• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В этой статье собраны основные сведения, связанные с , которая была сформулирована в течение последних пяти десятилетий и предлагает общие широко распространённые положения, и основные направления для планирования тренировочного процесса и его осуществления.

    Сама по себе наука о спортивной тренировке считается относительно молодой отраслью знаний. Действительно, по сравнению с медициной или философией, которые имеют тысячелетнюю историю, теория спортивной тренировки может показаться «ребёнком». На самом, деле теория спортивной тренировки также имеет долгую историю, потому что её корни уходят глубоко в древнюю философию и древнюю медицину. Интеллектуальные гиганты, в значительной степени способствовавшие развитию классической философии и медицины, были также предтечами современной спортивной науки и теории спортивной тренировки. Возвращение к идеалам олимпийского движения и распространение идей спортивного братства дали толчок для серьёзного анализа тренировочного процесса, что привело к появлению публикаций, посвящённых методам тренировки и более обоснованному составлению программ подготовки спортсменов. В конечном счете это привело к формированию современной теории спортивной тренировки, которая предлагает основные принципы её планирования и анализа. Несмотря на то что эти фундаментальные основы казались незыблемыми, видные тренеры и аналитики нашли серьёзные противоречия между теоретическими положениями и успешным опытом ведущих мировых атлетов. В результате с течением времени подверглись критике многие положения этой теории. В статье о описаны и рассмотрены важные вехи формирования традиционной теории спортивной тренировки (предпосылки из древних времён, основы подготовки спортсменов и ограничения широко распространённого традиционного подхода).

    Традиционная теория спортивной тренировки как междисциплинарная отрасль знаний суммирует большой объём концептуальных и практических положений. Они формируют основу для научно обоснованной подготовки спортсменов, дальнейших исследований и анализа явлений современного спорта. Его история имеет древние корни и охватывает достопамятные исследования выдающихся учёных прошлого и современности. Однако классическая база теории спортивной тренировки была создана в течение последнего столетия, а её центральными звеньями являются иерархическая схема единиц тренировочного процесса и принципиальная концепция периодизации спортивной подготовки, то есть деление всей сезонной программы на более мелкие периоды и тренировочные циклы. С 1960-х годов традиционная теория и схема периодизации распространились на Восточную Европу и страны Запада и составили обязательную часть тренировочного процесса в спорте высших достижений. В целом периодизация использует периодические изменения в биологической и социальной активности человека. В течение долгого времени эта теория была принята в качестве универсальной основы тренировочного процесса в любом виде спорта и для спортсменов любой квалификации. Многие положения и теоретические постулаты остаются в силе до сих пор. Это относится к иерархической схеме тренировочных периодов и циклов; терминологии больших, средних и малых циклов подготовки; делению подготовки спортсменов на общую и специальную; акцентированию социальных, культурных и рекреационных функций тренировки и т.д. Однако реалии современного спорта и результаты углублённых исследований ряда учёных в области спорта вызвали появление серьёзных критических заявлений, которые призывают к пересмотру некоторых теоретических положений. Эта критика была связана в первую очередь с наиболее практически важной частью теории - периодизацией спортивной тренировки.

    В течение последнего десятилетия традиционные и альтернативные версии периодизации тренировочного процесса стали предметом широкого обсуждения; сторонники традиционной теории утверждали, что последние публикации представили более гибкие, разумные и научно доказанные подходы к планированию тренировки. На самом деле, посмертное издание книги профессора Матвеева в 2010-м году содержит пересмотренное описание философских вопросов, социальных и схоластических аспектов, однако сам тренировочный процесс охарактеризован исключительно с традиционной точки зрения без каких-либо попыток обновить материал и обогатить его содержание.

    Роль и значение традиционной теории спортивной тренировки не могут быть недооценены. Более того, традиционный подход к планированию по-прежнему годится для спортсменов на начальных и средних этапах их многолетней подготовки. Однако подготовка спортсменов высокой квалификации требует постоянного поиска новых, более эффективных и научно обоснованных подходов к планированию тренировочного процесса. Надеемся, что дальнейший прогресс спортивной науки приведёт к новым углублённым исследованиям, уточнению существующих моделей периодизации и появлению новых, которые, возможно, расширят горизонты наших знаний.

    Блоковое построение тренировки как альтернатива традиционной теории

    В 1980-х годах опыт тренировочной работы некоторых выдающихся тренеров помог оформиться идее того, что стало называться тренировочными блоками. Эта идея не была научно осмыслена и оставалась открытой для различных интерпретаций. Тем не менее, в наиболее обобщённом смысле тренировочным блоком можно назвать тренировочный цикл высококонцентрированных специализированных нагрузок. Это определение соответствует общему пониманию термина блок как независимого компактного модуля устройства из нескольких элементов, объединённых для выполнения конкретных функций. Многие тренеры интуитивно или осознанно модифицировали свои программы, включая циклы высококонцентрированных нагрузок для улучшения подготовки своих спортсменов. В то время учёные в области спорта, основываясь на результатах своих исследований и накопленных знаниях, предложили называть такой подход к . Эта глава представляет тренировочные концепции и тренерские подходы, которые рассматривают БП тренировочные модели как альтернативу традиционной теории. То есть содержание этой главы сосредоточено на двух принципиальных положениях, в которых идеи БП подхода были предложены и осмыслены. Это концентрированная однонаправленная тренировка, известная как БП подход профессора Ю.В. Верхошанского и многоцелевой БП подход, уже представленный и рассмотренный в предыдущих публикациях автора (Issurin, 2008, 2010).

    Существуют два известных варианта БП подхода: концентрированный однонаправленный и многоцелевой подготовки. Обе версии постулируют приоритет высококонцентрированных нагрузок в тренировочных программах спортсменов высокой квалификации. Тем не менее, дальнейшая интерпретация БП тренировочных планов показывает очень большие их различия: однонаправленный вариант предполагает концентрацию тренировочных средств в одном надлежащем направлении, в то время как многоцелевой подход предлагает использование последовательных специализированных мезоцикловых блоков, в которых высококонцентрированные тренировочные нагрузки направлены на развитие ряда совместимых двигательных и технических способностей. Таким образом, БП программа обеспечивает последовательное развитие многих спортивных способностей, избегая конфликтных физиологических реакций и ограничений традиционной и концентрированной однонаправленной моделей тренировки.

    Важно отметить, что обе рассмотренные БП модели также различаются своими методологическими основами. Согласно научному обоснованию, концентрированная однонаправленная модель использует концепцию долгосрочных отставленных тренировочных эффектов; многоцелевой вариант БП базируется на концепциях кумулятивных и остаточных тренировочных эффектов. Основные данные по использованию концентрированной однонаправленной модели указывают, что продолжительность блока в 6-12 недель или 2-3 месяца предполагает двух-, трёхпиковое годичное построение; многоцелевой БП вариант предлагает 2-4-недельнвй блок, обеспечивающий 5-7 пиковых выступлений. Содержание описанных блоков также различается: концентрированная однонаправленная модель запрещает выполнение технической работы во время длительного блока развития скоростной силы; многоцелевая БП модель указывает на необходимость использования соответствующих технических упражнений в каждом мезоцикловом блоке в течение всего сезона. Тем не менее, можно предположить, что на основе всего вышесказанного тренеры смогут составить разумный тренировочный план в соответствии с концентрированной однонаправленной или многоцелевой БП моделью.

    Кроме того, автор убеждён, что обе БП модели тренировки не опровергают традиционную теорию периодизации тренировки как базового варианта для подготовки спортсменов низкого и среднего уровня. Эти спортсмены обладают достаточной восприимчивостью к разносторонним смешанным программам и не нуждаются в высококонцентрированных нагрузках.

    В заключение нужно отметить, что после первой публикации, в которой были введены базовые положения многоцелевой БП тренировочной модели (Иссурин, Каверин, 1985) прошло около трёх десятилетий. В течение этого периода опубликован ряд моих собственных работ, и большое количество исследований было проведено разными исследователями, оценивавшими БП тренировочные эффекты в различных видах спорта. Более того, электронные базы данных содержат результаты многочисленных практических попыток реализовать БП программы для различных потребностей. Это означает, что программы с блоковой структурой стали частью реалий спортивной подготовки. Эти реалии дают широкое пространство для новых идей, оригинальных вариантов использования и инновационных подходов. Ожидаемые результаты этого процесса могут значительно обогатить современную теорию тренировки и её практическое распространение.

