• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Гимнастика мозга / Brain Gym

    Данный раздел основан на переводе книги Brain Gym: Teacher"s Edition. Paul E Dennison and Gail E.Dennison. 2010

    Введение

    Целью разработки упражнений Гимнастики мозга было преодоление трудностей обучения, которые могут возникать в школе. Однако их можно и рекомендуется использовать в процессе любого обучения или самообучения.

    Основная идея, на которой построена гимнастика мозга - это связь, взаимодействие и влияние в процессе обучения друг на друга трех элементов: мозга, тела и эмоций.

    Настоящее обучение - это не только работа ума, это гораздо больше чем просто запоминание информации, в обучении всегда принимает участие наше тело, наши эмоции. Мы начинаем учиться с самого рождения и еще до него, с того момента как начинаем что-нибудь ощущать. Наш мозг постоянно получает сигналы от различных рецепторов: каждый орган чувств, каждая мышца, каждая точка нашего тела постоянно шлет в мозг различные сигналы и во время движения и во время покоя. Эти сигналы каждый раз образуют причудливые сочетания, активизируя те или иные нейронные сети и связи в нашем мозгу. Каждое такое сочетание, приводящее к мгновенной новой реорганизации нейронных связей - это процесс обучения.

    Начало - сенсомоторный интеллект.

    Сразу после рождения на первом этапе жизни основная учебная задача ребенка - это управление и координация своих органов чувств и движений собственного тела. Как только ребенок начинает двигаться, в его мозгу формируется внутренняя карта движений, которая позволяет ему ориентироваться, взаимодействовать с окружающим миром и самообучаться. Эта внутренняя карта движений называется сенсомоторным интеллектом. Развитие сенсомоторного интеллекта начинается с первичных рефлексов и базовых движений, которые универсальны для всех детей, и на основе которых уже осваиваются уже более сложные движения. В первые два года ребенок осваивает миллиарды возможных сочетаний положений и движения рук, глаз, плечей и т.д., которые формируют его внутреннюю карту движений. Ребенок посвящает этому процессу все свое время, если только его не останавливает болезнь, травма, плохое питание, эмоциональный стресс или физическая изоляция. Степень точности физических опорных ориентиров в этой карте движения приводит к поддержке или затруднению поддержания устойчивости и ориентации ребенка в пространстве. Эта внутренняя карта является основой на которой строится вся ежедневная активность ребенка, включающая не только ориентацию в пространстве, но и свободу движения, двигательные навыки, речевые способности. Ранние игры и свободные движения позволяют развить навыки детализации внутренней карты движений и формируют сенсомоторный интеллект. Без четких опорных ориентиров на карте, какая-то часть внимания ребенка всегда занята поиском ориентиров и не свободна для обучения. Качественное формирование сенсомоторного интеллекта крайне важно, так как на его основе строятся все прочие интеллектуальные способности человека.

    Гимнастика мозга состоит из 26 упражнений, каждое из которых направлено восстановление, активацию, тренировку различных сенсомоторных навыков, оптимальное состояние которых непосредственно влияет на наши высшие когнитивные способности (способности к обучению).

    Все упражнения разделены на 4 группы, применение которых направлено на развитие трех видов сенсомоторных навыков:

    1. Навыки организации и поддержания равновесия в статическом состоянии и в движении, таких как удержание в заданном положении головы, тела в вертикальном положении стоя на ногах, в процессе ходьбы. Эти навыки также включают в себя направленное движение, изгибы, потягивания, поднимание или перенос, толкание, тяга, поворот, кручение, вращение. Эти навыки являются подготовкой к планированию, организации, и выстраиванию вещей. На построение вышеперечисленных навыков направлена группа упражнений Гимнастики мозга, под названием Энергетические упражнения, которые помогают ответить на вопрос: Где это? (по отношению ко мне)?

    Вторая группа упражнений, под названием Углубление положения, направлена на развитие навыков организации и поддержания равновесия в социуме (обществе), включающих в себя способности к игре и самоконтролю. Эти упраженения помогают ответить на вопрос: Где я по отношению к окружающему?

    Первый вид сенсомоторных навыков стабилизации является основой для двух следующих видов.

    2. Навыки управления движением, включая такие движения как ползанье, ходьба, бег, прыгание, лазание, скакание, перескакивание, перепрыгивание, отталкивание. Движения, которые являются подготовкой к высоко-организованной познавательной деятельности, такой как: прогнозирование, понимание, длительное удержание внимания. Третья группа движений под названием Растягивающие движения позволяет развивать эти навыки и ответить на вопрос: Где я?

    3. Навыки общения/переработки сенсомоторной координации, включая смотрение, слушание, удерживание и отпускание объектов, использование орудий, рисование, письмо, использование ножниц, использование цифр и букв, бросание, удары, отбивание или ловля мячика. Четвертая группа упражнений, под названием Срединные движения, развивает эти навыки и помогает ответить на вопрос: Что это?




    Срединные движения





    выпить стакан
    воды



    Энергетические упражнения




    Углубление положения

    Растягивающие движения

    Четыре группы упражнений соответствуют трем основным видам движения, которым учится человек: равновесие, движение и сенсомоторная координация. Эти три вида движения вносят важный вклад в физические навыки обучения, совместной работы для обеспечения пространственной ориентации обеспечивают подвижность внимания в трех пространственных направлениях: верх-низ, впереди-сзади, слева-справа. Упражнения также развивают физические механизмы реализации трех основных функций:

    Организация / верх-низ - (энергетические упражнения) для центрирования и выравнивания, для планирования, упорядочивания, выстраивания. (Углубление положения) для релаксации, успокоения, физической или эмоциональной стабилизации; для совместных действий, игр, сотрудничества и сенсорной памяти (памяти ощущений).

    Управление / впереди-сзади (Растягивающие движения) для снятия напряжения, которое сдерживает действие; для концентрации, понимания, самовыражения, проявление инициативы;

    Общение / слева-справа (Срединные движения) для поддержания сенсомоторной координации; обработка информации для чтения, письма, аудирования и говорения.

    Знание вышеперечисленных функции позволяет ученику найти лучший путь для решения поставленной задачи. Например, для функции Организации/стаблизации: может ли ученик работать на бумаге и в своих мыслях с информцией упорядоченной по принципу верх-низ, например, с колонками цифр? Для функции Управления: может ли он легко продвигаться вперед без задержек, принимать участие в играх или выжидать до тех пор, пока он не убедится в собственной безопасности? Для функции Общения/переработки: может ли он пересекать срединную линию при повороте головы и аудировании или двигать глазами слева на право в процессе чтения и письма?

    Ольга Филимонова
    «Гимнастика мозга»

    Мозг , хорошо устроенный,

    стоит больше, чем мозг , хорошо наполненный.

    Мишель де Монтень.

    Сухомлинский В. А. утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» . Сотрудники Института физиологии детей и подростков Российской Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. И. И. Сеченов считал : «Неподвижный глаз также слеп, как неподвижная рука» . Работы В. М. Бехтерева, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева, Л. Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на функции В. Н. Д., развитие речи.

    Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так, древнекитайская философская система Конфуция демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Бесспорно, все мы знаем, что наш мозг находится в черепной коробке в непрерывной связи с остальными частями нашего тела. Но на практике, когда мы исследуем мышление, пробуем стимулировать его, создавать благоприятные условия для развития и творчества, мы стремимся рассматривать его как бестелесный процесс, словно роль тела заключается только в том, чтобы «переносить» мозг с места на место и таким образом, обеспечивать его важную работу. Но не всё мышление и учение сосредоточено лишь в голове. Напротив, наше тело играет объединяющую роль во всех интеллектуальных процессах, начиная с раннего детства и до глубокой старости. Важнейшая роль тела в процессе учения уже отчётливо доказана многими научными исследованиями. Чем подробнее учёные рассматривают сложные связи, существующие между мозгом и телом , тем отчётливее выявляется главное : движение необходимо для учения. Движение пробуждает и активизирует многие умственные способности. Учение требует овладения навыками, а навыки любого вида связаны с освоением движения мышц. Все наши умения – это часть работы мышц, играющих важнейшую роль в развитии навыков человека. Последние исследования доказывают : движение приносит непосредственную пользу нервной системе.

    Существует так называемая Гимнастика Мозга , упражнения которой активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью, Эти упражнения пробуждают систему «интеллект-тело» и приводят её в готовность к обучению.

    Программа «Гимнастика Мозга » была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих «Долина» в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым. Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как «неспособных к обучению» . В 1987 г. результаты ГМ (гимнастики мозга ) были оценены экспериментально. В этом эксперименте принимали участие 19 учеников специальной школы. Каждый ученик делал упражнения ГМ по 10-15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании. В 1987 году в Америке была основана Организация Образовательной Кинезиологии. В России ГМ впервые появилась в 1988 г. Сейчас её используют в своей работе в учреждениях психологической помощи в 15 крупных городах страны (Москва, Санкт - Петербург, Томск, Уфа, Орехово -Зуево и др.) . Огромная польза и привлекательность ГМ состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте, для повышения эффективности того, что он в данный момент делает. Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи, такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приёмов. Упражнения должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку, продолжительностью от 5 до 7 минут в день, ежедневно. С каждым днём упражнения могут усложняться, объём заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий. ГМ представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают детям дошкольного возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Несколько минут выполнения упражнений дают высокую умственную энергию, т. к. пластичность детского мозга является благоприятной почвой для его развития.

    В своей работе мы используем следующие кинезиологические упражнения : «Кулак-ребро-ладонь» , «Лезгинка» , «Ухо-нос» , «Колечко» , «Змейка» , целью которых является :

    Развитие межполушарного взаимодействия;

    Развитие памяти, внимания, речи, мышления;

    Способствуют устойчивости запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма;

    1. «Колечко» . Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

    2. «Кулак - ребро – ладонь» . Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь) .

    3. «Лезгинка» . Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

    4. «Змейка» . Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

    5. «Ухо – нос» . Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот» .

    Особенно эффективной оказалась кинезиологическая гимнастика у детей , т. к. пластичность детского мозга является благоприятной почвой для его развития. Кинезиологическая гимнастика , потенцируя одновременность работы полушарий, помогает ребенку активно развиваться, более полно используя ресурсы своей психики, способностей.

    Требования к выполнению кинезиологических упражнений : точное выполнение движений и приёмов;

    Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга , которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

    Высшим достижением взрослого, работающего по предлагаемой методике, было бы обучение этим упражнениям ребенка с тем, чтобы он самостоятельно, в нужный момент, мог выполнить набор соответствующих упражнений. Например, при выполнении домашних заданий или контрольной работы.

    В целом работа Пола Деннисона и Гейл Деннисон является совершенно новым явлением, и адаптация их работы к условиям российской образовательной системы является весьма актуальной. Она становится первым шагом в образовательной кинеспологии - науке, улучшающей обучаемость на уровне работы целостного мозга .

    Эффективная гимнастика для развития мозга поможет оздоровить организм и развить левое и правое полушарие.

    • Человек — это разумное существо. Он по-другому, чем, например, животные, воспринимает окружающий мир и обладает особым мышлением и логикой. Чтобы понять, как развить свой мозг, необходимо знать его функции
    • Мозг можно назвать компьютером, ведь его возможности безграничны. На протяжении всего отрезка жизни, человек познает что-то новое, в его голове может храниться много информации. Он запоминает только то, что ему нужно, а то, что никогда не пригодится, «убирается» навсегда
    • Мозг состоит из двух полушарий — правого и левого. Каждой стороне отведены свои функциональные особенности — все анализируется в строгом порядке, запоминается или удаляется

    Как развить левое полушарие мозга?

    Левая сторона отвечает за логику. Языковые способности, решение логических схем, математические действия, вычисления целых чисел и дробей, учет времени — все это работа левой половины мозга.

    Поэтому для повышения успеваемости детей в школе или для улучшения общего развития, мы должны развивать левую часть нашего «компьютера».

    Так, как развить левое полушарие мозга? Необходимо выполнять следующее:

    • Работайте над развитием логики — изучайте математические алгоритмы, упражняйтесь в логическом мышлении
    • Решайте сложные геометрические задачи. Изучение такой науки, как математика, невозможно без хорошо развитого левой половинки нашего мозга
    • Разгадывайте ребусы и кроссворды — анализируя действия и составляя слова, левое полушарие работает лучше, чем правое
    • Человеку-левше необходимо делать все правой рукой: писать, рисовать, кушать. Необходимо задействовать именно правую сторону тела
    • Принимайте для улучшения работы мозга

    Важно: Старайтесь не зацикливаться на развитии одной из половинок мозга. Ценным является именно работа обеих половинок нашего мозгового «компьютера». Развивайте одновременно левое и правое полушарие мозга.

    Как развить правое полушарие мозга?



    Выше мы разобрались, за что отвечает левая половинка мозга, теперь нужно работать над развитием интуитивных способностей и творческого мышления.

    Правая сторона мозга занимается обработкой данных, которые поступают от органов чувств. Она позволяет производить синтез имеющихся данных в голове, поэтому человек может решать головоломки и действовать по своим задуманным планам, а не по составленным шаблонам.

    Развивая правую половинку, мы воспитываем в себе целостный взгляд на мир и реальность. Как развить правое полушарие мозга? Выполняйте следующее:

    • Прослушивайте музыку — это должна быть классическая музыка, а не рок или попса
    • Мечтайте, медитируйте в одиночестве. Лучше выполнять медитацию на берегу моря или в лесу, где происходит соединение с природой
    • Рисуйте, пишите стихи, сочиняйте музыку. Любое творчество помогает развитию правой половинки мозга

    Совет: Настройтесь на творчество, поверьте в свои возможности, и результат не заставит себя долго ждать.



    Мозг младенца с самого рождения настроен на то, чтобы познавать что-то новое. Поэтому даже такие обычные действия, как кормление, прогулка и смена памперсов, являются обучающими.

    Совет: Не изобретайте ничего нового для того, чтобы развивать мозг своей крохи. Не зацикливайтесь на выполнении каких-то особенных занятий.

    Для того чтобы правильно развивать мозг ребенка, необходимо обеспечить ему только должный уход.

