• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Спортивное ориентирование на местности своеобразный вид спорта. Новички не всегда сразу вникают в его специфику, правила и его задачи. Человеку не знакомому с ориентированием тяжело объяснить его суть. Хотя на первый взгляд она проста – быстрее всех найти и правильно отметить контрольные пункты

    Чтобы понять, что такое спортивное ориентирование, надо попробовать это самому. Ведь даже после изучения определения остается много вопросов. Ориентировщики часто сталкиваются с вопросами со стороны: «Спортивное ориентирование? А что это» После этого начинаются долгие объяснения специфики спорта или же лаконичное описание основной задачи, которая стоит перед спортсменом на старте.

    В самом широком значении суть спортивного ориентирования заключается в том, чтобы спортсмен с помощью карты, компаса, чипа и своих навыков ориентирования и чтения карты смог как можно быстрее и, что еще немало важно, правильно преодолеть отмеченную на карте дистанцию. Сразу после старта спортсмен остается один на один с природой. А в этой природе расположены контрольные пункты, которые он – спортсмен должен найти и отметить с помощью чипа.

    Практически каждый сталкивался в своей жизни с картами. Это могли быть карты дорог России, топографические карты мира на занятиях в школе или ВУЗе, электронная карта в своем смартфоне и прочее. Когда ты сидишь и спокойно разглядываешь ее, то, кажется, что нет ничего сложного в том, чтобы выбрать путь движения от точки А к точке Б и пройти его. На соревнованиях по спортивному ориентированию у атлета просто нет времени на долгое разглядывание карты. Выбирать путь движения, продумывать его приходится прямо на ходу, в условиях .

    Еще один фактор, который делает «соревновательную жизнь» ориентировщика интереснее – это психологическое давление. Каждый пытается сэкономить драгоценное время и выбрать более выгодный путь движения. В условиях соревновательной борьбы зачастую спортсмены допускают ошибки в выборе пути движения или просто теряют себя на карте. Все это результат психологического давления соревновательного момента. Поэтому одними из главных качеств, которыми должен обладать ориентировщик являются стойкость и стрессоустойчивость.

    Итак, спортсмен выходит на старт. Он получает карту, стартует и сразу скрывается из поля зрения зрителей и других спортсменов. На спортивной карте в виде уловных знаков отмечено все, что находится на определенном участке местности. Помимо этого, в карте отмечены КП, на которых ориентировщик должен произвести отметку. На ходу он должен успевать выбирать путь движения и читать карту, чтобы не потеряться. После прохождения всей дистанции участник прибегает на финиш, который также отмечен в карте. Победитель определяется по лучшему времени и правильности прохождения дистанции.

    В чем изюминка ориентирования?

    Спортивное ориентирование на местности – это тот вид спорта, в котором нельзя победить, имея только быстрые ноги, или умную голову. Чтобы стать лучшим, спортсмен должен развивать в себе одновременно и физические качества и учиться правильно, быстро и безошибочно читать карту. Достигается это только за счет многократных тренировок и приобретения опыта на соревнованиях.

    Подготовиться к определенным условиям практически невозможно. Соревнования по спортивному ориентированию проходят во всех уголках планеты. Старты могут быть и в горах, и в лесах, и в полях, и даже в городских условиях. По ходу дистанции ориентировщики могут столкнуться с препятствиями в виде ручьев, рек, валежника, крутых гор, непролазных кустов и любых других творений природы. Спортсмен любого другого вида спорта может только завидовать тому, с чем приходится сталкиваться ориентировщикам на соревнованиях.

    Правила спортивного ориентирования

    Сразу после того, как новичок ознакамливается с задачами и вникает в суть ориентирования, он должен выучить и ряд важных правил, без знания которых не получится успешно выступать на соревнованиях. Так, например, за нарушения многих правил спортсмен просто дисквалифицируется с соревнований. Чтобы, не омрачить свое выступление надо быть всегда в курсе новых изменений в правилах, хотя основные правила спортивного ориентирования не меняются из года в год.

    В первую очередь ориентировщик должен проходить дистанцию именно в том порядке, в котором она отмечена у него в карте. Если же будет нарушен порядок прохождения дистанции или будут отмечены чужие КП (контрольные пункты), то результат спортсмена на дистанции аннулируется. Сейчас этот вопрос очень строго контролируется с помощью современных технологий.

    Спортсмен должен уложиться во время, отведенное судьями на преодоление дистанции. В противном случае участник так же дисквалифицируется. Хотя, в основном контрольного времени более чем хватает на прохождение дистанции полностью.

    На карте специальными знаками могут быть отмечены участки местности, которые нельзя пересекать, или наоборот их обязательно пробежать. Примером первого могут быть опасные для жизни и здоровья спортсмена участки местности, а второго маркированные участки или места преодоления рек вброд или переходы через оживленные трассы.

