли и места в жизни общества и судьбе Отечества.

    Задачи: применить полученные знания, по истории и военной подготовке на уроках и добытые самостоятельно на практике, воспитать гордость за историческое прошлое и настоящие, развить основные навыки молодого бойца.

    Игра состоит из двух туров. Первый тур строится из заданий: теоретические знания об армии, ее истории и практические знания строевых упражнений, медицинской практики и упражнений по гражданской обороне. Тур проводится красочно с элементами шоу. Именно поэтому это мероприятие проводится в тесном контакте с творческими коллективами школ, дополнительного образования или культуры. Игру нужно проводить в большом спортивном зале, где хватить место не только всем участникам игры, но и их многочисленным болельщикам.

    Второй тур проводится чисто спортивный с элементами стрельбы, бега, силовых упражнений, где каждая команда набирает очки, соревнуясь не только в личных первенствах, но и в командном.

    В данной разработке мы даем вариант игры первого тура. Игра может проводиться не только в рамках города, но и стать основой для проведения ее в стенах учебного учреждения. Для осуществления этого проекта потребуются технические средства: звуковая аппаратура, микрофоны, записи фонограмм.

    Очень важно в подготовке мероприятия обратить внимание на состав жюри. Жюри должно состоять из компетентных людей в каждой области знаний каждого конкурса в отдельности, чтобы у участников не возникло сомнение, что этот человек дилетант. В жюри нужно пригласить военных, историков, медицинских работников, музыкальных работников, работников служб ЧС и ГО или педагогов по физкультуре и ОБЖ. Главное, чтобы эти люди не были заинтересованы в выигрыше той или иной команды.

    Огромное значение в этом мероприятии имеет предварительная подготовка. Нужно тщательно разработать положение, в котором, подробно описаны все конкурсы игры, чтобы у участников не возникло непонимание.

    Изучив положение, участники игры обязаны заняться подготовкой к конкурсам. Хорошо, если подготовка к игре станет системой, тогда преподавателям физкультуры и ОБЖ не придется заниматься подготовкой ребят отдельно от основных занятий. Критерии оценок и судейства так же должны, подробно прописаны. На каждом этапе игры разрабатываются оценочные листы с указанием членов жюри, которые по окончании каждого конкурса необходимо сдать в счетную комиссию. Реквизит, спортивный инвентарь, а так же оформление зала должны быть тщательно проверены и подготовлены до начала игры.

    Сценарий военно-спортивной игры

    I тур.

    В спортивном зале, украшенном знаменами, шарами, эмблемами участвующих в конкурсе команд. На конкурсе присутствуют члены жюри, ветераны войн, болельщики. Участники построены перед входом в зал по номерам школ.

    Звучат фанфары.

    Ведущий. Команды, для проведения I тура конкурса “Допризывник” в зал шагом, марш!

    Участники под марш входят в зал и становятся буквой “П”.

    Военком. Допризывники! Равняйсь! Смирно! Командирам отделений приготовиться к сдаче рапорта! Доложить о готовности! Вольно!

    Командир школы, стоящий в авангарде. Отделения, равняйсь! Смирно! Товарищ председатель жюри, отделение школы №___(командиры по очереди называют номер своей школы) для проведения конкурса “Допризывник” построены.

    Военком. Вольно! (Звучат слова приветствия.)

    Ведущий. Наш конкурс оценивает жюри в составе:

    (В состав жюри входят представители горвоенкомата, РОСТА, городского учебно-методического центра ГО и ЧС).

    Ведущий. Слово для приветствия предоставляется начальнику городского управления образования.

    План проведения конкурса:

    1. Конкурс боевых листков.
    2. Конкурс строя и песни.
    3. Теоретический конкурс “Колесо истории”.
    4. Конкурс “Песня в военной шинели”.
    5. Практический конкурс “Служба спасения”.
    6. Конкурс новобранцев.
    7. Конкурс командиров.

    Ведущий. Отделениям занять места в зале. (Все участники занимают места в зале). Итак, конкурс песни и строя. На плац приглашается отделение школы № (идет смотр отделений по номерам школ.)

    Ведущий. Пока жюри подводит итог строя и песни, послушайте итоги конкурса боевых листков.