    Важно: Разговаривайте со своим малышом, даже когда забираете почту из ящика или заваривает чай. Такие комментарии помогают заинтересовать ребенка, а значит, он начинает мыслить и развиваться.

    Хорошо помогает в развитии совместное чтение книг, игры, мамины песни, танцы с крохой на руках. Даже обычный массаж и покачивание перед сном, будут развивающими для мозга ребенка.



    Психофизиологи много работают над созданием методик гармонизации и развития головного мозга.

    Каждое полушарие отвечает за свою руку, поэтому музыканты и пианисты усовершенствуют оба полушарии головного мозга. Ведь они играют на музыкальных инструментах двумя руками, что помогает хорошо развить две половинки головного мозга.

    Очень эффективны упражнения для головного мозга для взрослых и детей дошкольников, в которых задействованы две руки:

    УПРАЖНЕНИЕ : Возьмитесь левой рукой за кончик носа, а правой за мочку левого уха. Затем опустите руки, и сделайте хлопок в ладоши. Поменяйте руки, и повторите упражнение

    УПРАЖНЕНИЕ :Сядьте за стол и положите перед собой лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу, и начинаете рисовать симметрично-зеркальные рисунки. Пусть они будут сначала простыми, например, буквы или цифры. Если обеими руками сложно это делать, придется сначала выполнять упражнение с каждой рукой по отдельности

    УПРАЖНЕНИЕ: Возьмите лист бумаги обеими руками и помашите им, задействуя не только кисти, но и локти, и плечи

    УПРАЖНЕНИЕ: Левую руку положите на правое плечо, поверните голову в эту сторону, сосредоточив взгляд на каком-либо предмете. Медленно поверните голову в сторону левого плеча, и взгляните через него. Повторите упражнение, переложив правую руку на левое плечо

    УПРАЖНЕНИЕ: Поставьте руки на спинку стула — это опора. Отставьте одну ногу назад. Корпус пододвиньте вперед, сгибая другую ногу. Перенесите на нее вес тела. Чуть приподнимите пятку сзади стоящей ноги. Теперь плавно переместите весь вес на ногу, которая находится сзади. Ее пятку опустите, а носок другой ноги приподнимите. Повторите 5 раз, затем смените ноги.

    УПРАЖНЕНИЕ : Напишите на бумаге слова разными цветами. Максимально быстро повторяйте их, и без запинки



    В развитии мозга помогают шахматы, шашки, головоломки, кубик Рубика, ребусы и кроссворды.



    Гимнастика для мозга — Ольга Троицкая

    Программа систем упражнений была разработана еще в 70-х годах. Ученые того времени проводили исследования со своими учениками, каждый из которых выполнял гимнастику каждый день. С того времени система распространяется по всему миру и приносит отличные результаты.

    Ольга Троицкая — это успешный психолог. Она большое значение уделяет развитию мозга, ведь благодаря ясному уму человек может быть счастливым и успешным.

    Важно: Упражнения увеличивают тонус коры головного мозга, а массаж биологически активных точек позволяет заставить работать обе половинки мозга.

    УПРАЖНЕНИЕ №1 «КРОСС КРОЛЫ» :

    • Ползайте по полу, как ребенок. Можно просто маршировать, когда вялость и ничего не хочется делать. Чувство бодрости придет мгновенно

    УПРАЖНЕНИЕ №2 :

    • Встаньте ровно, ноги на ширине плеч
    • Наклоняйтесь, неся плечо к бедру, а не локоть к коленке
    • Голова немного поворачивается по ходу действий
    • Рот не зажимается, губы свободны. Зажаты только все мышцы и нижняя часть лица

    УПРАЖНЕНИЕ №3 «КНОПКИ МОЗГА» :

    • Два пальца поставьте под ключицы (в том месте есть 2 ямки). Вторая рука расположена на пупке
    • Слегка массируйте ямки
    • Поменяйте руки
    • Также нужно массировать ямочки, расположенные между 1 и 2 ребром под ключицами. Это мощная нейро-лимфатическая зона с крупными сосудами, идущими от сердца


    УПРАЖНЕНИЕ №4 «КОЛПАК ДЛЯ ДУМАНЬЯ» :

    • Возьмитесь за верхнюю часть уха, и мягко массируйте, как бы растягивая назад и выворачивая каждую точку уха
    • Поверните голову влево до предела. Массируйте себе уши, позволяя голове глядя назад, уходить все дальше и дальше. Массаж делайте сверху вниз. Когда голова повернется до предела — прекратите выполнять упражнение
    • Поверните голову вправо и снова повторите все действия, как с поворотом головы влево

    УПРАЖНЕНИЕ №5 «СОВА» :

    • Возьмитесь правой рукой за левое плечо посередине
    • Немного поверните голову влево
    • Начинайте разминать — на выдохе сжимайте пальцы и говорите «УХ». Глаза расширьте и смотрите как сова
    • Голову немного поворачиваете из стороны в сторону
    • Затем возьмитесь левой рукой за правое плечо и повторите упражнение

    УПРАЖНЕНИЕ №6 «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ» :

    • Поставьте ноги на ширине плеч, стопы параллельны, колени ровно и слегка согнуты. Тело расслаблено
    • Согните одну руку в локтевом суставе и выставите вперед. Большой палец смотрит наверх. Зафиксируйте на нем взгляд. Большой палец руки на серединной линии тела.
    • Представьте перед собой круг, в котором рисуйте лежащую восьмерку
    • Поменяйте руки и повторите упражнение
    • Потом выполните его двумя руками вместе — влево и вверх


    УПРАЖНЕНИЕ №7 «КРЮКИ ДЭНИСОНА» :

    1 часть упражнения :

    • Ноги переплетите
    • Руки вытяните вперед ладонями наружу
    • Сложите ладони, переплетая пальцы и выворачивая руки к груди
    • Язык поднимите и прижмите к небу
    • Глаза поднимите вверх. Нужно выполнять упражнение столько времени, сколько вам будет комфортно

    2 часть упражнения :

    • Ноги расставьте на ширине плеч
    • Руки опустите вниз и сцепите лодочкой на уровне низа живота
    • Глаза опустите вниз, язык прижмите к небу

    Ниже представлено видео с гимнастикой для мозга Ольги Троицкой. В нем представлены только сами упражнения.

    Видео: Гимнастика мозга — станьте успешным в любом возрасте! Ольга Троицкая.Только упражнения



    Фитнес-система для мозга — это специально разработанные упражнения, которые помогают развить и синхронизировать работу обоих полушарий мозга и выработать моторику рук.

    Пальцевая гимнастика для мозга приносит много пользы. Ее необходимо выполнять ежедневно.

    Видео: Что такое Фитнес для Мозга и Пальцевая Гимнастика?

    Видео: Фитнесс для мозга

    Видео: Фитнес для мозга. Упражнение #2 Карты Деньги Два СТВОЛА

    Видео: Фитнес для мозга. Упражнение #3 Безумные Крокодилы

    Видео: Фитнес для мозга. Упражнение #4 Завяжи пальцы в узел



    Гимнастика для сосудов головного мозга — Ниши

    Японский целитель Кацудзо Ниши создал систему упражнений для оздоровления организма. Это производится через тренировку капилляров.