    До того, как будет дан старт, спортсмен не должен покидать зону разминки и выходить на карту соревнований. Это правило действует с той целью, чтобы участник заранее не нашел контрольные пункты и не выбрал путь движения к ним.

    Большой перечень правил касается и организаторов, которые должны обеспечивать безопасность спортсменов на дистанции различными способами, например, разметкой все тех же опасных участков, контролировать соответствие расположения контрольных пунктов на местности карте.

    Раньше существовало интересное правило, согласно которому участник не имел права преследовать другого по дистанции. Сейчас же такой прием не запрещен правилами. То есть участник может просто пробежать за другим, который следует по идентичной дистанции. Никакой санкции за это сегодня не последует, но интерес спорта резко падает, к тому же никто не исключает вероятность ошибки «ведущего» спортсмена.

    Пособие по спортивному ориентированию

    Чтобы лучше ознакомиться со всеми приемами и способами ориентирования спортсмены и тренера изучают различную литературу. В ней могут описываться различные интересные методы, способы и приемы, которые могут улучшить результат спортсмена. Скачать такое пособие по спортивному ориентированию можно по ссылке:

    В нем подробно расписаны все понятия, терминология, приемы и способы работы с картой и компасом, основные правила и психологические советы.

    Правда, ряд положений из этого пособия уже морально и технически устарели. Например, на современных соревнованиях для отметки участники используют чипы, а в пособии описываются карточки для отметки. Раньше отметка на контрольных пунктах производилась с помощью компостера и картонной карточки для отметок, сейчас же она уже практически нигде не применяется.

    Итог

    Чтобы понять суть спортивного ориентирования на местности достаточно будет хотя бы раз выйти на старт, хотя бы тренировочный, и окунуться с головой в этот замечательный спорт, прочувствовать на собственной шкуре, насколько это одновременно тяжело и интересно. Ведь многие ошибочно полагают, что это простая беготня по лесам с картой.

    Чтобы не омрачить воспоминания о старте, надо обязательно знать и безукоснительно выполнять правила спортивного ориентирования. А чтобы совершенствоваться, необходимо изучать дополнительную литературу, пособия и общаться с более опытными спортсменами.

    Реферат

    «Спортивное ориентирование – это спорт для всех»

    ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ - означает оценивать ситуацию вокруг себя и принимать решение в этой ситуации. Выходит, ориентируемся мы всегда и везде: на улице, на дороге, в учебе, в профессии, каждую минуту нашей жизни, чем бы мы ни занимались, чтобы мы не делали. Очень часто слово «сориентировался» мы произносим в повседневной жизни. Ориентирование - такой же естественный процесс для человека, как ходьба и бег. Как только древний человек встал на ноги он начал оглядываться вокруг себя, мыслить, чтобы сориентироваться в окружающем его мире.

    Согласно этого определения элементы ориентирования присутствуют в любых видах спорта – игровых, на выносливость, в сложнокоордиционных, т.к. в любом виде спорта необходимо оценить обстановку вокруг себя, чтобы применить тот или иной технический или тактический прием для достижения результата.

    Спортивное ориентирование выделилось в самостоятельный вид спорта в нашей стране из туризма в шестидесятые годы и определился как вид спорта, результат которого оценивается в скорости прохождения дистанции по незнакомой местности с помощью карты и компаса.

    Хочу отметить, что Федерация России по спортивному ориентированию работает под девизом: «Ориентирование – спорт для здоровья нации».

    Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье определяется как «жизнь трудоспособного человека, приспособленного к изменениям окружающей среды»,поэтому цель моей работы, как детского тренера, - социализация детей, адаптация их в современном обществе, позитивное восприятие жизни, преодоление стресса и эффективное решение жизненных задач.

    В настоящее время я работаю в двух направлениях:

    Занятия с учащимися начальных классов в группах спортивно-оздоровительной направленности;

    Спортивная подготовка на учебно-тренировочном этапе с детьми среднего и старшего школьного возраста.

    Мною была разработана программа – «Спортивное ориентирование для спортивно-оздоровительных групп детей младшего школьного возраста», которая в 2004 г. стала лауреатом областного конкурса образовательных программ. Работая по этой программе, я в комплексе решаю оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

    Следующее направление моей работы - это специализация в спорте. На этом этапе я работаю по программе Министерства образования для ДЮСШ и СДЮШОР.

    Создание такой системы позволяет мне познакомить большое количество детей со спортивным ориентированием, подготовить их к дальнейшим занятиям спортом, а также достичь высоких спортивных результатов воспитанников.

    Принимая участие в этом конкурсе, я определила для себя, что главное - это не защитить программу, по которой я работаю (она уже получила высокую оценку), не раскрыть методики, применяемые мною в образовательном процессе (об этом говорят спортивные результаты моих воспитанников), а показать потенциал спортивного ориентирования, как вида спорта. А также рассказать о своей работе, которая в системе решает образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

    Спортивное ориентирование – это спорт для всех.