    Ведущий. А сейчас теоретический конкурс “Колесо истории”. По моей команде командиры отделений должны получить конверты. Команды должны их вскрыть, прочесть и разборчиво написать ответы. Затем сдать вопросник с ответами членам жюри. Учитывается исчерпывающая информация по каждому вопросу. Напоминаем, использование подсказок и шпаргалок не допускается. Наказание – дисквалификация участников с данного конкурса.

    На проведение этого конкурса отводится 10 минут. Командиры, получить пакеты! Время!

    Вопросы конкурса:

    1. “Великие имена России” – назвать выдающихся русских военачальников, полководцев, прославивших Русскую армию.
    2. “Армия – России” – назвать современные рода войск и рода войск, принявших участие в сражениях под Полтавой и Бородино.
    3. “Награды Родины” – дать наибольшую информацию об орденах и медалях современной России, изображенных на листах.

    А пока команды отвечают на теоретические вопросы, перед вами выступают лучшие художественные коллективы и солисты учреждений образования нашего города.

    Ведущий. Время сдать пакеты жюри!

    Ведущий. А теперь послушайте итоги конкурса строя и песни. Слово жюри.

    Ведущий. Следующий конкурс “Песни в военной шинели” Сейчас прозвучат фрагменты фонограмм песен Великой Отечественной войны. В течение 5 минут написать название, автора слов и музыки, а так же по возможности первого исполнителя. Приготовили бумагу и ручки. Фонограмма!

    Звучат фрагменты песен ВОВ:

    1. “Дороги” – слова Л.Ошанина, музыка А.Новикова
    2. “В землянке” – слова А.Суркова, музыка К.Листова
    3. “В лесу прифронтовом” – слова М.Исаковского, музыка М.Блантера
    4. “Темная ночь” – (из к/ф “Два бойца”) слова В.Агапова, музыка Н.Богословского
    5. “Катюша” – слова М.Исаковского, музыка М.Блантера

    Ведущий. А пока наши команды пишут ответы, для всех ветеранов исполняется этот художественный номер.

    Ведущий. Команды, сдать ответы музыкального конкурса. А теперь попросим жюри огласить итоги теоретического конкурса “Колесо истории”.

    Ведущий. А теперь конкурс “Служба спасения”. Первое задание -изготовление и одевание ватно-марлевых повязок. Приготовить необходимый материал. Норматив изготовления 3 минуты. В этом конкурсе принимают участие все участники команды. Итак, внимание! Время!

    (Пока проводится конкурс, исполняется художественный номер).

    Ведущий. Для исполнения второго задания команды для удобства делятся на несколько групп из четырех команд в каждой.

    Первая группа выстраивается перед жюри. Ставят 4 стула, садят на них “условно пострадавших”. По команде второй участник одевает противогаз на “пострадавшего”, после проверки жюри правильность одевания противогаза, в эстафетном порядке два других участника переносят по одному в “безопасную зону”. “Безопасная зона” выделяется в зале чертой и зелеными флажками. Один из “носильщиков” остается с “пострадавшим”, другой возвращается и помогает следующему участнику переносить следующего “пострадавшего” и так далее, пока вся команда не окажется в “безопасной зоне”. Учитывается правильность, быстрота и время одевания противогаза.

    После выступления первой группы вызывается вторая и т.д.

    Ведущий. А теперь жюри огласит итоги конкурса “Песни в военной шинели”.

    Ведущий. Я объявляю следующий конкурс “Новобранцы”. Кто из нас с малого возраста не знает, что такое “наряд вне очереди”? Конечно, все. Это дополнительная работа на кухне или попросту чистка картофеля. Чтобы наши новобранцы в армии не попали впросак, я предлагаю почистить картофель в этом зале. По команде командиры отделений чистят одну картофелину, справившись с заданием, передают нож следующему участнику команды и т.д., пока не будет очищен весь картофель. При окончании чистки командир поднимает руку вверх, сигнализируя жюри, что отделение справилось с заданием. Учитывается быстрота, качество, тонкость слоя кожуры.

    Пока наши “новобранцы” заняты важным делом, вы сможете посмотреть выступление самодеятельных артистов.

    Ведущий. И еще одно задание. В течение 3 минут написать на листке с пометкой вашей школы быстро и разборчиво пословицы и поговорки на военную тематику. Время.

    Номер художественной самодеятельности.

    Ведущий. Слово для подведения итогов практического конкурса “Служба спасения” предоставляется жюри.