    Реализация многоцелевой блоковой модели тренировки в разных видах спорта

    История реализации насчитывает уже более трёх десятилетий. Тем не менее, только сейчас БП как тренерская концепция и исследовательский подход становится весьма популярной среди аналитиков и практиков спорта после ряда публикаций, широких дискуссий на различных тренерских форумах и появления результатов в электронных базах данных. Выросло количество научно-исследовательских проектов, направленных на изучение БП в разных видах спорта. Исследования, посвящённые оценке БП , проводились с использованием различных модифицированных программ, в которых высококонцентрированные нагрузки были направлены на развитие отдельных целевых способностей (таких как аэробные или скоростно-силовые возможности), по сравнению с традиционными смешанными программами.

    В качестве ссылок были выбраны публикации, по большей части взятые из международных реферируемых журналов и/или официальных документов, таких как научные отчёты или авторефераты диссертаций. Во всех случаях исследователи изучали тренировочные эффекты и сравнивали данные, полученные при использовании традиционных и БП программ. Сравнивались данные экспериментальных и контрольных групп или данные перекрёстных исследований, где традиционные и БП программы выполнялись последовательно. В каждом случае эффекты тренировки оценивались объективными и информативными методами. Итоговая оценка тренировочных эффектов делалась с помощью соответствующих статистических процедур.

    Стоит отметить увеличение количества публикаций, посвящённых оценке и обсуждению БП . В результате спектр применения БП программ резко увеличился. Вначале применение этих БП принципов было сосредоточено в основном на видах спорта на . Теперь реализация БП системы подготовки распространилась также и на , а также на . Следует отметить, что разделение целей подготовки в различных специализированных мезоцикловых блоках имеет серьёзные научные предпосылки, связанные с соответствующими путями физиологической адаптации. Действительно, раздельное целенаправленное развитие аэробных и анаэробных гликолитических способностей имеет серьёзное биологическое основание, связанное с соответствующими вариантами адаптации организма человека, т.е. гомеостатическим регулированием и реакциями на стресс при выполнении тренировочных упражнений высокой интенсивности. Точно так же деление силовых тренировочных программ на специализированные блоки обусловлено соответствующими механизмами нервно-мышечной адаптации. То есть тренировочные блоки, направленные на развитие мышечной гипертрофии, требуют чёткого катаболического сигнала (т.е. сигнала к распаду мышечного белка), за которым следует (превышение исходного уровня) мышечного белка, т.е. гипертрофия мышечных волокон (Zatsiorsky, 1995). Схема тренировки для достижения этой цели предполагает выполнение упражнений с большим сопротивлением (8-10 МП), большим общим объёмом и соответствующим восстановлением для обеспечения синтеза белка энергией (Vim и Viru, 2001).

    Блоки, направленные на развитие мощности и взрывной силы, используют, по большей части, нервно-мышечные предпосылки совершенствования физических качеств, т.е. быстрое включение больших фракций мотонейронов, увеличенную частоту импульсации мотонейронов, синхронизацию их активности и усовершенствованную координацию мышц-антагонистов (Zatsiorsky, 1995). Соответственно, планирование подготовки в этом блоке требует скоростных упражнений и упражнений, выполняемых с ускорением, растяжением-сокращением (), с относительно более длинными интервалами между сериями, достаточным метаболическим и нервно-мышечным восстановлением между тренировками. Такое разделение выглядит разумным и перспективным в случаях, когда превалирует силовой компонент. Можно предположить, что дальнейшие исследования и применение блоковой системы дадут нам новые данные о физиологической природе более специализированной подготовки и практические подсказки для её благоприятной реализации.

    Современные оригинальные подходы к планированию и построению подготовки спортсменов

    Эта статья представляет новые или относительно новые, но всё ещё не широко известные подходы к . Источники информации, которые были использованы для характеристики этих подходов, охватывают публикации, доступные в специальной литературе, а также обобщают опыт выдающихся тренеров и спортсменов. Эта глава суммирует данные, касающиеся двух различных направлений:

    • как концепции и тренерского подхода, которые привлекли много внимания в последнее десятилетие; и
    • , которая имеет долгую историю, но получила новое «дыхание» после обновления её научных основ и интерпретации данных.

    Возможно, описание приведённых выше направлений не даст полную детальную информацию об их содержании и перспективах, однако ссылки к этой главе позволят найти соответствующие источники, откуда такое знание может быть почерпнуто.

    Оба рассмотренных выше подхода к спортивной подготовке вызывают интерес и с научной, и с практической точек зрения. Общая концепция поляризованной тренировки поддерживается опытными данными большого количества успешных спортсменов. Результаты хорошо организованных исследований достаточно убедительно подтверждают эту концепцию и имеют определённое значение. Заметным результатом такого анализа является легитимация высокого объёма нагрузок низкой интенсивности как действенного фактора подготовки спортсменов высокого уровня. Действительно, концепция поляризованной тренировки предлагает согласованность между объёмными экстенсивными и тщательно дозированными высокоинтенсивными тренировочными нагрузками. Однако пропорции между этими значимыми компонентами могут иметь решающее значение и нуждаются в специальной конкретизации в отношении различных специфических по виду спорта ситуаций. Кроме того, полезность применения нагрузок выше уровня анаэробного порога также поддерживается многими аргументами и не может быть исключена. Возможное разрешение этих противоречий может быть связано с применением схемы блоковой периодизации с разделением наиболее объёмных и наиболее интенсифицированных программ на соответствующие мезоциклы.

    Учитывая потенциал и преимущества ВИТ программ, следует подчеркнуть два важных аспекта:

    • в контексте подготовки спортсменов высокой квалификации ВИТ может изменить и усовершенствовать стратегию тренировки;
    • что касается подготовки спортсменов, занимающихся оздоровительными программами, ВИТ подход предлагает дополнительные перспективы, которые могут в значительной степени повлиять на выбор тренировочных режимов и содержания тренировочных занятий.

    Большое количество результатов исследований позволяет наметить два дополнительных варианта применения ВИТ в подготовке спортсменов высокой квалификации. Первый предполагает компилирование краткосрочных тренировочных циклов с относительно высоким вкладом ВИТ нагрузок. Такое сочетание краткосрочных тренировочных циклов высококонцентрированных тренировочных нагрузок очень схоже (даже почти идентично) с ранее рассмотренной концепцией блоковой периодизации, а именно, составлению трансформирующего мезоцикла.

    Второй предполагает включение ряда ВИТ занятий (как правило, от одного до трёх) в относительно долгие тренировочные циклы, длящиеся 7-12 недель, в которых остальная программа формируется большим объёмом умеренно или низко интенсивных специфических по виду спорта упражнений. Представленные выше результаты исследований свидетельствуют о том, что такая модификация программы приводит к значительному улучшению обмена веществ, нервно-мышечных и специфических по виду спорта показателей.

    Другое применение ВИТ-концепции связано с перспективами оздоровительной тренировки. Аргументы, поддерживающие ВИТ-подход для спортсменов, следующих рекреационным программам, подчеркивают эффективность временных затрат при использовании высокоинтенсивных нагрузок небольшого объёма и его потенциал для повышения общей физической подготовленности аналогично программам большого объёма и низкой интенсивности. Эта аргументация не выглядит убедительной в отношении подготовки возрастных занимающихся и больных в процессе реабилитации после некоторых заболеваний. Очевидно, что такой контингент занимающихся нуждается в специальных мерах предосторожности и медицинском контроле. Тем не менее, потенциал ВИТ для рекреационных программ взрослых здоровых спортсменов привлекает особый интерес и достоин дальнейшего рассмотрения и аккуратного внедрения.

    Микро-, мезоциклы и этапы годичного цикла подготовки

    Это самый короткий тренировочный цикл. Он включает определённое количество тренировочных занятий и длится несколько дней, часто одну неделю. - средний тренировочный цикл, в который входят несколько микроциклов. Несколько связанных общей целью мезоциклов, применяемых в определённой последовательности, формируют тренировочный этап, который обычно предваряет выступление на соревновании.