    Гимнастика для сосудов головного мозга Ниши :

    • Самое простое упражнение для улучшения состояния капилляров и циркуляции крови называется «Вибрация» . Утром, не поднимаясь с постели, поднимите кверху ноги и руки и потрусите ими 2 минуты. Этот своеобразный массаж капилляров помогает также перераспределить лимфатическую жидкость, что позволяет очистить организм от шлаков
    • Упражнение «Золотая Рыбка» . Лежа на ровной поверхности, положите руки под шею, на уровне четвертого шейного позвонка. Подтяните к себе носки ног. Сильно напрягитесь и воспроизводите вибрирующие движения всем телом, ка рыбка

    Такие упражнения помогают уменьшить тонус нервной системы, и поднять тонус сосудов. Во всем теле начинается активное кровообращение, сосуды активно работают и укрепляются.

    Вот еще эффективные упражнения для укрепления сосудов и улучшения работы мозга:

    Видео: Упражнения для укрепления сосудов



    • Пожилые люди также должны много своего организма, если они хотят прожить в здравии свою жизнь
    • Поэтому необходимо начинать уже сегодня выполнять гимнастику для мозга и упражнения для пожилых. Очень хорошо действуют на работу головного мозга упражнения от Ольги Троицкой, которые представлены выше
    • Пожилым людям подходят все упражнения, что людям помоложе и детям. Только выполняйте их, не торопясь и делайте столько повторений, сколько сможете
    • Благодаря постоянным занятиям исчезнет вялость, лень, активизируется вестибулярный аппарат. Пожилой человек сможет добиться полноценного функционирования мозга

    Синхронизация мозга — 25 упражнений



    Чтобы начать развивать свой мозг, придерживайтесь нижеприведенных советов:

    Совет : Избавьтесь от гиподинамии — это проблема малоподвижных людей. Больше двигайтесь — не проводите много времени за компьютером и телевизором. Если вы не будете двигаться, сосуды забиваются холестериновыми бляшками, что приводит к проблемам мозговой деятельности.

    Совет : Откажитесь от употребления спиртных напитков. Спирт убивает нейроны. Но, если выбирать между водкой, вином и пивом, то пиво оказывает значительно меньше вреда на наш мозг.

    Совет : Употребляйте 2 литра воды в день. Людям, которые имеют избыточный вес, должны выпивать до 4-х литров чистой негазированной воды в сутки. Она помогает вывести шлаки и токсины.

    Совет : Выполняя любую домашнюю работу, делайте это весело и с иронией! Мозг любит хорошие эмоции.



    Весело делаем уборку — работают оба полушария мозга

    Как человек работает над развитием мышц, так же он и должен развивать свой мозг. Если мозгу не давать ежедневную работу, он будет дряхлеть.

    Важно: Если присутствуют ежедневные нагрузки, тогда количество серых клеток увеличивается, появляются новые капилляры и образуются новые синапсы между нейронами.

    Выполняя эти советы, вы поможете своему мозгу: он «не заскучает» и будет постоянно развиваться:

    1. Ходите по дому с закрытыми глазами — это помогает развить координацию движений
    2. На ощупь определяйте номинал монет, которые находятся у вас в кармане
    3. Освойте шрифт Брайля — чтение и письмо для слепых
    4. Пишите левой рукой, если вы правша, и правой, если левша.
    5. Купите необычную для себя одежду и носите ее
    6. Смените цвет волос или сделайте короткую стрижку, если у вас до этого были длинные волосы
    7. Путешествуйте, узнавайте новые города и страны
    8. Чаще меняйте интерьер в доме и офисе
    9. Придумывайте новые фразы для ответа на вопросы: как дела, что нового?

    Важно: Зачем это делать? Привычки надоедают мозгу, и он устает от обыденности. Все новое ему интересно: эмоции, слова, действия и места.

    РАЗМИНКА ДЛЯ МОЗГА: Делайте упражнения закрытыми глазами:

    • Спокойно и глубоко вдохните 10 раз
    • Не торопясь посчитайте вслух от 1 до 100, и наоборот, от 100 до 1
    • Представьте в своей голове розовый круг, потом, при помощи разворота, мысленно переделайте его в квадрат, треугольник, трапецию и ромб
    • Проговорите алфавит, придумывая к каждой букве слово, например, «А — арбуз»
    • Мысленно посмотрите на себя со стороны. Приглядитесь ко всем деталям одежды и аксессуаров. Подумайте о том, что вы улыбаетесь
    • Прочитайте любой текст задом наперед


    Синхронизация мозга — разминка

    УПРАЖНЕНИЕ «СКОРАЯ ПОМОЩЬ» : На листе бумаги напишите буквы алфавита, а под ними Л, П или В. Буквы из верхних строк проговариваются вслух, а из нижних — выполняются руками (Л — левая рука поднимается вверх, П — правая рука поднимается вверх, В — обе руки поднимаются вверх). Сделать это все одновременно сложно, хотя кажется на первый взгляд просто.

    А Б В Г Д

    Л П П В Л

    Е Ж З И К

    В Л П В Л

    Л М Н О П

    Л П Л Л П

    Р С Т У Ф

    В П Л П В

    Х Ц Ч Ш Я

    Л В В П Л

    Теперь вспомним упражнения из уроков физкультуры , которые, как оказалось, помогают развить мозг и заставляют работать его синхронно:

    ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ :

    • Достаньте локтем правой руки до колена правой ноги, и локтем левой руки до колена левой ноги — повторите 12 раз

    ПЕРЕКРЕСтНОЕ УПРАЖНЕНИЕ :

    • Достаньте локтем правой руки до колена левой ноги, и локтем левой руки до колена правой ноги

    На выполнение этих упражнений понадобится всего 2 минуты, а эффект почувствуется сразу — голова станет «свежей» и «посветлевшей».

    Специалисты и эксперты в области развития мозговой деятельности дают очень ценные советы тем людям, которые работают над синхронизацией своего мозга. Если их выполнять хотя бы раз в неделю прогресс появится обязательно.



    Синхронизация мозга — часы на другой руке
    • Совет : Нейронную работу мозга помогает развить гимнастика пальцев. Разжимайте и соединяйте пальцы, усложняя задачу и делая упражнение через один палец
    • Совет : Поменяйте предметы местами на вашем рабочем столе. Это заставит мозг искать новые решения. Но не делайте так слишком часто, чтобы мозг не привык к этому
    • Совет : Назовите вслух двадцать женских или мужских имен. Мысленно представьте этих людей и то, как они вам улыбаются. Пожелайте им всем доброго дня
    • Совет : Один раз в неделю ложитесь спать головой к другому концу кровати. Для мозга это непривычно и он не сможет быстро заснуть, но надо постараться.
    • Совет : Поменяйте руку, на которой носите часы. Сначала вы будете испытывать неудобства, но потом уже не будете этого замечать. По истечение 7 дней снова поменяйте руку
    • Совет : Во время уборки дома складывайте вещи красиво, но не на свои места. После этого мозгу придется работать и вспоминать, где лежат вещи и предметы после уборки
    • Совет : Решайте различные логические задачи. Их можно найти в сборниках, детских журналах или в сети
    • Совет : Один раз в неделю думайте о том, чего вы достигли за неделю. Стройте планы на будущую неделю, выделяя основные события
    • Совет : Иногда пишите письма самому себе, в которых будет говориться об ошибках, совершенных за неделю. Не жалейте себя, записывайте даже мелкие неприятности, чтобы на следующей неделе стать еще лучше


    СЛОЖНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ МОЗГОВ :

    • Сядьте на кресло и положите ногу на ногу
    • Ногой, которая находится сверху, рисуйте в воздухе круги по часовой стрелке
    • После этого начертите пальцем правой руки круг против часовой стрелки — нога продолжает двигаться по часовой стрелке

    УПРАЖНЕНИЕ «ЦВЕТ» :

    • Возьмите чистый лист бумаги и красками, фломастером или карандашом разукрасьте его полностью одним цветом
    • Перечислите все ассоциации, которые возникают у вас с этим цветом. Например, красный — вишня, арбуз, флаг и так далее

    УПРАЖНЕНИЕ «СЧЕТ»:

    • Сосчитайте до 20 и обратно, но пропуская цифру, в которое есть, например, 3 или которое делится на 3

    УПРАЖНЕНИЕ «СЛОВО» :

    • Возьмите в руки газету и прочитайте любое первое попавшееся слово
    • Составьте с этим словом десять разных предложений, быстро и не раздумывая
    • Положите обе ладони на живот — левая рука на правой
    • Сделайте выдох, как будто задуваете свечу
    • Выполнять такое упражнение нужно в течение одной минуты

    УПРАЖНЕНИЕ «ПОДЪЕМ БЕЗ ПОМОЩИ РУК» :

    • Сядьте на пол и разведите широко ноги
    • Теперь резко поднимитесь, не используя руки
    • Во время этого упражнения согласованно начинают работать оба полушария мозга. Важно чувство равновесия. ОСТОРОЖНО: Во время выполнения этого упражнения можно упасть


    УПРАЖНЕНИЕ «БУКВА» :

    • Закройте глаза и представьте в голове любую букву
    • Назовите в слух до двадцати предметов на эту букву, например: один — танк, два — трактор, три — трон, четыре — толокно и так далее. Чем быстрее вы будете называть слова, тем лучше

    УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ:

    • Вытяните одну руку вперед, распрямите большой палец и начертите в воздухе 8
    • Сделайте 4 таких повторений. Смените руку
    • В конце сделайте гимнастику с обеими руками

    УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТЫ МОЗГА :

    • Поднимите обе руки вверх
    • Рисуйте в воздухе — одной рукой квадрат, а другой звезду
    • Как только упражнение начнет получаться, поменяйте руки. Для его усложнения, придумайте рисунки других форм

    Теперь научимся делать физические упражнения на синхронизацию мозга. После выполнения такой гимнастики, оба полушария мозга научатся работать одновременно.

    УПРАЖНЕНИЕ «СВЕДЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУК И НОГ» :

    • Сядьте на высокий стол, чтобы ноги свободно качались
    • Растопырьте пальцы рук и приложите кончики пальцев друг к другу, держа руки перед собой
    • Выполняйте маховые движения руками. Кончики пальцев должны встретиться друг с другом

    Важно: Если хотите усложнить это упражнение, соедините пальцы ног. Совершайте махи руками и сведя кончики пальцев, разведите ноги. Разведя руки, соедините ноги вместе.



    Синхронизация мозга — скрещивание рук и ног

    УПРАЖНЕНИЕ «СКРЕЩИВАНИЕ РУК И НОГ» :

    • Сначала выполняйте маховые движения руками впереди туловища на уровне плеч. Ладони должны быть обращены к полу
    • Через время, начинайте делать махи и перекрещивания позади туловища — на уровне ягодиц
    • Продолжайте выполнять упражнение, присоединяя движение ног
    • При движении вправо, ведите левую ногу перед правой, и правую ногу перед левой при движении влево

    Еще одно подобное упражнение :

    • Сделайте скрещивание ногами во время движения
    • Шаг в сторону — заведите левую ногу за правую
    • Еще один шаг правой и приставьте левую ногу
    • Повторите движение в обратную сторону

    УПРАЖНЕНИЕ «МАРИОНЕТКА НАОБОРОТ» :

    • Встаньте прямо, ноги вместе. Руки сложите над головой. Сделайте прыжок и мах руками в стороны назад, расставляя ноги. Прыжком вернитесь в исходное положение
    • Ногами выполните предыдущие движения, а руки вытяните перед туловищем, двигая ими вверх-вниз
    • Руками выполняйте движения в стороны, ногами — прыжки вперед-назад с ноги на ногу, как во время ходьбы

    УПРАЖНЕНИЕ «ВЕЛИКИЙ ДИРИЖЕР» :

    • Включите любую классическую музыку
    • Встаньте в позицию, как дирижер стоит перед оркестрантами
    • Поднимите руки на высоте плеч, при этом одна рука должна быть выше другой
    • Рисуйте в воздухе лежащие восьмерки: левая рука выписывает влево, правая — вправо
    • После этого рисуйте внутреннюю дугу и повторите все упражнения в противоположную сторону

    УПРАЖНЕНИЕ «ПУТАНИЦА» :

    • Правая рука на голове, левая — на животе. Похлопывайте себе по макушке и поглаживайте живот по кругу одновременно
    • Поглаживайте левой рукой живот по часовой стрелке, а правой рукой делать поглаживания в области левой ключицы в другую сторону

    УПРАЖНЕНИЕ «РИСУНОК НОСОМ» :

    • Представьте на кончике своего носа карандаш
    • Нарисуйте в воздухе восьмерки
    • Когда это упражнение будет получаться, пишите в воздухе имена и фамилии

    УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕКАТ С ЛИМОНОМ» :

    • Приготовьте лимон и стул
    • Лягте на спину, стул поставьте за головой. Лимон зажмите между ступней
    • Поднимите ноги так, чтобы можно было положить лимон на стул
    • Опустите ноги, потом поднимите, и возьмите лимон со стула, возвращаясь в исходное положение

    Совет: Молодые люди в хорошей физической форме могут класть лимон не на стул, а на пол за головой.

    Важно: Хорошо вместе с этим упражнением выполнять «березку» и стойку на голове. Такая гимнастика поможет стимулировать мозговое кровообращение.