    Ведущий. И завершим мы нашу встречу конкурсом командиров.

    Во время службы в армии командир заменяет призывникам и отца и мать, поэтому он должен знать своих “новобранцев” как свои пять пальцев. Вот и вам предстоит по рукопожатию узнать имя и фамилию каждого своего подопечного с закрытыми глазами. Сейчас каждый член жюри подойдет к командам и наденет повязки на глаза. Затем подведет к нему его “новобранцев” в любой последовательности. За каждый правильный ответ очко команде. Любая подсказка извне, наказывается. То есть ответ не засчитывается.

    Ведущий. И еще одно задание командирам. В течение 15 секунд нужно рассмотреть предметы на этом столе. Запомнить, а затем записать их на листах. Командирам подойти к столу. Время.

    Ведущий. Пока жюри подводит итоги всех конкурсов, перед участниками и зрителями выступают творческие коллективы.

    Ведущий. Для подведения итогов конкурса “Допризывник”, командам построиться! (Звучат фанфары.) Отделения, равняйсь! Смирно! Слово жюри.

    Ведущий. На этом наш конкурс завершен, но не стоит, отчаиваться тем, кому сегодня не повезло. Не за горами II тур, которым станет решающим в подсчете на звание абсолютного победителя городского конкурса “Допризывник”. Разрешите от вашего имени поблагодарить членов жюри и педагогов за работу и организацию конкурса “Допризывник”. До свидания! До новых встреч!

    Кому-то покажется, что это так просто взять и провести данную игру, а кому-то, что это не реально и долго. Но не делает ошибок только тот, кто ничего не делает. Попробуйте! Это только вариант. А сколько будет их у вас?

    Надеюсь, что данная игра и подготовка к ней, хотя бы частично закроет брешь в военно-патриотическом воспитании школьников и поможет в дальнейшем систематизировать работу в этом направлении.

    Кирсаненко Андрей Николаевич

    учитель физической культуры

    МОБУ СОШ №21

    г. Таганрог

    Сценарий спортивно-патриотический игры «Зарница»

    ЦЕЛЬ:

      Способствовать сохранению и укреплению традиций, связанных с патриотическим воспитанием школьников в рамках военно-спортивных игр.

    ЗАДАЧИ:

      Формирование у детей навыков быстрой реакции в нестандартных ситуациях. (навыки гражданской обороны)

      Обучение школьников оказанию первой медицинской помощи в экстремальной ситуации.

      Развитие и укрепление физической подготовки школь­ников.

    2. Условия проведения и требования к участникам

    Военно-спортивная игра «Зарница» проводится для учащихся МБОУ СОШ №21 г. Таганрога на территории школы.

    Для участия в школе сформированы 4 команды. В игре принимают участие дети 10-11 классов + классные руководители. Требования по форме одежды - закрытая обувь, соответствующая времени года (кроссовки, ботинки).

    3. Основные этапы игры и их содержание

    Игра построена в форме военно-спортивной эстафеты, где команды, продвигаясь по трассе, маршрут которой указан на карте. На маршруте находятся контрольные пункты - КП. На КП находится ведущий этапа, который сообщает содержание этапа и фиксирует правильность его выполнения. Отметку о выполнении этапа посредник заносит в маршрутный лист.

    Ход игры:

    Звучит маршевая музыка, дети подготовительных групп под руководством командира отряда собираются на площадке, выстраиваются по периметру.

    Затем под торжественную музыку выходит генерал.

    «Генерал»: Здравие желаю, товарищи, бойцы!

    Дети: Здравствуйте!

    Генерал: Товарищи бойцы, в генеральном штабе произошло чрезвычайное происшествие: из сейфа были похищены очень важные документы. Ваша задача заключается в том, чтобы найти документы и доставить их в штаб. Это задание очень сложное, вам нужно будет преодолеть много препятствий. Вам потребуется мужество, отвага, смелость, решительность для достижения цели. Товарищи бойцы, к выполнению боевого задания готовы?

    Дети: Готовы!

    «Генерал»: Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов,

    доложить о готовности. Командиру отряда “Снайперы” сдать рапорт!

    Командир отряда “Снайперы”: Отряд равняйсь, смирно!

    Командир

    Товарищ генерал! Отряд “Снайперы” к выполнению боевого задания готов! Командир отряда Петров Саша. Рапорт сдан!