    Микроциклы как самые короткие тренировочные циклы дифференцированы в трёх основных направлениях: нагрузка, соревнование и восстановление. Микроциклы первого направления отличаются по уровню нагрузки. Втягивающий служит для адаптации спортсменов к увеличивающимся нагрузкам, нагрузочный направлен на развитие спортивных способностей, а ударный использует предельное тренировочное воздействие. Второе направление включает предсоревнователъный микроцикл, который готовит спортсмена к предстоящим соревнованиям, и соревновательный, в котором спортсмен принимает в нём участие. Третье направление связано со специальным восстановительным микроциклом. Микроциклы можно наполнять различными вариантами нагрузки. Точнее, можно выполнять планы с одним, двумя и тремя пиками.

    В основной статье рассмотрены микроциклы, нацеленные на а) развитие аэробных (силовых и аэробных) способностей, б) применение высокоинтенсивных анаэробных нагрузок, в) использование взрывной силы в сложнокоординационных упражнениях и г) . Эти микроциклы могут быть структурированы в соответствии с некоторыми общими правилами: 1) приоритетом наиболее существенных ключевых тренировок; 2) взаимодействием последовательных тренировочных занятий; 3) распределением средств восстановления; (4) включением и доведением до максимума тренировочных нагрузок и 5) контролем тренировочного процесса.

    Три типа мезоциклов рассматриваются с точки зрения их продолжительности, содержания и контроля. Конкретно - накопительный, трансформирующий (преобразующий) и реализационный мезоциклы описаны в плане последовательности включения различных микроциклов. Обсуждаются также накопление утомления, которое особенно выражено в преобразующем мезоцикле, выбор соответствующих заданий и упражнений, а также определение наиболее адекватных средств контроля для нескольких мезоциклов. Важно помнить, что самооценка реакции спортсменов на тренировочную нагрузку, отражённая в их дневниках, может предоставить ценную информацию для предотвращения чрезмерного утомления и даже . Субъективные оценки уровня напряжения, утомления, качества сна и болезненности мышц по шкале от 1 (очень-очень низкая или хорошая) до 7 (очень-очень высокая или плохая) рекомендуется использовать систематически.

    В соответствии с блоковой периодизацией этапы тренировки состоят из трёх последовательных мезоциклов и воспроизводят в миниатюре полный годичный цикл подготовки, в котором тренировочные нагрузки сосредоточены сначала на базовых способностях, затем на более специфических, а далее - на интегральной готовности к выполнению специфического по виду спорта соревновательного упражнения. Важно помнить, что соревновательные выступления и эмоциональное напряжение могут сократить действие остаточных тренировочных эффектов предыдущего мезоцикла. Это явление рассмотрено на примере подготовки многократного олимпийского чемпиона Александра Попова, чья скорость анаэробного порога существенно уменьшилась после соревнования. Включение специальных компактных мини-блоков (коротких микроциклов) может продлить действие остаточных эффектов предыдущего мезоцикла. Таким образом, аэробные мини-блоки могут включаться в преобразующий мезоцикл, а очень интенсивный анаэробный мини-блок -в реализационный.

    Заключительный этап подготовки (ЗЭП) перед главным соревнованием рассматривается по отношению к основным факторам, влияющим на его эффективность и соответствующее содержание. Среди возможных причин, ухудшающих спортивный результат на ЗЭП, есть такие факторы, как: а) тревожность и эмоциональное напряжение во время ЗЭП и соревнований, б) гормональные и метаболические изменения, связанные с эмоциональным и физическим напряжением, и в) недостаточность тренировочной нагрузки. Предложен общий подход к составлению программы ЗЭП как последовательности микроциклов для выполнения нагрузки, восстановления и соревновательных выступлений.

    Долговременная спортивная подготовка

    Долговременная подготовка касается тренировочных периодов, длящихся один год и более. С этой точки зрения требуют рассмотрения три главные аспекта такой подготовки. Это , многолетняя подготовка квалифицированных спортсменов (включая четырёхлетний цикл) и . В этой главе будут представлены и объяснены основные положения и руководящие принципы планирования, имеющие отношение к этим трём аспектам.

    Долгосрочная спортивная подготовка рассмотрена в аспекте планирования относительно длительных тренировочных циклов (годичного и ), многолетней подготовки взрослых и молодых спортсменов. Основные действия при планировании годичного цикла следующие: постановка цели и задач, определение последовательности основных шагов в годичной подготовке и общих тенденций в изменении тренировочной нагрузки. Все эти пункты рассматриваются в свете концепций традиционной и блоковой периодизации.

    Специальное внимание уделено сезонным изменениям тренировочных нагрузок в рамках годичного цикла подготовки. Особенности четырёхлетнего планирования даны в связи с подготовкой высококвалифицированных спортсменов. Особое внимание уделено изменениям рабочей нагрузки в подготовке возрастных опытных спортсменов и их более молодых коллег.

    Типичные тенденции изменения годичных тренировочных нагрузок представлены на Примере подготовки многократного чемпиона мира и Олимпийских игр по гребле на каноэ Ивана Клементьева (Латвия), а физиологические изменения за время долгосрочной подготовки рассмотрены на примере чемпиона мира и семикратного чемпиона Тур-де-Франс Лэнса Армстронга (США). Показано, что многие возрастные спортсмены приближаются к своим биологическим пределам, но продолжают достигать выдающихся результатов и даже улучшать их. Предполагалось, что источником такого индивидуального прогресса может быть лучшее использование их двигательных и физиологических возможностей, где индивидуальный творческий потенциал, уверенность в себе и спортивная эрудиция играют огромную роль.

    Распространённый подход к долгосрочной спортивной подготовке предполагает выделение четырёх отдельных этапов. Это этапы предварительной подготовки, начальной специализации, углублённой специализации и спортивного совершенствования. Каждый из них характеризуется соответствующим сочетанием длительности этапа, частоты и продолжительности тренировок, годичного тренировочного объёма и других специфических по виду спорта переменных.

    С точки зрения биологического созревания индивидуума концепция сенситивных периодов имеет особое значение. Согласно этой концепции существуют периоды в жизни людей, когда они более тренируемы при развитии определённых двигательных способностей, чем в другие периоды времени. С точки зрения интенсификации тренировочного процесса эти благоприятные фазы также называются «окнами возможностей». Следовательно, периоды наиболее благоприятных реакций на тренировочное воздействие могут быть использованы для более осознанного и успешного развития спортивных качеств.

    Под структурой тренировочного процесса следует понимать относительно устойчивый порядок его компонентов (частей), их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность .

    В тренировочном процессе различают три уровня структуры.

    1. Микроструктуру структуру отдельных тренировочных занятий и серии занятий в течение недели, которые называются микроциклами (недельными циклами) ;

    2. Мезоструктуру структуру средних циклов, включающих серию целенаправленных микроциклов, которые называются мезоциклами. (месячный цикл) .

    3. Макроструктуру структуру больших циклов тренировки, включающих серию мезоциклов, которые называются макроциклами (этап, период, годовой цикл, олимпийский цикл) .

    Узловой структурной единицей тренировочного процесса является отдельное занятие, в ходе которого используются различные средства тренировки, направленные на решение задач физической, технико-тактической и других видов подготовки.

    Структура занятий определяется многими факторами, в числе которых: задачи данного занятия, закономерные колебания функциональной активности занимающихся в процессе мышечной деятельности, величина нагрузки занятия, особенности подбора и сочетания тренировочных упражнений.

    Деление тренировочного занятия на подготовительную, основную и заключительную части определяется закономерными изменениями функционального состояния организма спортсмена во время работы. В подготовительной части: разминка, врабатывание – выход на необходимую функциональную активность систем и органов спортсмена. В основной части: решение тренировочных задач данного занятия. В заключительной части: использование мероприятий, приводящих к снижению функциональной активности организма спортсмена и приведение его в состояние, близкое к дорабочему.

    1. В подготовительной части проводятся водно-организующая часть, общая и специальная разминка. Выполнение разминки (комплекса специально подобранных упражнений) способствует оптимальной подготовке организма к предстоящей работе.

    Разминку принято делить на две части: общую и специальную. В первой части разминки используются различные общеподготовительные упражнения для повышения общей работоспособности организма.