    УПРАЖНЕНИЕ «ДЫХАНИЕ ЙОГОВ» :

    • Сядьте на стул и расслабьтесь, спина прямая. Положите указательный и средний пальцы правой руки на область переносицы
    • Безымянным пальцем слегка закройте левую ноздрю и медленно вдыхайте через правую ноздрю, считая до 8
    • Задержите дыхание на 4 секунды. Затем надавите большим пальцем и закройте правую ноздрю, медленно выдыхая через левую ноздрю, считая до 8
    • Задержите дыхание на 4 секунды, и снова сделайте вдох, считая до 8, но теперь через левую ноздрю

    УПРАЖНЕНИЕ «РАССЛАБЛЕНИЕ И КОНЦЕНТРАЦИЯ» :

    • Сядьте на пол по-турецки и закройте глаза
    • Сделайте несколько вдохов, направляя поток воздуха глубоко вниз живота. Должна работать диафрагма
    • Сконцентрируйте внимание на своем дыхании. На вдохе вслух произносите «ОМ», а на выдохе — «АХ»


    Укрепляем память — зеваем широко

    УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ПАМЯТИ :

    • Закройте глаза и широко зевните
    • Одновременно массируйте напряженные зоны в области нижней и верхней челюсти
    • Зевок должен быть долгим и звучным. Повторите упражнение 3-6 раз

    УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИКИ :

    • Лягте на пол, согните ноги в коленях, ступни на полу. Руки положите под голову и сплетите пальцы. Не разжимая руки, поднимитесь и одновременно повернитесь, опираясь локтем на пол
    • Левый локоть — к правому колену, правый локоть — к левому колену. Повторите это упражнение по 5 раз в каждую сторону

    УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ СПОСОБНОСТИ (помогает повысить точность движений):

    • Найдите впадинки на лбу, над бровями
    • Слегка надавливайте кончиками пальцев в течение одной минуты. Повторите упражнение 3-4 раза

    Будьте здоровы, и не забывайте делиться полезной информацией со своими знакомыми и родственниками. Ведь, возможно, это поможет им продлить жизнь, и прожить ее счастливо и успешно!

    Видео: 3 минуты урок на всю жизнь! Гармонизация правого и левого полушария мозга

    Видео: Как развить мозг?! Как стать намного умнее окружающих?!

    Пьем воду - обязательное условие

    перед началом занятий. Безотрывно, непрерывно, в течении 1-2 минуты.

    Брюшное дыхание.

    1. Вдохните через нос. Выдох производится маленькими порциями через сжатые губы. Выдыхая, представьте, будто пытаетесь удержать на весу над губами пушинку. Данный пункт является подготовительным к упражнению.
    2. Положите руки на живот. Вдохните воздух через нос таким образом, чтобы под вашими руками образовался шарик.
    3. Задержите дыхание и медленно сосчитайте до трех.
    4. Медленно выдыхайте, при этом живот сдувается и немного втягивается. Задержите дыхание на 3 секунды и сделайте вдох.

    5. Повторите упражнение не более 3 раз. Обратите внимание: дыхание во время упражнения должно быть ритмичным.
    Данное упражнение развивает диафрагмальное дыхание, улучшает дыхательный процесс, расслабляет центральную нервную систему, способствует гибкости и точности выполняемых движений, помогает снять избыточное возбуждение и успокоиться. Оно улучшает навыки чтения – кодирование и декодирование, а также способствует связной эмоционально окрашенной речи. Его хорошо выполнять перед контрольными работами или в ситуации напряжения.

    Активируем «Кнопки мозга» - выполняется стоя или сидя.

    Для начала мысленно проведем линию от лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому "Перекрестные шаги" способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.

    Ноги стоят удобно, параллельно друг другу. Если вы стоите, то колени расслабленны. Одна рука кладется на пупок. Пальцы другой руки прикасаются к двум точкам, расположенным под ключицами между первым и вторым ребром, таким образом, что большой палец оказывается на одной точке, а средний - на другой.

    Меняем руки и повторяем упражнение, по 30Х30 секунд.

    Выполнение упражнения «Кнопки мозга» способствует обогащению мозга кислородом, за счет этого улучшается восприятие информации.

    «Крюки Деннисона» - выполняется сидя или стоя.
    Упражнение призвано гармонизировать эмоции и процессы мышления. Оно ослабляет душевное напряжение, способствует адекватным действиям и поступкам, помогает воспринимать новую информацию, лучше понимать точку зрения другого и свою собственную. Упражнение состоит из двух частей.
    Постойте так, расслабившись, еще немного.
    По времени данное упражнение занимает от двух минут и больше.

    Ноги перекрещиваем (ножка ножку обнимает).

    Вытягиваем руки вперед, складываем пальцы рук в замок и прижимаем к груди (пальцы не отпускаем).

    Рот закрыт, язычок упирается в нёбо (чтобы не проболтался про мечту!).

    Закрытые глаза «смотрят вверх» (на мечту, которая, как всегда, витает в облаках!). Важно! Только закрытые глаза «смотрят вверх», голова при этом вверх не поднимается!

    «Крюки Деннисона» способствуют снижению уровня напряжения, стресса, тревожности. Это упражнение помогает объединить потребности головы и тела. Помогает сосредоточиться.

    «Перекрестные шаги».
    Для начала мысленно проведем линию от лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.
    1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.
    2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
    3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз.
    «Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице.

    Возьмемся за уши, друзья!

    Позитивные точки
    Можно выполнять стоя и сидя.
    Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка.
    Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации.
    Упражнение помогает школьникам избежать ситуации «Учил, знаю ответ, но никак не могу вспомнить». С его помощью дети активнее усваивают новую информацию, у них улучшается память. Кроме того, оно помогает справиться со стрессом, быстрее найти выход из проблемной ситуации, ослабить эмоциональный накал. Упражнение особенно актуально перед написанием контрольных работ, публичными выступлениями и во время экзаменов.

    Думающий колпак
    Можно выполнять стоя и сидя.
    1. Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок.
    2. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди.
    3. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.
    4. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза.
    Эти движения обостряют слух, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности. Кстати, они отлично улучшают равновесие.
    По мнению психологов, «думающий колпак» поможет быстро сконцентрировать внимание. Упражнение также весьма кстати перед публичными выступлениями и для сосредоточения при работе с компьютером .

    Свободу шее.

    Перед экзаменами шея, вместо того чтобы вытянуться, снять зажимы и улучшить обеспечение мозга кислородом, свешивается под тяжестью наполняемой знаниями головы. Чтобы легче воспринимать информацию, дайте свободу шее!

    1. Встаньте прямо, голова по срединной линии.
    2. Приподнимите плечо к уху. Положите на него голову.
    3. Позвольте голове скатиться к срединной линии и опустите плечо. Подбородок опущен достаточно низко и касается груди. Вы чувствуете натяжение задних шейных мышц. Рот чуть приоткрыт. Представьте, что ваша голова – тяжелый шар.
    4. Медленно начинайте поворачивать голову вправо и влево. Максимальная амплитуда поворота – не дальше плеча.
    5. Сделайте четыре-пять проходов от плеча к плечу. Не торопитесь. В местах сильного напряжения в шее чуть дольше задержите голову в этой позиции и подышите спокойно и глубоко.
    6. Вернитесь в исходное положение. Чуть откиньте голову назад до мягкого натяжения мышц шеи спереди. Не забудьте приоткрыть рот.
    7. Начинайте медленно вращать головой из стороны в сторону. Амплитуда движений должна быть меньше, чем в п. 4.
    Данное упражнение способствует расслаблению ЦНС и снятию мышечных зажимов в области шеи, плеч, спины. Помогает лучшему восприятию и обработке информации, улучшает математические способности и навыки чтения.

