• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно


    12 февраля 1908 года в Нью-Йорке стартовал первый в мире кругосветный автопробег – весьма смелое и рисковое мероприятие в духе той эпохи великих технических открытий и достижений. Но авантюристы существовали всегда – они жили до 1908 года, они были после него, они прекрасно себя чувствуют и в наше время. И сегодня мы расскажем про историю кругосветных путешествий , начиная от Магеллана и заканчивая современными отважными рыцарями компаса и карты.

    Кругосветное плавание Магеллана (1519-1522)

    Уже в самом начале шестнадцатого века стало понятно, что открытые Христофором Колумбом земли не являются ни Индией, ни Китаем. Но предполагалось, что Азия со всеми ее многочисленными богатствами находится не так уж и далеко от Америки. Дело за малым – найти пролив, переплыть через «Южное море» (так называли в те времена водоем, ставший известным как Тихий океан) и добраться до искомых земель, полных пряностей и шелков. Взялся за это дело португальский и испанский мореплаватель Фернан Магеллан.



    20 октября 1519 года пять кораблей под его командованием вышли из испанского порта Санлукар-де-Баррамеда. На борту суден насчитывалась команда из более чем двухсот человек. Экспедиции во главе с Магелланом, действительно, удалось обогнуть Американский континент с юга, преодолеть Тихий океан, добраться до Молуккских островов (Острова Пряностей) и вернуться 6 сентября 1522 года в Севилью.



    Но во время кругосветного плавания экспедиция потеряла четыре корабля, а из 235 человек личного состава в Испанию вернулось всего тридцать шесть (18 на последнем оставшемся судне и еще столько же разными путями в течение последующих месяцев и даже лет). Погиб в стычках с туземцами сам Магеллан и большинство командиров. А завершил экспедицию капитан Хуан Себастьян Элькано – единственный выживший офицер.

    Кругосветное путешествие на велосипеде (1884-1886)

    Томас Стивенс стал первым человеком, совершившим кругосветное путешествие на велосипеде. И стоит понимать, что это был не байк в современном представлении – легкий, спортивный, эргономичный, а стандартный для тех времен «пенни и фартинг» (когда переднее колесо в восемь раз больше заднего). Да и с дорогами ситуация была куда более сложной.



    Начав свое путешествие в Сан-Франциско, Стивенс пересек всю Америку с запада на восток до Нью-Йорка. Затем он изрядно поездил по своей родной Англии, проехал через Европу, Османскую Империю, перезимовал в Тегеране как личный гость шаха, побывал в Афганистане, вернулся в Стамбул, приплыл по морю в Индию, отметился в Китае и Японии, а затем вернулся в исходную точку путешествия, потратив на поездку более двух с половиной лет.


    Кругосветное путешествие на яхте (1895-1898)

    Ставшее легендарным кругосветное путешествие Джошуа Слокама стартовало 25 апреля 1895 года в городе Бостон. 10-метровая яхта Sprey, на которой в одиночку плыл канадско-американский путешественник и авантюрист, сначала пересекла Атлантический океан, приблизившись к Пиренейскому полуострову, затем прошла вдоль западного побережья Африки, снова преодолела Атлантику, прошла через Магелланов пролив, достигла Австралии, побывала в Новой Гвинее, обогнула мыс Доброй Надежды, а 27 июня 1898 года финишировала в городе Ньюпорт в штате Род-Айленд.



    Но пышных почестей путешественник по возвращению в США не дождался. Бушевавшая в то время Американо-испанская война оттянула на себя все внимание прессы и общественности. Так что о достижении Слокама заговорили лишь после заключения мира. А в 1900 он выпустил книгу «Один под парусами вокруг света», ставшую всемирным бестселлером и переиздающуюся до сих пор.



    Джошуа Слокам пропал без вести во время плавания на яхте в 1909 году в районе Бермудских островов, что стало одной из причин появления легенды о Бермудском треугольнике.

    Первый кругосветный автопробег (1908)

    12 февраля 1908 года стартовал первый кругосветный автопробег, организованный американской газетой New York Times и французской Matin. Это событие было приурочено к 99-летию со дня рождения Авраама Линкольна. Планировалось, что в нем примут участие 13 экипажей, но семь из них снялись в самый последний момент, до начала поездки.



    Главной проблемой первых недель пробега стал холод. Автомобили тех времен не были оснащены обогревателями, а некоторые вообще были без крыши. При этом изначально планировалось, что экипажи переедут из США в Россию через замерзший Берингов пролив. Но жуткие погодные условия на Севере заставили сменить маршрут – машины были погружены на корабль в Сиэтле и транспортированы во Владивосток.



    Участники автопробега пересекли всю Евразию. Первым достиг финиша в Париже немецкий экипаж на автомобиле Protos. Случилось это 11 июля, через 169 дней после начала. Но оказалось, что немцы нарушили условие соревнований, за что получили штраф в 15 дней. Так что победителями стали американцы на машине Thomas Flyer, приехавшие к последней точке аккурат 26 июля. Вот для американских участников заезд и стал кругосветным - после триумфа в Париже они вернулись в Нью-Йорк, замкнув, тем самым, круг.

    Кругосветное путешествие на самолете (1924, 1957)

    Это сейчас можно облететь вокруг Земного шара на авиалайнере чуть более чем за сутки. А в 1924 году четырем самолетам Douglas World Cruiser понадобилось почти полгода. Вернее, это вылетели из Сиэтла 6 апреля четыре летательных аппарата, а вернулись обратно 28 сентября всего два – остальные разбились по дороге.



    А первый беспосадочный кругосветный перелет совершили в январе 1957 года , потратив на это 45 часов и 19 минут. По пути они трижды пополняли запасы топлива от самолета-дозаправщика.


    Кругосветное путешествие пешком (1970-1974)

    20 июня 1970 года братья Дэвид и Джон Кунсты вышли из собственного дома в городе Уосека в Миннесоте и отправились в пешее путешествие вокруг света. Они дошли до Нью-Йорка, где сели на корабль до Лиссабона. Затем они пересекли на своих двоих всю Европу и дошли до Афганистана. Но там на них напали бандиты, Джон был убит, а Дэвид попал на четыре месяца в больницу.



    Оправившись, Кунст продолжил свой поход ровно с того места, где погиб его родственник. Но сейчас к нему присоединился третий их брат – Питер. Впрочем, он пропутешествовал «всего» год – нужно было возвращаться домой на работу.



    Дэвид Кунст вернулся в родную Миннесоту 5 октября 1974 года, преодолев на пути около 25 тысяч километров, став Послом Доброй воли ЮНИСЕФ, стоптав 21 пару обуви и познакомившись с австралийской учительницей Дженни Сэмюэл, которая сначала стала его спутницей в путешествии, а потом и в жизни.