    Главными задачами этого направления являются, прежде всего, оздоровление и обучение. Многообразие видов ориентирования - бегом, на лыжах, на велосипедах дает возможность заниматься им круглогодично. Большой диапазон дистанций (от сверхкоротких до марафонских) дает возможность детям проявить себя в зависимости от своих способностей. Я знакомлю детей со всеми видами спортивной деятельности, которые объединены ориентированием: мы часто ходим в походы, занимаемся беговой и лыжной подготовкой, используем в тренировке велокроссы и при всем этом совершенствуем технику ориентирования на местности. Поэтому я считаю, что спортивное ориентирование формирует потребность у детей заниматься физической культурой, потому что в нем может найти себя каждый.

    Спортивное ориентирование – это спорт всех возрастов , так как им можно заниматься в любом возрасте, в независимости от физической и технической подготовки. Самое главное в ориентирование - индивидуальное прохождение дистанции с приемлемой для участника скоростью. В ориентировании побеждает тот, кто правильно и быстро выполнит все технические и тактические действия, а не тот, кто только быстро бежит. Одновременное участие в соревнованиях спортсменов разного возраста дает им возможность учиться друг у друга, а также постоянно повышать планку в своей подготовке. Юные спортсмены побеждают, как правило, за счет своей физической подготовленности, а ветераны – за счет опыта и техники ориентирования.

    В этом огромное воспитательное значение ориентирования, т.к. в нем проявляется преемственность поколений, т.к. создается коллектив единомышленников, объединенных одним увлечением в независимости от возраста.

    Спортивное ориентирование – это спорт для здоровья .

    Для оценки состояния здоровья детей используются следующие критерии:

    Функционирование основных систем организма, степень устойчивости организма к болезням. По-моему, это прерогатива медиков.

    Нервно- психическое развитие ребенка, его социальное поведение - это работа психологов и социальных педагогов.

    Я, как тренер, могу формировать здоровье ребенка через его физическую подготовку (развитие физических качеств), и закаленность организма (адаптация организма к внешним условиям). Эти показатели также являются критерием здоровья.

    Ко мне часто приходят постоянно болеющие дети с низкой физической подготовленностью. Занятия в спортивно-оздоровительных группах повышают уровень их физической подготовленности до среднего и высокого. Это видно на диаграмме (см. монитор). А организация занятий на свежем воздухе, в разное время года дает хороший закаливающий эффект.

    Спортивное ориентирование плюс туризм.

    Объединение в своей работе этих двух видов помогает мне решать, прежде всего, воспитательные задачи.

    Занятия ориентированием может служить прекрасным инструментом для воспитания лидерских качеств и способствует развитию индивидуализма у ребенка. С первого занятия я приучаю ребенка самостоятельно принимать решения, не бояться совершить ошибку, искать различные пути движения.

    Туризм способствует развитию коллективизма у ребенка, навыков поведения в обществе, а также учит их быть ответственными перед своими товарищами помогать друг другу в преодолении трудностей.

    В учебном процессе я часто использую такие виды занятий как соревнование и поход, где естественным путем моделируются ситуации, в которых ребенок проявляет свои личностные качества.. С точки зрения педагогики сочетание двух видов спорта, туризма и ориентирования, дает наибольший эффект в работе с детьми- развитие лидерских качеств, а также умение жить в коллективе.

    Ориентирование – это общение с природой.

    Лес для спортсмена – ориентировщика – родная стихия. Основная форма моей работы – круглогодичное проведение тренировок в лесном массиве, на которых воспитывается у детей бережное отношение к природе.

    Дети на моих занятиях наблюдают за окружающим нас миром. Замечают, какие изменения происходят в природе со сменой времени года, встречаются с животными, которые живут рядом с нами, видят результаты вмешательства человека в живую среду. Они начинают понимать, что лес – это живое пространство. Жизнь в нем подчиняется строгим законам и необдуманное вмешательство в эту жизнь приводить к страшным последствиям, что необходимо заботиться об окружающей среде, следить за лесами, заботиться обо всем, что окружает нас – воздух, деревья, почва, камни – это очень важно! И в этом огромная воспитательная роль нашего вида спорта.

    ОРИЕНТИРОВАНИЕ – СПОРТ ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ

    Начиная заниматься спортивным ориентированием, люди приводят туда все семью.

    В ориентировании много семей - ориентировщиков. В спортивном ориентировании, как ни в одном другом виде спорта, существует много семейных династий. Часто на соревнованиях можно увидеть семью, где одновременно выходят на старт несколько поколений - это и бабушка с дедушкой, родители и их дети. В своей работе я привлекаю родителей для участия в походах, соревнованиях, турнирах. Увлечение ориентированием захватывает все семью, ориентирование – это и совместный досуг, и общее увлечение, и единый дух, который объединяет всех.

    Какой другой вид спорта так укрепляет семейные узы?

    ОРИЕНТИРОВАНИЕ – МАССОВЫЙ ВИД СПОРТА

    В последнее время возрос интерес к ориентированию как к движению в рамках программы «Спорт для ВСЕХ».