    «Генерал»: Рапорт принят!

    Командир отряда “Снайперы” становится в строй.

    «Генерал»: Командиру отряда “Зенитчики” сдать рапорт!

    Командир отряда “Зенитчики”: Отряд равняйсь, смирно!

    Командир маршевым шагом подходит к генералу и докладывает:

    Товарищ генерал! Отряд “Зенитчики” к выполнению боевого задания готов! Командир отряда Лавриненко Валера. Рапорт сдан!

    «Генерал»: Рапорт принят!

    Командир отряда “Зенитчики” становится в строй.

    «Генерал»: Командиру отряда “Юнармейцы” сдать рапорт!

    Командир отряда “Юнармейцы”: Отряд равняйсь, смирно!

    Командир маршевым шагом подходит к генералу и докладывает:

    Товарищ генерал! Отряд “Юнармейцы” к выполнению боевого задания готов! Командир отряда Смола Андрей. Рапорт сдан!

    «Генерал»: Рапорт принят!

    Командир отряда “Юнармейцы” становится в строй.

    «Генерал»: Для выполнения этого задания вам необходимо будет пользоваться планом, где синим цветом, обозначено место, откуда вы должны будете начать своё движение, красным цветом обозначено место, где вы найдёте пакет с документами, стрелками показан путь, по которому вам нужно передвигаться. Когда вы найдёте документ, вам нужно будет собраться здесь и доложить о выполнении задания. Задание понятно? Командирам отрядов получить план маршрута.

    Командиры подходят к генералу и берут планы.

    «Генерал»: Отрядам приступить к выполнению задания.

    Отряды группируются, знакомятся с планом, находят то место, откуда нужно начать выполнение задания, начинают свой маршрут, выполняя поочерёдно одно задание за другим.

    I .Основные этапы игры.

    Этап 1. «Поиск карты заданий»

    Этап 3. «Меткий стрелок»

    Этап 4. «Топография».

    Этап 5. «Подносчики боеприпасов»

    Этап 6. «Химическая атака».

    Этап 7. «Санитарные посты».

    Этап 8. «Метание гранаты на дальность».

    Этап 9. «Гранатой метко в цель".

    Этап 10. «Кто быстрее и вкуснее».

    Этап 12. «Войсковые звания».

    Этап 13. «Военный эрудит».

    Этап 14. «Инсценировка военной песни».

    Подведение итогов конкурса и награждение

    Ход мероприятия.

    Участники военно-спортивной игры «Зарница» строятся перед центральным входом в школу под звуки торжественного марша. Поздравительные слова директора школы, приглашенных на «Зарницу. Во время холодной войны в СССР в школах шло военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Ежегодно организовывались смотры песни и строя, военизированные игры, уроки военного дела, военно-спортивные лагеря. Игра «Зарница» – это соревнования команд с элементами военных учений и спортивной подготовки. Игра имела массу вариантов, но направлена была на начальную военную подготовку школьников.

    I. Основные этапы игры.

    Этап 1. «Поиск карты»
    3 разведчика от каждой команды ведут поиск спрятанных пакетов по карте. Их цель - найти пакет с шифровкой и вернувшись в расположение команды разгадать ее согласно шифру по номеру буквы алфавита (1-А, 2-Б, …, 33-Я). Если все выполнено правильно, то команда получает карту маршрута.

    Алфавит русский нумерованный (пронумерованный) по порядку.

    А 1

    Б 2

    В 3

    Г 4

    Д 5

    Е 6

    Ё 7

    Ж 8

    З 9

    И 10

    Й 11

    К 12

    Л 13

    М 14

    Н 15

    О 16

    П 17

    Р 18

    С 19

    Т 20

    У 21

    Ф 22

    Х 23

    Ц 24

    Ч 25

    Ш 26

    Щ 27

    Ъ 28

    Ы 29

    Ь 30

    Э 31

    Ю 32

    Я 33

    Этап 2. Туристическое многоборье «Один за всех, все за одного»

    (время и правильность выполнения этапа)

      переправа по бревну;

      преодоление рва;

      преодоление «болота» по кочкам;

      паутина - каждый участник по очереди проползает по участку 6 метров по-пластунски под натянутыми веревками.