    Во второй части разминки принимают специально-подготовительные упражнения. Она направлена на создание оптимального состояния тех центральных и периферических звеньев двигательного аппарата спортсмена, которые определяют эффективность его деятельности в основной части занятия, а также на усиление вегетативных функций, обеспечивающих эту деятельность.

    Продолжительность разминки, подбор упражнений и их соотношения зависят от индивидуальных особенностей спортсмена, характера предстоящей работы, условий внешней среды. Как правило, подготовительная часть занимает 10 – 15 % от общего времени тренировочного занятия.

    2. В основной части занятия решаются его главные задачи. Для их решения применяются различные средства и методы, подбираются разные по величине и направленности тренировочные нагрузки (большие, значительные, средние, малые).

    Продолжительность основной части занятия зависит от характера и методики применяемых упражнений, величины тренировочной нагрузки.

    Подбор упражнений, их число определяет направленность занятий и его нагрузку. Основная часть составляет в среднем 2/3 времени от продолжительности всего занятия (70 – 75 %).

    3. В заключительной части занятия постепенно снижется интенсивность работы для того, чтобы привести организм спортсмена в состояние, близкое к дорабочему и создать условия, благоприятствующие интенсивному протеканию восстановительных процессов. Для этого применяются: медленный бег и подобные малоинтенсивные упражнения циклического характера, упражнения на растягивание и расслабление мышц. В конце заключительной части занятия, как правило, подводятся итоги занятия.

    В зависимости от характера поставленных задач выделяют следующие типы занятий : учебные, тренировочные, учебно-тренировочные, восстановительные, модельные и контрольные.

    1. Учебные занятия предполагают освоение занимающимися нового материала: различных элементов техники, технико-тактических комбинаций, новых двигательных действий, теоретических знаний в области тренировочной и соревновательной деятельности .

    Занятия этого типа особенно широко применяются в тренировке юных спортсменов, на ранних этапах многолетней подготовки, когда решается большое число задач, связанных с обучением.

    В тренировке квалифицированных спортсменов эти занятия используются главным образом в подготовительном периоде, когда большое внимание уделяется освоению нового материала.

    2. Тренировочные занятия направлены на осуществление различных видов подготовки. В них многократно повторяются хорошо освоенные упражнения . Занятия могут носить избирательный или комплексный характер. В зависимости от объёма и интенсивности работы они характеризуются различными по величине нагрузкам.

    Особенно широко тренировочные занятия применяются при решении задач физической подготовки: развития силовых и скоростных качеств, выносливости, гибкости, координационных возможностей, закрепления различных вариантов техники и тактики.

    Удельный вес занятий этого типа возрастает в процессе многолетней подготовки и по мере повышения квалификации спортсменов.

    3. Учебно-тренировочные занятия представляют собой промежуточный тип между занятиями чисто учебными и тренировочными, так как в них совмещается освоение нового материала с его закреплением . Учебно-тренировочные занятия особенно широко используются на втором этапе многолетней подготовки (предварительной базовой подготовки 13-15 лет).

    4. Восстановительные занятия характеризуются небольшим суммарным объёмом работы, её разнообразием и эмоциональностью, широким применением игрового метода. Основная задача этих занятий – стимулировать восстановительные процессы после перенесения больших нагрузок в предыдущих занятиях, создать благоприятный фон для адаптационных реакций в организме спортсмена.

    Восстановительные занятия широко используются:

    1) в период более напряжённой работы, после серии тренировочных занятий с большими и значительными нагрузками;

    2) в дни непосредственно предшествующие основным соревнованиям;

    3) сразу после соревнований с целью быстрейшего восстановления физического и психического потенциалов организма спортсмена.

    4) при двух или трёх занятиях в течение одного дня одно из них может носить восстановительный характер, обеспечивая не только стимуляцию восстановительных процессов, но и профилактику физических и психических нагрузок.

    5. Модельные занятия являются важной формой интегральной подготовки квалифицированных спортсменов к основным соревнованиям . Программа таких занятий строится в строгом соответствии с программой предстоящих соревнований их регламентом, возможностями предполагаемых участников.

    Занятия этого типа проводятся в период непосредственной подготовки к главным соревнованиям, при высоком уровне технико-тактической и функциональной подготовленности спортсменов. Особенно велика роль модельных занятий в сложнокоординационных видах спорта, спортивных играх и единоборствах.

    В структуре тренировочного процесса различают три периода: подготовительный, основной и переходный. Их продолжительность в годичном цикле тренировочной работы зависит от уровня спортивной квалификации занимающихся и от календаря сорев­нований.

    Подготовительный период соответствует фазе приоб­ретения спортивной формы. Он делится на два этапа. Первый на­правлен на повышение общей и специальной физической подго­товленности, развитие двигательных и психических способностей, необходимых для овладения учебной программой, воспитание сознательного и активного отношения юных гимнастов к заняти­ям, чувства коллективизма, товарищества, спортивного долга и других личностных свойств.

    Для этого применяются общеразвивающие упражнения из гим­настики и других видов спорта, повторяются ранее изученные элементы, связки, комбинации с целью восстановления утрачен­ных двигательных навыков.

    Второй этап предусматривает изучение техники исполнения новых, более сложных элементов и усовершенствование ранее изученных связок и комбинаций. Объем упражнений для общей физической подготовки уменьшается, основное внимание уделя­ется специальной физической подготовке. На этом этапе прово­дятся соревнования по общей и специальной физической подго­товке.

    Основной период соответствует стабилизации спортив­ной формы. Он также делится на два этапа.

    Первый этап - предсоревновательный. Он предусматривает совершенствование техники выполнения основных элементов ком-

    бинаций, гимнасты добиваются выполнения упражнений с мак­симальной амплитудой.

    Второй этап - соревновательный. Основной его задачей явля­ется подведение гимнастов к такому функциональному состоя­нию организма и психологической готовности, чтобы они смогли показать лучший спортивный результат. Для этого организуют при­кидки, матчевые встречи, с тем чтобы гимнасты привыкали к ситуации соревнований. Завершением этапа является участие в со­ревнованиях, на которых проверяется правильность планирова­ния учебно-тренировочного и воспитательного процесса.

    Переходный период соответствует фазе временного сни­жения спортивной формы. Его основной задачей является актив­ный отдых. Переходный период, как правило, совпадает с летними каникулами у учащихся и отпусками у учителей, тренеров. Поэто­му для учеников планируются индивидуальные задания для само­стоятельной работы. Содержание таких индивидуальных заданий пре­дусматривает развитие необходимых способностей для овладения более сложными упражнениями в следующем учебном году.

    Основными документами планирования (схема 8) являются го­сударственная программа, учебный план, развернутый учебный план, тематизированная рабочая программа и конспект урока.


    Учебный план и программа являются государственными доку­ментами, утвержденными вышестоящими организациями (Феде­рация гимнастики, Комитет физической культуры РФ), и обяза­тельны для всех ДЮСШ. Остальные документы планирования раз­рабатываются учителями-тренерами исходя из состояния спортив­но-материальной базы и подготовленности занимающихся.

    В программе содержится конкретный материал, ставятся обра­зовательно-воспитательные задачи для каждой возрастной груп­пы занимающихся. В объяснительной записке к программе излага-


    ются общие требования, разрядные нормы и возрастные границы занимающихся по разрядам.

    В учебном плане перечисляются изучаемые дисциплины, указы­вается количество часов, отводимых для их изучения. В нем пре­дусмотрены теоретические и практические занятия, подготовка судей по гимнастике.

    Тематизированная рабочая программа составляется на основе государственной и классификационной программ с учетом уров­ня подготовленности занимающихся. Она представляет собой пе­речень гимнастических упражнений, сгруппированных по темам, для последовательного изучения с учетом преемственности и си­стематичности. Упражнения в темах и темы в рабочей программе располагаются таким образом, чтобы в овладении ими с наиболь­шей полнотой можно было реализовать принципы постепенности и последовательности, заблаговременно и постепенно развить способности, необходимые для овладения наиболее сложными уп­ражнениями, сохранить время на техническую подготовку гимна­стов и сэкономить их силы.

    После того как изучаемый материал сгруппирован (на основа­нии личного опыта) по темам, определяется количество повторе­ний для каждой темы. Тема может изучаться на одном, двух, трех и более уроках, причем если какой-то элемент для освоения тре­бует большего числа повторений, он повторяется при изучении следующих тем. Каждой теме присваивается порядковый номер. Количество повторений темы фиксируется следующим образом. Например, если тема 3 изучается 3 раза, то в конспекте это запи­сывается так: тема 3 1 /з> т - е - 3-я тема рассчитана для изучения на трех уроках (в знаменателе - 3), а в данном уроке встречается впервые (в числителе - 1).

    Технология составления тематизированной рабочей програм­мы такова: сначала определяют элементы, которые предстоит изу­чить, они группируются по темам; затем определяется количе­ство повторений в каждой теме. Например, для изучения акроба­тических упражнений, включенных в вольные упражнения, мож­но предложить следующее планирование:

    Тема (Т) 1/2 - Перекаты из различных и. п. в различные ко­нечные положения, кувырок вперед.

    Т 2/2 - Перекат назад в стойку на лопатках. Кувырок назад.

    Т 3/3 - Стойка на голове и руках. Равновесие на одной ноге.

    Т 4/2 - Сед с прямыми ногами. Прыжок с поворотом кругом.

    Т 5/2 - Падение в упор лежа, перемах двумя в упор лежа сза­ди.

    Т 6/3 - Стойка на руках. Перекидной прыжок.

    Т 7/3 - Переворот в сторону.

    Таким образом, все элементы, включенные в вольные упраж­нения для юношей, сгруппированы в семь тем и будут изучаться


    на 17-ти уроках (этой цифре равна сумма знаменателей). Такая тематическая рабочая программа составляется для всех видов гим­настического многоборья.

    Развернутый учебный план удобнее составлять на определенный период учебной работы: в школе, ПТУ - на учебную четверть, в ДЮСШ - на этап тренировочного цикла. Он позволяет тренеру наглядно убедиться в методической правильности распределения учебного материала в запланированном отрезке времени. При со­ставлении развернутого учебного плана учитывается чередование видов упражнений, темп формирования умений и навыков. При­ведем примерный развернутый учебный план для юношей млад­ших классов (табл. 8).

    Конспект урока составляется на основании развернутого учеб­ного плана и тематизированной рабочей программы. В нем под­робно раскрываются задачи и содержание занятия.


    Технология составления документов планирования предпола­гает умение педагога-тренера анализировать всю систему знаний и умений, которую должен получить гимнаст в процессе учебно-тренировочных занятий.

    Методическая последовательность планирования. При разработке любого плана желательно придерживаться такой последовательности основных операций.

    1. Прежде чем приступить к планированию, надо иметь определенные сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физической и спортивно-технической подготовленности и др.). Без таких сведений нельзя полноценно осуществить планирование. Кроме того, данные нужны для комплектования однородных по состоянию здоровья и уровню подготовленности групп при проведении курса учебно-тренировочного процесса в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях и других организациях.

    Преподаватель получает необходимые предварительные сведения посредством собеседования с теми, с кем предстоит вести занятия, проведения среди них анкетирования, контрольных испытаний (тестирования), использования данных врачебно-физкультурного обследования.

    2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно-воспитательного процесса применительно к конкретному контингенту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.

    3. Исходя из поставленных задач устанавливаются нормативы и требования, которые должны быть выполнены занимающимися на соответствующих этапах.

    4. Определяются разделы программы занятий и расчет учебного времени на разработку теоретического и практического содержания программы, ее прохождение.

    5. Намечается рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по периодам, этапам, отдельным занятиям и уточняются объем и интенсивность нагрузок.

    6. Определяется общая организация работы по реализации плана, подбираются методы и формы занятий для решения поставленных педагогических задач.

    7. В заключение приступают к сводному текстуально-описательному либо табличному оформлению плана. При этом просматриваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагрузок и т.д. Когда это возможно, содержание планов рекомендуется выражать в наглядной форме, используя средства графического изображения, разные цвета. Наглядные формы планов позволяют целостно воспринимать различные элементы содержания, показатели и представить взаимосвязь между ними.

    Общие программно-нормативные установки, указывающие целевые ориентиры и логику развёртывания планируемого процесса. Утвердившиеся в современной системе учебно-тренировочного процесса единые программно-нормативные положения позволяют уже в исходном пункте педагогического планирования учебно-тренировочного процесса конкретного контингента более или имение четко представить целевые ориентиры и основные рубежи на пути к ним.

    Вместе с тем общие программные установки и типовые программы в их современном виде очерчивают совокупность основных средств, рекомендуемых к использованию в учебно-тренировочном процессе различных контингентов населения, а также ориентировочные требования к объему и режиму их целесообразно организованной двигательной активности. Все это дает ряд существенных опорных пунктов для конкретного планирования, во многом облегчает решение непростой проблемы оптимальной разработки группового и индивидуального плана учебно-тренировочного процесса, но, разумеется, не снимает ее. Приступая к ее решению, специалист призван в первую очередь творчески осмыслить и конкретизировать общие программно-нормативные установки применительно к особенностям контингента занимающихся и реальным условием предстоящей деятельности.

    Как уже говорилось, важнейшими общими предпосылками и в тоже время направляющей основой планирования учебно-тренировочного процесса служат научные знания о закономерностях и логике построения процесса а так же творчески осмысленные данные положительные практического опыта.

    Конкретно - предпосылочные данные. Исходные данные о конкретном состоянии контингента занимающихся и их подготовленности к реализации целевых установок обычно получает тремя путями:

    Тестирование по официальным нормативом физической подготовленности или выявлением результатов в исходно-контрольных упражнениях;

    По показателям врачебно-физкультурного обследования;

    По физкультурно - анамнестиским сведениям, помогающим составит представление о ранее пройденных этапах учебно-тренировочного процесса.

    Порядок получения обязательного минимума этих данных, как известно, регламентируется установленными организационно-методическими положениями и инструкциями.

    В дополнение к обязательному минимуму таких данных в принципе нужно располагать возможно полной индивидуализированной информацией, включая данные об особенностях мотивации и личностных установок воспитываемых, особенностях развития их двигательных способностей, функциональных возможностях и освоено физкультурно-образовательном фонде, а также об основных чертах учебно-тренировочного процесса на предыдущих этапах.

    Вполне очевидно, что от полноты данных такого рода во многом зависит качество индивидуального планирования учебно-тренировочного процесса. К сожалению, получить их внушенной мере зачастую не удается из-за трудностей проведения углубленных массовых обследований и недостатков системы накопления этих данных. Сравнительно полно они используются пока главным образом в спорте высших достижений, где практикуются углубленные комплексные обследования спортсменом и относительно налажен регулярный учет параметров тренировочного процесса.

    В качестве предпосылок конкретного планирования учебно-тренировочного процесса нужны, конечно, и данные о бюджете времени, которое реально может быть затрачено на обязательные и дополнительные формы физкультурных знаний занятия, а также данные о внешних факторах и условиях которые будут существенно влиять на реализацию плана, в том числе данные о режиме предстоящей основной деятельности занимающихся, о задаваемых " сверху" организационных условиях, о реальных возможностях материально-технического обеспечения реализации плана. Учесть эти данные как исходные ограничения при планировании обычно не составляет особого труда, гораздо труднее, понятно, изменить их, особенно если речь идет, например, о лимите времени или о недостаточном материально техническом обеспечении.

    Планировать - значит кроме всего прочего, предвидеть, как будет развиваться процесс во времени. Принципиальное значение при этом имеет время временных масштабов, в расчете на которые ведется планирование. Здесь есть некоторое противоречие: чем крупнее намечаемый масштаб времени, т.е чем на большее врем рассчитывается план, тем труднее, точно предвидеть, какими будут конкретные черты планируемого процесса в действительности; вместе с тем, если вести планирование лишь в расчете на ближайшее время, исчезает перспектива. Для преодоления этого противоречия практикуют разработку планов как правило в трех временных масштабах:

    Больших, охватывающих долговременные стадии планируемого процесса;

    Средних, намечающих менее продолжительные его этапы (периоды и т.д.)

    Относительно малых, краткосрочных.

    Соответственно различают: перспективное (точнее говоря, долго срочно перспективное), этапное и краткосрочное (оперативно текущее) планирование.

    Поскольку регулярный учебно-тренировочный процесс строится в форме больших, средних и малых циклов, с их продолжительностью обычно и соотносят масштабы его планирования. Так, в масштабе перспективного планирования предусматривают ряд годичных или иных больших циклов, т.е. оно является в этом отношении крупноцикловым; этапное планирование последовательно охватывает, условно говоря, средние (например, месячные) циклы, которые будут составлять очередные этапы, или аналогичные стадии больших циклов; краткосрочное планирование связано с микроциклами и ближайшими, относящимися к ним отдельными знаниями.

    В принципе, чем крупнее масштаб планирования, тем меньше оправданная степень детализация плана. Ведь на реальный учебно-тренировочный процесс влияют многие переменные обстоятельства, поэтому точно представить, каким он будет в отдаленном времени, можно лишь в самых общих чертах, с большой степенью приблизительности и, следовательно, с относительно невысокой степенью детализации. Например, в крупноцикловом планировании можно относительно точно наметить, какими будут общие годовые параметры учебно-тренировочного процесса, выраженные в суммарном числе занятий, суммарных величинах нагрузок по основным разделам занятий и т. д. но, если попытаться спланировать во всех деталях каждое отдельное занятие на весь год вперед, маловероятно, что они достаточно точно совпадут с фактическими. Наоборот, чем короче и ближе планируемый фрагмент процесса, тем с большей вероятностью можно в деталях спроектировать его. Поэтому наиболее подробным и конкретным является краткосрочное планирование. Это не значит, однако, что перспективное планирование вообще лишено какой-либо конкретности. В пределах определенных обобщенных характеристик, расчетных суммарных параметров и итоговых нормативных показателей оно так же может и должно быть достаточно конкретным .

    Планирование специфических результатов, содержания и форм построения учебно-тренировочного процесса. Основными аспектами предметно-конструктивного планирования в учебно-тренировочном процессе:

    Планирование результирующий показателей (конкретно оцениваемых текущих и итоговых результатов, по которым судят о реализации поставленных целей и задач);

    Планирование материала занятий и параметров связанных с ними нагрузок;

    Планирование методических подходов и общего порядка построения занятий.

    Планирование результирующих показателей. Хотя реальный учебно-тренировочный процесс, естественно, нельзя построить иначе, чем с некоторого исходного пункта - начала, планирование его начинается как бы с конца - с предвидения целевого результата. В качестве основных целевых результатов намечают такие, которые предполагается получить к исходу достаточно крупных стадий и циклов планируемого процесса (например, школьного курса учебно-тренировочного процесса, годичного цикла тренировки). По отношению к таким целевым все другие предусматриваемые на пути к ним результаты являются частичными, хотя они и рассматриваются в качестве целевых (ограниченно целевых) в рамках отдельных периодов, этапов, средних и малых циклов планируемого процесса.

    Правомерен вопрос: можно ли реально спланировать все результирующие показатели, наметить их расчетные параметры так, чтобы точно предугадать будущие фактические результаты? Из уже сказанного следует, что это зависит, прежде всего:

    От наличия научно-практических данных, позволяющих предвидеть ближайшие и отдаленные результаты предстоящей деятельности:

    От того насколько планирующий овладел такими данными;

    От его прогностических способностей и опыта;

    От масштабов планирования.

    Ясно и то, что строго спланировать в количественном виде можно далеко не все результаты. Пока в распространенной практике планирования это делают преимущественно в отношении общих целевых нормированных показателей физической подготовленности, спортивных результатов и отдельных (парциальных) показателей двигательной дееспособности, выраженных в измеримых результатах тестовых упражнений и некоторых других критериях.

    Общие целевые нормированные показатели физической подготовленности, официально принятые в сложившейся у нас системе учебно-тренировочного процесса, планируют, как известно, на основе нормативов президентских тестов. В педагогическом планировании выполнение этих нормативов предусматривается применительно к исходному уровню подготовленности занимающихся и ее наиболее вероятной динамике в реальном масштабе времени, соотносимом с особенностями организации планируемого процесса (по годам и четвертям учебного процесса в школе, семестрам в вузе и т.д.).

    К числу планируемых вполне конкретных и вместе с тем наиболее интегративных результатов учебно-тренировочного процесса относятся спортивные результаты. В них как в фокусе находят свое комплексное отражение достигаемые в учебно-тренировочном процессе уровень развития физических качеств, степень совершенства приобретаемых двигательных умений и навыков, а так же и степень развития личностных, особенно волевых, качеств. Этим определяется значимость спортивных результатов, как в планировании учебно-тренировочного процесса, так и в контроле за его эффективностью. При планировании их учитывают, кроме прочего, официальный спортивный календарь .

    В дополнение к общим нормированным и спортивным результирующим показателям планируют достижение результатов в тестовых и других контрольных упражнениях. Тем самым намечают как бы отдельные слагаемые целевых результатов, имеющие вместе с тем самостоятельную ценность.

    Образовательные результаты учебно-тренировочного процесса планируют в виде перечня знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению в рамках определённого времени и показатели степени их освоения. Правда, формирование физкультурно-образовательных знаний планируют пока обычно без выделения строго очерченных показателей типа нормативных, ограничиваясь главным образом перечнем знаний в качестве учебного материала и сроками их освоения. Результаты обучения двигательным действиям предусматривают в планировании более конкретно, намечая как виды двигательных умений и навыков, которые должны быть сформированы к определенному сроку, так и количественно-качественные показатели, каким они должны соответствовать в итоге. Такими показателями могут быть намечены " модельные" параметры техники движений в расчете на предстоящие этапы разучивания и результирующей отработки двигательных действий, а так же целостные нормативы двигательной подготовленности, о которых уже шла речь, характеризующие в единстве и результаты воспитания физических качеств, и результаты обучения двигательным действиям .

    Планирование материала занятий и связанных с ними нагрузок. Когда содержание предстоящих занятий определяется действующей программой (в школах, ВУЗах, ДЮСШ) задачи планирования упрощаются, они сводятся к тому, чтобы:

    Методически оправданно сгруппировать программный материал (теоретический и практический) по периодам, этапам, неделям или отдельным занятиям;

    Уточнить и распределить параметры нагрузок по их объёму и интенсивности в течение планируемого периода;

    В заключении приступить к сводному текстуально-описательному, либо табличному оформлению плана.

    В тех случаях, когда содержание занятий не регламентируется унифицированными программами (как, например, при планировании индивидуализированной спортивной тренировки для спортсменов высокого класса) планирование осуществляет тренер.

    Таким образом. Планирование носит последовательный характер и осуществляется по системе от обобщённого к частному.

    Не смотря на то что проблема интегральной оценки нагрузок, сопряженных с выполнением физических упражнений и другими воздействующими факторами в учебно-тренировочном процессе, решена еще не в полной мере, планирование хотя бы некоторых их параметров все шире внедряется в практику, поскольку без этого невозможно достаточно конкретно предвидеть направленность и эффект воздействия не только данных факторов, но и учебно-тренировочного процесса в целом. Наиболее часто намечаемые параметры нагрузок уже были охарактеризованы, известны и принципы, опираясь на которые можно с довольно высокой вероятностью наметить общие черты динамики нагрузок в предстоящих занятиях. Тем не менее конкретное планирование параметров нагрузок и порядка их изменения в расчете как на ближайшие этапы, так и на дальнюю перспективу представляет собой не простую задачу.

    Чтобы облегчить решение ее, в последние годы в официальные унифицированные программы учебно-тренировочного процесса вводят ориентировочные рекомендации по целесообразным объемам и режима организационной двигательной активности для различных контингентов занимающихся. Ведется так же разработка аналогичных рекомендаций по планированию нагрузок применительно к отдельным профилированным разновидностям учебно-тренировочного процесса. Наиболее детально они разработаны к настоящему времени в сфере спорта, особенно спорта высших достижений, где накоплена значительная объективная информация о параметрах тренировочных и соревновательных нагрузок, оцениваемых как с внешней, так и с внутренней стороны, а также о динамике их в процессе спортивного совершенствования и где ускоренно внедряются современные методы оптимального планирования, в том числе прогнозирования и программирования тренировочного процесса .

    Планирование методических походов и общего порядка построения занятий. В этом разделе с учетом всего намеченного в предыдущих разделах планирования предусматривают:

    Наиболее вероятные методические подходы к реализации намеченных задач;

    Основные и дополнительные формы занятий, их число и частоту;

    Общий порядок их распределения в рамках этапов, периодов и циклов планируемого процесса.

    Таким образом, если в предыдущих аспектах планирования внимание сосредоточивалось в первую очередь на содержании предстоящих занятий, то в данном аспекте намечаются конкретные методические черты и общая структура планируемого процесса, причем опять - таки в зависимости от масштабов планирования. Так, конкретные методические подходы к реализации поставленных задач, в том числе отдельные методы и методические приемы, планируются обычно преимущественно в рамках краткосрочного, оперативно-текущего планирования, поскольку реально предвидеть в деталях, какими будут все их вариации на протяжении длительных этапов и циклов, не представляется возможным, хотя опытный специалист представляет, разумеется в общих чертах, какими будут главные методические линии не только в ближайших занятиях. То же относится к конкретной структуре отдельных занятий и распределению времени на их части. Общая же совокупность урочных и других форм занятий, их соотношение и порядок распределения во времени должны быть представлены, хотя бы ориентировочно, во всех масштабах планирования .

    Главное в планировании общей структуры в учебно-тренировочном процессе - наметить совокупность отдельных относительно самостоятельных, обособленных во времени форм занятий в их закономерных связей, соотношении и последовательности как органических звеньев единого процесса - так, что бы они оптимально вносили свой вклад в реализацию общей цели в конкретных условиях. Некоторые из параметров этой структуры определяются, как уже говорилось, официальными программно-нормативные установками. Ориентируясь на них, специалисту в каждом случае предстоит конкретно спланировать систему занятий применительно к данным условиям. Важнейшей направляющей основой при этом служат принципиальные положения, выражающие объективную логику построения учебно-тренировочного процесса, а именно принципы непрерывности этого процесса, регулярного чередования нагрузок и отдыха, последовательности в распределении материала занятий, цикличности в воспроизведении их, динамичности и постепенности в изменении требований, предъявляемых к занимающимся. Именно эти положения являются основополагающими в конструировании общей модели учебно-тренировочного процесса как процесса целостного и перманентно упорядоченного .

    Общепедагогические и другие аспекты планирования. Изложенное характеризует в основном специфические аспекты планирования учебно-тренировочного процесса. Но этим не исчерпывается все планирование, осуществляемое специалистом в этой области. Как и каждый педагог, он призван организовывать целостный воспитательный процесс и соответственно планировать общевоспитательную работу, предусматривать органическую взаимосвязь учебно-тренировочного процесса с другими сторонами воспитания, прежде всего с нравственным воспитанием. Исходными при этом являются общепедагогические принципы и требования к планированию воспитательного процесса.

    На тренера в ДЮСШ возлагаются так же обязанности по составлению общего плана организационных и других мер, направленных на качественную постановку физкультурно-спортивной работы в сфере его деятельности (в учебном заведении, учреждении, производственном коллективе и т.д.).

    Все обозначенные аспекты планирования, разумеется, взаимосвязаны и выделены могут быть лишь с известной условностью. Тем не менее нужно различать непосредственно относящиеся к педагогическому планированию самого учебно-тренировочного процесса и характеризующие плановые начала в общей организации физкультурной деятельности, в частности планирование условий для качественной постановки учебно-тренировочного процесса. Ряд основных технологических процедур и форм педагогического планирования этого процесса рассматривается в следующих разделах .

    Тренировочный процесс должен быть МНОГОГРАННЫМ: пробелы в том или ином виде подготовки говорят о том, что вы еще не вышли "на уровень". Очень важно правильно поставить его с самого начала, прежде всего, правильно поставить технику. Переучиваться при устойчивом обретенном навыке будет сложнее. Например, бег должен быть очень мягким, с носка стопы, едва касаясь земли пяткой. Пусть вначале и не очень быстрый. Жесткий, "шлепающий" бег - это не только напрасно затраченные силы, но и вред для здоровья: удары от ног передаются на внутренние органы, которые иногда "кричат" об этом (например, "нытьем в боку"), а иногда "страдают молча", платя потом расстройствами или общим ухудшением самочувствия. С самого начала надо гнаться не за результатами, а за правильной техникой. Особенно это важно при занятиях с детьми: детский организм не очень силен и вынослив, нагрузки на него должны быть очень дозированными, но детский организм очень восприимчив, его легче обучить и обучить надо правильно. Результаты появятся позже, при увеличении общих физических возможностей и отточенной технике. Тренировочный процесс стимулируется и поднимается на более высокий уровень:

    Подготовкой и участием в соревнованиях по указанным ниже дисциплинам;

    Четкими целевыми установками на достижение как ближайших, так и перспективных результатов (не столько в плане повышения спортивных показателей: секунд, очков..., сколько в плане обретения практических навыков: умения бегать, ориентироваться, работать с веревкой и т.п.);

    Введением элементов игры и фантазий с дальними целевыми установками: на совершение интересных путешествий, уровень которых будет расти вместе с ростом уровня подготовки. С выходом в поход, на восхождения, тренировочный процесс не прекращается, а активизируется. Можно условно выделить несколько основных направлений тренировочного процесса.

    ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА должна дать общее укрепление организма, его способность выдерживать значительные нагрузки, силу, выносливость (в том числе, силовую выносливость, скоростную выносливость), быструю адаптацию к нагрузкам (в том числе в высокогорье), повышенные динамические качества: ловкость, быстроту движений. Развитие этих качеств достигается занятиями (на выбор) по легкой атлетике (прежде всего, бегом), лыжам, велоспорту, спортивному ориентированию, гимнастикой, силовыми упражнениями, подвижными играми (баскетбол, волейбол), скалолазанием. Тренировки по общефизической подготовке (ОФП) должны быть особенно регулярными, вошедшими в привычку. Они бывают разные. "Малые" тренировки - это утренняя гимнастика, разминки в паузах на работе (в школе), быстрая ходьба вверх и вниз по лестнице через ступеньку (не пользоваться лифтом, должно стать привычкой). Эти "тренировки" должны естественно вплестись в стиль поведения. Они не требуют особых затрат времени, но общую двигательную активность и тонус организма повышают. Надо стараться не избегать активной физической работы на свежем воздухе и ее рассматривать как тренировку. Такие "малые" тренировки каждый должен найти себе сам, используя свои условия жизни: этаж, лестницу, горку, обычные отрезки ходьбы на учебу, на работу и т.п. Более мощной является тренировка, проводимая 2-4 раза в неделю (а некоторыми, и ежедневно): пробежка на скорость с волевым и силовым "нажимом" в течение 30-60 минут (и более) с последующей разминкой. То же можно проделать на лыжах, на велосипеде. Разминка дополняется (после разогрева бегом) упражнениями на развитие ловкости: на гимнастических снарядах (на шведской стенке, на бревне, лазание траверсом по стенкам домов и заборам), на развитие вестибулярного аппарата (упражнения на равновесие: ходьба по бревнам, перекладинам, по тросу), развитие силы (подтягивание на перекладине, передвижения в висе, в упоре, различные отжимания, силовые перевороты на перекладине), развитие скоростных качеств (беговые рывки, прыжки, метания, мяч, скакалка и т.п.), на улучшение координации движений (усложненные упражнения из связок различных движений с нагрузкой различных групп мышц, как в аэробике). Коллективная тренировка увеличивает возможности: после разогрева разминка дополняется подвижной игрой с мячом, в пятнашки и т.п. В выходные дни эти тренировки совмещаются с выездами на природу. Здесь длительность тренировки увеличивается до нескольких часов, и занятие делается более специальным, привязанным к рельефу: ориентирование, занятие и соревнование по технике пешеходного туризма (переправы по бревну, по веревке, техника спас работ...), развлекательные игры.

    ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА преследует цель обучения специальной технике, характерной для передвижения по горному рельефу (в том числе и при проведении спас работ). Незнание или неумение действовать в той или иной ситуации приводят в состояние бездействия, растерянности, паники, к неправильным и ошибочным действиям, а в лучшем случае - к действиям медленным и малоэффективным. Надо тщательно продумать и технически подготовить участников по всей "технологической цепочке похода" (с учетом возможных осложнений), - пробелов быть не должно. Нередко участники хорошо владеют техникой страховки на скалах, но толком не знают, что делать в случае срыва партнера при одновременном движении на снежном склоне. Часть тренировочного процесса здесь может быть отнесена на начало похода, если приемы не могут быть разучены "без гор" (например, техника само задержания ледорубом при срыве на снежном склоне). Техническая подготовка включает тренировки со снаряжением в зале и на местности (на природном рельефе: ориентирование, ходьба по склонам различной крутизны с отработкой технических приемов передвижения, организации страховки, отработкой системы взаимодействия, системы команд), на элементах специального рельефа: ледовые, скальные, осыпные, песчаные склоны, переправы через реки.

    Очень часто у участников проявляется техническая неподготовленность при переходах с одного участка рельефа на другой: со льда на скалы, на снег..., при переходах "с одной сложности на другую" (в том числе, при уменьшении, увеличении сложности участка), т.е. в те моменты, когда требуется то или иное изменение техники передвижения, требуется как техническая, так и психологическая адаптация к новым условиям. Перед каждым выходом на определенный участок у каждого внутри должна складываться программа действий, в том числе на случай возможного срыва, - как самого, так и партнера: времени на обдумывание не будет. После овладения навыками в стандартных ситуациях надо усложнять процесс обучения, вводя различного рода "затруднения", делающие ситуацию нестандартной, например, путем "разрушения", "потери", изъятия части снаряжения (чтобы смогли обойтись тем, что осталось; в том числе с разрывом группы, перил), ограничением и усложнением маршрута, нанесением условных "травм" и т.п. Умение решать "нестандартные" задачи выведет участников на качественно новый уровень подготовки и понимания технических приемов. Ими надо владеть не по отдельности, а в многочисленных "групповых совокупностях": мало правильно завязывать узел, надо четко представлять в какие моменты, в каких ситуациях, приложениях он применяется. Руководителю, тренеру, рекомендуется задавать ситуацию "экспромтом", когда она задана, а ответ еще неизвестен: в ходе выхода участников из этой ситуации руководитель продумывает свои решения и замечает допущенные ошибки. Нередко ситуация их хорошо вскрывает. Способность действовать в нестандартных ситуациях - это "высший пилотаж", один из признаков истинного мастерства. Известные летчики-испытатели утверждают, что настоящее умение - это не когда действия доведены до автоматизма, а следующая ступень: когда автоматизм удается подчинить быстрой реакции сознания, отвечая на нестандартную ситуацию нестандартной системой действий.

    СХОЖЕННОСТЬ - качество необходимое. Особенно внимательно надо обратить внимание на это качество в группах нового состава. У всех не должно быть непонятных или понимаемых по-разному команд, терминов и технических приемов. Должны быть достигнута определенная "притирка": совместимость техническая и психологическая. Когда ее нет, партнеры не доверяют друг другу, испытывают взаимную неприязнь, поход (восхождение) превращается в психологическую пытку, ссору, а то и в несчастный случай... Хорошая схоженность - это не только понимание общей задачи и своих действий, но и понимание предстоящих действий партнера, взаимная стыковка действий, предупредительная взаимопомощь и подстраховка, усиление действий партнера. “Чужак” или даже малая группа ”чужаков” в группе (особенно, опытной) - это не редкость и в походе, и на восхождении. Им надо адаптироваться в коллективе, что бывает непросто. Особенно, если “чужак” является руководителем. Следует отметить, что поступки малознакомых людей очень часто оцениваются неправильно просто потому, что человека мало знают в коллективе, не понимают мотивов решений.

    ЗАКАЛКА организма - повышение его устойчивости к внешним климатическим воздействиям, достигается не только водными (душ, баня, мытье и обливания холодной водой) и воздушными процедурами, но и закаливающими упражнениями: бегом в любую погоду, лыжным спортом, бегом и упражнениями на свежем воздухе в легкой одежде, ходьбой и бегом по снегу, по росе. Закаливаться надо очень постепенно: к резким перепадам температур организм привыкает медленно. Несмотря на закалку в походах нельзя допускать переохлаждений, отморожений, сильного намокания при низких температурах. Тепловые травмы некоторых органов (например, почек) приводят к тяжелым формам инвалидности. Общая закалка увеличивает устойчивость организма к заболеваниям, он легче и быстрее адаптируется к температурным перепадам, большим высотам.

    МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ включает лечебно-профилактические действия раз в год: общую диспансеризацию, профилактическое лечение зубов, отдельные прививки (например, от столбняка - с долгосрочным иммунитетом). На занятиях, в походе целесообразно применение самоконтроля частоты сердечных сокращений (ЧСС) и динамики их изменения, кровяного давления. Надо следить и за общим самочувствием, – и личном, и у других участников. Никому нельзя доводить себя "до дурноты" - при первых признаках перенапряжения нагрузки должны быть уменьшены. Путь спортсмена - постоянное движение. Прерывание тренировок, нарушение их режима приводит к неоправданным физиологическим ударам по организму, в котором накапливаются "шлаки", естественно удалявшиеся физическими нагрузками (с дыханием, потом) и окислявшимися при усиленной работе организма (учащённые дыхание, сердцебиение, мышечная деятельность и т.п.). Организм спортсмена привыкает к напряжению, работе "с запасом" сил. Задержка физической нагрузки вызывает ухудшение самочувствия и настроения, а в долговременном плане - развитие процессов, подтачивающих здоровье организма: солевые и жировые отложения, гипертрофия мышц и др. Поэтому тренированным спортсменам регулярные физические нагрузки необходимы в значительно большей мере, чем "остальным" людям (конечно, небольшие паузы в течение нескольких дней не только допустимы, но нередко и необходимы). Безусловно, с возрастом нагрузки надо постепенно уменьшать, но не бросать занятия совсем: путём спортсмена надо идти до конца.

    Личное самочувствие - прекрасный индикатор. Если нагрузка превышает допустимые пределы, тренировка идёт на плохом самочувствии, "через силу" или если возникают неприятные ощущения в ходе тренировки или как её "последействие", нагрузку надо снизить. Такого насилия над организмом, как в "большом спорте" (спорте высших достижений) допускать нельзя. В спорте путешественников (туризме) и спорте восходителей (альпинизме) нет "абсолютных" технических результатов и рекордов, фиксируемых в качестве достижимой границы человеческих возможностей. Да и само понятие “спорт” для туризма и альпинизма является “узким”, - оно не отражает всей специфики этих видов деятельности. К примеру, в каком таком виде спорта капитан или руководитель команды несет ответственность за жизнь всех участников? Да, спортивный момент и в туризме, и в альпинизме присутствует, и он важен, но он не всегда и не во всем является определяющим (об этом надо помнить). Например, нельзя увеличивать скорость передвижения в ущерб безопасности... Нельзя увеличивать количество рейтинговых восхождений на соревнованиях за счет времени физической и психологической реабилитации (восстановления сил) между ними. В противном случае такие "соревнования" обычно заканчиваются похоронами в одной из команд.

    Мощным СТИМУЛОМ тренировок в спорте путешественников является сам спортивный поход. Но есть и другие стимулы. Очень сильным стимулом являются соревнования по любимым дисциплинам. Не важно где, когда и на каком уровне они проводятся, важно быть к ним готовым. Соревнования являются и прекрасной формой общения, а также формой сохранения человеческих связей, знакомств людей, объединённых общими интересами. Форм здесь существует несколько: походы выходного дня, соревнования ветеранов, клубы по интересам, система детского спорта и туризма и т.п.

    Спорт путешественников требует многогранной подготовки, поэтому желательна хорошая подготовка по нескольким спортивным дисциплинам что, конечно, не исключает специализацию и выступления на высоком уровне по одной из выбранных дисциплин. Обретение необходимых ЗНАНИЙ - всего лишь первая, начальная фаза тренировочного процесса. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ и умения в сочетании с этими знаниями и с высоким уровнем физической подготовки - вот главная цель тренировок.