    Беспосадочный кругосветный перелет на воздушном шаре (1999)

    В конце двадцатого века воздушные шары практически перестали существовать. Остались лишь те, что использовались в рекламных, туристических, спортивных и научных (стратостаты) целях. Но появлялись также аэростаты, созданные специально для установления рекордов. К примеру, Breitling Orbiter 3, на котором в марте 1999 года Бертран Пикар и Брайан Джонс совершили беспосадочный кругосветный перелет длиной 45755 километров и длительностью 19 дней 21 час и 47 минут.



    Но этого рекорда Пикару мало! Достойный своего деда, отца и дяди авантюрист собирается в 2015 году совершить первый в истории кругосветный перелет на самолете, получающем энергию исключительно из установленных на нем солнечных панелей.


    June 26th, 2015

    Это было время, когда корабли строились из дерева,
    а люди, ими управлявшие, были выкованы из стали

    Спросите любого, и он вам скажет, что первым человеком, совершившим кругосветное путешествие, был португальский мореплаватель и исследователь Фердинанд Магеллан, который погиб на острове Мактан (Филиппины) в ходе вооруженной стычки с туземцами (1521 год). То же самое написано и в учебниках по истории. На самом деле, это миф. Ведь получается, что одно исключает другое. Магеллану удалось пройти только половину пути.

    Primus circumdedisti me (ты первым обошел меня) - гласит латинская надпись на увенчанном земным шаром гербе Хуана Себастьяна Элькано. Действительно, Элькано был первым человеком, совершившим кругосветное плаванье .

    Давайте все таки узнаем подробнее как так получилось …

    В музее Сан-Тельмо города Сан-Себастьян находится картина Салаверрия «Возвращение «Виктории». Восемнадцать изможденных людей в белых саванах, с зажженными свечами в руках, пошатываясь, сходят по трапу с корабля на набережную Севильи. Это моряки с единственного корабля, возвратившегося в Испанию из всей флотилии Магеллана. Впереди — их капитан, Хуан Себастьян Элькано.

    Многое в биографии Элькано до сих пор не выяснено. Как ни странно, человек, впервые обогнувший земной шар, не привлек внимания художников и историков своего времени. Нет даже его достоверного портрета, а из написанных им документов сохранились лишь письма королю, прошения и завещание.

    Хуан Себастьян Элькано родился в 1486 в Гетарии - небольшом портовом городке в Стране Басков, недалеко от Сан-Себастьяна. Он рано связал собственную судьбу с морем, сделав нередкую для предприимчивого человека того времени «карьеру» - вначале сменив работу рыбака на долю контрабандиста, и позднее записавшись в военный флот, чтобы избежать наказания за свое слишком вольное отношение к законам и торговым пошлинам. Элькано успел поучаствовать в Итальянских войнах и военной кампании испанцев в Алжире 1509 года. Баск неплохо освоил морское дело на практике в бытность свою контрабандистом, но, именно в военном флоте, Элькано получает «правильное» образование в области навигации и астрономии.

    В 1510 году Элькано, владелец и капитан корабля, участвовал в осаде Триполи. Но испанское казначейство отказалось выплатить Элькано причитающуюся для расчетов с экипажем сумму. Покинув военную службу, никогда всерьёз не прельщавшую молодого авантюриста низким заработком и необходимостью соблюдать дисциплину, Элькано решает начать новую жизнь в Севилье. Баску кажется, что впереди его ждет блестящее будущее, - в новом для него городе никто не знает о его не совсем безупречном прошлом, вину перед законом мореплаватель искупил в боях с врагами Испании, у него есть официальные бумаги, позволяющие ему работать капитаном на торговом судне… Но торговые предприятия, участником которых становится Элькано, оказываются все как одно убыточными.

    В 1517 году в счет уплаты долгов он продал судно, находившееся под его командованием, генуэзским банкирам - и эта торговая операция определила всю его судьбу. Дело в том, что владельцем проданного корабля был не сам Элькано, а испанская корона, и у баска ожидаемо вновь возникают сложности с законом, на этот раз грозящие ему смертной казнью.в то время считалось тяжким преступлением. Зная, что никакие оправдания суд не примет во внимание, Элькано бежал в Севилью, где легко было затеряться, а затем укрыться на любом корабле: в те времена капитаны меньше всего интересовались биографиями своих людей. К тому же в Севилье было много земляков Элькано, а один из них, Ибаролла, был хорошо знаком с Магелланом. Он и помог Элькано завербоваться на флотилию Магеллана. Сдав экзамены и получив как знак хорошей оценки бобы (несдавшие получали от экзаменационной комиссии горошины), Элькано стал кормчим на третьем по величине корабле флотилии — «Консепсьоне».

    Корабли флотилии Магеллана

    20 сентября 1519 года флотилия Магеллана вышла из устья Гвадалквивира и направилась к берегам Бразилии. В апреле 1520 года, когда корабли расположились на зимовку в морозной и пустынной бухте Сан-Хулиан, недовольные Магелланом капитаны подняли мятеж. Элькано оказался втянутым в него, не смея ослушаться своего командира — капитана «Консепсьона» Кесады.

    Магеллан энергично и жестоко подавил мятеж: Кесаде и еще одному из главарей заговора отрубили головы, трупы четвертовали и изуродованные останки наткнули на шесты. Капитана Картахену и одного священника, также зачинщика мятежа, Магеллан приказал высадить на пустынный берег бухты, где они впоследствии и погибли. Остальных сорок бунтовщиков, в том числе и Элькано, Магеллан пощадил.

    1. Первое в истории кругосветное плавание

    28 ноября 1520 года оставшиеся три корабля вышли из пролива и в марте 1521 года после беспримерно трудного перехода через Тихий океан подошли к островам, позднее получившим название Марианских. В том же месяце Магеллан открыл Филиппинские острова, а 27 апреля 1521 года погиб в стычке с местными жителями на острове Матан. Элькано, пораженный цингой, в этой стычке не участвовал. После гибели Магеллана капитанами флотилии были избраны Дуарте Барбоза и Хуан Серрано. Во главе небольшого отряда они отправились на берег к радже Себу и были коварно перебиты. Судьба снова — уже в который раз — пощадила Элькано. Начальником флотилии стал Карвалыо. Но на трех кораблях осталось всего 115 человек; среди них много больных. Поэтому «Консепсьон» сожгли в проливе между островами Себу и Бохоль; а команда его перешла на другие два судна — «Викторию» и «Тринидад». Оба судна еще долго блуждали между островами, пока, наконец, 8 ноября 1521 года не бросили якорь у острова Тидоре, одного из «островов Пряностей» — Молуккских островов. Затем вообще было решено продолжать плавание на одном корабле — «Виктории», капитаном которого незадолго до этого стал Элькано, а «Тринидад» оставить на Молукках. И Элькано сумел провести свой источенный червями корабль с изголодавшейся командой через Индийский океан и вдоль берегов Африки. Треть команды погибла, около трети было задержано португальцами, но все же «Виктория» 8 сентября 1522 года вошла в устье Гвадалквивира.

    Это был беспримерный, неслыханный в истории мореплавания переход. Современники писали, что Элькано превзошел царя Соломона, аргонавтов и хитроумного Одиссея. Первое в истории кругосветное плавание было завершено! Король пожаловал мореплавателю годовую пенсию в 500 золотых дукатов и возвел Элькано в рыцари. Герб, присвоенный Элькано (с тех пор уже дель Кано), увековечивал его плавание. На гербе были изображены две палочки корицы, обрамленные мускатным орехом и гвоздикой, золотой замок, увенчанный шлемом. Над шлемом — земной шар с латинской надписью: «Ты первый обогнул меня». И наконец, специальным указом король объявил Элькано прощение за продажу корабля иностранцу. Но если наградить и простить отважного капитана было довольно просто, то разрешить все спорные вопросы, связанные с судьбой Молуккских островов, оказалось посложней. Долго заседал испано-португальский конгресс, но так и не смог «поделить» между двумя могущественными державами острова, находящиеся на той стороне «земного яблока». И испанское правительство решило не задерживать отправку второй экспедиции на Молукки.

    2. Прощай Ла-Корунья

    Ла-Корунья считалась самым безопасным в Испании портом, в котором «могли бы разместиться все флоты мира». Значение города еще более возросло, когда сюда была временно переведена из Севильи Палата по делам Индий. Эта палата разрабатывала планы новой экспедиции к Молуккам, чтобы окончательно утвердить испанское господство на этих островах. Элькано прибыл в Ла-Корунью полный радужных надежд — он уже видел себя адмиралом армады — и занялся снаряжением флотилии. Однако Карл I назначил командующим не Элькано, а некоего Хофре де Лоайса, участника многих морских сражений, но совершенно незнакомого с навигацией. Самолюбие Элькано было глубоко уязвлено. Вдобавок из королевской канцелярии пришел «высочайший отказ» на прошение Элькано о выплате пожалованной ему ежегодной пенсии в 500 золотых дукатов: король распорядился выплатить эту сумму лишь после возвращения из экспедиции. Так Элькано испытал на себе традиционную неблагодарность испанской короны к прославленным мореплавателям.

    Перед отплытием Элькано посетил родную Гетарию, где ему, прославленному моряку, без труда удалось завербовать на свои корабли много добровольцев: с человеком, обошедшим «земное яблоко», не пропадешь и у дьявола в пасти — рассуждала портовая братия. В начале лета 1525 года Элькано привел свои четыре судна в Ла-Корунью и был назначен кормчим и заместителем командующего флотилией. Всего флотилия насчитывала семь кораблей и 450 человек команды. Португальцев в этой экспедиции не было. Последнюю ночь перед отплытием флотилии в Ла-Корунье было очень оживленно и торжественно. В полночь на горе Геркулеса, на месте развалин римского маяка, зажгли огромный костер. Город прощался с моряками. Крики горожан, угощавших матросов вином из кожаных бутылок, рыданья женщин и гимны паломников смешивались со звуками веселого танца «Ла мунейра». Моряки флотилии надолго запомнили эту ночь. Они отправлялись в другое полушарие, и им предстояла теперь жизнь, полная опасностей и лишений. В последний раз Элькано прошелся под узкой аркой Пуэрто де Сан-Мигель и спустился по шестнадцати розовым ступенькам к берегу. Эти ступени, уже совсем стершиеся, сохранились до наших дней.

    Смерть Магеллана

    3. Несчастья главного кормчего

    Могучая, хорошо вооруженная флотилия Лоайсы вышла в море 24 июля 1525 года. Согласно королевским инструкциям, а их в общем у Лоайсы было пятьдесят три, флотилия должна была следовать по пути Магеллана, но избегать его ошибок. Но ни Элькано — главный советник короля, ни сам король не предвидели, что это будет последняя экспедиция, посланная через Магелланов пролив. Именно экспедиции Лоайсы было суждено доказать, что это не самый выгодный путь. И все последующие экспедиции в Азию отправлялись из тихоокеанских портов Новой Испании (Мексики).

    26 июля суда обогнули мыс Финистерре. 18 августа суда попали в сильный шторм. На адмиральском судне сломало грот-мачту, но посланные Элькано два плотника, рискуя жизнью, все же добрались туда на маленькой шлюпке. Пока ремонтировали мачту, флагманское судно столкнулось с судном «Парраль», сломав ему бизань-мачту. Плавание проходило очень тяжело. Не хватало пресной воды, провизии. Кто знает, как сложилась бы судьба экспедиции, если бы 20 октября впередсмотрящий не увидел на горизонте остров Аннобон в Гвинейском заливе. Остров был пустынным — лишь несколько скелетов лежало под деревом, на котором была вырезана странная надпись: «Здесь покоится несчастный Хуан Руис, убитый потому, что он этого заслуживал». Суеверные моряки увидели в этом грозное предзнаменование. Корабли спешно налились водой, запаслись провизией. Капитаны и офицеры флотилии по сему случаю были созваны на праздничный обед к адмиралу, который чуть было не кончился трагически.

    На стол была подана огромная, неизвестной породы рыба. По словам Урданеты — пажа Элькано и летописца экспедиции, — у некоторых моряков, «отведавших мяса этой рыбы, зубы у которой были, как у большой собаки, так разболелись животы, что думали, что они не выживут». Вскоре вся флотилия покинула берега негостеприимного Аннобона. Отсюда Лоайса решил плыть к берегам Бразилии. И с этого момента для «Санкти-Эспиритус», судна Элькано, началась полоса несчастий. Не успев поставить паруса, «Санкти-Эспиритус» едва не столкнулся с адмиральским кораблем, а затем вообще на некоторое время отстал от флотилии. На широте 31º после сильного шторма исчез из виду адмиральский корабль. Командование оставшимися судами принял на себя Элькано. Затем от флотилии отделился «Сан-Габриэль». Оставшиеся пять судов в течение трех дней разыскивали адмиральское судно. Поиски оказались безуспешными, и Элькано приказал идти дальше, к Магелланову проливу.

    12 января суда стали в устье реки Санта-Крус, и, поскольку ни адмиральское судно, ни «Сан-Габриэль» сюда не подошли, Элькано созвал совет. Зная по опыту предыдущего плавания, что здесь прекрасная стоянка, он предложил ожидать оба судна, как это и было предусмотрено инструкциями. Однако офицеры, стремившиеся поскорее войти в пролив, советовали оставить в устье реки только пинассу «Сантьяго», зарыв в банке под крестом на островке сообщение о том, что суда направились в Магелланов пролив. Утром 14 января флотилия снялась с якоря. Но то, что Элькано принял за пролив, оказалось устьем реки Гальегос, в пяти-шести милях от пролива. Урданета, который, несмотря на свое восхищение Элькано. сохранил способность относиться к его решениям критически, пишет, что такая ошибка Элькано его очень поразила. В тот же день они подошли к настоящему входу в пролив и стали на якорь у мыса Одиннадцати Тысяч Святых Девственниц.

    Точная копия корабля «Виктория»

    Ночью на флотилию обрушился страшный шторм. Разбушевавшиеся волны заливали судно до середины мачт, и оно едва держалось на четырех якорях. Элькано понял, что все потеряно. Его единственной мыслью было теперь спасти команду. Он приказал посадить судно на мель. На «Санкти-Эспиритус» началась паника. Несколько солдат и матросов в ужасе бросились в воду; все утонули, кроме одного, который сумел добраться до берега. Затем на берег переправились остальные. Удалось спасти часть провизии. Однако ночью буря разыгралась с прежней силой и окончательно разбила «Санкти-Эспиритус». Для Элькано — капитана, первого кругосветного мореплавателя и главного кормчего экспедиции — крушение, тем более по его вине, явилось большим ударом. Никогда еще Элькано не находился в столь тяжелом положении. Когда буря окончательно стихла, капитаны других судов послали за Элькано лодку, предложив ему вести их по Магелланову проливу, поскольку он здесь бывал и раньше. Элькано согласился, но взял с собой только Урданету. Остальных моряков он оставил на берегу…

    Но неудачи не оставляли измученную флотилию. С самого начала один из кораблей чуть не наскочил на камни, и лишь решимость Элькано спасла судно. Через некоторое время, Элькано послал Урданету с группой матросов за оставленными на берегу моряками. Вскоре у группы Урданеты иссякли запасы провизии. Ночью стояли сильные холода, и люди вынуждены были зарываться по горло в песок, что тоже согревало мало. На четвертый день Урданета и его спутники подошли к погибающим на берегу от голода и холода морякам, и в тот же день в устье пролива вошли корабль Лоайсы, «Сан-Габриэль» и пинасса «Сантьяго». 20 января они присоединились к остальным судам флотилии.

    ХУАН СЕБАСТЬЯН ЭЛЬКАНО

    5 февраля снова разразился сильный шторм. Судно Элькано укрылось в проливе, а «Сан-Лесмес» было отброшено бурей дальше на юг, до 54° 50′ южной широты, то есть подошло к самой оконечности Огненной Земли. Южнее в те времена не заходил ни один корабль. Еще немного, и экспедиция смогла бы открыть путь вокруг мыса Горн. После шторма выяснилось, что адмиральский корабль сидит на мели, и Лоайса с командой покинул судно. Элькано немедленно отрядил на помощь адмиралу группу лучших моряков. В тот же день дезертировала «Анунсиада». Капитан судна де Вера решил самостоятельно добираться до Молукк мимо мыса Доброй Надежды. «Анунсиада» пропала без вести. Несколько дней спустя дезертировал и «Сан-Габриэль». Оставшиеся суда вновь вернулись в устье реки Санта-Крус, где моряки занялись ремонтом изрядно потрепанного бурями адмиральского корабля. В иных условиях его пришлось бы вообще оставить, но теперь, когда флотилия потеряла три крупнейших корабля, этого уже нельзя было себе позволить. Элькано, который по возвращении в Испанию критиковал Магеллана за то, что тот задержался в устье этой реки на семь недель, теперь сам вынужден был провести здесь пять недель. В конце марта кое-как подлатанные корабли снова направились к Магелланову проливу. В составе экспедиции были теперь только адмиральский корабль, две каравеллы и пинасса.

    5 апреля суда вошли в Магелланов пролив. Между островами Санта-Мария и Санта-Магдалена адмиральский корабль постигло очередное несчастье. Загорелся котел с кипящей смолой, на корабле возник пожар.

    Началась паника, многие матросы бросились к лодке, не обращая внимания на Лоайсу, осыпавшего их ругательствами. Пожар все же удалось потушить. Флотилия шла дальше через пролив, по берегам которого на высоких горных вершинах, «таких высоких, что казалось, они простираются до самого неба», лежали вечные голубоватые снега. Ночью по обоим берегам пролива горели костры патагонцев. Элькано уже были знакомы эти огни по первому плаванию. 25 апреля суда снялись с якоря со стоянки Сан-Хорхе, где они пополнили запасы воды и дров, и вновь отправились в трудное плавание.

    И там, где с оглушительным ревом встречаются волны обоих океанов, на флотилию Лоайсы снова обрушился шторм. Корабли стали на якорь в бухте Сан-Хуан де Порталина. На берегу бухты возвышались горы высотой несколько тысяч футов. Было страшно холодно, и «никакая одежда не могла нас согреть», — пишет Урданета. Элькано все время находился на флагманском судне: Лоайса, не имея соответствующего опыта, всецело полагался на Элькано. Переход через пролив продолжался сорок восемь дней — на десять дней больше, чем у Магеллана. 31 мая подул сильный северо-восточный ветер. Все небо было затянуто тучами. В ночь с 1 на 2 июня разразилась буря, самая страшная из бывших до сих пор, разметавшая все суда. Хотя погода потом улучшилась, им уже не суждено было встретиться. Элькано с большинством команды «Санкти-Эспиритус» находился теперь на адмиральском корабле, где было сто двадцать человек. Две помпы не успевали откачивать воду, опасались, что судно в любую минуту может затонуть. В общем океан был Великим, но отнюдь не Тихим.

    4. Кормчий умирает адмиралом

    Судно шло одно, на необъятном горизонте не было видно ни паруса, ни острова. «Каждый день, — пишет Урданета, — мы ждали конца. В связи с тем, что к нам перебрались люди с потерпевшего крушение судна, мы вынуждены сократить паек. Мы много трудились и мало ели. Нам пришлось пережить большие трудности, и некоторые из нас погибли». 30 июля скончался Лоайса. По словам одного из участников экспедиции, причиной его смерти был упадок духа; он так сильно переживал потерю остальных судов, что «становился все слабее и умер». Лоайса не забыл упомянуть в завещании своего главного кормчего: «Я прошу, чтобы Элькано были возвращены четыре бочонка белого вина, что я ему должен. Сухари и другую провизию, что лежит на моем судне «Санта-Мария де ла Виктория», пусть отдадут моему племяннику Альваро де Лоайса, который должен разделить ее с Элькано». Говорят, что к этому времени на судне остались только крысы. На судне многие болели цингой. Куда Элькано ни бросал взгляд, везде он видел опухшие бледные лица и слышал стоны моряков.

    С того времени, как они вышли из пролива, от цинги погибло тридцать человек. «Все они погибли, — пишет Урданета, — из-за того, что у них опухли десны и они ничего не могли есть. Я видел человека, у которого так распухли десны, что он отрывал куски мяса толщиной с палец». У моряков была одна надежда — Элькано. Они, несмотря ни на что, верили в его счастливую звезду, хотя он был настолько болен, что за четыре дня до смерти Лоайсы сам составил завещание. В честь вступления Элькано в должность адмирала — должность, которой он безуспешно добивался два года назад, — был дан пушечный салют. Но силы Элькано иссякали. Настал день, когда адмирал уже не мог встать с койки. В каюте собрались его близкие и верный Урданета. При мерцающем свете свечи было видно, как они исхудали и сколько выстрадали. Урданета становится на колени и одной рукой касается тела своего умирающего хозяина. Священник внимательно следит за ним. Наконец он поднимает руку, и все присутствующие медленно опускаются на колени. Странствия Элькано окончены…

    «Понедельник, 6 августа. Скончался доблестный сеньор Хуан Себастьян де Элькано». Так отметил Урданета в своем дневнике смерть великого мореплавателя.

    Четыре человека поднимают обернутое в саван и привязанное к доске тело Хуана Себастьяна. По знаку нового адмирала они бросают его в море. Раздался всплеск, заглушивший молитвы священника.

    МОНУМЕНТ В ЧЕСТЬ ЭЛЬКАНО В ГЕТАРИИ

    Эпилог

    Источенный червями, истерзанный бурями и штормами одинокий корабль продолжал свой путь. Команда, по словам Урданеты, «была страшно измучена и истощена. Не проходило дня, чтобы кто-нибудь из нас не умирал.

    Поэтому мы решили, что лучшее для нас — идти к Молуккам». Тем самым они отказались от смелого замысла Элькано, собиравшегося осуществить мечту Колумба — достичь восточного побережья Азии, следуя кратчайшим путем с запада. «Я уверен, что если бы Элькано не умер, мы не достигли бы так скоро Ладронских (Марианских) островов, потому что его всегдашним намерением были поиски Чипансу (Японии)», — пишет Урданета. Он явно считал план Элькано слишком рискованным. Но человек, впервые обогнувший «земное яблоко», не знал, что такое страх. Но не знал он также и то, что через три года Карл I уступит за 350 тысяч золотых дукатов свои «права» на Молукки Португалии. Из всей экспедиции Лоайсы уцелели лишь два судна: «Сан-Габриэль», после двухлетнего плавания добравшийся до Испании, и пинасса «Сантьяго» под командой Гевары, прошедшая вдоль тихоокеанского берега Южной Америки до Мексики. Хотя Гевара видел только один раз побережье Южной Америки, его плавание доказало, что берег нигде не выступает далеко на запад и Южная Америка имеет форму треугольника. Это было самым важным географическим открытием экспедиции Лоайсы.

    Гетарии, на родине Элькано, у входа в церковь стоит каменная плита, полустершаяся надпись на которой гласит: «… достославный капитан Хуан Себастьян дель Кано, уроженец и житель благородного и верного города Гетарии, первый обогнувший земной шар на корабле «Виктория». В память героя поставил эту плиту в 1661 году дон Педро де Этаве и Ази, кавалер ордена Калатравы. Молитесь за упокой души того, кто первый совершил путешествие вокруг света». А на глобусе в музее Сан-Тельмо обозначено место, где умер Элькано, — 157º западной долготы и 9º северной широты.

    В учебниках истории Хуан Себастьян Элькано незаслуженно оказался в тени славы Фернана Магеллана, но на родине его помнят и почитают. Имя Элькано носит учебный парусник в составе Военно-морских сил Испании. В рулевой рубке корабля можно увидеть герб Элькано, а сам парусник успел осуществить уже десяток кругосветных экспедиций.

    Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

    Человеком, под руководством которого состоялось первое кругосветное путешествие, стал Фернан Магеллан . Ещё с самого начала, когда перед отплытием часть командного состава (в первую очередь матросы) отказалась служить португальцу, стало очевидно, что это кругосветное плавание окажется необычайно трудным.

    Начало кругосветного путешествия. Путь Магеллана

    10 августа 1519 года 5 кораблей покинули порт в Севильи и отправились в плавание, цели которого опирались лишь на интуицию Магеллана. В те времена никто не верил что Земля круглая, и естественно, это вызывало сильную обеспокоенность матросов, ведь отходя от порта всё дальше и дальше, у них крепчал страх не возвратится домой никогда.

    В состав экспедиции были включены корабли: «Тринидад» (под командованием Магеллана – начальника экспедиции), «Санто-Антонио», «Консепсион», «Сант-Яго» и каракка Виктория (в последствии одно из двух судов, вернувшихся обратно).

    Самое интересное для Вас!

    Первая стычка интересов произошла недалеко от Канарских островов, когда Магеллан без предупреждения и согласования с другими капитанами, немного поменял курс. Хуан де Картахена (капитан «Санто-Антонио») жестко раскритиковал Магеллана, а после отказа Фернана лечь на прежний курс, стал подговаривать офицеров и матросов. Узнав об этом, начальник экспедиции вызвал бунтовщика к себе, и при других офицерах приказал заковать его в кандалы и бросить в трюм.

    Одним из пассажиров первого кругосветного путешествия был Антонио Пифагетта — человек который описывал все приключения у себя в дневнике. Именно благодаря ему нам и известны столь точные факты экспедиции. Надо отметить, что бунты всегда являли собою сильную опасность, так, парусник Баунти стал знаменитым благодаря мятежу против своего капитана Уильяма Блая .

    Однако Блаем судьба распорядилась иначе, он ещё успел стать героем на службе Горацио Нельсона. Кругосветное плавание Магеллана было примерно на 200 лет раньше, чем год рождения адмирала Нельсона .

    Тяготы кругосветного плавания для моряков и офицеров

    Тем временем некоторые офицеры и матросы начали выражать открытое недовольство плаванием, они созвали бунт с требованием вернутся назад в Испанию. Фернан Магеллан был настроен решительно и пресек восстание силовым путём. Капитан «Виктории» (один из зачинщиков) был убит. Увидев решительность Магеллана никто больше не перечил ему, однако в следующую ночь 2 корабля самовольно попытались уплыть домой. План провалился и оба капитана, попав на палубу «Тринидада», были отданы под суд и расстреляны.

    Перестояв зиму, корабли двинулись обратно в путь по тому же курсу, кругосветное путешествие продолжилось – Магеллан был уверен, что пролив в Южной Америке существует. И он не ошибся. 21 октября эскадра достигла мыса (сейчас он называется Мыс Кабо-Вирхенес), который оказался проливом. По проливу флот шел 22 дня. Этого времени хватило, что бы скрыться из виду и уйти обратно в Испанию капитану корабля «Санто-Антонио». Выйдя из пролива, парусники впервые попали в Тихий океан. Кстати, название океана и придумано Магелланом, так как за 4 месяца тяжелого перехода по нему, суда ни разу не попали в шторм. Однако, на самом деле океан не такой уж и тихий, Джеймс Кук , не раз побывавший в этих водах спустя 250 лет, был от него не в восторге.

    Вышев из пролива, эскадра первооткрывателей двинулась в неизвестность, где кругосветное путешествие растянулось на 4 месяца беспрерывных скитаний по океану, при этом не повстречав ни единого клочка суши (не считая 2-х островов, которые оказались пустынны). 4 месяца — весьма хороший показатель для тех времен, но самый быстрых клипер Фермопилы мог пройти это расстояние меньше чем за месяц, Катти Сарк , кстати, тоже. В начале марта 1521 года, на горизонте первопроходцы завидели обитаемые острова, которые Магелланом впоследствии были названы Ландронес и Воровскими.

    Кругосветное плавание: половина пути пройдена

    Итак, впервые в истории, матросы пересекли Тихий океан и оказались на обитаемых островах. В этом плане, кругосветное путешествие начало приносить свои плоды. Там были пополнены не только запасы пресной воды, но и запасы продовольствия, на которое моряки обменяли у туземцев всякие мелочи. Но поведение жителей племени заставило быстро покинуть эти острова. Через 7 дней плавания, Магеллан нашел новые острова, которые сегодня известны нам как Филиппинские.

    На Архипелаге Сан-Ласаро (так сначала назывались Филиппинские острова) путешественники встретили туземцев, с которыми начали налаживать торговые отношения. Магеллан сдружился с раджей племени настолько хорошо, что решил помочь этому новому вассалу Испании в решении одной проблемы. Как объяснил раджа, на соседних островах другой раджа племени отказался платить дань и тот не знает что делать.

    Фернандо Магеллан приказал готовится к боевым действиям на соседнем клочке земли. Именно этот бой и станет для начальника экспедиции последним, кругосветное путешествие закончится без него… На острове Мактан (остров противника) он построил своих солдат в 2 колонны и начал обстреливать туземцев. Однако у него ничего не выходило: пули пробивали лишь щиты туземцев и иногда затрагивали конечности. Видя эту ситуацию, местное население начало защищаться ещё бодрее и стало метать в капитана копья.

    Тогда Магеллан приказал сжечь их дома, дабы надавить на страх, но этот манёвр лишь сильнее разозлил туземцев и те плотнее взялись за свою цель. Около часа всеми силами испанцы отбивались от копьев, пока сильнейший натиск на капитана не принёс свои плоды: увидев положение Магеллана туземцы набросились на него и мгновенно закидали камнями и копьями. До последнего вздоха он следил за своими людьми и ждал покуда все они покинут остров на шлюпках. Португальца убили 27 апреля 1521 года, когда ему был 41 год, Магеллан своим кругосветным путешествием доказал великую гипотезу и изменил этим мир.

    Получить тело испанцам не удалось. Кроме этого, на острове дружелюбного раджы матросов тоже ждал сюрприз. Один из туземцев соврал своему хозяину и донёс о готовящейся атаке на остров. Раджа вызвал офицеров с корабля к себе домой и там жестоко расправился с 26 членами экипажа. Узнав о побоище, исполняющий обязанности капитана кораблей приказал подойти ближе к селению и расстрелять его пушками.

    В наши дни совершить кругосветное путешествие – не проблема. Только подкопить придется, но особых трудностей нет – можно прийти в аэропорт и белокрылый самолет умчит тебя хоть на другой конец мира. Но когда-то кругосветное путешествие было невероятным достижением. Потому, что было первым.

    Краткий экскурс в историю

    Сейчас все просто: есть подробные карты, проверенные маршруты и целые путеводители.

    Тогда же у путешественников были только мечты и предположения, основанные на опыте предшественников. И еще одна неплохая мотивация – заработки. Ведь Колумб так и не добрался до Индии коротким путем, а идея была слишком уж привлекательна, чтобы просто отказаться от нее насовсем.

    Ведь испанцы и португальцы искренне верили: доплывешь до индийских берегов – и несметные сокровища уже, считай, звенят в твоем кармане.


    Кто осуществил первое кругосветное путешествие и почему

    Но были и не менее важные причины:

    • На практике проверить, что Земля круглая.
    • Исследоват ь ее получше.
    • Доказать, что океаны связаны между собой.
    • И, конечно, внести свое имя в историю.

    Все эти причины и привели к тому, что Фернан Магеллан первым отважился проплыть вокруг света.


    Замысел он вынашивал не в одиночку: был у него и компаньон по фамилии Фалейру. Он активно планировал, как лучше строить проложить путь (оказавшийся ошибочным). Даже одно время именно его считали главным организатором экспедиции. Но стоило дойти до самого путешествия – Фалейру внезапно решил прочесть гороскоп. Который – вот же удивительное невезение! – сказал, что отправляться в путь ему не стоит.

    Магеллан же от замысла не отступил. И путешествие все-таки предпринял, благодаря чему мы помним его до сих пор.


    И есть за что. В наши дни, как я уже говорила, путешествие – это, скорее, развлечение. Во времена Магеллана это был тяжелейший труд . За время кругосветки Магеллану пришлось столкнуться с голодом, цингой (болезнь, появляющаяся из-за нехватки витаминов), мятежами . Но погубило его вмешательство в военный конфликт на одном из островов.


    Так он сам и не закончил путешествие . Но закончила его команда – а значит, первое плавание вокруг света все-таки свершилось.

    Полезно1 Не очень

    Комментарии0

    С личностью Магеллана я знаком с ранних лет, однако подробно изучить его деятельность удалось лишь в сознательном возрасте. Мне довелось прочитать множество различной литературы, посвященной первому кругосветному плаванию и, по моему скромному мнению, лучше всего португальского капитана описал Стефан Цвейг. Советую всем интересующимся полистать книгу “Подвиг Магеллана”.

    С чего все началось

    1518 год. Португальская колониальная империя контролирует всю торговлю от западного побережья Африки до далеких Молуккских островов, имея с этого предприятия огромную прибыль, тем временем грустные испанские конкистадоры тратят огромные человеческие ресурсы в войнах с туземцами, исследуя куда менее лакомый кусочек - Америку. Испанская корона в лице Карла I (Карл V в Европе) “слегка” огорчена условиями Тордесильясского договора *.

    * Самое краткое изложение Тордесильясского (с ударением на третий слог) договора: с Португалией не могут поделить игрушки колонии и жалуются папе (конечно же, римскому), папа рисует на карте линию и говорит: “К западу - испанские владения, к востоку - португальские”.
    линия в левой части карты

    В этот момент португальский капитан Магалеш (в русской историографии известен как Магеллан ) наносит визит в испанский королевский двор и говорит: “Господа Испанцы, мой друг - астроном Руй Фалйру, кое-что посчитал и сказал, что если обойти новый континент с юга, то можно приплыть к островам пряностей, не нарушая злосчастный договор”. Что из этого выйдет, узнаем дальше.

    Кто такой Фернан Магеллан

    Магеллан - опытный офицер, находящийся на службе у Португалии и проливающий за Португалию кровь (на самом деле, кровь он проливал за собственное золото и амбиции, как и все в то время, но официально - за Португалию). Фернан поучаствовал в нескольких ключевых сражениях с арабами, долгое время провел на Молуккских островах, но вскоре по ряду причин попал в немилость португальского правительства и принял решение предложить свои услуги королю Испании - Карлу I (он же Карл V в Европе).


    Испанская верхушка с удовольствием приняла предложение португальского капитана и согласилась проспонсировать авантюру.

    Первое кругосветное путешествие Магеллана

    Всего в экспедицию отправляются 5 каравелл . Магеллан, используя свои связи на бывшей родине, формирует два экипажа полностью из португальцев , еще т ри корабля находятся под командованием кастильских (так тогда Испанию называли) капитанов . Напомню, что Кастилия с Португалией в то время были в открытой конфронтации, во что это выльется, читаем дальше.


    Краткое изложение событий:

    • При первой же возможности один из испанских кораблей бунтует и возвращается в Севилью.
    • Еще одного кастильского капитана приходиться высадить на берегу Южной Америки вместе со священником.
    • Вскоре изможденная экспедиция пересекает Тихий океан и достигает Филиппин , где наш герой принимает решение поиграть в войну с местными туземцами, за что те лишают его жизни . На этом кругосветное путешествие для Магеллана завершается.
    • До Испании доплывет одно потрепанное судно с экипажем в 18 человек (примерная смертность за экспедицию - 90 процентов).

    Полезно1 Не очень

    Комментарии0

    Бродя прошлым летом по улицам незабываемой Барселоны, я как-то наткнулся на копию легендарного корабля «Виктория», единственного уцелевшего и добравшегося конечной цели судна первого кругосветного плавания самого Фернана Магеллана .

    Кто совершил первую кругосветную морскую экспедицию

    Плавание под испанскими флагами и руководством португальца Магеллана стартовало 20 сентября 1519 года с самого юга Пиренейского полуострова. К этому времени уже стало ясно, что Колумб достиг совсем не Индии, а открыл . Вопрос западного пути к Индии оставался все еще не закрытым. Именно эту цель имела экспедиция Фернана Магеллана. В ее состав вошли пять суден:

    1. "Тринидад".
    2. "Сан-Антонио".
    3. "Консепсьон".
    4. "Виктория".
    5. "Сантьяго".

    Что было открыто экспедицией Магеллана

    Список открытий велик и важен сегодня как никогда:

    • река Ла-Плата – до этого этот водоем принято было считать проливом, соединявшим Атлантический океан с предполагаемым Южным морем;
    • – название было дано от термина patagon, которым члены экспедиции называли местных, очень высоких жителей;
    • пролив Магеллана – соединявший Атлантический и Тихий океаны;
    • – архипелаг островов на крайнем юге Южной Америки, названная так, поскольку ночами с ней часто виделись огни;
    • Тихий океан – Магеллан вошел в него 28 ноября 1520 года;
    • Филиппинские острова – Магеллан стал первым европейцем, который побывал на них.

    Именно на одном из Филиппинских островов Магеллан был убит местными жителями , которые противились новым порядкам.
    Из всей экспедиции достигнуть Испании 22 сентября 1522 года уже с Востока удалось только одному кораблю – Виктории с 18 членами экипажа. Несмотря на это цель экспедиции была достигнута (хотя первоначально планировалось достичь только Молуккских островов и вернуться назад) и плавание завершилось успехом.

    Судьба кораблей первого кругосветного плавания

    «Тринидад», после того как экспедиция достигла Молуккских островов, поплыл назад к Южной Америке, но попал в шторм и был захвачен португальцами. «Сан-Антонио», после мятежа в проливе Магеллана, возвратился в Испанию. «Консепсьон» был оставлен командой и сожжен на пути с Филиппинских островов к Молуккам. «Сантьяго» разбился еще в Патагонии. «Виктория» достигла Испании с Востока только благодаря угрозе и боязни членов экипажа попасть в плен к португальцам.

    Полезно1 Не очень

    Комментарии0

    Когда я был в дошкольном возрасте, не было возможности узнать ответ на любой вопрос в Википедии. Для пополнения своих знаний, я пользовался несколькими энциклопедиями. Мне так нравились истории о великих людях, что я выписывал их сокращенно в тетрадь. Одним из этих людей как раз был человек, который отважился на кругосветное путешествие - Фернан Магеллан.


    Где родился великий мореплаватель

    Случилось это в португальском городе, правда, источники не дают точную информацию - в Порту или в Саброзе. До знаменитого путешествия его жизнь была увлекательна и динамична:

    • он участвовал во многих битвах на стороне Португалии;
    • был ранен в ногу, и хромота осталась на всю жизнь;
    • продвинулся по службе от простого солдата до советника вице-короля;
    • перешел на службу главного врага Португалии - в Испанию (источники расходятся во мнениях, было это разрешено королем Португалии, либо же он отрекся от подданства).

    Как проходило первое кругосветное плаванье

    Магеллан был уверен, что востока Азии можно достичь, плывя от берегов Европы на запад. Он заручился поддержкой испанской власти и двинулся в путь. В его распоряжении было пять кораблей, правда, тремя из них командовали испанцы. Легко догадаться, что отношение испанских капитанов к Магеллану было сильно натянуто. Из-за этого один из кораблей довольно быстро повернул обратно.

    Но это только начало бед, которые преследовали команду Магеллана. Его разведывательный корабль разбился, испанцы бунтовали, долгое время он не мог найти пролив между материком и архипелагом. Правда, когда корабли вышли в открытые и спокойные воды, Магеллан назвал воды «тихими», после всего пережитого.


    Завершение кругосветного плавания

    Как оказалось, великому человеку Фернану Магеллану не суждено было обогнуть Землю на корабле. Вместо этого его втянули в местный конфликт на Филиппинах. Вскоре он был убит неизвестными туземцами.

    Однако, так экспедиция не закончилась. И неполные два десятка человек, в 1522 году, на разваливающимся корабле, вернулись домой. Так и была написана история.

    Полезно0 Не очень

    Комментарии0

    Однажды, ещё будучи подростком, я попал на море. Это было первое моё путешествие к бескрайней воде. И оно оставило неизгладимые впечатления. Тогда я начал мечтать о кругосветном путешествии по морю. Мечта эта по сей день остаётся несбыточной. Но интерес к морским путешествиям у меня не пропал.


    Фернан Магеллан - первый кругосветный путешественник

    В шестнадцатом веке в Испании, тогдашней владычице морей, зачастую собирались и отправлялись морские экспедиции. И в 1519 г. пришло время для первого путешествия вокруг земного шара. И хотя учёные уже давно доказали, что Земля не плоская, люди могли поверить только подобному доказательству.

    В путь направились пять отлично снаряжённых кораблей:

    • «Тринидад»;
    • «Сан-Антонио»;
    • «Консепсьон»;
    • «Виктория»;
    • «Сантьяго».

    На их борту находилось не менее 265 смелых моряков. Капитаном плавания был Фернан Магеллан.


    Неудачи первого кругосветного плавания

    Как ни готовила Испания свои корабли, всё предусмотреть не удалось. Но самыми главными врагами путешествия были его участники. Взбунтовавшись, часть моряков повернула назад у берегов Южной Америки. Они боялись оказаться у края Земли, так как не верили в её шарообразность.

    Вскоре после этого, на одном из островов, и самого капитана убили туземцы. Изначально они приняли людей с больших кораблей за богов. Но когда те отплыли, а затем вернулись из-за шторма, аборигены почуяли неладное, из-за чего напали на пришельцев.

    И так, в 1922 году, спустя три года, в Испанию вернулся лишь один корабль с 18 никому не известными моряками. Но именно они стали первыми, кто обогнул Землю по морю.


    Первое кругосветное путешествие из России

    В нашей стране также, как и в Испании, всегда было много мореплавателей. И в 1803 году два корабля под руководством Крузенштерна и Лисянского отправились в путь с целью обогнуть планету. Оба корабля благополучно завершили маршрут и дали новый толчок развитию флота в России.

    Вот так, оглядываясь на прошлое, я понимаю, что сегодня кругосветное плавание уже не мечта, а реальность.

    Кругосветное путешествие – это так романтично! Я бы очень хотела его совершить с любимым человеком! Хотела бы вместе насладиться невиданными нами ранее красотами, открыть для себя что-то новое, испытать новые эмоции… А какие, наверное, непередаваемые эмоции испытал человек, совершивший самое первое кругосветное путешествие. О том, кто им был, я вам и расскажу.


    Путешествие вокруг света

    Впервые оно было совершено 500 лет назад! На этот рискованный в те времена шаг осмелился всем известный Фернан Магеллан. Однако, мало кто знает, что его знаменитое путешествие ему самому не суждено было завершить. Для него это было делом жизни:


    Но погиб еще до окончания плавания. Он был убит, вмешавшись в междоусобную войну между двумя племенами аборигенов. Тогда его команда сильно поредела. Продолжить и завершить это знаменитое путешествие пришлось другому выдающемуся мореплавателю. Сделал это Хуан Себастьян Элькано. Но именно Магеллан стал основоположником кругосветного путешествия и великим первооткрывателем.

    Первое кругосветное путешествие и линия перемены дат

    После того, как команда Магеллана вернулась из своего путешествия, люди осознали необходимость введения так называемой линии перемены дат. Произошло это так. Когда знаменитые путешественники прибыли в пункт, откуда они и начали свой путь, то с огромным удивлением заметили, что вся Европа уже живет в 7 сентября, в то время как на календаре, который велся на борту еще только 6 число. Ошибка в ведении календаря на корабле была невозможна. Но в результате пропал целый день! Это связано с особенностями вращения Земли.


    Для того, чтобы с остальными путешественниками, отправляющимися в плавание на дальние расстояния, не приключался подобный казус, была введена условная линия перемены дат. Она проходит по 180 меридиану. Ее особенность в том, что она проходит почти полностью через океаническую часть Земли, сушу затрагивает только в Антарктиде. Это сделано для того, чтобы по возможности меньше путать людей.

    Полезно0 Не очень

    В 1519 году в августе месяце из севильской гавани было отправлено пять кораблей в первую кругосветную экспедицию. Снарядил и одобрил ее в путь Карл I — испанский король. Путешествие было очень нелегким, путь лежал через Америку на юго-запад, экспедиция держала направление на Молуккские острова. В случае удачного путешествия, Испания могла получить права на новые открытые земли.

    Флотилия очень долго двигалась вдоль южноамериканского континента, она пыталась найти выход в «Южное море» . В южной оконечности материка, они обнаружили глубокую бухту. Было принято решения плыть дальше, берега выглядели совсем пустынными, но неожиданно в темноте засветились несколько огней костров. По этой причине Магеллан дал название этой стране — «Огненная земля» и став ее первооткрывателем.

    Пройдя по Магеллановому проливу (пролив между Огненной Землей и Патагонией), корабли вышли в Тихий океан.

    Магелланов пролив

    Мореплаватели в течение 3 месяцев не видели земли, запасы питьевой воды и провианта закончились. На палубе начался цинга и голод. Моряки, чтобы хоть как-то утолить голод, приходилось жевать бычью кожу и есть корабельных крыс. Всего экипаж понес потери в 21 человека, которые умерли от истощения. Через множество неудач, путешественники смогли добраться до Филиппинских островов и запаслись водой и продовольствием. Магеллану не очень повезло, и он ввязался с междоусобные распри местных властителей. В бою с туземцами он был убит 27 апреля 1521 года.

    Спустя три года из плавания смог вернуться только один корабль — «Виктория». Под командой Х. С. Элькано, он и члены экипажа завершили плавание в 1522 году. На родине они были встречены с триумфом и почестями, они были героями, которые были участниками первого в мире кругосветного плавания.

    Путь плавания Магеллана

    Кто совершил первое кругосветное путешествие и какое значение плавания Магеллана?

    Этим героем оказался португальский мореплаватель Фернан Магеллан.

    1) Он смог доказать своим плаванием шарообразность Земли.

    2) Экспедиция Магеллана дала всему миру некоторые представления об относительных размерах моря и суши на земном шаре.

    3) Магеллан доказал, что между Азией и Америкой простирается величайший океан. Собственно это он назвал его Тихий. Он выбрал такое название, потому что за все 4 месяца плавания он не встретил ни одной бури.

    4) Он доказал, что на планете есть только один единый Мировой океан.