      бег 60 метров с туристическими рюкзаками

      завязывание туристических узлов (прямой, встречный, восьмерка, схватывающий)

      перетягивание каната

      установка туристической палатки

    Этап 3. «Подбить танк»


    Броски теннисного мяча по танкам, расстояние 8 -10м. По два броска каждый. Оценивается среднеарифметическим из набранных очков.

    Этап 4. «Топография».

    Принимают участие вся команда. Участникам дают карту с топографическими знаками. За определенное время надо написать их название.

    Этап 5. «Переправа» (4 юн. 4 дев)
    На поле отмечается флажками стартовая линия и в 20 м от нее флажки. С каждого класса соревнуются группа по 4 юноши и 4 девушки. Необходимо перенести девушек на другую сторону поля. Выигрывает команда, которая первая перенесла девушек на линию финиша. За нарушение правил, участники штрафуются очками.

    Этап 6. «Химическая атака». Участвуют 10 человек.
    Соревнование начинается с надевания противогазов. Каждый участник имеет противогаз с собой. Далее дается команда «Внимание, газы» и, надев противогазы, участники команд по очереди бегут до флажка, расположенного на расстоянии 15 метров и возвращаются передать эстафету следующему участнику команды.

    Этап 7. «Санитарные посты». (вся команда)
    В конкурсе участвуют все члены команды. Конкурс проходит в 2 этапа. Команда выходит на старт с оснащением, необходимым для оказания ПМП.


    1 этап. Санитары. Рассказать, какую первую помощь нужно оказать, если у вашего товарища: ………

    2 этап. Оказание ПМП при переломе бедра. Транспортировка больных в пункт сбора.

    Этап 8. «Метание гранаты на дальность».

    Этот пост проходят бойцы обеих команд (3 парня, 3 девушки). Учитывается лучший результат (юноши - 500гр., девушки-500гр.)

    Этап 9. «».

    Правильно организовать место для кострища. Разжигание костра и вскипячение воды в котелке. В соревновании участвуют вся команда.

    Оцениваются:

      быстрота разжигания костра;

      время закипания воды.

    Этап 11. «Боевой листок» и «Символы России».

    1. Команды создают«Боевой листок».

    2. Участникам команд необходимо написать основные государственные символы Российской Федерации.

      Государственный гимн Российской Федерации

      Государственный герб Российской Федерации

      Государственный флаг Российской Федерации

    3. Нарисовать флаг Российской Федерации. Особое значение в оценивании конкурса следует уделить правильному расположению и гамме цветов флага. Флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхнего – белого, среднего – синего и нижнего – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Белый цвет олицетворяет свободу. Синий цвет – Богородицу (покровительницу России) . Красный цвет – державность (смелость, великодушие) . Время выполнения задания 5 - 6 минут.

    Этап 12. «Войсковые звания».

    Командам раздаются чистые листы и ручки. Команда должна за определённое время вспомнить и записать войсковые звания, от «рядового» до «генерал армии». Лучший балл - за правильность последовательности званий и большее количество званий.

    Этап 13 . «Военный эрудит».

    Принимают участие вся команда. Участником за определенное время нужно ответить на вопросы связанные с военной службой.

    Этап 14. Музыкальный - «Инсценировка военной песни».

    Каждая команда готовит домашнее задание – это песня военных лет. Песню нужно представить, обыграть.

    Жюри судит конкурс по следующим критериям:

      оригинальность оформления;

      массовка;

      аранжировка;

      качество выступления

      выбор песни.

    Подведение итогов конкурса: Судьи в составе трех преподавателей оценивают результат каждого конкурса и подводят итог. Победители определяются по наибольшей сумме баллов. Команды-призеры награждаются дипломами, ценными подарками, команды, не занявшие призовых мест – грамотами и сладкими подарками. Также награждаются команды-победители каждого этапа конкурса.

    Этап 5. «Санитарные посты».

    Правила иммобилизации при переломе конечности:

      шина должна фиксировать не менее двух суставов, а при переломе бедра – все суставы нижней конечности;

      подгонку шины проводят на себе, чтобы не нарушать положение травмированной части тела;

      накладывать шину поверх одежды и обуви, которые при необходимости разрезают;

      для предупреждения сдавливания тканей в местах костных выступов накладывают мягкий материал;

      шину нельзя накладывать с той стороны, где выступает сломанная кость.

    Оказание ПМП при венозном кровотечении.

