• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Вы решили прыгнуть с парашютом ? "Перворазники" (так называют тех, кто собирается знакомиться с небом впервые) могут сделать это двумя способами. Это может быть самостоятельный прыжок по классической схеме с принудительным раскрытием парашюта (т.е. кольцо дергать не надо, все раскроется само). В другом случае это прыжок с тандем-мастером (инструктором) с высоты 4000 метров.

    Классическая схема

    Прыжок по классической схеме выполняется на круглом парашюте и приблизительно выглядит так: около 10минут полета на самолете (вертолете). На высоте 600 - 800 метров - отделение ("выпадание", как шутят про новичков опытные парашютисты), иногда самостоятельно. Затем открытие парашюта и дальнейшее висение под куполом в течение двух-трех минут. Приземление в том месте, куда занесет, поскольку купол неуправляемый. Укладывание купола в сумку и прогулка обратно на старт.

    Тандем

    Прыжок в тандеме выполняется на прямоугольном парашюте типа "крыло" и считается более безопасным: используется самая надежная техника, работают самые опытные инструкторы. Принцип прост - подвесная система новичка соединяется с подвесной системой инструктора, за спиной которого и находятся парашюты. Вдвоем они выпрыгивают из вертолета на высоте намного большей, чем по классической схеме - 3500-4000 метров. Затем то, ради чего, собственно, люди и отправляются в небо: свободное падение, которое длится около минуты. И лишь потом инструктор открывает парашют. Под его большим куполом тандемщики снижаются (всю работу по контролю за высотой, открытию парашюта, управлению куполом и приземлению выполняет тандем-мастер). Приземление происходит мягко, рядом с местом взлета. Еще один плюс тандема - можно заказать съемку своего прыжка, а после приземления просмотреть отснятый материал и заново пережить ощущения свободного падения, но уже без страха за плохой конец. Какому прыжку отдать предпочтение? Учтите плюсы и минусы того и другого.

    Самостоятельный прыжок с высоты 800 метров

    Минусы

    • Довольно долгая наземная подготовка.
    • Тяжелый по весу парашют.
    • Отсутствие свободного падения и связанных с ним впечатлений.
    • Отсутствие возможности снять прыжок на видео.
    • Как правило, отсутствие возможности управлять парашютом .
    • Есть опасность получения травм, например, если новичок перенервничал и что-то сделал не так.

    Плюсы

    • Относительно доступная цена.
    • Всегда в наличие свободные парашюты.
    • Есть возможность прыгнуть с друзьями в одном взлете.

    Прыжок с тандем-мастером (инструктором) с высоты 4000 метров

    Минусы

    • Высокая стоимость прыжка.

    Плюсы

    • Ощущение высоты 4000 метров.
    • Минута или больше свободного падения.
    • Мягкое приземление.
    • Видеокассета с записью прыжка.
    • Безопасность.

    Как подготовиться к прыжку

    Для всех новичков путь к первому прыжку один - через школу парашютизма. Такие школы существуют в большом количестве, обучаться там может любой желающий. В некоторых клубах вам предложат вместо долгих занятий экспресс-подготовку - короткий инструктаж на поле перед прыжком. Правда, многие серьезные профессионалы считают такое "полевое" обучение на аэродроме недостаточным. Ведь будущий парашютист должен не только знать, как и что делать во время прыжка, но и отшлифовать необходимые навыки до автоматизма, а это возможно лишь во время тренировок в спортзале и на макете подвесной системы парашюта. В других школах вас будут готовить не один день. Все репетируется до тех пор, пока каждый кандидат в парашютисты не выполнит "на отлично" и отделение от самолета, и отключение запасного парашюта (чтобы он не помешал основному), и приземление. Особое внимание - нештатным ситуациям, например, приземлению на дерево. На сегодняшний день существует три самых распространенных варианта серьезной подготовки к прыжку. Правилом для всех программ обучения является то, что к следующему этапу переходят только тогда, когда ученик полностью освоил предыдущий. От количества прыжков в этом случае ничего не зависит.

    1. Обучение по классической программе В советские времена в распространенных по всей стране школах ДОСААФ (ныне РОСТО) обучали только по этой методике, наиболее распространенной и дешевой и по сей день. Первые прыжки в этой программе начинаются с высоты 800 метров с использованием принудительного раскрытия парашюта. По мере дальнейшего продвижения в учебе ученик осваивает необходимые парашютисту навыки, в том числе учится самостоятельно раскрывать парашют. В результате обучения по этой программе человек оказывается достаточно подготовленным, чтобы начать изучать прыжки на управляемом парашюте типа "крыло". Чтобы полностью пройти эту программу, может потребоваться от 25 до 45 прыжков, в зависимости от способностей обучающегося.
    2. Обучение по программе "Статик Лайн" (Static Line в переводе - вытяжной фал) Отличается от классической программы тем, что с самого начала прыжки осуществляются с управляемым парашютом типа "крыло". Парашют этот, правда, специально подготовлен с учетом того, что с ним будет прыгать новичок - более устойчив и т.д. Как и в классике, первые прыжки осуществляются с применением принудительного раскрытия парашюта. Тем не менее, многие специалисты серьезно сомневаются в необходимости этой программы, поэтому в большинстве школ ее не встретишь. Основная причина заключается в небезопасности данной методики. Парашюты типа "крыло" требуют раскрытия в правильной позе, а научить этому на земле человека, который ни разу не прыгал, очень сложно. Поэтому у студентов, обучающихся по этой программе, происходило большое количество ЧП, например, когда люди запутывались в стропах во время раскрытия парашюта.
    3. Обучение по программе АФФ. (AFF - Accelerated Free Fall, в переводе - "Ускоренное свободное падение") Наиболее эффективная и безопасная программа. При достаточных способностях обучающегося ее можно пройти за неделю. Одно из отличий в том, что обучающегося очень интенсивно тренируют на земле. Другое отличие в том, что вместе с новичком с самого первого прыжка выпрыгивают два инструктора. В воздухе они контролируют и подстраховывают его. Это позволяет с первых же прыжков использовать парашют типа "крыло" и прыгать с высоты 3500 - 4 000 метров. После раскрытия парашюта контроль действий обучающегося осуществляется с земли по рации. Как показывает практика, эту программу проходят за меньшее количество прыжков - от 8 до 15.

    Кстати, подготовка к прыжку в тандеме (включая надевание подвесной системы) занимает от 5 до 15 минут, теоретических знаний практически не понадобится, ведь фактически за все в ответе инструктор.

    Как остаться живым

    На некоторых аэродромах с вас, скорее всего, возьмут расписку на случай неудачного прыжка. Бежать к нотариусу составлять завещание и вообще сильно переживать по этому поводу не нужно. Неудачный прыжок - редкое исключение: ведь каждый новичок прыгает с двумя парашютами сразу, один из них - запасной. В случае если человек растерялся и забыл открыть основной, специальное страхующее устройство выбрасывает запасной парашют. Еще одна страшилка - неправильно уложенный парашют. Эти страхи тоже порядком преувеличены: укладкой куполов занимаются только инструкторы и спортсмены аэроклуба, знающие процесс как свои пять пальцев. Впрочем, для того, чтобы вы почти наверняка не попали в страшную статистику несчастных случаев, желательно прислушаться к советам бывалых парашютистов.

    1. Ответственно подойдите к выбору клуба, в котором будете совершать прыжки. Поговорите с теми, кто уже прыгал. Выясните, сколь опытные и ответственные люди будут организовывать ваш первый прыжок .
    2. Серьезно отнеситесь к подготовке. Не пожалейте времени и пройдите обучение по одной из программ, описанных выше.
    3. Воздержитесь на первых прыжках от использования парашютов, которые придется раскрывать самостоятельно. Для самостоятельных прыжков первое время безопаснее система с принудительным раскрытием парашюта. Полностью исключает травмирование прыжок в тандеме.
    4. Не забывайте надевать подходящую обувь и одежду.
    5. Особое внимание уделите отработке техники приземления. В подавляющем большинстве случаев новички получают серьезные травмы именно при приземлении (переломы тазового пояса и бедер, компрессионный перелом позвоночника). Поэтому есть смысл научиться делать все правильно еще на земле.

    Кого не пустят в небо

    Не все желающие смогут насладиться свободным падением, прыжок так и останется мечтой для тех, у кого слабое здоровье. И хотя перед вылетом местный врач обязательно вас осмотрит, даже померяет пульс и давление, все-таки лучше позаботиться о своем здоровье самостоятельно и при необходимости заранее проконсультироваться со специалистами. Противопоказания к самостоятельным прыжкам:

    1. Серьезные хронические заболевания (особенно сердечно-сосудистые, в том числе, повышенное артериальное давление на момент осмотра перед прыжком, и нервно-психические).
    2. Сильная близорукость и другие проблемы со зрением. С каким зрением можно, а с каким нельзя отправляться на аэродром, лучше проконсультироваться у своего окулиста. Очкарикам, в любом случае, лучше предпочесть контактные линзы или очки с пластиковыми стеклами, которые сзади лучше закрепить. Рекомендуется иметь горнолыжные или специальные парашютные очки (возможно, вам их выдадут на месте). Они нужны для того, чтобы линзы не выбило из глаз потоком воздуха.
    3. Переломы. Если в прошлом у вас были травмы ног, костей таза, позвоночника, или есть иные заболевания опорно-двигательного аппарата - нужна консультация лечащего врача. При переломах ног нельзя прыгать в течение года после полного срастания костей.
    4. Состояние алкогольного и (или) наркотического опьянения.
    5. Эпилепсия.
    6. Сахарный диабет.
    7. Проблемы с координацией движений.
    8. Вес менее 40 и более 95 кг.

    Что еще надо знать

    Прыжки проходят чаще всего в выходные дни (летом возможны прыжки и в течение недели). Построение, первичный инструктаж (если вы выбрали короткую подготовку перед прыжком) и распределение инструкторов проводится обычно в 9-10 часов утра. Иногда инструктаж затягивается надолго, поэтому лучше захватить с собой еды на целый день, буфет есть не везде. При себе необходимо иметь удостоверение личности (паспорт, военный билет, студенческий билет или "права") и деньги за прыжок . Не забудьте также предусмотреть средства на случай штрафа (например, при потере кольца). Прыгают обычно с самолетов малой авиации (в большинстве клубов это Як или Ан), кое-где есть вертолеты. Обычно техника старая, но надежная. Кстати, для одного парашютиста крылатую машину в воздух поднимать не будут, нужна группа хотя бы из пяти человек. Что касается экипировки, то для первого раза вполне можно ограничиться "земной" одеждой и обувью. Даже в самое жаркое время следует предпочесть плотную и удобную одежду с длинными рукавами, с застегивающимися манжетами, и длинными брючинами, например, комбинезон. Стоит иметь в виду, что при приземлении ваша одежда скорее всего испачкается и (или) порвется, поэтому имеет смысл взять с собой сменный комплект. Крайне желательна крепкая обувь на толстой подошве и низких каблуках, которая не слетит с ноги во время прыжка и надежно зафиксирует голеностоп. Лучше всего, если это будут жесткие и высокие ботинки со шнуровкой (кроссовки нежелательны). Захватите с собой и перчатки (в любую погоду). Перед прыжком лучше снять с себя (или оставить дома) ювелирные украшения и часы с металлическим браслетом, а также вынуть из карманов хрупкие, колющие, режущие предметы. В день, намеченный вами для визита в небо, должна быть непременно летная погода. Это значит, прежде всего, что скорость ветра должна быть меньше 6 м/с, а облачность небольшая. Самолет также не сможет взлететь, если распутица испортила взлетное поле.

    Как пройдет прыжок

    Перед посадкой парашютистов распределяют по весу - самые тяжелые должны прыгать первыми. Самолет делает круги над аэродромом, довольно быстро набирая высоту, при этом может заложить уши. Инструктор знаками показывает, кому приготовиться, открывает люк. На высоте около 800 м раздается зуммер: 2 коротких звонка сирены - "приготовиться". Времени на подготовку отводится очень мало - всего несколько секунд, иначе собирать потом парашютистов придется в районе нескольких километров. Парашютисты по одному подходят к открытой двери, левая нога стоит на срезе двери, правая, полусогнутая - чуть позади. Вес необходимо перенести на правую ногу и не выглядывать из самолета. Руки должны быть скрещены на груди. После длинной сирены, дождавшись похлопывания по плечу и команды "Пошел!", новичок прыгает в бездну. Люди на глазах оставшихся в самолете бесследно исчезают в воздухе. Но это не повод отказываться от прыжка! Вспоминаете считалочку парашютиста, которую вы давно выучили наизусть: "1001", "1002" "1003".- "КОЛЬЦО!". Дернули за кольцо - парашют открылся. "1004", "1005" - "КУПОЛ!". Смотрим наверх, все ли раскрылось и раскрылось ли правильно. "ЗАПАСКА!". Отключаем автоматическое открытие запасного парашюта. "ОСМОТРЕЛИСЬ!". Крутимся на подвесной системе, смотрим, нет ли кого рядом в воздухе. "УСЕЛИСЬ!". Устраиваемся поудобнее. Летим! Наслаждаемся тишиной и ощущениями полета. "САДИМСЯ!" Примерно за десять метров до земли, горизонт вдруг резко "прыгает" вверх. Пора готовиться к приземлению. В этот момент необходимо сгруппироваться: ноги вместе, полусогнуты, стопы параллельно земле, подбородок прижат к груди. Нельзя смотреть на горизонт, а только на ноги. При посадке нужно обязательно коснуться земли двумя ногами одновременно, иначе нагрузка на них может распределиться неравномерно и, как результат - возможен перелом. Для смягчения удара парашютист падает на спину или на бок. После приземления купол вместе с ранцем и стропами складывают в специальную сумку, которая прицеплена на груди. Сначала складывается в сумку ранец и стропы, потом скатывается в несколько слоев сам купол. С этим скарбом нужно идти на место упаковки парашютов. После приземления всем смельчакам выдаются свидетельства о совершении прыжка.

    Приземление в экстремальных условиях

    Опасности подстерегают новичков при налете на препятствия. Ими могут быть линии электропередач, бетонные заборы, столбы, автомобили.
    • Самое опасное - это приводнение. Приближаясь к воде, нужно быстро и последовательно отцепить запасной парашют, расстегнуть ножные ремни, вынуть одну руку из плечевой лямки, освободиться от грудного ремня и на высоте два-три метра, выскользнув из второй лямки, постараться нырнуть как можно глубже и проплыть дальше, чтобы купол основного парашюта не успел накрыть вас с головой.
    • Попадая в лесную зону, нужно закрыть лицо перекрещенными руками, повернув венами вовнутрь, попытаться отталкиваться напряженными ногами о стволы деревьев и стараться быстрее приблизиться к земле. В случае если купол запутался в ветвях, парашютист должен тихо-мирно висеть и ждать помощи.
    • При приземлении на крыши зданий - главное успеть разбежаться и оттолкнуться от плоскости здания, пока купол не погас.

    Куда податься и сколько стоит

    Теоретический курс по классической схеме на одной из известных дропзон (этим словом парашютисты между собой называют аэродром для прыжков) обойдется в 4500 рублей, по программе АФФ - около 30 тыс. рублей. Прыжок по классической схеме обойдется в 450-600 рублей по столичным меркам. Стоимость прыжка в тандеме - от 3 тыс. рублей без видеосъемки и фотографирования. Цены примерно одинаковы на всех подмосковных дропзонах. Одно из самых популярных мест для прыжков с парашютом - аэродром Тушино. На территории аэродрома работают несколько аэроклубов. Один из самых авторитетных - Национальный аэроклуб России имени Чкалова. Не менее известен в среде парашютистов и любителей авиаспорта аэродром, расположенный в окрестностях города Егорьевска, что в 96 километрах от Москвы. Аэроград Коломна приглашает на аэродром Коробчеево (100 километров от Москвы). Постоянно работает аэродром в Ступино. Если вы захотите заниматься дальше, то следующим шагом станет прыжок с несколькими секундами свободного полета. Он совершается с высоты 3-4 километров, а парашют раскрывается с задержкой в пару десяток секунд. Но такое удовольствие возможно, только если вы совершили больше десятка прыжков.

    ? "Перворазники" (так называют тех, кто собирается знакомиться с небом впервые) могут сделать это двумя способами. Это может быть самостоятельный прыжок по классической схеме с принудительным раскрытием парашюта (т.е. кольцо дергать не надо, все раскроется само). В другом случае это прыжок с тандем-мастером (инструктором) с высоты 4000 метров.

    Классическая схема

    Прыжок по классической схеме выполняется на круглом парашюте и приблизительно выглядит так: около 10минут полета на самолете (вертолете). На высоте 600 - 800 метров - отделение ("выпадание", как шутят про новичков опытные парашютисты), иногда самостоятельно. Затем открытие парашюта и дальнейшее висение под куполом в течение двух-трех минут. Приземление в том месте, куда занесет, поскольку купол неуправляемый. Укладывание купола в сумку и прогулка обратно на старт.

    Тандем

    Прыжок в тандеме выполняется на прямоугольном парашюте типа "крыло" и считается более безопасным: используется самая надежная техника, работают самые опытные инструкторы. Принцип прост - подвесная система новичка соединяется с подвесной системой инструктора, за спиной которого и находятся парашюты. Вдвоем они выпрыгивают из вертолета на высоте намного большей, чем по классической схеме - 3500-4000 метров. Затем то, ради чего, собственно, люди и отправляются в небо: свободное падение, которое длится около минуты. И лишь потом инструктор открывает парашют. Под его большим куполом тандемщики снижаются (всю работу по контролю за высотой, открытию парашюта, управлению куполом и приземлению выполняет тандем-мастер). Приземление происходит мягко, рядом с местом взлета. Еще один плюс тандема - можно заказать съемку своего прыжка, а после приземления просмотреть отснятый материал и заново пережить ощущения свободного падения, но уже без страха за плохой конец. Какому прыжку отдать предпочтение? Учтите плюсы и минусы того и другого.

    Самостоятельный прыжок с высоты 800 метров

    Минусы

    • Довольно долгая наземная подготовка.
    • Тяжелый по весу парашют.
    • Отсутствие свободного падения и связанных с ним впечатлений.
    • Отсутствие возможности снять прыжок на видео.
    • Как правило, отсутствие возможности управлять парашютом .
    • Есть опасность получения травм, например, если новичок перенервничал и что-то сделал не так.

    Плюсы

    • Относительно доступная цена.
    • Всегда в наличие свободные парашюты.
    • Есть возможность прыгнуть с друзьями в одном взлете.

    Прыжок с тандем-мастером (инструктором) с высоты 4000 метров

    Минусы

    • Высокая стоимость прыжка.

    Плюсы

    • Ощущение высоты 4000 метров.
    • Минута или больше свободного падения.
    • Мягкое приземление.
    • Видеокассета с записью прыжка.
    • Безопасность.

    Как подготовиться к прыжку

    Для всех новичков путь к первому прыжку один - через школу парашютизма. Такие школы существуют в большом количестве, обучаться там может любой желающий. В некоторых клубах вам предложат вместо долгих занятий экспресс-подготовку - короткий инструктаж на поле перед прыжком. Правда, многие серьезные профессионалы считают такое "полевое" обучение на аэродроме недостаточным. Ведь будущий парашютист должен не только знать, как и что делать во время прыжка, но и отшлифовать необходимые навыки до автоматизма, а это возможно лишь во время тренировок в спортзале и на макете подвесной системы парашюта. В других школах вас будут готовить не один день. Все репетируется до тех пор, пока каждый кандидат в парашютисты не выполнит "на отлично" и отделение от самолета, и отключение запасного парашюта (чтобы он не помешал основному), и приземление. Особое внимание - нештатным ситуациям, например, приземлению на дерево. На сегодняшний день существует три самых распространенных варианта серьезной подготовки к прыжку. Правилом для всех программ обучения является то, что к следующему этапу переходят только тогда, когда ученик полностью освоил предыдущий. От количества прыжков в этом случае ничего не зависит.

    1. Обучение по классической программе В советские времена в распространенных по всей стране школах ДОСААФ (ныне РОСТО) обучали только по этой методике, наиболее распространенной и дешевой и по сей день. Первые прыжки в этой программе начинаются с высоты 800 метров с использованием принудительного раскрытия парашюта. По мере дальнейшего продвижения в учебе ученик осваивает необходимые парашютисту навыки, в том числе учится самостоятельно раскрывать парашют. В результате обучения по этой программе человек оказывается достаточно подготовленным, чтобы начать изучать прыжки на управляемом парашюте типа "крыло". Чтобы полностью пройти эту программу, может потребоваться от 25 до 45 прыжков, в зависимости от способностей обучающегося.
    2. Обучение по программе "Статик Лайн" (Static Line в переводе - вытяжной фал) Отличается от классической программы тем, что с самого начала прыжки осуществляются с управляемым парашютом типа "крыло". Парашют этот, правда, специально подготовлен с учетом того, что с ним будет прыгать новичок - более устойчив и т.д. Как и в классике, первые прыжки осуществляются с применением принудительного раскрытия парашюта. Тем не менее, многие специалисты серьезно сомневаются в необходимости этой программы, поэтому в большинстве школ ее не встретишь. Основная причина заключается в небезопасности данной методики. Парашюты типа "крыло" требуют раскрытия в правильной позе, а научить этому на земле человека, который ни разу не прыгал, очень сложно. Поэтому у студентов, обучающихся по этой программе, происходило большое количество ЧП, например, когда люди запутывались в стропах во время раскрытия парашюта.
    3. Обучение по программе АФФ. (AFF - Accelerated Free Fall, в переводе - "Ускоренное свободное падение") Наиболее эффективная и безопасная программа. При достаточных способностях обучающегося ее можно пройти за неделю. Одно из отличий в том, что обучающегося очень интенсивно тренируют на земле. Другое отличие в том, что вместе с новичком с самого первого прыжка выпрыгивают два инструктора. В воздухе они контролируют и подстраховывают его. Это позволяет с первых же прыжков использовать парашют типа "крыло" и прыгать с высоты 3500 - 4 000 метров. После раскрытия парашюта контроль действий обучающегося осуществляется с земли по рации. Как показывает практика, эту программу проходят за меньшее количество прыжков - от 8 до 15.

    Кстати, подготовка к прыжку в тандеме (включая надевание подвесной системы) занимает от 5 до 15 минут, теоретических знаний практически не понадобится, ведь фактически за все в ответе инструктор.

    Как остаться живым

    На некоторых аэродромах с вас, скорее всего, возьмут расписку на случай неудачного прыжка. Бежать к нотариусу составлять завещание и вообще сильно переживать по этому поводу не нужно. Неудачный прыжок - редкое исключение: ведь каждый новичок прыгает с двумя парашютами сразу, один из них - запасной. В случае если человек растерялся и забыл открыть основной, специальное страхующее устройство выбрасывает запасной парашют. Еще одна страшилка - неправильно уложенный парашют. Эти страхи тоже порядком преувеличены: укладкой куполов занимаются только инструкторы и спортсмены аэроклуба, знающие процесс как свои пять пальцев. Впрочем, для того, чтобы вы почти наверняка не попали в страшную статистику несчастных случаев, желательно прислушаться к советам бывалых парашютистов.

    1. Ответственно подойдите к выбору клуба, в котором будете совершать прыжки. Поговорите с теми, кто уже прыгал. Выясните, сколь опытные и ответственные люди будут организовывать ваш первый прыжок .
    2. Серьезно отнеситесь к подготовке. Не пожалейте времени и пройдите обучение по одной из программ, описанных выше.
    3. Воздержитесь на первых прыжках от использования парашютов, которые придется раскрывать самостоятельно. Для самостоятельных прыжков первое время безопаснее система с принудительным раскрытием парашюта. Полностью исключает травмирование прыжок в тандеме.
    4. Не забывайте надевать подходящую обувь и одежду.
    5. Особое внимание уделите отработке техники приземления. В подавляющем большинстве случаев новички получают серьезные травмы именно при приземлении (переломы тазового пояса и бедер, компрессионный перелом позвоночника). Поэтому есть смысл научиться делать все правильно еще на земле.

    Кого не пустят в небо

    Не все желающие смогут насладиться свободным падением, прыжок так и останется мечтой для тех, у кого слабое здоровье. И хотя перед вылетом местный врач обязательно вас осмотрит, даже померяет пульс и давление, все-таки лучше позаботиться о своем здоровье самостоятельно и при необходимости заранее проконсультироваться со специалистами. Противопоказания к самостоятельным прыжкам:

    1. Серьезные хронические заболевания (особенно сердечно-сосудистые, в том числе, повышенное артериальное давление на момент осмотра перед прыжком, и нервно-психические).
    2. Сильная близорукость и другие проблемы со зрением. С каким зрением можно, а с каким нельзя отправляться на аэродром, лучше проконсультироваться у своего окулиста. Очкарикам, в любом случае, лучше предпочесть контактные линзы или очки с пластиковыми стеклами, которые сзади лучше закрепить. Рекомендуется иметь горнолыжные или специальные парашютные очки (возможно, вам их выдадут на месте). Они нужны для того, чтобы линзы не выбило из глаз потоком воздуха.
    3. Переломы. Если в прошлом у вас были травмы ног, костей таза, позвоночника, или есть иные заболевания опорно-двигательного аппарата - нужна консультация лечащего врача. При переломах ног нельзя прыгать в течение года после полного срастания костей.
    4. Состояние алкогольного и (или) наркотического опьянения.
    5. Эпилепсия.
    6. Сахарный диабет.
    7. Проблемы с координацией движений.
    8. Вес менее 40 и более 95 кг.

    Что еще надо знать

    Прыжки проходят чаще всего в выходные дни (летом возможны прыжки и в течение недели). Построение, первичный инструктаж (если вы выбрали короткую подготовку перед прыжком) и распределение инструкторов проводится обычно в 9-10 часов утра. Иногда инструктаж затягивается надолго, поэтому лучше захватить с собой еды на целый день, буфет есть не везде. При себе необходимо иметь удостоверение личности (паспорт, военный билет, студенческий билет или "права") и деньги за прыжок . Не забудьте также предусмотреть средства на случай штрафа (например, при потере кольца). Прыгают обычно с самолетов малой авиации (в большинстве клубов это Як или Ан), кое-где есть вертолеты. Обычно техника старая, но надежная. Кстати, для одного парашютиста крылатую машину в воздух поднимать не будут, нужна группа хотя бы из пяти человек. Что касается экипировки, то для первого раза вполне можно ограничиться "земной" одеждой и обувью. Даже в самое жаркое время следует предпочесть плотную и удобную одежду с длинными рукавами, с застегивающимися манжетами, и длинными брючинами, например, комбинезон. Стоит иметь в виду, что при приземлении ваша одежда скорее всего испачкается и (или) порвется, поэтому имеет смысл взять с собой сменный комплект. Крайне желательна крепкая обувь на толстой подошве и низких каблуках, которая не слетит с ноги во время прыжка и надежно зафиксирует голеностоп. Лучше всего, если это будут жесткие и высокие ботинки со шнуровкой (кроссовки нежелательны). Захватите с собой и перчатки (в любую погоду). Перед прыжком лучше снять с себя (или оставить дома) ювелирные украшения и часы с металлическим браслетом, а также вынуть из карманов хрупкие, колющие, режущие предметы. В день, намеченный вами для визита в небо, должна быть непременно летная погода. Это значит, прежде всего, что скорость ветра должна быть меньше 6 м/с, а облачность небольшая. Самолет также не сможет взлететь, если распутица испортила взлетное поле.

    Как пройдет прыжок

    Перед посадкой парашютистов распределяют по весу - самые тяжелые должны прыгать первыми. Самолет делает круги над аэродромом, довольно быстро набирая высоту, при этом может заложить уши. Инструктор знаками показывает, кому приготовиться, открывает люк. На высоте около 800 м раздается зуммер: 2 коротких звонка сирены - "приготовиться". Времени на подготовку отводится очень мало - всего несколько секунд, иначе собирать потом парашютистов придется в районе нескольких километров. Парашютисты по одному подходят к открытой двери, левая нога стоит на срезе двери, правая, полусогнутая - чуть позади. Вес необходимо перенести на правую ногу и не выглядывать из самолета. Руки должны быть скрещены на груди. После длинной сирены, дождавшись похлопывания по плечу и команды "Пошел!", новичок прыгает в бездну. Люди на глазах оставшихся в самолете бесследно исчезают в воздухе. Но это не повод отказываться от прыжка! Вспоминаете считалочку парашютиста, которую вы давно выучили наизусть: "1001", "1002" "1003".- "КОЛЬЦО!". Дернули за кольцо - парашют открылся. "1004", "1005" - "КУПОЛ!". Смотрим наверх, все ли раскрылось и раскрылось ли правильно. "ЗАПАСКА!". Отключаем автоматическое открытие запасного парашюта. "ОСМОТРЕЛИСЬ!". Крутимся на подвесной системе, смотрим, нет ли кого рядом в воздухе. "УСЕЛИСЬ!". Устраиваемся поудобнее. Летим! Наслаждаемся тишиной и ощущениями полета. "САДИМСЯ!" Примерно за десять метров до земли, горизонт вдруг резко "прыгает" вверх. Пора готовиться к приземлению. В этот момент необходимо сгруппироваться: ноги вместе, полусогнуты, стопы параллельно земле, подбородок прижат к груди. Нельзя смотреть на горизонт, а только на ноги. При посадке нужно обязательно коснуться земли двумя ногами одновременно, иначе нагрузка на них может распределиться неравномерно и, как результат - возможен перелом. Для смягчения удара парашютист падает на спину или на бок. После приземления купол вместе с ранцем и стропами складывают в специальную сумку, которая прицеплена на груди. Сначала складывается в сумку ранец и стропы, потом скатывается в несколько слоев сам купол. С этим скарбом нужно идти на место упаковки парашютов. После приземления всем смельчакам выдаются свидетельства о совершении прыжка.

    Приземление в экстремальных условиях

    Опасности подстерегают новичков при налете на препятствия. Ими могут быть линии электропередач, бетонные заборы, столбы, автомобили.

    • Самое опасное - это приводнение. Приближаясь к воде, нужно быстро и последовательно отцепить запасной парашют, расстегнуть ножные ремни, вынуть одну руку из плечевой лямки, освободиться от грудного ремня и на высоте два-три метра, выскользнув из второй лямки, постараться нырнуть как можно глубже и проплыть дальше, чтобы купол основного парашюта не успел накрыть вас с головой.
    • Попадая в лесную зону, нужно закрыть лицо перекрещенными руками, повернув венами вовнутрь, попытаться отталкиваться напряженными ногами о стволы деревьев и стараться быстрее приблизиться к земле. В случае если купол запутался в ветвях, парашютист должен тихо-мирно висеть и ждать помощи.
    • При приземлении на крыши зданий - главное успеть разбежаться и оттолкнуться от плоскости здания, пока купол не погас.

    Ваш первый прыжок с парашютом...что необходимо знать Прыжки проходят чаще всего в выходные дни, сбор на инструктаж на каждом аэродроме в разное время, но как практика - с 9-11 часов утра. Выбор транспортного самолета и парашютной системы зависит от того, что есть в наличии на аэродроме. Обычно техника старая, но надежная. Если для вас крайне важен тип купола, то лучше заранее узнать все по телефону. Чтобы прыжок состоялся Во-первых, необходимо пройти медкомиссию, которая, в общем-то, чистая формальность. Аэродромный врач осуществляет беглый осмотр и опрос на предмет основных противопоказаний. В лучшем случае, померяют пульс и давление. Поэтому, заботиться о своем здоровье вы должны сами. Во-вторых, с вас скорее всего возьмут расписку на случай неудачного прыжка. Переживать по этому поводу не стоит. Неудачный прыжок - редкое исключение. В-третьих, с вас обязательно возьмут деньги, не забудьте также предусмотреть средства на случай штрафа (потеря кольца, укладку открывшейся по забывчивости запаски). Расценки лучше уточнить по телефону. Одежда и обувь. Специальные парашютистские ботинки - очень жесткие, крепко держат голеностоп. Шнуровка спереди и сзади дает защиту от вывиха и растяжения. Это надо учесть при выборе обуви для своего прыжка. Одежду необходимо подобрать с длинными рукавами и брючинами, даже если это разгар лета. Летная погода. Самое главное, чтобы ветер был меньше 6 м/с. Самолет также не сможет взлететь, если распутица испортила взлетное поле. Желательно, чтобы не было грозы, а вот в дождь прыгать можно, но тащить после приземления намокший парашют - затруднительно. Инструктаж. Перед полетом с перворазниками проводится подробный инструктаж. Иногда он затягивается надолго, поэтому лучше захватить с собой еды на целый день. Во время инструктажа даются общие рекомендации, разъясняется предназначение основных частей парашютной системы, проводится тренировка основных моментов прыжка. Многим запомнилась знаменитая «тумбочка», высотой в полтора метра, на которой отрабатывается приземление. Одеваем парашюты Сразу необходимо отметить, что парашюты проходят несколько ступеней проверки и укладывают их для перворазников профессионалы, поэтому бояться «нераскрытия» не надо, лучше сосредоточиться на более важных вещах. Прыжки перворазников проводятся на десантных парашютных системах (Д-1-5У, Д-5, Д-6 и пр.) Д1-5У весит 17,5 кг. Площадь купола 82,5 м2 Довольно тяжелый купол, практически неуправляемый и тяжелый при приземлении. Но у него есть одно соблазняющее преимущество, отличающее его от других - он не требует принудительного раскрытия, т. е. выдергивания кольца. Парашют открывается сам после выхода человека из самолета. Для некоторых это психологическое преимущество важнее веса, управляемости и мягкости. Д-6 - парашют с принудительным (ручным) раскрытием и выдергиванием кольца через три секунды после прыжка. Вес 11,5 кг. Площадь купола 83 м2. Довольно удобный в сравнении с «Дубом» купол. Частью этого парашюта является Стабилизирующая система (медуза). Основной функцией системы является стабилизация положения парашютиста перед раскрытием основного купола. Она же выполняет функции вытяжного парашюта, т. е. вытягивает основной парашют. Вытяжной фал (леер) одним концом прикреплен к металлическому тросу в самолете, другой, цепляется к карабину медузы. При прыжке леер натягивается, рвет сдерживающую нитку и открывает малый парашют (эту самую медузу). Открытие медузы запускает страхующий прибор, который отсчитывает три секунды и открывает основной парашют, конечно в том случае, если парашютист забыл дернуть кольцо. Для того чтобы не потерять кольцо, к нему привязана резинка, в которую продевается рука. Запаска предназначена для эксплуатации в случае отказа работы основного парашюта. Запаска также оснащена страхующим прибором, который включается перед прыжком в самолете. Его надо обязательно отключить, если основной купол раскрылся правильно, иначе придется приземляться на двух парашютах. Для этого нужно вытащить рыжую-красную тесемку из специальной петельки не ниже 300 м. Для практически нереальных случаев нераскрытия основного парашюта и несрабатывания страхующего прибора запаски, ее можно раскрыть с помощью кольца или специального троса. Фиксация парашюта на человеке Для того, чтобы не выпасть из системы во время открытия парашюта, его подгоняют к туловищу очень плотно. Большой рюкзак с основным парашютом одевается на печи и закрепляется. Лямками он фиксируется на груди и ногах. Жесткость регулируется боковыми лямками. Также закрепляется сумка для последующего складывания парашюта. В самом конце экипировки фиксируется запасной парашют в виде маленькой сумки с красной металлической скобой, общим весом в 5 кг. Дополняет все это великолепие парашютно-мотоциклетный шлем. В таком виде довольно затруднительно передвигаться по земле, но он не для этого и одевается. В самолете Перед посадкой парашютистов распределяют по весу - самые тяжелые должны прыгать первыми. Самолет делает круги над аэродромом, довольно быстро набирая высоту, при этом может заложить уши. Выпускающий (инструктор) прицепляет вытяжные фалы стабилизирующих парашютов всех прыгающих к металлическому тросу, объясняет каждому человеку на пальцах его очередь, открывает люк, определяет силу и направление ветра (кидает пристрелку). Звучит команда приготовиться к прыжку - это 2 коротких звонка сирены. Времени на подготовку отводится очень мало - всего несколько секунд, иначе собирать потом парашютистов придется в районе нескольких километров. Главное здесь - следить за сигналами инструктора. Он знаками показывает, кому приготовиться. Парашютисты по одному подходят к открытой двери, левая нога стоит на срезе двери, правая, полусогнутая - чуть позади. Вес необходимо перенести на правую ногу и не выглядывать из самолета. Инструктор запускает страхующий прибор на запаске. Руки должны быть скрещены на груди. После длинной сирены, дождавшись похлопывания по плечу и команды «Пошел!», отделяетесь. Удачи! Высота выброски парашютистов - 800 метров и земля из самолета выглядит просто картой. Скорость самолета при выброске - 160 км/ч. Люди в момент прыжка исчезают на взгляд оставшихся в самолете «в никуда», их просто мгновенно сносит потоком воздуха. У некоторых это вызывает шок и приступ страха, поэтому лучше знать это заранее. Ведь по инструкции, самолет должен прилетать пустым. Тех, кто отказывается прыгнуть - выкидывают. Прыжок «Пошел!» Мягкий, но резкий удар набегающего потока закручивает парашютиста в свободном падении со скоростью 50 м/сек. Свободное падение длится три секунды - вытяжной фал вытаскивает «медузу» (стабилизирующий парашют), в этот момент надо сгруппироваться и начать отсчет: «521, 522, 523». Такое нагромождение цифр используется для того, чтобы разволновавшийся парашютист, оказавшись за бортом самолета, не выпалил «раз-два-три» на одном дыхании. Далее, со всей силы, выдергивается кольцо и еще через две секунды вас мягко дергает (динамический удар), это означает, что парашют раскрылся. В этот момент падение значительно замедляется. При забытом кольце парашют раскроет страхующая система. Если прыжок осуществляется на «дубе», то необходимо просто отсчитать пять секунд с момента отделения и проверить открытие. Для проверки раскрытия купола - бросаете взгляд вверх через плечо. Это очень трудно сделать - мешают натянутые стропы и шлем. Если купол раскрылся и раскрылся хорошо, отключайте страхующую систему запасного парашюта (вынув рыжую-красную ленту). В случае нераскрытия (это уже нештатная ситуация), дергаете кольцо запасного парашюта. Далее летите три минуты и наслаждаетесь! Первое, что вас поражает с момента открытия парашюта - абсолютная тишина! Это происходит потому, что уши привыкли к реву мотора, а в пустоте на высоте 600 метров звуки с земли практически не долетают. Но именно в это время парашютист и испытывает самые приятные ощущения, ради которых и стоит прыгать! Необходимо помнить про безопасное расстояние между парашютистами, особенно в ветреную погоду. Скручивание строп двух парашютов может стать причиной несчастного случая. Как пилотировать парашют, если он пилотируемый. Правильно пилотировать парашют очень важно для приземления, иначе, в лучшем случае, можно переломать ноги. Красные стропы. Потянув за правую - повернетесь вправо, за левую - влево. А развернуться необходимо лицом против ветра. Дело в том, что когда парашютист летит по ветру, то скорость снижения складывается со скоростью ветра. Если же развернуться против ветра, то горизонтальная скорость вычитается из вертикальной. А это как раз то, что нужно. Также перед посадкой, примерно с высоты восьмого этажа, нужно начать отгибать переднюю кромку парашюта, т. к., при движении против ветра, это позволяет снизить скорость. Приземление Самый серьезный этап в прыжке. Скорость при падении - пять метров в секунду и примерно за десять метров до земли, горизонт, остававшийся во время полета зрительно неподвижным, резко прыгает вверх. В этот момент необходимо сгруппироваться: ноги свести вместе, под углом 30 градусов к вертикальной оси человека, стопы расположить параллельно земле, подбородок прижать к груди. При посадке нельзя смотреть на горизонт, а только на ноги Передние лямки парашюта необходимо потянуть вниз, чтобы погасить горизонтальную скорость. При посадке нужно обязательно коснуться земли двумя ногами одновременно, иначе на ноги может лечь неравномерная нагрузка и, как результат - перелом ноги. Для смягчения удара, парашютист падает на спину или на бок. После падения, чтобы 85 кв. метров, наполненные воздухом, не утащили вас в неведомые дали, необходимо погасить купол. Для этого надо с силой потянуть за нижние стропы, как бы сбивая его. Приземление в экстремальных условиях Самое опасное - это приводнение. Приближаясь к воде, нужно быстро и последовательно отцепить запасной парашют, расстегнуть ножные ремни, вынуть одну руку из плечевой лямки, освободиться от грудного ремня и на высоте два-три метра, выскользнув из второй лямки, постараться нырнуть как можно глубже и проплыть дальше, чтобы купол основного парашюта не успел накрыть вас с головой. Попадая в лесную зону, нужно закрыть лицо перекрещенными руками, повернув венами вовнутрь, попытаться отталкиваться напряженными ногами о стволы деревьев и стараться быстрее приблизиться к земле. В случае, если купол запутался в ветвях, парашютист должен тихо-мирно висеть и ждать помощи. При приземлении на крыши зданий - главное успеть разбежаться и оттолкнуться от плоскости здания, пока купол не погас. Складывание парашюта. После приземления купол собирается так, чтобы вместе с ранцем и стропами смог поместиться в специальной сумке, которая прицеплена на груди. Чтобы стропы не запутались, их связывают в «бесконечку», петля за петлей, получается что-то похожее на канат, который потом легко распускается. Сначала складывается в сумку ранец и стропы, потом скатывается в несколько слоев сам купол. С этим скарбом нужно идти на место упаковки парашютов, в лучшем случае - вас подберет специальная машина. Все. Осталось только решиться на свой первый прыжок. И тогда море восторга и счастья вам обеспечены! Более подробную информацию о том, где можно заказать данную услугу в г. Киеве, можно получить по телефонам: 044-383-2050 094-927-9050 http://www.freshevent.com.ua

    Наверное, это потаенная или явная мечта большей половины населения планеты – совершить прыжок с парашютом. Состояние свободного падения, вид с высоты птичьего полёта и романтика.

    Однако стреньга, слайдер, стропы и паракорд - такие непонятные слова, а неизвестность, простите за каламбур, как известно, пугает. Чтобы решиться на воплощение своей мечты в жизнь необходимо хоть немного узнать о прыжке в теории.

    Перед прыжком всегда производится инструктаж с очень детальным объяснением технологии укладки парашюта в рюкзак, самого прыжка и приземления. Перед полетом вы обязательно проходите медосмотр на месте. Но это скорее формальность. Также вы должны будете подписать расписку на случай непредвиденной ситуации и бланк о штрафах, если в полете вы потеряете кольцо или с перепугу откроете без надобности запасной парашют.

    Парашют для новичков всегда укладывают профессионалы, потому перед прыжком стоит волноваться не о «нераскрытии», а о том, как вовремя выдернуть чеку и правильно приземлиться.

    Вообще, парашюты делятся на различные типы и категории по весу, размеру и форме купола, а также наличию дополнительных приспособлений.

    Д1-5У, в народе «Дуб», имеет вес 17,5 кг, а площадь купола составляет 82,5м². Довольно таки тяжелый и громоздкий парашют, однако в нем есть преимущество, которое затмевает все недостатки. Он открывается сам автоматически при выпрыгивании человека из самолета.

    Для сравнения, Д-6 с ручным раскрытием купола парашюта, открывается посредством выдергивания скобы спустя 3 секунды полета. Весит чуть более одиннадцати килограммов, а размеры купола – 83м². Он довольно легкий и мягкий в управлении.

    Чтобы не вывалится из парашютной системы при раскрытии, рюкзак довольно плотно пристегивают к телу крепкими ремешками на груди и ногах. Сзади вешается рюкзак с главным парашютом и спереди - сума для последующего его складывания. Запасной парашют, с красным выделяющимся колечком, весит 5 килограммов, крепится в самом конце экипировки. Завершается образ парашютным шлемом.

    Прыжок начинается со слов «Пошел». Вывалившись за борт, начинайте отсчет «321,322,323» и затем со всей силы дергайте за кольцо основного парашюта. Такой счет необходим для того, чтобы человек со страху не отсчитал на выдохе раз-два-три и раскрыл купол раньше времени.

    Через пару секунд вы почувствуете рывок, что означает удачное раскрытие. Постарайтесь обернуться через плечо и проверить, весь ли купол открыт. Если все прошло успешно, вытащите рыжую ленту – так вы отключите систему, страхующую открытие запасного парашюта. Если что-то пошло не так (довольно таки редкая нестандартная ситуация), рвите кольцо запасного.

    После удивительного полета и непередаваемых ощущений нужно произвести правильное приземление. Собственно это является основной составляющей прыжка.

    Во время приземления нужно повернуться корпусом против ветра, это позволит компенсировать скорость падения. На высоте примерно 40 метров необходимо начинать выгибать передний край купола парашюта, чтобы увеличить сопротивление и еще снизить скорость.

    За 12 метров до земли, поверхность резко подпрыгивает навстречу. Это тот момент, когда нужно правильно сгруппироваться: ноги сводятся вместе и поднимаются на тридцать градусов относительно оси прыгающего, подбородок плотно прижат к груди, стопы выпрямлены параллельно летящей на вас земле. Взгляд нужно направлять на свои ноги, а не по сторонам. При соприкосновении с землей, нужно чтобы обе ноги приземлились одновременно, иначе, в лучшем случае, можно обзавестись переломом конечности. А для смягчения удара парашютисты обычно откидываются на спину или на бок.

    Чтобы раскрытый парашют после удачного приземления не потащил вас по полю как куклу, нужно его как бы потушить – сильно потянуть за нижние стропы.

    После того как вы отдышались и привели нервы в относительный порядок, вам нужно сложить парашют в сумку, которая висит у вас на груди. Сначала в нее упаковываются рюкзак и стропы, сложенные в «бесконечную», а затем и сам парашют. С этим добром вы возвращаетесь на базу, или же вас подбирает специальная машина.

    Осталось самое малое – решиться на заветный первый прыжок!

    Работа. Квартальный отчет. Планерка. Надоело! А что, если сбежать из офиса прямо в небо? Вспомнить детскую мечту, махнуть на аэродром, надеть парашют и сесть в самолет. А там, в небе, преодолев врожденную боязнь высоты, сделать шаг в никуда и парить, словно птица... Должна же мечта когда-нибудь сбыться!

    Каким способом лететь

    Вы решили прыгнуть с парашютом? "Перворазники" (так называют тех, кто собирается знакомиться с небом впервые) могут сделать это двумя способами. Это может быть самостоятельный прыжок по классической схеме с принудительным раскрытием парашюта (т.е. кольцо дергать не надо, все раскроется само). В другом случае это прыжок с тандем-мастером (инструктором).

    Классическая схема

    Прыжок по классической схеме выполняется на круглом парашюте и приблизительно выглядит так: около 10 минут полета на самолете (вертолете). На высоте 600-800 метров - отделение ("выпадение", как шутят про новичков опытные парашютисты), иногда самостоятельное. Затем открытие парашюта и дальнейшее висение под куполом в течение двух-трех минут. Приземление в том месте, куда занесет, поскольку купол неуправляемый. Укладывание купола в сумку и прогулка обратно на старт.

    Тандем

    Прыжок в тандеме выполняется на прямоугольном парашюте типа "крыло" и считается более безопасным: используется самая надежная техника, работают самые опытные инструкторы.

    Принцип прост - подвесная система новичка соединяется с подвесной системой инструктора, за спиной которого и находятся парашюты. Вдвоем они выпрыгивают из вертолета на высоте намного большей, чем по классической схеме - 3500-4000 метров.

    Затем то, ради чего, собственно, люди и отправляются в небо: свободное падение, которое длится около минуты. И лишь потом инструктор открывает парашют. Под его большим куполом тандемщики снижаются (всю работу по контролю за высотой, открытию парашюта, управлению куполом и приземлению выполняет тандем-мастер). Приземление происходит мягко, рядом с местом взлета.

    Еще один плюс тандема - можно заказать съемку своего прыжка, а после приземления просмотреть отснятый материал и заново пережить ощущения свободного падения, но уже без страха за плохой конец.

    Какому прыжку отдать предпочтение? Учтите плюсы и минусы того и другого.

    Самостоятельный прыжок с высоты 800 метров:

    • Довольно долгая наземная подготовка.
    • Тяжелый по весу парашют.
    • Отсутствие свободного падения и связанных с ним впечатлений.
    • Отсутствие возможности снять прыжок на видео.
    • Как правило, отсутствие возможности управлять парашютом.
    • Есть опасность получения травм, например, если новичок перенервничал и что-то сделал не так.
    • Относительно доступная цена.
    • Всегда в наличие свободные парашюты.
    • Есть возможность прыгнуть с друзьями в одном взлете.

    Прыжок с тандем-мастером (инструктором) с высоты 4000 метров:

    • Высокая стоимость прыжка.
    • Ощущение высоты 4000 метров.
    • Минута или больше свободного падения.
    • Мягкое приземление.
    • Видеокассета с записью прыжка.
    • Безопасность.

    Как подготовиться к прыжку

    Для всех новичков путь к первому прыжку один - через школу парашютизма.

    Такие школы существуют в большом количестве, обучаться там может любой желающий.

    В некоторых клубах вам предложат вместо долгих занятий экспресс-подготовку - короткий инструктаж на поле перед прыжком. Правда, многие серьезные профессионалы считают такое "полевое" обучение на аэродроме недостаточным. Ведь будущий парашютист должен не только знать, как и что делать во время прыжка, но и отшлифовать необходимые навыки до автоматизма, а это возможно лишь во время тренировок в спортзале и на макете подвесной системы парашюта. В других школах вас будут готовить не один день. Все репетируется до тех пор, пока каждый кандидат в парашютисты не выполнит "на отлично" и отделение от самолета, и отключение запасного парашюта (чтобы он не помешал основному), и приземление. Особое внимание - нештатным ситуациям, например приземлению на дерево.

    На сегодняшний день существует три самых распространенных варианта серьезной подготовки к прыжку.

    Правилом для всех программ обучения является то, что к следующему этапу переходят только тогда, когда ученик полностью освоил предыдущий. От количества прыжков в этом случае ничего не зависит.

    Обучение по классической программе

    В советские времена в многочисленных школах ДОСААФ (ныне РОСТО) обучали только по этой методике, наиболее распространенной и дешевой и по сей день.

    Первые прыжки в этой программе начинаются с высоты 800 метров с использованием принудительного раскрытия парашюта. По мере дальнейшего продвижения в учебе ученик осваивает необходимые парашютисту навыки, в том числе учится самостоятельно раскрывать парашют. В результате обучения по этой программе человек оказывается достаточно подготовленным, чтобы начать изучать прыжки на управляемом парашюте типа "крыло". Чтобы полностью пройти эту программу, может потребоваться от 25 до 45 прыжков, в зависимости от способностей обучающегося.

    Обучение по программе "Статик Лайн" (Static Line - вытяжной фал)

    Отличается от классической программы тем, что с самого начала прыжки осуществляются с управляемым парашютом типа "крыло". Парашют этот, правда, специально подготовлен с учетом того, что с ним будет прыгать новичок, он более устойчив и т.д. Как и в классике, первые прыжки осуществляются с применением принудительного раскрытия парашюта.

    Тем не менее многие специалисты серьезно сомневаются в необходимости этой программы, поэтому в большинстве школ ее не встретишь. Основная причина заключается в небезопасности данной методики. Парашюты типа "крыло" требуют раскрытия в правильной позе, а научить этому на земле человека, который ни разу не прыгал, очень сложно. Поэтому у студентов, обучающихся по этой программе, происходило большое количество ЧП, например, люди запутывались в стропах во время раскрытия парашюта.

    Обучение по программе АФФ. (Accelerated Free Fall - ускоренное свободное падение)

    Наиболее эффективная и безопасная программа.

    При достаточных способностях обучающегося ее можно пройти за неделю. Одно из отличий в том, что обучающегося очень интенсивно тренируют на земле. Другое отличие в том, что вместе с новичком с самого первого прыжка выпрыгивают два инструктора. В воздухе они контролируют и подстраховывают его. Это позволяет с первых же прыжков использовать парашют типа "крыло" и прыгать с высоты 3500-4000 метров. После раскрытия парашюта контроль действий обучающегося осуществляется с земли по рации. Как показывает практика, эту программу проходят за меньшее количество прыжков - от 8 до 15.

    Кстати, подготовка к прыжку в тандеме (включая надевание подвесной системы) занимает от 5 до 15 минут, теоретических знаний практически не понадобится, ведь фактически за все в ответе инструктор.

    Как остаться живым

    На некоторых аэродромах с вас, скорее всего, возьмут расписку на случай неудачного прыжка. Бежать к нотариусу составлять завещание и вообще сильно переживать по этому поводу не нужно. Неудачный прыжок - редкое исключение: ведь каждый новичок прыгает с двумя парашютами сразу, один из них - запасной. В случае если человек растерялся и забыл открыть основной, специальное страхующее устройство выбрасывает запасной парашют.

    Еще одна страшилка - неправильно уложенный парашют. Эти страхи тоже порядком преувеличены: укладкой куполов занимаются только инструкторы и спортсмены аэроклуба, знающие процесс как свои пять пальцев.

    Впрочем, для того чтобы вы почти наверняка не попали в страшную статистику несчастных случаев, желательно прислушаться к советам бывалых парашютистов.

    • Ответственно подойдите к выбору клуба, в котором будете совершать прыжки. Поговорите с теми, кто уже прыгал. Выясните, сколь опытные и ответственные люди будут организовывать ваш первый прыжок.
    • Серьезно отнеситесь к подготовке. Не пожалейте времени и пройдите обучение по одной из программ, описанных выше.
    • Воздержитесь на первых прыжках от использования парашютов, которые придется раскрывать самостоятельно. Для самостоятельных прыжков первое время безопаснее система с принудительным раскрытием парашюта. Полностью исключает травмирование прыжок в тандеме.
    • Не забывайте надевать подходящую обувь и одежду.
    • Особое внимание уделите отработке техники приземления. В подавляющем большинстве случаев новички получают серьезные травмы именно при приземлении (переломы костей таза и бедер, компрессионный перелом позвоночника). Поэтому есть смысл научиться делать все правильно еще на земле.

    Кого не пустят в небо

    Не все желающие смогут насладиться свободным падением, прыжок так и останется мечтой для тех, у кого слабое здоровье.

    И хотя перед вылетом местный врач обязательно вас осмотрит, даже уточнит пульс и давление, все-таки лучше позаботиться о своем здоровье самостоятельно и при необходимости заранее проконсультироваться со специалистами.

    Противопоказания к самостоятельным прыжкам с парашютом:

    • Серьезные хронические заболевания (особенно сердечно-сосудистые, в том числе повышенное артериальное давление на момент осмотра перед прыжком, и нервно-психические).
    • Сильная близорукость и другие проблемы со зрением. С каким зрением можно, а с каким нельзя отправляться на аэродром, лучше проконсультироваться у своего окулиста. Очкарикам в любом случае лучше предпочесть контактные линзы или очки с пластиковыми стеклами, которые сзади следует закрепить. Рекомендуется иметь горнолыжные или специальные парашютные очки (возможно, вам их выдадут на месте). Они нужны для того, чтобы линзы не выбило из глаз потоком воздуха.
    • Переломы. Если в прошлом у вас были травмы ног, костей таза, позвоночника или есть иные заболевания опорно-двигательного аппарата - нужна консультация лечащего врача. Например, при переломах ног нельзя прыгать в течение года после полного срастания костей.
    • Состояние алкогольного и (или) наркотического опьянения.
    • Эпилепсия.
    • Сахарный диабет.
    • Проблемы с координацией движений.
    • Вес менее 40 и более 95 кг.

    Что еще надо знать

    Прыжки проходят чаще всего в выходные дни (летом возможны прыжки и в течение недели). Построение, первичный инструктаж (если вы выбрали короткую подготовку перед прыжком) и распределение инструкторов проводится обычно в 9-10 часов утра.

    Иногда инструктаж затягивается надолго, поэтому лучше захватить с собой еды на целый день, буфет есть не везде.

    При себе необходимо иметь удостоверение личности (паспорт, военный билет, студенческий билет или "права") и деньги за прыжок. Не забудьте также предусмотреть средства на случай штрафа (например, при потере кольца).

    Прыгают обычно с самолетов малой авиации (в большинстве клубов это Як или Ан), кое-где есть вертолеты. Обычно техника старая, но надежная. Кстати, для одного парашютиста крылатую машину в воздух поднимать не будут, нужна группа хотя бы из пяти человек.

    Что касается экипировки, то для первого раза вполне можно ограничиться "земной" одеждой и обувью. Даже в самое жаркое время следует предпочесть плотную и удобную одежду с длинными рукавами, с застегивающимися манжетами и длинными брючинами, например комбинезон.

    Стоит иметь в виду, что при приземлении ваша одежда скорее всего испачкается и (или) порвется, поэтому имеет смысл взять с собой сменный комплект. Крайне желательна крепкая обувь на толстой подошве и низких каблуках, которая не слетит с ноги во время прыжка и надежно зафиксирует голеностоп. Лучше всего, если это будут жесткие и высокие ботинки со шнуровкой (кроссовки нежелательны). Захватите с собой и перчатки (в любую погоду).

    Перед прыжком лучше снять с себя (или оставить дома) ювелирные украшения и часы с металлическим браслетом, а также вынуть из карманов хрупкие, колющие, режущие предметы.

    В день, намеченный вами для визита в небо, должна быть непременно летная погода. Это значит прежде всего, что скорость ветра должна быть меньше 6 м/с, а облачность небольшая. Самолет также не сможет взлететь, если распутица испортила взлетное поле.

    Как пройдет прыжок

    Перед посадкой парашютистов распределяют по весу - самые тяжелые должны прыгать первыми. Самолет делает круги над аэродромом, довольно быстро набирая высоту, при этом может заложить уши. Инструктор знаками показывает, кому приготовиться, открывает люк. На высоте около 800 м раздается зуммер: 2 коротких звонка сирены - "приготовиться". Времени на подготовку отводится очень мало - всего несколько секунд, иначе собирать потом парашютистов придется в районе нескольких километров. Парашютисты по одному подходят к открытой двери, левая нога стоит на срезе двери, правая, полусогнутая - чуть позади. Вес необходимо перенести на правую ногу и не выглядывать из самолета. Руки должны быть скрещены на груди. После длинной сирены, дождавшись похлопывания по плечу и команды "Пошел!", новичок прыгает в бездну.

    Люди на глазах оставшихся в самолете бесследно исчезают в воздухе. Но это не повод отказываться от прыжка! Вспоминаете считал очку парашютиста, которую вы давно выучили наизусть: "1001", "1002", "1003" -"КОЛЬЦО!". Дернули за кольцо - парашют открылся. "1004", "1005" - "КУПОЛ!". Смотрим наверх, все ли раскрылось и раскрылось ли правильно. "ЗАПАСКА!". Отключаем автоматическое открытие запасного парашюта. "ОСМОТРЕЛИСЬ!". Крутимся на подвесной системе, смотрим, нет ли кого рядом в воздухе. "УСЕЛИСЬ!". Устраиваемся поудобнее. Летим! Наслаждаемся тишиной и ощущениями полета. "САДИМСЯ!" Примерно за десять метров до земли, горизонт вдруг резко "прыгает" вверх. Пора готовиться к приземлению. В этот момент необходимо сгруппироваться: ноги вместе, полусогнуты, стопы параллельно земле, подбородок прижат к груди. Нельзя смотреть на горизонт, а только на ноги. При посадке нужно обязательно коснуться земли двумя ногами одновременно, иначе нагрузка на них может распределиться неравномерно и как результат возможен перелом. Для смягчения удара парашютист падает на спину или на бок.

    После приземления купол вместе с ранцем и стропами складывают в специальную сумку, которая прицеплена на груди. Сначала складывается в сумку ранец и стропы, потом скатывается в несколько слоев сам купол. С этим скарбом нужно идти на место упаковки парашютов. После приземления всем смельчакам выдаются свидетельства о совершении прыжка.

    Где прыгнуть с парашютом и сколько это стоит?

    Теоретический курс по классической схеме на одной из известных дропзон (этим словом парашютисты между собой называют аэродром для прыжков) обойдется в 4500 рублей, по программе АФФ - около 30 тыс. рублей. Прыжок по классической схеме обойдется в 450-600 рублей по столичным меркам. Стоимость прыжка в тандеме - от 3000 рублей без видеосъемки и фотографирования.

    Цены примерно одинаковы на всех подмосковных дропзонах.

    Одно из самых популярных мест для прыжков с парашютом - аэродром Тушино. На территории аэродрома работает несколько аэроклубов. Один из самых авторитетных -- Национальный аэроклуб России им. Чкалова.

    Не менее известен в среде парашютистов и любителей авиаспорта аэродром, расположенный в окрестностях города Егорьевска, что в 96 километрах от Москвы.

    Аэроград Коломна приглашает на аэродром Коробчеево (100 километров от Москвы).

    Постоянно работает аэродром в Ступине.

    Если вы захотите заниматься дальше, то следующим шагом станет прыжок с несколькими секундами свободного полета. Он совершается с высоты 3-4 километров, а парашют раскрывается с задержкой в пару десятков секунд. Но такое удовольствие возможно, только если вы совершили больше десятка прыжков.

    Приземление в экстремальных условиях
    Опасности подстерегают новичков при налете на препятствия. Ими могут быть линии электропередач, бетонные заборы, столбы, автомобили.

    • Самое опасное - это приводнение. Приближаясь к воде, нужно быстро и последовательно отцепить запасной парашют, расстегнуть ножные ремни, вынуть одну руку из плечевой лямки, освободиться от грудного ремня и на высоте два-три метра, выскользнув из второй лямки, постараться нырнуть как можно глубже и проплыть дальше, чтобы купол основного парашюта не успел накрыть вас с головой.
    • Попадая в лесную зону, нужно закрыть лицо перекрещенными руками, повернув венами вовнутрь, попытаться отталкиваться напряженными ногами о стволы деревьев и стараться быстрее приблизиться к земле. В случае, если купол запутался в ветвях, парашютист должен тихо-мирно висеть и ждать помощи.
    • При приземлении на крыши зданий - главное успеть разбежаться и оттолкнуться от плоскости здания, пока купол не погас, чтобы совершить посадку в более удобном месте.

    Обсуждение

    23.09.2008 00:01:44, Альбина

    сколько стоит спрыгнуть? и есть контактный номер? когда в близжащие время можно осуществлить мечту?!

    06.09.2008 23:37:03, Вера

    Статья неплохая.Описано довольно доступно и подробно.Позволю несколько замечаний:первый одиночный прыжок гораздо безопаснее совершать с принудительным раскрытием купола(Д15У),как правило.И при приземлении следует смотреть не на ноги,а на горизонт!Оценка высоты обманчива,особенно в первый раз.
    Чистого неба,мягкой посадки!

    02.08.2008 22:13:07, Неболаз

    Фото и видео материалы парашютных прыжков. www.skyclub.ru

    24.04.2007 00:20:00, alex

    Добавлю - аэродром Тушино в настоящий момент закрыт для совершения парашютных прыжков. С круглым десантным парашютом можно прыгнуть в Ватулино, а в тандеме рекомендую Ступино и Коломну. Синего неба! :)

    22.11.2006 12:06:58, Papakarla

    Комментировать статью "Путь в небо. Прыжок с парашютом"

    И вот этот прыжок, затем попытка "подгрести" хоть немного поближе к финишу и пеший поход обратно с мотающимся парашютом, по жаре в спецодежде, шлеме, через все поле. Самые жирные дамы, да, но все равно у остальных подготовка была раза в два раза короче.

    Обсуждение

    Лучше в аэроклубе:
    "Из списка дропзон вашего региона на сайте выбираете любую, выбираете какой прыжок хотите совершить, устанавливаете контакт и едете прыгать."
    [ссылка-1]
    Мой Егорьевский аэроклуб закрыт для прыжков сейчас...

    Вообще безопаснее считается тандем для новичка...
    Я совершала самостоятельный прыжок - если слушать инструктора и делать всё правильно, то можно обойтись без травм...а так...как в жизни...вот при наших прыжках кого-то ветром на деревья унесло - сняли потом...кто-то парашют не успел подтянуть и его по земле понесло - ногу подвернул...
    вот в принципе, как тут написано, так у нас и было:
    [ссылка-2]

    Страшно, но прыжок того стоит! Незабываемо это!