    Зарядись энергией

    Лето – это свобода! Наконец-то можно больше бегать, прыгать – вести активную жизнь. Благодаря этому снимается зажим поясничной группы мышц, тело расслабляется, улучшается координация движений в целом. Так что самое время освоить полезное упражнение «Заземлитель». Оно понадобится с началом учебного года, чтобы уметь максимально сконцентрировать энергию на выполнении работы.
    Движения снимают напряжение поясничных мышц, улучшают зрение, нормализуют дыхание. Это способствует повышению концентрации внимания, актуализирует кратковременную память, развивает математические навыки, логику.
    1. Встаньте, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе.
    2. Правая стопа развернута носком вправо, левая – вперед, руки на поясе.
    3. Мягко согните правое колено, опираясь всем телом на стопу.
    4. Спину держите прямо и равномерно опускайте корпус вниз.
    5. Сделайте выпад в сторону опорной правой ноги. Голову тоже поверните вправо. Вес тела остается по центру. При этом корпус не должен поворачиваться и смещаться в сторону опорной ноги. Стопы от земли не отрывать!
    При правильном выполнении движений вы напрягаете поясницу и чувствуете натяжение внутренней мышцы бедра вытянутой ноги. Следите за тем, чтобы спина оставалась прямой.
    Сделайте упражнение 3 раза, потом поменяйте опорную ногу и повторите.

    Тянем - потянем
    Данные упражнения нормализуют дыхание, снимают напряжение в верхней части грудной клетки, руках, за счет чего улучшается крупная и мелкая моторика. Это приводит к точности в манипулировании инструментами, улучшает почерк. Наши потягивания также способствуют концентрации внимания. Они помогают сделать речь более выразительной, более четко излагать свои мысли в разговоре и на бумаге.
    Что может быть приятнее, чем от души потянуться! Вот кошка припадает на передние лапы и прогибает спину. Птица на ветке вытягивает шею…
    Мы просыпаемся утром и потягиваемся всем телом, готовясь к новому дню. Предлагаемые движения помогут детям и взрослым быстро настроиться на выполнение важной работы.
    1. Встаньте или сядьте, выпрямив спину, и вытяните перед собой руки.
    2. Поднимите правую руку вверх. Левой рукой двигайте правую в разных направлениях: приближая к голове, от головы, пытаясь опустить руку вниз, отвести ее за спину. При этом вытянутая правая рука оказывает легкое сопротивление левой.
    3. Движение в каждом направлении делаем по четыре раза и обязательно на длинном выдохе. Выдох поможет вам почувствовать расслабление мышц руки.
    4. Вернитесь в исходное положение и вытяните руки перед собой. При правильном выполнении упражнения правая рука по ощущению кажется длиннее левой!
    5. Повторите упражнение, поменяв руки. После этого вытяните их перед собой и почувствуйте полную расслабленность плечевого пояса. Полезно также активно повращать или потрясти плечами.
    Данные упражнения нормализуют дыхание, снимают напряжение в верхней части грудной клетки, руках, за счет чего улучшается крупная и мелкая моторика. Это приводит к точности в манипулировании инструментами, улучшает почерк.
    Наши потягивания также способствуют концентрации внимания. Они помогают сделать речь более выразительной, более четко излагать свои мысли в разговоре и на бумаге. Поэтому специалисты рекомендуют особенно активно использовать такие упражнения при подготовке к контрольным и другим творческим работам, в частности, к сочинению и изложению, а также перед сдачей экзаменов.

    Восьмерка» на удачу
    Регулярные упражнения «Алфавитная восьмерка» помогают стать внимательнее, быстрее решать математические задачи, запоминать иностранные слова, читать и, что немаловажно, грамотнее писать. Такие успехи у школьников любого возраста наблюдаются благодаря эффективному снятию стресса
    Регулярные упражнения «Алфавитная восьмерка» помогают стать внимательнее, быстрее решать математические задачи, запоминать иностранные слова, читать и, что немаловажно, грамотнее писать.
    Такие успехи у школьников любого возраста наблюдаются благодаря эффективному снятию стресса. По мнению специалистов, данные движения очень актуальны для учеников выпускных классов перед сдачей ЕГЭ.
    Для активизации памяти при изучении иностранного языка психологи советуют писать в окружности буквы изучаемого алфавита. Воспроизведение цифр в восьмерке, как считают специалисты, помогает интегрировать работу полушарий мозга для решения сложных математических задач. Родителям стоит также знать, что полезно делать упражнения вместе детьми, так как такая совместная деятельность улучшает взаимопонимание и психологический климат в семье.

    Примите удобную позу. Нарисуйте перед собой в воздухе «ленивую» восьмерку. Через ее центр проведите сверху вниз вертикальную линию, разделив тем самым восьмерку на две окружности.

    Справа или слева от вертикального сечения впишите букву в окружность, используя ее линию. Таким образом, линия окружности становится частью буквы. Вы сами решаете, в каком месте алфавитной восьмерки эта буква выглядит более уместно.

    Вписав одну букву, снова чертите восьмерку и разделяете ее вертикальной линией. Упражнение с одной буквой проделывается каждой рукой три раза и три раза двумя руками одновременно. Чтобы максимально быстро расслабиться или настроиться на предстоящую работу, рекомендуется заполнять окружности восьмерки актуальными для вас фразами, используя указанный выше способ написания.

    Снять стресс – легко!
    Растягивающие движения снимают стресс и расслабляют мышцы, помогая ученику успокоиться, прийти в рабочее состояние. Поэтому такие упражнения способствуют усилению различных учебных навыков – понимающего слушания, чтения, творческого письма, выражению мыслей c помощью речи. А также они позволяют освободиться от напряжения, чуть меньше сутулиться и быть более пластичным.
    Cпециалистам известно, что упражнения на растягивание, которые часто используются во время уроков физкультуры, а также в практике атлетов, танцоров, йогов, помогают расслабиться, обрести пластику, грациозность, свободу и изящество движений, хорошую осанку. Но почему такие движения делают учебу школьников более успешной?
    Понятно, что хорошая успеваемость предполагает активное освоение новой информации. Но, например, когда школьник попадает в незнакомую ситуацию, или над ним висит угроза контрольной работы, или когда родители неодобрительно косятся из-за полученной тройки, то мышцы ребенка сокращаются. Это нормальный физиологический рефлекс в ответ на опасность и стресс. Однако при этом сигнал не доходит до передних отделов мозга, отвечающих за понимание, моторный контроль, рациональное поведение, столь необходимых для учебной деятельности и при коммуникациях.
    Растягивающие движения снимают стресс и расслабляют мышцы, помогая ученику успокоиться, прийти в рабочее состояние. Поэтому такие упражнения способствуют усилению различных учебных навык-
    ов – понимающего слушания, чтения, творческого письма, выражению мыслей c помощью речи. А также они позволяют освободиться от напряжения, чуть меньше сутулиться и быть более пластичным.

    "Помпа"
    1. При правильном выполнении упражнения вес тела всегда приходится на стоящую впереди ногу. Это легко проверить. Если можете оторвать вторую ногу от земли – значит, вес распределен верно.
    2. Встаньте, выставив левую ногу вперед с опорой на всю стопу, правая нога – сзади, на носке. Вес тела на левой ноге. Корпус вертикально. При затруднении в этом положении обопритесь на стул или стену руками.
    3. Начинайте приседать на выставленной вперед ноге, при этом правая, отставленная назад, опускается с носка на всю стопу. Вес остается на левой ноге.
    4. Почувствуйте натяжение икроножной мышцы правой ноги.
    5. Поменяйте положение ног и повторите упражнение.
    Предлагаемые движения также улучшают социальное поведение, помогают довести до конца дело, увеличивают время сосредоточения и внимания, активизируют языковые способности.


    Эти упражнения помогают легче учиться и чаще получать хорошие отметки. Ведь от них заметно повышаются внимание и собранность, да и учебный материал запоминается быстрее.
    "Слон"
    1. Встаньте удобно, ноги на ширине плеч, колени расслаблены. Правую руку поднимите и опустите на нее голову. Плечо должно быть прижато к уху так плотно, что, если положить между ними лист бумаги, то он удержится. Взгляд – на пальцы вытянутой руки.
    2. Рисуем ленивую восьмерку всем телом. Для этого чуть приседаем, начинаем волнообразное движение от колен через бедра и выше в корпус. Одновременно с этим гудим «у-у-у». Воображаемым кончиком «кисточки» является ваша рука.
    3. Глаза следят за движением руки и проецируют восьмерку на расстояние.
    4. Повторяем эти же движения другой рукой.

    Упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память. Выполняя движения, важно добиться, чтобы работало все тело.

    "Сова"
    1. Правая рука захватывает левую надостную мышцу (между шеей и плечом). Ладонь должна быть мягкой, как бы «приклеенной» к мышце.
    2. Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят «ух». Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом «уханье» округляются, как у совы. Обычно на один поворот головы приходится 5 звуков. Все движения выполняются синхронно! Проделайте упражнение не менее 3 раз.
    3. Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую надостную мышцу. Упражнение снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу. Оно способствует развитию таких учебных навыков, как слушание и математические вычисления.
    Благодаря «уханью» снимаются челюстные зажимы, что делает речь более связной. Это упражнение особенно полезно после длительного письма, работы с компьютером, вождения машины (для взрослых).

    Да здравствует творчество!
    Эти упражнения помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы за компьютером или вождения машины, поэтому родителям полезны не меньше, чем детям. Особенно они рекомендуются «очкарикам», так как улучшают работу глазных мышц, укрепляют связь «рука–глаз». И, пожалуй, самое главное – стимулируют желание фантазировать и активно творить.

    Ленивые восьмерки
    1. Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы.
    2. Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой.
    3. Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза.

    Двойные рисунки
    1. Исходная поза – обе руки свободно выпрямлены перед собой. Представьте, что в руках по карандашу, а перед вами – холст.
    2. Одновременно двумя руками от центра начинайте рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения. Сюжет не имеет значения, но рисунки должны располагаться в верхней и нижней частях холста. Тело расслаблено, дыхание в естественном темпе, движения рук свободные.
    Варианты: рисуем мелом или маркерами на доске, пастелью на бумаге, прикрепленной на уровне глаз.
    Упражения рекомендуются делать без очков, чтобы они не ограничивали поле зрения.

    Научные исследования, проводимые в психологии и нейрофизиологии выявили, что определенные физические движения оказывают влияние на развитие интеллекта человека.
    На основании полученных выводов возникла новая система - Образовательная Кинезиология , направленная на изучение связей ум-тело, и оптимизацию деятельности мозга через физические движения.
    На теоретической базе образовательной кинезиологии американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон была разработана программа Нейрогимнастики - "Гимнастика мозга" . Это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли.

    С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.
    Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнения для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

    Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.

    Цели кинезиологических занятий:

    Развитие межполушарной специализации.
    Развитие межполушарного взаимодействия.
    Развитие комиссур (межполушарных связей).
    Синхронизация работы полушарий.
    Развитие мелкой моторики.
    Развитие способностей.
    Развитие памяти, внимания.
    Развитие речи.
    Развитие мышления.
    Устранение дислексии и дисграфии.

    Метод кинезиологической коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Как показывает опыт, образовательную кинезиологию необходимо использовать для коррекции детей, имеющих отклонения в развитии.

    Занятия должны проводиться систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ученика. Выполнение кинезеологических упражнений возможно как дома с родителями, так и на предметных уроках или на специальных занятиях по кинезеологии. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.

    УПРАЖНЕНИЯ

    Определяющее влияние и действие кинезиологических упражнений, описание их выполнения.

    1. «Кнопки мозга»

    Помогают проснуться и настроиться на работу. Приводят в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации.

    Исходное положение: Выполняется стоя.
    Одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести.

    2. «Крюки»

    Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизируют работу интеллект – тело. Упражнение советуют использовать тем, кто находится в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание. Повторить 8–10 раз.

    Исходное положение: можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно.

    Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

    3. «Колено – локоть»

    Активизируют зону обоих полушарий образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления.


    Исходное положение: Стоя.
    Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

    4. «Сгибание пятки»

    Включается в работу участок мозга, отвечающий за формирование и изложение мысли, активизируются творческие способности.


    Исходное положение: Сидя.
    Положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги.

    5. «Кулак». «Ребро». «Ладонь».

    Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения.

    Исходное положение: Сидя, руки находятся на плоскости стола.
    Три положения руки последовательно сменяют друг друга:

    1. Сжатая в кулак ладонь.


    2. Положение ладони ребром на плоскости стола.


    3. Распрямленная ладонь на плоскости стола.


    Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Повторить 8-10 раз.

    6. «Слон»

    Это наиболее интегрирующее упражнение. «Гимн мозга». Балансирует всю систему «интеллект – тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания. Укрепляют наружные глазные мышцы, снимают напряжение после работы на компьютере, снимают напряжение и боль в спине.


    Исходное положение: Стоя.
    Встаньте в расслабленную поз. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев.

    Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

    7. «Ленивые восьмерки для глаз»

    Происходит миелинизация нервных сетей, что способствует формированию умений, навыков, а это особенно важно в сензитивный период развития детей. Помогает в периоды творческого застоя, легче найти решение в сложной ситуации.


    Исходное положение: Стоя или сидя.
    Вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением большого пальца, только глазами. Рисовать восьмерки справа налево и слева направо, сверху вниз. Повторить 8–10 раз.

    8. «Ленивые восьмерки для письма»


    Обводим контур рукой от центра против часовой стрелки: вверх, влево и обратно к центру;
    затем по часовой стрелке: вверх, вправо и обратно через низ к центру.
    Каждой рукой рисуется пять или более восьмёрок, затем также обеими руками.

    9. «Зеркальное рисование»


    Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.


    Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.

    10. «Энергетическая зевота»

    Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.


    Исходное положение: Сидя.
    Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Повторить 5–8 раз.

    11. «Думающая шляпа»

    На поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить.


    Исходное положение: Сидя или стоя.
    Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз. Помассировать участок сосцевидного отростка за ухом по направлению сверху вниз.

    Продолжительность занятий от 5–10 минут до 20–35 минут. Упражнения выполняются ежедневно, длительность одного цикла 45–60 дней.

    Занятие подготовила и провела Тимонина О.А., учитель-логопед, школа №5 г.Щелково