    Как же оказать ПМП при венозном кровотечение?

      Необходимо на кожу около раны нанести раствор йода или настойку бриллиантовой зелени.

      Наложить давящую повязку на место ранения.

      Выше раны вдоль костей наложить уплотняющий валик.

      После этого туго забинтуйте место ранения и придайте конечности возвышенное положение.

    Воинские звания

    «Прямой» узел

    1. Одной веревкой делается петля (рис. 54, а), а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке 54, б. Ходовые концы должны быть длиной 15-20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (рис. 54, д). Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан не­правильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.

    «Встречный» узел

    Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вя­жется простой узел (рис. 56, а), затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные сто­роны (рис. 56, б). После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся (рис. 56, в).

    Узел «восьмерка»

    Вяжется одной веревкой. Она складывается вдвое и на конце завя­зывается узел, напоминающий цифру восемь (рис. 61, а, б). Узел рас­правляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется (рис. 61, в).

    «Схватывающий» узел

    Узел завязывается репшнуром (6 мм) на основной веревке (ди­аметром 10-12 мм). Репшнур складывается пополам, им обносит­ся веревка (рис. 69, а, б). Затем операция повторяется (рис. 69, в, г). После этого узел затягивается, распрямляется и завязывается кон­трольный узел (рис. 69, д). Контрольный узел не нужен, если репшнур предварительно завязан в петлю узлом «встречный» или «грейпвайн».

    Зарница – «Ликвидации объекта»

    (военизированная игра зимой на улице)

    В назначенное время в школу подходят участники игры. Они разделены на две армии. У каждого пришиты погоны, у одних красного цвета - красная армия, у других синего - синяя армия. В каждой армии назначены командиры. Перед началом игры армии строятся во дворе школы в две шеренги друг против друга. С каждым взводом (классом) классные руководители. Каждую армию ведет инструктор из числа подготовленных старших ребят.

    Главнокомандующий дает пояснения:

      Марш-бросок 1 км по незнакомой местности по снегу.

      На пути следования встретятся различные препятствия: минное поле (10 шт. мин); река, через которую нужно переправиться по бревну, объект «Государственная граница», санитарный пост, поляна сражений, круг состязаний, полевая кухня.

      Конечная цель марша - военный объект. Это поляна сражений и круг состязаний.

    5. В войне могут быть и потери. Если кому-то из бойцов удастся сорвать погоны с противника, такой игрок считается убитым и выбывает из игры.

    6. Каждая армия движется к объекту своим маршрутом.

    Армии вытягиваются в колонну по одному. Впереди командиры.

      Станция «государственная граница»

    Учащимся предлагается нарисовать на снегу флаг России краской, разведенной в бутылках-брызгалках. Оценивается правильность выполнения задания и скорость.

      Станция «Минное поле»

    Ведущий поясняет, что вместо мин в снег закопаны 20 воздушных шариков, двух цветов. Идти дальше игроки не могут, пока не разминируют дорогу. Ребята берут сучки и, пользуясь ими как щупами, ищут мины. Надо найти 10 шариков, чтобы цвет соответствовал цвету погон, если находят шарик не своего цвета, закапывает обратно. Кто наступил на шарик, считается убитым.

      Станция «Переправа».

    Огромное дерево на берегу условной реки, обозначенной флажками. Длина 3 метра. Команда должна перейти по бревну, держась за руки. Кто упал, тот считается убитым.

      Станция «Санитары»

    В каждой команде выбираются санитары 2 человека и один раненый, на старте санитары должны оказать ПМП при ранении в голову и доставить пострадавшего в госпиталь, который находится на расстоянии 10м. (Применяются подручные средства или санки)

      Станция «Поляна сражений»

      Перед началом сражения участники заготавливают дрова.

      Организаторы подготавливают место проведения игры: определяют границы территории (форма: вытянутый прямоугольник); находят или делают 2 костровых места (в противоположных концах поля), вокруг которых ветками и брёвнышками выкладывают границу. Размеры территории зависят от количества играющих, диаметр границы вокруг костра – от возраста (чем старше дети, тем больше расстояние от границы до костра).

      Участники собираются в центре поля сражений. Главнокомандующий даёт вводную: разжечь костер, сделать укрепление из снега.

      Чтобы победить соперников, нужно потушить вражеский огонь снежками из своего укрепления, не пересекая центральной линии, защищая при этом свой костер. Для начала атаки подается сигнал и включается секундомер. На снежную атаку дается 20 минут.

      Станция «Круг состязаний»

    Как только костер потушен, объявляется «рукопашный бой» за флаг армии. Армии выстраиваются на противоположных сторонах «Круга сражений», по сигналу участники могут начать нападение. Отрывая погоны у противников. Участник с одним погоном считается раненым, без погонов – убитым, выбывая из игры. Главная задача – защитить свой флаг. Применять грубую силу – запрещено! Победителем считается та команда, которая сумела отвоевать флаг противника, но сохранить своё знамя.

    Общий итог сражений подводится по всем испытаниям вокруг «Костра дружбы», на «Полевой кухне» готовятся «печенки».

    Сценарий военно-спортивной игры «Зарница»

    Спортивная игра на улице для начальных классов. Время прохождения каждой станции 5 минут.

    Цель : способствовать военно-патриотическому воспитанию школьников; привлечь учащихся к занятиям спортом; развивать силу, ловкость, смекалку, творческое мышление.

    Задачи:

    1. Развивать силу, ловкость, быстроту, координацию движений, выносливость.

    2. Формировать умение общаться со сверстниками.

    3. Закреплять умение определять направление относительно себя, ориентироваться в пространстве. Знакомить детей с тем, что такое схема, карта и как их использовать.

    4. Воспитывать у детей качества необходимые будущему защитнику Родины, чувство взаимопомощи, выдержку, находчивость, смелость, упорство, умение сплоченно действовать в сложных ситуациях, ответственное отношение к поставленной задаче.

    5. Оздоравливать организм ребенка с помощью движений и действий на свежем воздухе.

    6. Формировать осознанное, безопасное выполнение заданий.

    Место проведение – территория школы.

    Подготовительная работа:

    1. Распределить учащихся по станциям: саперы; Я - патриот; санитары; военный эрудит; свари суп; военные знания; один за всех и все за одного; расшифровка. (В конкурсах «Я - патриот»; «военный эрудит»; «свари суп»; «военные звания»; «Один за всех и все за одного»; Расшифровка» участвует весь класс.)

    2. Подготовить класс к сдаче рапорта (девиз, название отряда), маршировке.

    Оборудование :

    Для станции «Саперы»: шары воздушные, игрушки, обручи.

    Для станции «Я – патриот»: белый картон, мелки (зеленый, красный, синий, желтый).

    Для станции «Санитары»: инвентарь аптечки, аптечка.

    Для станции «Военный эрудит»: вопросы на эрудицию.

    Для станции «Свари суп»: овощи, фрукты, поварешка, кастрюля.

    Для станции «Военные звания»: лист белой бумаги, ручка.

    Для станции «Один за всех и все за одного»: домик, кегли, покрышки от шин.

    Для станции «Расшифровка»: белый лист с шифровкой.

    План мероприятия

    I. Общий сбор.

    II. Строевая подготовка.

    III. Вручение командам маршрутных листов.

    IV. Прохождение маршрутов по станциям.

    1. Станция «Саперы».

    2. Станция «Я - патриот».

    3. Станция «Санитары».

    4. Станция «Военный эрудит».

    5. Станция «Свари суп».

    6. Станция «Военные звания».

    7. Станция «Одни за всех и все за одного».

    8. Шифровка.

    V. Полевая кухня.

    VI. Подведение итогов.

    Награды и призы:

    Для каждого отряда

    Маршрутные листы;

    Ход мероприятия

    I . Общий сбор

    Каждый класс находится в своей классной комнате. В это время раздается сигнал: «Воздушная тревога!» Команды в течение 5 минут собираются и выбегают на улицу, где строятся на торжественную линейку.

    II. Строевая подготовка.

    Звучит военная музыка. Дети строятся в шеренгу.

    Ведущий: Равняйсь! Смирно! На Право! Кругом! Здравия желаю, юнармейцы!

    Дети: Здравствуйте!

    Ведущий: Парад, смирно!

    Давно отгремели залпы войны

    Над нами мирное небо. Люди спокойно работают. Вы, дети, живете в мирное время. Это счастье, добытое в суровых сражениях и битвах. Наш покой охраняет наша славная Армия. Игру «Зарницу» мы посвящаем к Дню Победы!!

    III. Вручение командам маршрутных листов

    На торжественной линейке командир каждого класса докладывает о готовности класса к игре главнокомандующему: «Товарищ главнокомандующий! Отряд (название) к игре «Зарница» готов. Наш девиз (говорит класс). Командир (имя командира). Рапорт сдан!» Главнокомандующий отвечает: «Рапорт принят, вольно!»

    Главнокомандующий. Сейчас каждая команда получит конверт с указанием маршрута, по которому вы должны двигаться. На каждом перевалочном пункте вас будет ждать постовой. Он объяснит вам вашу задачу, проконтролирует то, как вы выполните задания, и оценит их. Если задание выполнено, то команда получает фишку. По музыкальному сигналу все команды отправляются дальше по маршруту. Дойдя до последнего пункта, вы получаете конверт с секретной информацией. В этом конверте самое важное задание.

    Итак, ваша задача - собрать больше фишек и выполнить последнее задание.

    (Командиры получают маршрутные листы, команды разбегаются по своим маршрутам.)

    IV. Прохождение маршрутов по станциям

    1.Станция «Саперы».

    Учувствуют 2 человека из команды. На определенном расстоянии друг от друга, будут лежать обручи. В них будут лежать надутые воздушные шары, в шарах будут лежать «мины». «Минами» будут игрушки. Задача одного игрока как можно больше и быстрее лопнуть шаров. Задача второго игрока отнести «мины» в коробку.Оцениваются быстрота, правильность выполнения.

    2. Станция «Я – патриот».

    Тут учащимся предлагается нарисовать на белом картоне флаг России мелом. Оценивается правильность выполнения задания.

    3. Станция «Санитары».

    Участвуют 6 человек из класса. Два человека должны правильно собрать аптечку. Один человек изображает раненого, а остальные 2 человека изображают санитаров, которые должны правильно оказать первую медицинскую помощь. Оценивается правильность и быстрота выполнения задания.

    4. Станция «Военный эрудит».

    Участвует весь класс. Дети должны ответить на вопросы:

    1) Символы России? (Флаг, гимн, герб).

    2) В какой последовательности идут цвета российского флага? (Белый, синий, красный).

    3) Как называется торжественное прохождение войск? (Парад).

    4) Как называется наступательное движение войск? (Атака).

    Оценивается правильность выполнения задания.

    5. Станция «Свари суп».

    На небольшом расстоянии стоит кастрюля и повара. По команде постового повар берет, что не обходимо для варки супа и пытается по пасть в кастрюлю (каждого повара будет по 2 попытки) Последний бежит к кастрюле, мешает ложкой содержимое, поднимает руку вверх и кричит «Готово». Оценивается быстрота и правильность выполнения задания.

    6. Станция «Военные звания».

    Команде выдается лист бумаги и ручка, где наклеены погоны со звездами. Команда должна за определённое время на писать войсковые звания, от «рядового» до «генерал армии». Оценивается правильность выполнения задания.

    7. Станция «Одни за всех и все за одного».

    Команда должна преодолеть полосу препятствий:

    1) прохождение змейкой;

    2) перепрыгивание колес;

    3) перелезание через домик.

    Оценивается быстрота и ловкость.

    8. Станция «Шифровка».

    На последней станции команда, получают конверт с самым важным заданием - шифровкой. Задача команды расшифровать слово (У каждой своей команды, будет свое зашифрованное слово). Команда расшифровывает слово и поднимает флаг. Оценивается правильность выполнения задания.

    Шифровка

    3 1 26 1 9 1 5 1 25 1 -1716 5 15 33 20 30

    193 16 11 22 13 1 415 1 526 201 2

    16 14 10 15 1 25 1 20 30 17 6 20 3012 13 1 19

    19 15 21 32 176 19 1532

    Ключ к шифровке

    АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТ

    123456789 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

    УФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ

    21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

    V. Полевая кухня.

    Пока подводят итоги, командам предлагается получить чашку чая и бублик.

    VI. Подведение итогов.

    Вот и подошла к концу военно-спортивная игра «Зарница». С задачей игры все ребята справились отлично. Вы показали себя, не только ловкими, сильными, смелыми, быстрыми, но и дружными, умеющими быть единой командой.

    За активное участие в военно-спортивной игре «Зарница» отряды награждаются грамотами.