    Возможности этого вида спорт, для привлечения населения и особенно молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом не ограничены.

    Для занятий спортивным ориентированием не нужно дорогостоящих спортсооружений и инвентаря, что является плюсом к развитию массовости в ориентировании.

    Современные информационные технологии почти мгновенно внедряются в спортивном ориентировании. Широкое применение средств электронной отметки позволяет быстро узнавать результат участника на соревнованиях, а так же получить информацию о времени прохождения различных отрезков дистанции самим участником, а также соперниками.

    Одним из направлений моей работы является организация массовых стартов для школьников. Мы проводим «Дни спорта», «Четверги Здоровья» для общеобразовательных школ, летних оздоровительных лагерей, где знакомим учащихся со спортивным ориентированием и туризмом. А я как тренер имею прекрасную возможность просматривать огромное количество ребят и приглашать самых талантливых, для занятий в своих группах.

    В этой работе мне активно помогают мои ученики. Они готовят спортивные карты к соревнованиям, планируют и готовят дистанции, обрабатывают результаты и определяют победителей. Возможность познакомится с организацией и судейством соревнований воспитывает у ребят ответственность за порученное дело, а также дает им возможность проявить себя лидером.

    ОСНОВНЫЕ виды спортивного ориентирования по способу передвижения:

    • Ориентирование бегом
    • Ориентирование на лыжах
    • Ориентирование по дорожкам (для инвалидов-колясочников)
    • Велоориентирование

    Соревнования по спортивному ориентированию бегом проводятся в рамках таких дисциплин как «бег в заданном направлении», «по выбору», «маркированная трасса».

    • ЗАДАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ("заданка")

    Это традиционная, и используемая чаще всего дисциплина при ориентировании бегом. Суть заключается в том, что спортсмен на старте получает карту местности, на которой напечатаны контрольные пункты (КП) в той последовательности, в которой спортсмен должен их найти ("взять"). Они обозначены порядковым номером (1, 2, 3 ...) и индивидуальным номеров (либо номер бутет указан в ). Задача: за минимально возможное время взять все КП в указанной последовательности. Победитель оценивается по минимальному времени прохождения дистанции.

    Пример "заданки" для мальчиков и девочек до 10 лет. Как видите, первые 3 КП "привязаны" к дорожкам, на 4 КП новичок явно побежит по просеке, и на развилке с дорожкой 30 местров пробежит влево (КП будет видно уже с просеки). 5 КП расчитано на взятие по азимуту (перегон всего 100-130 м.), но новички проложат себе путь до самого КП по тропинке. Вся детская дистанция "закрыта" от возможности заблудиться: с запада и юго-запада шоссе, с востока хорошая грунтовая дорога, которая "перекрывает" собой север и юг. Аварийный азимут - запад (на шоссе)

    Классические соревнования по спортивному ориентированию бегом по заданному направлению.


    • ПО ВЫБОРУ ("выбор")

    Спортсмен на старте получает карту, на которой обозначены ВСЕ КП, которые установленны на местности. Все спортсмены подразделены на разные возрастные группы, в задачу каждой из которых поставлено взятие определенного количества КП. Обычно, первый КП для каждой возрастной группы уникален и является обязательным к взятию в первую очередь. На карте он соединен с местом старта. Это делается для того, чтобы со старта разделить потоки разных возрастных групп. Последний КП - тоже обязателен для всех групп и находится близко к финишу.

    Т.е. уже на старте, каждый из участников, получая карту, сам для себя придумывает и прорисовывает дистанцию. Задача - "включить" между первым и последним КП нужное (заданое) количество КП.

    Это довольно сложный тип соревнований особенно для новичков, которые в спешке могут себе прорисовать "марафонскую" дистанцию, включить лишний КП, либо выбрать все КП "по-близости", но которые окажутся трудными к взятию.

    Пример "выбора". Для детей возрастом до 10 лет "норматив" выбора обычно 6 КП. В данном случае, 1-ый КП № 53. Последний КП обычно тоже обязателен к взятию и обозначается № 90. Остальные 4 на выбор ребенка.

    ВЫБОР. Пенза-2015.

    Просмотр активного содержимого отключен для корректной работы редактора

    • МАРКИРОВАННАЯ ТРАССА. Зимнее ориентирование

    Используется в основном зимой при ориентировании на лыжах. С портсмен получает обычную "летнюю" карту, на которой обозначены только места старта и финиша. После этого он передвигается по нужной лыжне, которая обозначена маркировкой определенного цвета, и на пути встречает КП. Цель - как можно точнее указать на карте местонахождение КП (прокалывается иголкой) и при этом пройти дистанцию за минимальное время. За "отклонение" прокола от реального местонахождения КП начисляются штрафные баллы в минутах (минуты прибавляются к физическому времени прохождения дистанции). Чем дырочка дальше от цели, тем больше штраф.

    Чаще всего, в зимнем ориентировании используется классическая дистанция ("заданка"). Т.е. на карте прорисованы все лыжни, предварительно накатанные к соревнованию ("сетка") и контрольные пункты, которые стоят непосредственно на лыжне, т.е. "вспахивать целину" не нужно.

    Пример взрослой дистанции на лыжах в заданном направлении.

    Летом часто проводятся многодневные соревнования (в основном 3 дня, 3 старта). При этом, могут сочетаться как классическая "заданка", так и "выбор" и эстафета.

    "Заданка", в свою очередь, может быть четырех видов: СПРИНТ (короткие дистанции с малым расстоянием между КП, где важна в первую очередь скорость и умение двигаться по грубому азимуту. Это скоростная дистанция). "КЛАССИКА" (дистанция средней длины с оптимальным соотношением длина/сложность, где нужно периодически "включать голову" для выбора варианта маршрута для взятия очередного КП. Обычно, дистанция сложна технически). "КРОСС" (длинные дистанции с большими перегонами между КП. Требуют хорошей выносливости, правильного выбора маршрута. Разработчики дистанции обязатьльно заставят спортсмена "почавкать" по болотам и "продышаться" на подъемах в горы). ЭСТАФЕТА.

    Награждение участников проводится как по итогам каждого дня соревнований, так и по результату всех дней (этапов) соревнований.

    • ГОРОДСКОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ

    В формате городского ориентирования чаще всего проходят спринтерские этапы крупных (в том числе международных) многодневных соревнований. Данный вид соревнований, как никакой другой, позволяет оценить всю красоту спортивного ориентирования, придать ему зрелищности, показать его массовость. Ведь спортсмены бегут непосредственно по улицам какого-нибудь городка, у прохожих на виду. Представьте себя, прогуливающемуся по улицам своего города, как вдруг один за другим мимо Вас проносятся какие-то мужчины и женщины в беговой форме, с картой и компасом в руке. И если приглядеться к ним, то становится понятно, что эти "необычные" бегуны что-то ищут по своей карте. Ага! А вот и предмет их поиска: красно-белая призма с номером, к которой спортсмены подбегают, чем-то на пальце куда-то тыкают над призмой и убегают дальше... В любом случае, не посвященному обывателю становится интересно, что за соревнования, по какому виду спорта тут проходят? Так человек открывает для себя факт существования спортивного ориентирования, оценивает его красоту и необычность, а возможно и задумается, а не отдать ли своего ребенка заниматься этим прекрасным видом спорта.



    • ВЕЛООРИЕНТИРОВАНИЕ

    Для участия в велоориентировании нужен специальный планшет под карту, который крепится на руль. Ну, и собственно, велосипед (горный, с переключением скоростей). Ширпотребный Китай и прочее барахло, которое продается в продуктовых супермаркетах и на рынках - не подойдет! Оно просто не выдержит нагрузки. Велосипед нужно покупать только в специализированных магазинах. Дешевле 30 тыс. руб. железного коня для таких "покатушек" Вы врят ли найдете.

    Велошлем - обязателен!

    • НОЧНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ

    Это ориентирование в темное время суток с мощным фонарем на голове. Такие старты довольно редки, так сказать, "деликатес"))). Очень эффектно выглядет, особенно со стороны.

    Есть и еще один вид спорта, напрямую связанный со спортивным ориентрованием. Это - РОГЕЙН . Его суть - набрать как можно больше баллов за отведенное время. Обычно, рогейн бывает на 2 и на 4 часа. Участники бегут парой, которая, по сути, является командой. На старте получают по карте, разрабатывают свой маршрут и бегут. Карта обычно маштаба 1см = 200 м., т.е. не подробная. На ней нарисованы все КП, расставленные на местности. У каждого КП свой двухзначный номер. Первая цифра - это количество балов за взятие этого КП. Чем ближе КП к месту старта, тем меньше баллов за него дается. Чем дальше от старта, тем номер больше, и, соответственно, больше баллов он приносит команде. При этом, команде нужно уложится в выбранные ею временные рамки забега. За опоздание на финиш с команды снимаются штрафные баллы. Рогейн - это забег, в первую очередь, на выносливость. Этакий полу-марафон по пересеченной местности. Поэтому, в нем участвуют в основном только подготовленные и хорошо тренированные на длинные дистанции спортсмены.

    Вы можете попробовать свои силы прямо сейчас, по спортивному ориентированию.

    Введение

    Спортивное ориентирование является одним из наиболее специфических видов спорта, в котором сочетаются высокие физические и умственные нагрузки на фоне больших волевых и эмоциональных напряжений, направленных на самостоятельное решение ряда практических задач. Во время тяжелой физической работы следует все время вести наблюдения из окружающей местности и карты, а также приспосабливаться часто к неожиданным ситуациям и условиям. Для достижения хорошего окончательного результата спортсмену-ориентировщику надо уметь сосредотачиваться, расслабляться, создавать мысленные образы из окружающей его местности (Акимов В.Г.,2005).

    Ориентирование - один из немногих видов спорта, в которых участники соревнований действуют сугубо индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей. Для достижения цели необходимы высокая психологическая подготовка, проявление настойчивости, решительности, самообладания. Систематическая работа над освоением технических и тактических навыков способствует развитию познавательных психических процессов и росту спортивного мастерства. (Б.И. Огородников, А.Н. Кирчо, Л.А. Крохин,2002).

    Психологические навыки и стратегии могут использоваться для оптимизации и увеличения физической и технической подготовки. Также, важно рассмотреть психологическую подготовку параллельно с физической и технической подготовкой, которые должны осуществляться регулярно. Как увеличение скорости на сложном ландшафте связано с регулярной физической и технической тренировкой, так способность справляться с давлением соревнования может быть связана с тренировкой психологических навыков (ТПН).

    Из выше сказанных суждений была выбрана тема нашей курсовой работы «Психологическая подготовка в спортивном ориентировании».

    Цель работы -изучить психологическую подготовку в спортивном ориентировании.

    Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    1. Изучить особенности спортивного ориентирования как вида спорта.

    2. Раскрыть понятие психологическая подготовка

    3. Рассмотреть специфику психологической подготовки спортсмена-ориентировщика

    Объект исследования-тренировочный процесс спортсменов-ориентировщиков.

    Предмет исследования - психологическая подготовка в спортивном ориентировании

    При написании курсовой работы использовался метод изучения и анализ литературных источников.

    Спортивное ориентирование как вид спорта

    Специфика спортивного ориентирования

    Спортивное ориентирование, по мнению Н.Д. Васильева (2004), - это самостоятельный вид спорта, сущность соревнований в котором состоит в выявлении спортсменов, умеющих быстрее всех, используя компас и карту, преодолеть определенный маршрут по незнакомой местности через фиксированное на карте и местности контрольные пункты (КП). Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции (в определенных случаях - с учетом штрафного времени) или по количеству набранных очков .

    Наиболее распространенным видом соревнований по спортивному ориентированию, как в нашей стране, так и за рубежом, является ориентирование в заданном направлении (Елаховский С.Б., 2003; Васильев Н.Д., 2004). В этом виде соревнований участник должен как можно быстрее отыскать на местности при помощи карты КП в определенной для всех одинаковой последовательности. Путь от одного КП до другого участники выбирают по своему усмотрению. Кроме этого, в России официально признаны и пользуются большой популярностью соревнования на маркированной трассе и по выбору. Сущность соревнований на маркированной трассе заключается в том, что участник, преодолевая маркированную (размеченную) дистанцию с установленными на ней КП, должен определить их местоположение и отметить на карте проколом и в компостером в карточке. Ориентирование по выбору представляет собой прохождение КП из числа имеющихся в районе соревнований, при этом выбор и порядок прохождения КП произвольный, по усмотрению участника .

    Также, согласно правилам соревнований по спортивному ориентированию, существует еще два вида программы - ориентирование по тропам или ориентирование для инвалидов и рогайн. Первый вид позволяет людям с ограниченными двигательными способностями принимать участие в соревнованиях и заключается в прохождении отмеченных на карте КП в заданной последовательности и выборе истинного знака КП из нескольких, установленных на местности. Рогайн - прохождение дистанции по выбору при помощи карты масштаба 1:25000 или 1:50000 при планируемом результате победителя 300 минут. Эти соревнования являются командными.

    Соревнования по спортивному ориентированию различаются по способу передвижения: бегом или на лыжах, на велосипедах, пешком и на колясках, имеющих свои специфические особенности.

    Все виды спортивного ориентирования объединяет одна главная особенность - наличие подробной крупномасштабной спортивной карты местности, на которой проводятся соревнования, и использование компаса .

    Спортивная карта - это крупномасштабная специальная схема, на которой отсутствует координатная сетка, линии истинного меридиана и действует особая система точности по плановым, угловым и высотным измерениям в соответствии с требованиями ИОФ и ФСО России. Для составления спортивных карт используются условные знаки - символы, передающие особенности ландшафта различных типов местности и ее характерные особенности, а также знаки, применяемые в спортивных картах на международных соревнованиях (Акимов В.Г.,2005).

    Спортсмен - ориентировщик во время соревнований должен не только быстро передвигаться по дистанции, но и одновременно решать ряд специфических задач: читать карту, производить ее сличение с местностью, выбирать оптимальные пути на КП и др. Все эти действия составляют техническую подготовку спортсмена, а что же входит психологическую подготовку мы рассмотрим в нашей работе.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Смоленская Государственная академия физической культуры спорта и туризма

    Факультет заочного обучения

    Кафедра туризма и спортивного ориентирования

    Реферат

    По дисциплине: «Топография»

    на тему: «Спортивное ориентирование как вид спорта и его классификация»

    Студент-исполнитель:

    Новикова Д.А.

    1 курса, группы №6

    Преподаватель:

    Брайцева В.А.

    Смоленск 2015

    Введение

    Спортивное ориентирование - один из немногих видов спорта, в котором участники соревнований действуют сугубо индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей и даже соперников. Поэтому для достижения цели необходимы высокая психологическая подготовленность, проявление настойчивости, решительности, смелости и самообладания. Установлено, что под воздействием занятий ориентирование значительно развиваются объем и переключение внимания, наглядно-образная память. Особенности спортивного ориентирования - это наиболее органичное сочетание в нем физического и умственного начала, исключительная эффективность его как способа снятия нервных нагрузок с организма человека, а также физкультурно-оздоровительного средства для людей всех возрастов. По данным медицинских исследований спортивное ориентирование занимает одно из первых мест среди всех видов спорта по количеству потребляемого кислорода на 1 кг. веса спортсмена, а по умственным нагрузкам уступает только шахматам. Ни в каком другом известном виде спорта не вырабатываются столь быстро, как в ориентировании, такие необходимые человеку качества, как самостоятельность, решительность, самодисциплина, настойчивость в. достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях больших физиологических нагрузок, организовать свой быт в полевых условиях.

    Не случайно у большинства школьников, регулярно занимающихся ориентированием, заметно улучшается успеваемость, они становятся собраннее, дисциплинированней. Однако для того чтобы поддержать интерес у занимающихся к спортивному ориентированию необходимо как можно чаще участвовать в соревнованиях, добиваться результатов, повышать свою спортивное мастерство, а для этого нужны хорошо организованные соревнования. Успех их в значительной степени решает тщательная, грамотная подготовка: выбор интересного участка местности, незнакомого спортсменам, подготовка качественной спортивной карты, планирование интересных, соответствующих возрастным способностям и квалификации спортсменов дистанций, а также работа судейских бригад при проведении соревнований.

    1. Оздоровительное значение спортивного ориентирования

    Разнообразие форм туризма, его положительное влияние на организм человека позволяют использовать его как средство физического воспитания, начиная с младшего школьного возраста. Экскурсии, походы выходного дня, степенные и категорийные походы -- один из методов внеклассной работы.

    В программах общеобразовательных школ в общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, ежемесячных днях здоровья и спорта, внутришкольных соревнованиях большое место уделяется туризму. Туристские слеты различного ранга стали традицией.

    Многие классные руководители заканчивают учебный год походами выходного дня, привлекая к их проведению родителей, бывших своих учеников. Походы становятся для детей праздниками природы и здоровья.

    Существует система организации работы по туризму с детьми. Он выпускает большое количество учебно-методической литературы по туризму, организует республиканские соревнования не только школьников, но и учителей.

    В каждой области есть областной центр детского и юношеского туризма. В сельских и городских районах работают центры творчества учащихся, туристские центры. туристские клубы. Педагоги дополнительного образования проводят с детьми работу по многим видам туризма.

    2. История развития спортивного ориентирования

    Любовь человека к странствиям зародилась в глубокой древности. Древние греки и римляне путешествовали с целью ознакомления с природой и культурой. Выдающиеся философы Аристотель, Демокрит и др. в своих трактатах о воспитании указывали на необходимость «посещения природы», познания ее в непосредственном общении. Поездки греков в VI в. до н.э. в Древний Египет с его богатой историей, великолепием архитектурных сооружений были нередким явлением. Направляясь в Олимпию на Олимпийские игры, греки наблюдали жизнь своей страны.

    В Средние века, во время расцвета христианства и мусульманства, появилась еще одна многочисленная категория путешественников -- пилигримы, странники по святым местам.

    Представители эпохи Возрождения М. Монтель, Т. Мор, Ф. Рабле видели в путешествиях средство физического воспитания молодежи. Педагоги Западной Европы XVIII в. рассматривали путешествия как способ развития необходимейших умений и навыков. Ж.-Ж. Руссо видел в походах средство патриотического воспитания и укрепления здоровья.

    В конце XVII -- начале XVIII в. в европейских странах при изучении отдельных предметов учителя стали использовать в работе с учащимися пешеходные прогулки и поездки в места, богатые различными достопримечательностями. Такая простейшая форма путешествий получила название экскурсий.

    Современная ситуация в сфере туризма

    До 1990 г. самодеятельный туризм как общественное движение реализовался через систему туристских клубов при советах по туризму и экскурсиям на уровне союзных республик, краев, областей, административных районов, туристских секций крупных предприятий, учреждений и учебных заведений.

    Работа с детьми проводилась в системе центров (секций) детско-юношеского туризма, которых насчитывалось тогда 120. Финансирование их осуществлялось органами народного образования.

    В настоящее время прежние структуры управления спортивным туризмом в основном прекратили свое существование. Госбюджет, бюджет профсоюзов и спортивных организаций значительно уменьшены, а кое-где и совсем не предусматривают никакой помощи оздоровительному и спортивному туризму.

    Число туристских клубов уменьшилось. Причем значительное количество клубов лишилось своих помещений и работает на общественных началах. На базе клубов как общественные организации продолжают действовать территориальные федерации спортивного туризма. Он информационно и методически связан с системой детско-юношеского туризма. Движение тесно взаимодействует на местах с другими спортивными и юношескими движениями: альпинистским, скаутским, военно-патриотическим и др.

    Несмотря на все экономические трудности в стране, спортивно-оздоровительный туризм прошел критическую точку своего падения и в его развитии наметилась положительная тенденция. Это стало возможным благодаря организационной, методологической и финансовой поддержке со стороны госкомитетов по физической культуре и туризму всех уровней, а также инициативе лидеров федераций и клубов спортивного туризма. Самая главная причина начавшегося подъема туристской отрасли -- желание социально незащищенных слоев населения дешевым и эффективным способом решить проблему своего отдыха и здорового образа жизни. В территориальных госкомитетах идет устойчивый процесс создания штатных подразделений, занимающихся развитием спортивно-оздоровительного туризма.

    К туристскому движению как к источнику кадров и сфере применения новейшего снаряжения для действий в экстремальных ситуациях проявляет большую заинтересованность МЧС. Многие его штатные сотрудники -- мастера спорта и инструкторы спортивного туризма.

    3. Виды спортивного ориентирования

    Спортивное ориентирование -- вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты, расположенные на местности. Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции (в конкретных случаях - с учетом штрафного времени или по количеству пройденных КП).

    Соревнования могут различаться:

    1) по способу передвижения:

    Бегом (летнее ориентирование, сокращенно -- О); - на лыжах (лыжное ориентирование -- Л О);

    На велосипедах (велоориентирование -- ВО);

    С иными способами передвижения;

    2) по времени проведения соревнований:

    Дневные (в светлое время суток);

    Ночные (в темное время суток);

    3) по взаимодействию спортсменов:

    Индивидуальные;

    Эстафетные (члены команды проходят свои этапы последовательно);

    Групповые (двое или более членов команды проходят дистанцию совместно);

    4) по характеру зачета результатов:

    Личные (определяются места каждому участнику);

    Лично-командные (определяются места как каждому участнику, так и команде);

    Командные (определяются места только команде);

    5) по способу определения результата соревнований:

    Однократные (результат одного-единственного состязания -- итоговый результат);

    Многократные (комбинированные результаты одной или более трасс, преодоленных в течение одного или нескольких дней соревнования, -- итоговый результат);

    Квалификационные (участники проходят одну или несколько квалификационных трасс для попадания в финал);

    6) по длине дистанции:

    Суперкороткие (парковый спринт -- ПС);

    Короткие (спринт); укороченные;

    Классические; удлиненные;

    Супердлинные (марафонское ориентирование -- МО). Соревнования проводятся в следующих видах ориентирования:

    1) ориентирование в заданном направлении (ЗН);

    2) ориентирование по выбору;

    3) ориентирование на маркированной трассе;

    4) эстафеты по всем видам ориентирования.

    4. Система и правила проведения соревнований

    Туристские соревнования должны начинаться с торжественного построения. Сценарий открытия необходимо продумать заранее.

    Место построения следует украсить флагами. Желательно, чтобы участники имели парадную форму, а главная судейская коллегия -- нарукавные знаки отличия. Можно пригласить ветеранов войны и труда, военнослужащих, предусмотреть возложение цветов и гирлянд у памятника или обелиска в честь павших во время гражданской или Великой отечественной войны.

    После подъема флага полнота власти переходит к главному судье, который представляет главную судейскую коллегию.

    При проведении соревнований большое значение имеет организация насыщенного и интересного досуга. Можно провести костер, вечера дружбы, самодеятельной песни, дискотеку, встречу с интересными людьми, концерт приглашенных детских коллективов, шуточные эстафеты, мини-футбол, показать художественный фильм, видеозаписи соревнований и т. д.

    Даже в дни соревнований судьи должны проводить консультации для участников и капитанов команд, привлекая старших судей по отдельным видам. Надо работать и со взрослыми руководителями, которые, участвуя в совещаниях, порой мало задают уточняющих вопросов, боясь обвинений в некомпетентности, и соответственно не доводят всю информацию до участников.

    Важно продумать сценарий награждения команд и участников в конце соревнований. Не стоит скупиться на это, победителей и призеров в личном первенстве вплоть до шестого места можно награждать хотя бы дипломами или грамотами. Следует привлекать различные организации для учреждения специальных призов помимо основных наград. Нужно решить, кого из гостей привлечь к вручению наград, но главные призы и награды должен вручать представитель проводящей организации.

    Один из основных вопросов -- обеспечение безопасности участников соревнований. В состав главной судейской коллегии должен входить заместитель главного судьи по безопасности, который обязан принимать участие в приеме дистанции, проверке снаряжения, особенно нестандартного, самодеятельного. