• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Как только водоемы покрываются коркой льда, тут же появляется целая армия ценителей зимнего экстрима - рыболовы, туристы, любители съехать с гористого берега реки на санках или желающие превратить часть реки или пруда в каток. Автолюбители тоже не дремлют: наконец-то им не нужно добираться до ближайшего моста или переправы, ведь есть ледовая дорога! Жители озерных и речных краев устраивают пешеходные и автомобильные переправы, чтобы сократить путь до пункта назначения. Как определить, безопасно ли передвигаться по льду пешком, на автомобиле или кататься на коньках? Не стоит рисковать, подвергая опасности себя и товарищей: для каждого из таких случаев существуют специальные правила. Если у вас есть дети, обязательно научите их тому, какая толщина первого льда безопасна. Легче предупредить несчастный случай, чем спасать попавшего на непрочный лед!

    Для человека

    Опытные охотники и рыболовы умеют распознавать примерную толщину льда по его цвету. Синеватый или «с зеленью» лед считается прочным, и чем прозрачнее ледовое покрытие, тем оно прочней. Матово-белый или с желтизной цвет свидетельствует о ненадежности. Если вы видите участок реки подо льдом, на котором отсутствуют следы животных и человека, задумайтесь, отчего это. Скорее всего это место, где бьют ключи, корочка льда там очень тонка, а из-за снега этого не видно.

    Это нужно знать:

    1. Безопасным для человека считается лед толщиной не менее 10 см в пресной воде и 15 см в соленой.
    2. В устьях рек и протоках прочность льда ослаблена.
    3. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а так же в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов, камыша.
    4. Если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней, то прочность льда снижается на 25%.

    Видео о правилах нахождения на льду

    Закрепим материал о прочности льда:

    • лёд голубого цвета – прочный,
    • белого – прочность его в 2 раза меньше,
    • матово белый или с желтоватым оттенком – ненадежен.

    Не стоит относиться к зимним прогулкам легкомысленно и не готовиться заранее. Провалившемуся под лед очень трудно выбраться, так как края полыньи будут обламываться под его тяжестью. Взрослый или ребенок могут утонуть от переохлаждения, которое наступает через четверть часа. У некоторых случается холодовой шок.

    Памятку о безопасности и правилам поведения на льду, вы можете скачать после статьи

    Для зимней переправы

    Приводим данные в таблице ниже.

    Безопасная толщина, м С учетом веса, т
    там, где пресная вода там, где морская вода
    0,10 0,15 до 0,1 5
    0,20 0,25 до 0,8 10
    0,25 0,30 до 3,0 20
    0,35 0,45 до 6,5 25
    0,40 0,50 до 10 26

    Для техники

    Безопасная толщина, м С учетом веса, т С учетом расстояния до кромки льда, м
    там, где пресная вода там, где морская вода
    0,70 0,55 до 20 30
    100 0,95 до 40 40

    Занимаясь организацией переправы для техники, учитывают следующие факторы:

    • глубину водоема;
    • скорость течения;
    • расстоянием между берегами реки;
    • интенсивность грузопотока;
    • когда поблизости расположена гидроэлектростанция, данные по расчету трассы сопоставляются с режимом работы ГЭС.

    Теория и практика

    Ледовую трассу расчищают от снега по обе стороны от оси (не меньше, чем на 10м) и обозначают вехами (каждые 15-20 м). Поскольку движение на трассе одностороннее, дорогу с обратным движением следует прокладывать не менее, чем в 100 м. Толщина льда измеряется путем пробивания лунок на протяжении 5 м друг от друга (у берегов расстояние сокращается до 3 м), диаметр лунок - от 6 до 10 см. Лунки располагаются по принципу шахматных клеток на расстоянии 5 м от оси по направлению в обе стороны. Для безопасности их ограждают снеговой насыпью по окружности и закрывают щитами из дерева. Возникающие «зависания» льда обрушивают механическим путем. Замеры производит местная гидрометеослужба каждые 5 дней, а в случае оттепелей - чаще.

    Помимо веса техники, делаются поправки на интенсивность движения по формуле:

    H тр = n a · P

    В ней учитываются:

    • H – толщина льда;
    • n – коэффициент интенсивности движения (при пропускаемости 500 автомашин в сутки показатель n равен 1, если 1 – это 500, то 400 – 0,8 и т.д.);
    • a – показатель характеристики нагрузки (колесная, гусеничная);
    • P – масса груза, т.

    Формула может быть дополнена, в зависимости от особенностей местных условий.

    Как видите, гораздо легче обезопасить передвижение одного человека, но лишь в том случае, если этот человек будет соблюдать правила. В конечном счете, таблица допустимой толщины льда (и нагрузки на него) при организации переправы техники будет выглядеть следующим образом:

    Требуемая толщина ледяного покрова (см) с учетом среднесуточной t в течение 3 прошедших суток Дистанция между автомашинами, м
    – 10 °и ниже – 5 °С При кратковременной оттепели до 0 °
    Гусеничная техника
    4 18 20 28 10
    6 22 24 31 15
    10 28 31 39 20
    16 36 40 50 25
    20 40 44 56 30
    30 49 54 68 35
    40 57 63 80 40
    50 63 70 88 55
    60 70 77 98 70
    Колесная техника
    3,5 22 24 31 18
    6 29 32 40 20
    8 34 37 48 22
    10 38 42 53 25
    15 46 50 64 30

    Поправки и уточнения

    При использовании таблицы следует учитывать, что берется среднесуточная температура и «идеальные» условия для формирования разновидности льда «пресноводный раковистый». Показатель толщины пористого льда придется удвоить. При наличии в водоеме соленой воды коэффициент поправки снижается до 1,2. При частых оттепелях грузоподъемность каждой единицы техники определяется практическим путем.

    В случае необходимости ледяной покров утолщают искусственно, очищая для этого пространство, поливая его водой и ожидая, пока слои намерзнут. Если требуется переправа техники к месту проведения водолазных работ в местах, где лед покрывает морские водоемы, условия меняются так, как это изложено в первой таблице статьи.

    Но вернемся еще раз к требованиям поведения зимой на реке или пруду, действительным для человека, и особенно, для детей, которые чаще, чем взрослые, бывают неразумны. Считается, что лед для безопасного нахождения человека на нем должен быть не менее 10-15 см (в зависимости от воды-пресная или соленая). В случае массовых мероприятий на льду, норма увеличивается до 25 см. Следует знать еще и как себя вести, если кто-то (или вы сами) провалились под лед, ведь паника может привести к печальному исходу.

    Когда казавшийся прочным лед для безопасного передвижения сменился пористым и ломким, вы можете внезапно оказаться в воде, возьмите себя в руки и следуйте рекомендациям:

    1. Раскиньте руки в стороны, чтобы можно было опереться, не ломая края «купели» и не захлебнуться.
    2. Из полыньи придется выползать, избегая порывистых движений. Если при вас имеются «ледовые шилья» и веревка, воспользуйтесь ими для подтягивания.
    3. Основное правило: не опираться на отдельные участки небольшой площади, а стараться располагаться так, чтобы опорой служила максимально большой участок.
    4. Откатитесь от краев провала, а встав на ноги, не бегите, двигайтесь не спеша и не поднимая ног над поверхностью льда.
    5. При оказании помощи провалившемуся, найдите то, что поможет расширить площадь опоры (спортивный инвентарь, фанера, пластик).
    6. Не становитесь на край полыньи, действуйте на оптимальном расстоянии.
    7. Бросайте оказавшемуся в полынье веревку и равномерными движениями тяните, помогая выбраться.
    8. Добравшись до дома, переоденьте пострадавшего, напоите чаем (без добавок алкоголя!) и звоните в «скорую».

    Спасатели, действующие в условиях, когда требуется передвижение по льду, должны помнить:

    1. При выборе маршрута необходимо помнить о дрейфующих льдах (на море, озере), узнавать скорость и направление течения, ветра.
    2. Стоит запастись противоскользящими приспособлениями.
    3. На воде с течениями толщина льда везде может быть разной.
    4. На болотах, в отличие от рек, лед прочнее в центре, а слабее по краям.

    Правила поведения на замерзшем водоеме

    1. Не экспериментируйте с проверкой прочности покрова ногами, берите с собой жердь.
    2. Находите уже имеющиеся утоптанные тропы.
    3. Если вы прокладываете такую пешеходную тропу одним из первых, пробуйте лед на прочность впереди себя палкой, избегайте мест, не вызывающих доверия.
    4. Запомните признаки непрочного покрытия: треск, подвижность, появление воды над поверхностью. Если это происходит, передвигайтесь от этого места расставив ноги пошире, неторопливо или даже ползком.
    5. Нельзя двигаться компанией (между путниками или идущими на лыжах нужен промежутков не менее 5 метров), с пристегнутыми к ногам лыжами, с надетыми на руки креплениями лыжных палок.
    6. Рыболовам необходимо рассчитывать число лунок на определенной площади и сверлить их на значительном расстоянии друг от друга.
    7. Если у вас груз есть (ранец, рюкзак), лучше закрепить его веревкой и тащить на расстоянии.
    8. Если возникла необходимость преодолеть участок непрочного льда, отправляйтесь туда со страхующим, Даже двигаясь на расстоянии 5 метров, он окажет помощь при несчастном случае.
    9. Если у вас есть такая возможность, лучше всего просверлить лунку и измерить толщину льда перед зимним походом.
    10. Не рекомендуется ловить рыбу поблизости от подтаявших или поврежденных участков льда.
    11. Запаситесь двенадцати метровой (или длиннее) веревкой, на одном ее конце должен быть груз.

    Часть рыболовов, после окончания летнего сезона рыбной ловли, переключаются на зимний сезон. Несмотря на то, что ловля рыбы со льда имеет свою специфику, она приносит не меньше удовольствия, чем летняя. Единственно, что ловля на льду требует от рыболова некоторых мер безопасности, поскольку возможны весьма плачевные последствия.

    В данном случае, все связано с толщиной льда. Если не учесть толщину льда, то можно легко провалиться под лед, а затем и утонуть, что случается и весьма нередко. Иногда рыболовы заезжают на лед на автомобилях, после чего приходится вытаскивать и рыболовов, и их автомобили.

    Достаточно часто рыболовы не учитывают толщину льда, особенно весной и оказываются на оторванных льдинах. Поэтому, отправляясь на водоем, желательно знать, какая толщина льда на нем в настоящий момент. Это легко определить, если на протяжении нескольких дней на улице стоит морозная погода.

    И, тем не менее, на водоеме всегда следует проверить толщину льда. К сожалению, не все рыболовы знают, какая толщина льда является безопасной.

    Как правило, лед на наших водоемах начинает появляться поздней осенью. Уже к концу ноября или начала декабря образуется лед, способный выдержать человека. К сожалению, многое зависит от погодных условий, поскольку бывают осени холодные и теплые. Иногда лед в декабре месяце только лишь появляется на водоемах, а бывает, что и к началу ноября лед уже закрывает все водоемы. Если брать во внимание водоемы, расположенные ближе к северным широтам, то там лед появляется очень рано, а к середине зимы по нему можно без опаски ездить на автомобиле. К этому периоду начинают действовать официальные ледовые дороги, позволяющие переправляться через различные водоемы до самой весны.

    Поэтому, нужно всегда быть в курсе всех событий, в том числе и температурного режима.

    Считается, что можно смело выходить на лед, если его толщина равняется не меньше 7-ми см, но гарантированной толщиной считается толщина льда от 10-ти сантиметров.

    Места, где официально разрешено переходить водоем с одного берега на другой, должны иметь толщину не меньше 15-ти сантиметров.

    Перемещаться по льду на автомобилях разрешено при условии, если толщина льда не меньше 30-ти сантиметров.

    При этом, сразу нужно отметить, что толщина льда на водоеме может быть разной. Это связано с наличием подводных течений, которые непременно присутствуют на больших озерах, на участках рек, где наблюдаются изгибы, а также в местах, где сливается канализация.

    Существуют внешние признаки, по которым легко определить непрочность льда. На лед опасно выходить, если:

    • Лед по виду рыхлый и пористый, белого цвета.
    • Если вода вытекает из лунок.
    • Слышны характерные звуки треска и хлюпанья.
    • Лед, припорошенный снегом, так же может быть опасным.

    В любом случае, следует брать с собой на рыбалку пешню и с помощью ее проверять подозрительные участки.

    Способы проверки толщины льда

    Прибыв на водоем, необходимо тут же проверить толщину льда, если имеются подозрения, что он недостаточно толстый. Как это делается:

    • Во-первых, следует оценить внешний вид ледового покрытия. Если лед ровный, без трещин и имеет голубоватый оттенок, то этот лед способен выдержать человека.
    • Если лед, после того, как по нему начали перемещаться, издает треск, или прогибается, то лучше на такой лед не выходить.
    • Первый раз на лед нужно ступать очень осторожно.
    • Если по льду постучать палкой и он издает треск, или на поверхности показывается вода, значит, он очень тонкий и на него выходить опасно.
    • Если удалось пройти значительное расстояние и только потом было обнаружено, что лед может не удержать, лучше лечь на лед, широко раскинув ноги и ползти в направлении к берегу.

    Способы передвижения по льду

    Часть рыболовов, которые отправляются на рыбалку на общественном транспорте или им приходится бросать свой автомобиль на берегу, передвигаются по льду на лыжах. В таких случаях, толщина льда должна быть не меньше 8-ми сантиметров.

    Следует так же заметить, что по чистому льду передвигаться на лыжах не очень-то комфортно. Лучше, если на льду имеется не большой слой снега.

    На снегоходах

    На этом виде транспорта можно передвигаться по льду, если его толщина составляет не меньше 15-ти сантиметров. Как правило, снегоход используется тогда, когда уже имеется гарантированная толщина льда. Для снегохода так же очень важно, чтобы был некоторый слой снега.

    Узаконенные ледовые переправы

    Такие переправы существуют в условиях, когда отсутствуют соответствующие дороги, связанные с мостами. Они помогают сократить, и весьма значительно, расстояния между поселениями. По таким переправам разрешено движение и на автомобилях. Толщина льда – не меньше 30-ти сантиметров.

    Обычно такие переправы принимаются специальными государственными комиссиями, при участии представителей органов местной власти и сотрудников ГИМС МЧС. Они бурят лунки и измеряют толщину льда. Если данные позволяют организовать переправу, то существующие органы дают на это разрешение.

    Опасные участки льда на водоемах зимой

    • Самым опасным лед может быть осенью, когда он только начинает формироваться и ранней весной, когда он уже начал таять.
    • Как правило, у берегов реки лед более толстый, чем на ее середине.
    • Особую опасность представляет лед, покрытый толстым слоем снега или сугробами. Под толщиной снега практически невозможно определить толщину льда.
    • Не менее опасными являются проруби, полыньи, а также рыбацкие лунки. Проходя по такому участку можно легко и неожиданно провалиться под лед.
    • Лед становится опасным в периоды оттепелей, когда он белеет и становится рыхлым, мягким и пористым. На такой лед выходить очень опасно.
    • Достаточно опасные места располагаются на участках, где отмечается болотистая местность. Обычно, на таких участках возможен очень тонкий лед, благодаря газам, которые выделяются. Они, как бы подогревают лед снизу, поэтому, лучше обходить подобные места, даже, если на улице лютые морозы.

    Меры безопасности при рыбалке на льду

    Отправляясь на зимнюю рыбалку, следует придерживаться некоторых правил, что сможет уберечь любого рыболова от непредвиденных ситуаций. Вот они:

    • Перед тем, как стать на лед, следует определиться с его прочностью.
    • Лучше передвигаться по льду нахоженными тропами: если здесь раньше прошел человек, значит здесь безопасно.
    • Если следов передвижения человека по водоему не видно, то передвигаться вперед, можно лишь, после проверки прочности льда. Это может быть палка, а еще лучше, если это будет пешня.
    • В случае обнаружения на льду воды или услышав характерный треск, нужно немедленно вернуться назад.
    • Не желательно приближаться к участкам, где много рыбаков. Лишний вес может спровоцировать лед к растрескиванию.
    • Лучше не выезжать на рыбалку при неблагоприятных погодных условиях, таких как туман, дождь или снегопад. Не рекомендуется так же выходить на лед ночью.
    • Не следует приближаться к полыньям, прорубям и опасным участкам, особенно тем, где наблюдается стремительное течение.
    • Не следует заниматься такими несерьезными делами, как катание на льдинах.
    • Не следует проверять крепость льда ударом ноги или подпрыгиванием.

    Передвигаясь по льду, следует учитывать еще и дополнительный вес. Обычно у рыболовов существенный личный вес, из-за многослойной и теплой одежды, а также дополнительный вес, связанный с рыболовными принадлежностями. Особое внимание следует уделять моментам, когда решено выехать на лед на автомобиле или другом транспорте.

    В случае, если лед провалился

    • Во-первых, не следует паниковать и сбросить с себя вещи, которые не позволяют выбраться на лед. Нужно держаться на плаву и громко звать на помощь.
    • Двумя руками следует упереться в край льда, а также снять обувь, если в нее уже набралась вода.
    • Все действия должны быть направлены на то, чтобы не обломать край льда.
    • Если водоем не глубокий, то можно попытаться оттолкнуться ногами от дна, чтобы выбраться на лед. Если лед слишком тонкий, то его можно ломать и медленно передвигаться к берегу.
    • Если глубина значительная, то можно попытаться выбраться на лед следующим способом: навалиться на лед грудью и постараться вытащить на лед сначала одну, а потом и вторую ногу.
    • При виде тонущего человека следует подать ему палку или бросить веревку, после чего ползком продвигаться к утопающему.
    • Если под лед провалилась группа рыболовов, то следует выбираться из воды по очереди, помогая друг другу, оставаясь на льду в лежачем положении.
    • Действия должны быть быстрыми, иначе можно получить переохлаждение, что не менее опасно. Если пострадавшего удалось вытащить на берег, то ему нужно тут же дать чего-нибудь попить и обязательно горячего. После этого, с него желательно снять мокрую одежду и вызвать скорую помощь.

    Зимняя рыбалка – это интересное и азартное занятие. Если руководствоваться рекомендациями и придерживаться ряда правил, то зимняя рыбалка запомнится только с хорошей стороны. Удастся не только наловить рыбки, но и подышать чистым воздухом, зарядившись энергией до следующих выходных.

    Зимняя рыбалка для многих зимников не просто хобби, а жизненное кредо. Многие действия бывалых рыболовов автоматизированы, в том числе и само хождение по льду, избегание опасных участков и поведение на ледяной поверхности. Однако, из года в год несчастные случаи все еще происходят, и некоторые заканчиваются летальным исходом. Правила поведения на льду одинаковы для всех людей, без разницы, рыболовов или просто вышедших на прогулку. Безопасность на льду – это не только действия против проваливания. Помимо проваливания, на зимней рыбалке присутствуют и другие опасные факторы.

    Безопасная зимняя рыбалка – о чем нужно всегда помнить

    Правила безопасности на льду во время не взяты с головы просто так – они написаны на горе и несчастьях людей, которые уже попадали в опасные ситуации или не выжили. Безопасность на воде в зимний период – понятие комплексное. Низкая прочность льда – не единственный опасный фактор. Техника безопасности на льду должна “содержаться” в подкорке у каждого зимнего рыболова. Правила безопасного поведения на льду в один прекрасный момент не просто помогут решить сложную ситуацию, а позволят выжить в экстренном случае. В зимнее время правила поведения на льду помогут избежать следующих неприятностей:

    1. Проваливание, которое может привести как к банальному намоканию и простуде, так и к гибели.
    2. Угорание насмерть в зимней палатке от продуктов горения печки.
    3. Гипотермия, замерзание.
    4. Падение на скользкой поверхности, ушибы.
    5. Возможность заблудиться (в плохую погоду, на больших водоемах либо в состоянии алкогольного опьянения), в лучшем случае – потерять время, в худшем – замерзнуть.

    Проваливание

    Безопасное поведение на льду в зимний период – это не только правильное передвижение по прочной поверхности водоема. Опасность может подойти со стороны. Но начнем обзор с наиболее явной опасности – холодной воды подо льдом. В ней можно как утопнуть, так и получить смертельную гипотермию. Когда можно выходить на лед на зимнюю рыбалку?

    Безопасная толщина льда для рыбалки, общепринято, 7-10 см. Как известно, рыболовы умудряются ходить по льду почти сразу, как он встал, и не нарос еще более 5 см. Такое передвижение по льду может быть опасным. Среди бывалых рыболовов есть оговорка – нельзя выходить, если лед пробивается пешней с одного средней силы удара. Естественно, МЧС такие показатели ужесточает. Человеку небольшой массы аккуратно можно пройти и по 3 х-сантиметровому крепкому покрову, при этом поверхность будет прогибаться под весом и потрескивать. В этом вопросе лучше не испытывать судьбу и дождаться нормальной толщины. Помимо толщины немаловажный фактор – прочность. Прочность льда можно определить по ряду признаков. Обычно свежий, прозрачный лед перволедья – прочный, а тающий весной – слабый. Безопасная толщина льда для рыбалки (в расчете на человека весом 100 кг)- 7-10 см и больше. Даже в таких благоприятных условиях требования безопасности нужно соблюдать. Если же слой тоньше – то и подавно. Какой же лед безопасный для рыбалки полностью?

    Безопасный лед

    Безопасный лед

    По какому льду можно ходить на рыбалку? Официально допустимая толщина льда для передвижения по нему группы людей должна быть на рыбалке не менее 10 см. Это нарисовано на плакатах по технике безопасности. Минимальная толщина льда для рыбалки – 3-5 см, в зависимости от водоема, на свой страх и риск. По такому ходить нужно крайне осторожно, по всем правилам (об этом ниже). Заходить на глубины свыше 1.5 метров и далеко от берега не рекомендуется. 10 см выдерживают человека 100 кг весом и допускают передвижение группы людей.

    Таблица толщины льда для безопасного передвижения:

    При какой температуре становится лед на водоеме:

    Процесс нарастания панциря на водоемах с течением, крупных водохранилищах, озерах с родниками намного медленнее. Ледяной панцирь сковывает быстрые реки и глубокие озера в последнюю очередь. На картинке лишь примерные данные, применимые, например, к небольшому закрытому пруду.

    Прочная поверхность обычно прозрачная, с голубоватым или зеленоватым отливом. Мутность, пузырьки, желтизна – признаки непрочного ледяного панциря. Хороший слой намерзает в тихую морозную погоду. Замерзающий слой может занести снегом, который слипнется с водой в единую белую массу. Такая поверхность непрочная и хрупкая.

    Безопасность на плохом ледяном покрове

    Рыболовы с нетерпением ждут момента становления перволедья. Самые отчаянные выходят на лед, как только он станет, пренебрегая требованиями безопасности. Первый лед опасен, в первую очередь, ввиду своей малой толщины. Официальное правило поведения на тонком льду одно – не заходить на него. При попадании в такие условия нужно соблюдать в точности все рекомендации безопасности и поведения.

    По перволедью определить толщину льда по цвету невозможно – он тонкий и прозрачный. Если пробивается пешней с одного удара – далеко от берега лучше не отходить, а сидеть рядом с прибрежными кустиками. На глубине лед укрепляется позже, поэтому выходить на середину водоема – опасно. Безопасность на тонком ледяном покрове – первоочередная задача рыболова, попавшего на водоем в таких условиях. Ежесекундно необходимо быть внутренне готовым уйти под воду, и реагировать уверенно и быстро. Состояние ледяного слоя на различных водоемах может разнится из-за множества факторов – силы течения, ветра, состава воды, наличия родников. Поэтому хороший покров вон на том пруду – не повод выходить на большое водохранилище, где еще вчера гуляли волны.

    Признак прочности льда и его безопасности – прозрачность, отсутствие трещин и пузырей, треска и продавливании при ходьбе. На тонком покрове каждому шагу должен предшествовать проверочный удар пешней или палкой. Проверять прочность, топая ногой и подпрыгивая, категорически нельзя! Рюкзак и ящик вешается на одно плечо, чтобы их можно было скинуть при проваливании.

    Как передвигаться по тонкому льду, если он начал трещать и прогибаться? В первую очередь – остановиться и осмотреться. Если прогибание происходит прямо на глазах – нужно моментально лечь, как можно мягче и плавнее, не ударяя по поверхности весом. Затем необходимо отползти по своим следам обратно. Если не так все фатально – нужно просто вернуться назад по своим следам плавными скользящими шагами, не отрывая ног. Вообще, лучше придерживаться проторенных троп и ходить по ним всегда. Потенциально опасные места:

    • Середина водоема, большие глубины, русловой поток.
    • Места соединения прямого и обратного течений.
    • Устья рек и ручьев.
    • Непосредственно у берега.
    • В зарослях камыша.
    • Около вмерзших в воду предметов.
    • Места слива канализации и отходов.
    • Узкие протоки с течением, быстрины между островами.
    • У закраин и промоин.
    • Акватории с частым изменением уровня воды и судоходством. Такое место может сыграть злую шутку – рыболова просто отрежет от выхода проходящее судно, оторвет на льдине от основного массива и унесет в море.
    • Болота и трясины – самые опасные места. Выделяющийся теплый газ может сделать слабым и тонким внешне нормальный и твердый покров.

    Избегайте перволедья, занесенного снегом – это может быть просто наст, а под ним – промоина. Не стоит в группе подходить друг к другу близко, собираться вместе. Двигаться нужно гуськом, не ближе чем за 5-7 метров друг от друга. Каждый человек должен иметь специальные спасалки на веревке, закрепленные удобно на груди для быстрого применения. Желательно наличие веревки с грузом, чтобы быстро можно было бросить провалившемуся. Нельзя сверлить много лунок сразу – такая перфорация ослабит и так ненадежную поверхность.

    Опасен также и рыхлый весенний лед. Оценить состояние льда весной визуально трудно, обычно все покрыто снегом. Выход – придерживаться тропы, нехоженные места проверять на каждом шаге, обходить темные, желтые участки, трещины и торосы.

    Как ходить по замерзшему водоему

    Меры безопасности на льду подразумевают определенные правила и рекомендации нахождения на нем и передвижения. Помимо опасности провала, на скользкой поверхности можно просто упасть и повредить себе что-нибудь, сломать кости или разбить голову. Особенно это актуально для крупных пожилых рыболовов. Как ходить по льду чтобы не упасть? Следующие меры предосторожности на льду уберегут от травм:

    1. Пользоваться обувью с противоскользящими подошвами или накладными шипами.
    2. Не совершать резких движений, держать равновесие и обращать внимание на каждый шаг.
    3. Резко не переносить вес. Сначала ставится нога, потом вес переносится на нее, плавно и размеренно. Колени полусогнуты, туловище расслаблено, готово к падению.
    4. В случае падения важно правильно сгруппироваться, упасть на бок, назад или на выставленные вперед полусогнутые руки, гася скорость ими. Важно контролировать положение головы, чтобы уберечь ее от удара. Безопасность падения отрабатывается на практике как физическое упражнение.

    Сам процесс нахождения на зимнем водоеме – мероприятие повышенной опасности. Обычно все зимники выполняют требования на инстинктивном уровне. Для начинающих полезно изучить правила безопасности поведения на льду:

    1. Нахоженные тропы – наименее опасные участки, так как явно видно, что по ним прошло много народу.
    2. Нельзя проверять прочность подпрыгиванием или ударами ногой. Делать это нужно палкой, жердью или пешней.
    3. Если вы заметили треск, фонтанчики воды из трещин, прогибание, желтоватый цвет или мокрые пятна на снегу – следует обойти это место (либо вернуться назад ползком, если уже зашли слишком далеко).
    4. Не следует передвигаться толпой и хаотично, близко друг к другу. Оптимальный вариант – гуськом на дистанции не менее 5 метров.
    5. При передвижении на лыжах крепления должны быть отстегнуты, чтобы можно было сбросить их при проваливании.
    6. Рюкзак и весь скарб носится на одном плече либо с расслабленными лямками, для возможности быстро избавиться от груза – важное условие безопасности перемещения.
    7. Категорически не рекомендуется выходить на водоем без специальных спасалок, шипов с ручками. Эти средства безопасности должны быть расположены на груди, чтобы ими можно было воспользоваться быстро в экстренном случае. По перволедью или весной лучше ходить на рыбалку в специальном непромокаемом костюме-поплавке. Он убережет от гипотермии и утопления при проваливании. Если поплавка нет – то нужно надеть хотя бы спасательный жилет.
    8. Наличие у кого-то в группе веревки 10-20 метров длинной с кошкой или грузом на конце.
    9. При необходимости преодолеть перспективно опасный участок не делать этого одному – только со вторым человеком, с веревкой или жердью для подстраховки. Естественно, при групповом перемещении такое место преодолевается по очереди.
    10. Нельзя ловить рыбу или ходить около закраин, промоин и полыней, трещин, торосов и провалов.

    Как выбраться, если провалился под лед

    Если вы провалились под лед – главное, не терять самообладание и не паниковать. Именно паника и неправильные действия – основные причины смертельных исходов. В 99% случаев можно выбраться, даже если у вас большой вес и плохая физическая форма. Человек подо льдом получит гипотермию за несколько минут, в результате чего подвижность снизится, и сам он выбраться уже не сможет. Поэтому действовать нужно быстро – 3 минуты. Важно соблюдать определенные правила поведения человека, провалившегося под лед. Эти правила спасения на льду отработаны многими случаями на водоемах. На вероятность удачного исхода и безопасность влияет и наличие средств спасения на льду – спасалок, веревок, жердей, страхующего. Современное общество таково, что вас в случае провала могут снимать на телефон и давать советы, но сами не полезут. Рассчитывать нужно только на себя. Если помогут – конечно хорошо, это облегчит процесс.

    Как помочь человеку, провалившемуся в воду

    Спасение провалившегося человека основывается на вышеперечисленных принципах безопасности. Главное – не угодить в воду самому спасателю. Сначала оповестите утопающего, что к нему идет помощь. Приободрите его, заставьте успокоиться и прекратить паниковать, дергаться и тратить силы зря. Если есть длинная веревка, то ее нужно кинуть с безопасного расстояния человеку. Но часто веревки с собой нет. Самый длинный предмет – бур и веревочки с санок-волокуш. Можно использовать их, связав между собой. К месту пролома подбираться можно только лежа, с собой лучше взять спасалки или нож. В течение процесса постоянно общайтесь с пострадавшим, инструктируйте его. Когда он ухватится за бур (веревку), вытащите его, предварительно закрепившись ножом, шипами либо спасалками за поверхность. Для облегчения процесса пострадавшему в воду нужно бросить жилет, спасалки и т.д. – что есть при возможности.

    Безопасность при переохлаждении

    Далее первая помощь на льду (себе или пострадавшему) не заканчивается. Главная опасность – гипотермия, переохлаждение. Нужно сразу снять верхнюю одежду и отжать ее. Вставать голыми ногами нужно не на снег, а, например, в санки. Если сменки нет – то надеть, в первую очередь, шерстяные изделия или качественное термобелье. Эти предметы греют даже мокрыми. Надо постоянно двигаться. Первая помощь провалившемуся под лед может спасти ему жизнь. А если на улице мороз -30 и до теплого укрытия (машины) несколько километров? Если есть горячий напиток – выпить. Алкоголь употреблять нельзя (только после окончательного согревания и переодевания). При наличии хорошего сухого чистого снега можно растереться им (людям с нормальным уровнем закалки и физической формой). При гипотермии озноб начинает прекращаться, пульс замедляется, артериальное давление падает. Происходит это, когда температура тела падает до 30 градусов. После этого начинается замерзание, которое может привести к летальному исходу. Далеко до машины – бегите бегом. Главное – не останавливаться.

    Меры безопасности от угорания в зимней рыболовной палатке

    Каждый год эта печальная статистика пополняется новыми случаями. Вина – личная безалаберность. Нельзя находится в дешевой не дышащей палатке с печкой или газовой горелкой с закрытой дверью. Всегда важно продумывать отвод продуктов горения печки наружу через дымоход при ночевке в палатке. Даже от свечек в наглухо закрытой дешевой китайской палатке через некоторое время начинает болеть голова – первый признак недостатка кислорода и отравления угарным или углекислым газом. Основные правила поведения на льду зимой не касаются этого вопроса, а зря. Случаи смертей повторяются среди рыболовов-ночников из года в год. Человек просто засыпает и не просыпается. Если у вас возникли подозрения насчет безопасности в соседней палатке – лучше загляните. Вдруг это спасет кому-то жизнь.

    Поведение и безопасность при потере ориентации на местности

    На больших водоемах в качестве ориентиров выступают далекие предметы на берегу. Когда начинается снегопад и метель – их не видно, следы заносит. Поэтому важно не потерять чувство пространства и безопасности. Хорошо если есть компас или навигатор. Когда никаких средств навигации с собой нет – нужно идти, чтобы не замерзнуть, пить горячее, есть. Нельзя валиться в сугроб и засыпать – это приведет лишь к замерзанию. Поэтому о географии лучше позаботиться заранее, перед выходом, обеспечив себе безопасность.

    В данных советах нет ничего сложного. Однако за их несоблюдением кроются безвременно потерянные человеческие жизни. Это надо понимать и помнить постоянно.

    1. Пьянство на зимней рыбалке недопустимо! Теряется контроль над собой и окружаюшими. Принижается чувство самосохранения и "тянет на подвиги". Нетрезвый может не только провалиться под лед и утонуть, но и просто потеряться и замерзнуть. Шумное, неадекватное поведение черевато конфликтами с другими рыбаками, которые в последствии, обидевшись, могут не сразу прийти на помощь. Время и мороз играют против рыбака, вариант отлежусь, протрезвею и выбирусь не работает как летом.
    2. На тонкий, неокрепший лед выходить нельзя. Случайно попав на тонкий лед, отходите назад скользящими осторожными шагами, не отрывая ног ото льда.
    3. Прочный, безопасный лед - это лед прозрачный, толщиной не менее 4-5 см. Молочный белого цвета лед вдвое слабее прозрачного. Самый опасный - ноздреватый лед, образовавшийся из смерзшегося снега.
    4. Лед всегда слабее вблизи топляков, свай, тростника, берега и на течении.
    5. В оттепель после первых морозов лед становится тонким. Особенно опасен тонкий лед, припорошенный снегом. Под снегом не видно трещин и других препятствий.
    6. Над большими глубинами лед образуется позднее и поэтому он менее прочен, а значит, и опасен тогда, когда кругом на средних глубинах он достаточно надежен.
    7. В озерах родниковые ключи иногда встречаются на больших глубинах. Лед над ними размывается и опасен.
    8. В устьях речек и ручьев лед, подмываемый течением, часто бывает ненадежным в течение всей зимы.
    9. Под мостами, в узких протоках между широкими плесами и между островами лед часто бывает опасным даже в середине зимы. Весной по льду в этих местах ходить нельзя.
    10. Не выходите на неокрепший лед в одиночку, а вдвоем или втроем. Однако идти всем рядом нельзя. Лучшее расстояние - 2-3 м. друг от друга. По последнему льду не следует ходить и гуськом. Там, где пройдет один, второй может провалиться.
    11. Выходя на лед, обследуйте (прощупайте) его впереди себя пешней или палкой. Лед, который пробивается пешней с одного удара опасен.
    12. Идя по неокрепшему льду, держите ящик на одной лямке. В случае нужды, так легче от него освободиться.
    13. Не собирайтесь на тонком льду группами. держитесь на расстоянии 2-3 м. друг от друга. Но не разбредайтесь по водоему на значительные расстояния. Вы должны прийти на помощь другому как можно быстрее.
    14. Не пользуйтесь коньками на первом льду. На них можно легко въехать на тонкий, неокрепший лед или в полынью. Еще можно упасть и пробить тонкий лед своим телом.
    15. Будьте особенно осторожны при переходе реки ниже плотины. Там состояние льда меняется быстро, и иногда уже через 2-3 часа бывает нельзя вернуться обратно по своему следу.
    16. Если возникла крайняя необходимость перейти опасное место на льду, завяжите вокруг пояса шнур, оставив за собой свободно волочащийся конец, около которого должен находиться товарищ. Переходить опасное место надо с большим шестом, держа его поперек тела.
    17. Если лед вдруг станет трескаться, сохраняйте спокойствие, не поддавайтесь панике, быстро, но в то же время осторожно лягте на лед и отползите на безопасное место. Бежать, а тем более прыгать, нельзя.
    18. Если все же случилась беда, и вы оказались в воде, не пытайтесь выбраться на лед только с помощью рук, не подтягивайтесь за кромку льда. Держась за нее руками, надо с осторожностью вынести на лед сначала одну, потом вторую ногу, затем, не спеша, и так же осторожно отползти (откатиться) от опасного места.
    19. Помогая провалившемуся под лед товарищу, у которого не оказалось шнура, подавайте ему в руки пояс, шарф, палку, рукоятку пешни или ледобура и т. п. За них можно ухватиться крепче, чем за протянутую руку. К тому же при сближении на расстояние руки легче обломить кромку льда.
    20. После метелей остерегайтесь не замерзших лунок под снегом.
    21. Не подходите близко к лункам, в которых ставят промысловые сети. Они всегда покрыты тонким льдом или снегом. Заметить их можно по холмикам рядом лежащего колотого льда.
    22. Остерегайтесь промоин во льду над быстрым течением.
    23. Не становитесь на льдины, отколовшиеся от ледяного поля: они могут внезапно перевернуться под ногами.
    24. Помните, что весенний лед после ночного заморозка утром кажется крепким и надежным, а днем, особенно в конце ледостава, он крошится и проваливается.
    25. Спускаясь с берега на лед, осевший при спаде воды, остерегайтесь глубоких трещин, скрытых под снегом. В них можно тяжело повредить ногу.
    26. Находясь на льду, учитывайте, что под снегом он нарастает медленнее, чем на бесснежном пространстве.
    27. Не зная особенностей водоема или условий образования льда, не пытайтесь выезжать на лед на автомашине.
    28. Опасен и крепкий скользкий лед. Можно поскользнуться, упасть и довольно неудачно. При достаточном удалении от цивилизации сломанная нога может превратиться в серьезную проблему, усугубляемую быстро наступающими сумраками и усиливающимся холодом.

    Когда можно выезжать на лед на автомобиле.

    Лед толшиной в 15 см вполне в состоянии выдерживать автомобиль весом до 2 тонн. Конечно, характер льда вносит свои коррективы. На потрескавшийся лед не стоит выезжать даже когда он очень толстый. Лучше на лед вообще не выезжать. Необходимо отметить, что прочность льда морей и озер, имеющих соленую воду, намного меньше, чем пресных водоемов. Поэтому и грузоподъемность льда морей (соленых озер) для тех же толщин следует уменьшать примерно на 25-30% Не рекомендуется преодолевать ледяную переправу на автомобиле весной, при начавшемся разрушении льда, а также осенью, когда он не прочен.


    Таблица. Удерживаемый вес автомобиля в зависимости от толщины льда.

    Нужно вначале определить место переправы, толщину и прочность льда, крутизну берегов и состояние льда у берега. Немалую проблему представляет не только сам лед, но и заснеженный выезд обратно на берег. Машина может просто забусовать, а дополнительные нагрузки на и без того менее прочный лед у берега увеличивают проблему. Обычно переправы устраивают в местах с ровными и пологими берегами и крутизной не более 5-6 градусов. Съезжать на лед нужно плавно и двигаться только по заранее выбранному направлению на промежуточных передачах при средних оборотах коленчатого вала двигателя. Двери автомобиля желательно держать открытыми. Во всяком случае они не должны быть блокированны центральным замком и каждый пассажир должен быть готовым немедленно покинуть автомобиль в случае опасности.

    В любом случае прежде чем выходить на лед, всем необходимо прочитать этот печальный рассказ . И всегда помнить чего может стоить беспечность и надежда на авось...

    Примеры:

    02.03.2013. Финский залив. Как сообщили «Фонтанке» в Северо-Западном региональном центре МЧС, в 10.40 поступило сообщение о том, что в районе 33 километра Приморского шоссе не могут добраться до берега 4 рыбака. На место отправились сотрудники РПСО и ПСС. В результате любителей подледного лова доставили на берег в районе поселка Пески. Кроме того, был начат мониторинг льда Финского залива, в ходе которого 50 гражданам сообщили о существующей угрозе и предложили вернуться на берег. Позднее спасателями были доставлены на берег еще шесть человек.

    По данным ведомства на 17.00, на льду Финского залива находилось на менее 100 человек. Всего для спасения рыбаков привлекли 5 катеров на воздушной подушке. Напомним также, что сегодня спасали людей и в районе Толбухина маяка: днем во льду образовалась трещина, преградившая путь на берег любителям зимней рыбалки. Спасатели с помощью катеров на воздушной подушке «Хивус» переправили через промоину более тридцати человек. Однако до конца ситуация не разрешена: на льду остаются более десятка автомобилей, лишенных возможности преодолеть водную преграду. С ними остаются и их хозяева, которые отказываются бросить свое имущество.

    16.01.2013. Ладога, поселок Черное. В районе 16:00 отрыв большого участка льда. Направление трещины от мыса "Сосна" на острова Зеленцы и Каредж. Расстояние от берега 2км. К месту происшествия выехала дежурная смена поисково-спасательного отряда г. Шлиссельбурга на судне на воздушной подушке "Славир". Три рыбака-любителя были сняты со льдины и в 19:10 доставлены на берег.

    Сразу хочу объяснить по поводу оторванного льда, те не отрыв льда, а то что там остались люди машины и даже одна (Гранд Чероки) утонула, тк трещина прошла как я понял прямо под ней. Диагноз произошедшего такой: Все знают что лед каждый год и не раз за зимний сезон рвет от мыса на Зеленцы (хотя бывают вариации). Все знают что лед после трещины, "припай" так называемый, 10-20 см. Все были в курсе, что ветер о берега... И все равно как бараны поперлись на тонкий припаяный лед. Вывод какой если люди "дураки", то им, видимо, ведро окуней может заменить машину, "собаку", буран или недай бог жизнь. Исходя из написанного получилось следующее: Мыы приехали в Черное с точной точкой остановки машины (координаты дал знакомый) тк дальше лед тоньше торосы, незаметный "припай" нового льда ну и тд. Кстати, зная данную информацию мы не пошли ни за окунем ни за плотвой в потенциально опасное место. и весь день в лунке был опущен "маяк", который показал бы что происходит движение льда, его поворот ну и тд. Соответственно 90% случаев с затоплением машин ну и прочих бед происходит от незнания и БЕЗОЛАБЕРНОСТИ рыбаков. Кстати, "свиней" на льду не уменьшилось... брошенные бутылки пакеты хабарики... Я так понимаю, что людей учит только жизненный опыт. Пример. Ну вот допустим рвет лед вы жмете на газ чтобы свалить и перед самым краем трещины врубаетесь колесом в бутылку... Дальше все будет плачевно.

    Взято с fisher.spb.ru.

    Когда заканчивается летний сезон рыбной ловли, приходит пора зимнего сезона. Зимняя рыбалка от летней почти ничем не отличается. Но есть единственная опасность - можно провалиться под лед. Поэтому нужно соблюдать технику безопасности и знать, какой должна быть толщина льда для безопасного передвижения по поверхности. Если придерживаться всех правил, то зимняя рыбалка станет еще увлекательнее, чем летняя.

    В начале ноября водоемы и реки начинают покрываться тонкой ледяной коркой. Вода под воздействием холода кристаллизуется и создает поверхностный слой. Лед, который способен выдерживать вес человека формируется к концу ноября - в начале декабря. Но иногда из-за теплой осени ледяная корка начинает образовываться только в декабре.

    Раннее появление льда возможно лишь на тех водоемах, которые располагаются в северных широтах. И уже в конце декабря по нему можно спокойно передвигаться не только пешком, но и другими способами.

    К этому времени его толщина увеличивается, и он способен выдержать даже автомобиль. Процесс формирования ледяного слоя:

    Рыболовный сезон открыт.

    Скорость нарастания ледяного слоя

    Если погода тихая, а температура воздуха -1 градус, то скорость формирования льда на озерах и прудах за сутки составит 2,5 мм. Теоретически, за 24 часа при температуре воздуха -5 градусов толщина ледяного покрова станет 12,5 мм. Нарастание на больших реках и водоемах происходит по-другому. В отличие от мелководья, глубокие водные места замерзают медленнее. Прирост быстрее не становиться даже тогда, когда идет снег. От толстого слоя снега, тонкий ледяной слой слегка притапливается. На поверхности образуются мелкие трещины, через которые просачивается вода, из-за этого ледяное покрытие тает.

    Скорость нарастания льда за сутки можно определить по таблице .

    Большие озера, места слияния рек, их изгибы, перекаты, подземные источники и канализационные сливы имеют разную толщину.

    • Считается, что самая допустимая и безопасная толщина - 10 сантиметров. Но человеку со средним ростом можно без опаски выходить на лед, если его толщина составляет 5-7 сантиметров.
    • Рыбака с рыболовными снастями может выдержать толщина 8 сантиметров. Для группы рыбаков лучше передвигаться по поверхности толщиной около 12 см.
    • Если отделением МЧС официально было установлено место, по которому можно перейти реку, там толщина будет выше 15 см.
    • При 30-сантиметровой толщине разрешено передвижение на автомобиле.

    Проверка на прочность

    Приехав на рыбалку, первое, что следует сделать, это проверить поверхность на прочность. Это очень важно! Если она окажется тонкой, лед треснет и человек провалится в воду. Проверка на прочность:

    Нужно знать, что легко провалиться в воду, если проверять прочность ударом ноги. Поэтому ни в коем случае нельзя этого делать. Определить, что поверхность непрочная и на нее нельзя выходить, можно по следующим признакам:

    Узнать прочность и толщину льда для рыбалки на крупном водоеме, сегодня можно из прогноза МЧС, которые регулярно публикуются.

    Самые опасные места

    Несформированный или талый лед, считается опасным. Поэтому в весенний и осенний период, когда он только начинает формироваться или наоборот, слегка подтаял, нужно быть особенно внимательным. Самые опасные места:

    Способы передвижения

    Чтобы не ехать по ледовому покрытию на автомобиле, некоторые рыбаки оставляют его на берегу и далее передвигаются своим ходом. Способы передвижения:

    • На лыжах . При передвижении на лыжах достаточно, чтобы толщина была не менее 8 сантиметров. Хорошо, если поверхность будет покрыта небольшим слоем снега, так как лыжи слишком скользят на чистой поверхности. Таким способом передвижения часто пользуются рыбаки, которые приезжают ловить рыбу на общественном транспорте.
    • На снегоходах . Снегоход - тяжелый транспорт и передвигаться на нем, можно в том случае, если толщина составляет более 15 сантиметров. Желательно, чтобы на поверхности лежал небольшой слой снега.
    • Ледовые переправы . Если нужно сократить расстояние между двумя точками, то можно воспользоваться узаконенными ледовыми переправами. Толщина в этих местах составляет более 30 сантиметров и по ним можно спокойно передвигаться на автомобиле.

    Меры безопасности

    Чтобы избежать проблем и разных неприятностей во время зимней рыбалки, нужно соблюдать ряд правил. Меры безопасности:

    • Вначале определяют прочный лед или нет, и только потом становятся на него.
    • Если есть протоптанные дорожки, то лучше идти по ним.
    • Если поверхность начала трещать, нужно сразу же вернуться.
    • Места с множеством рыбаков лучше обойти. Иначе лед может растрескаться из-за лишнего веса.
    • Нельзя выходить на зимнюю рыбалку во время сильного снегопада или дождя, а также в ночное время и при сильном тумане.
    • Чтобы обезопасить себя в случае растрескивания льда, крепление на лыжах расстегивают. Руки нельзя засовывать в петли лыжных палок. Рюкзак вешают на одно плечо.
    • Места с сильным течением обходят.
    • Если рыбаков несколько, то во время передвижения расстояние между ними должно быть не менее 5 метров.
    • Нельзя прыгать на льду и кататься на льдинах.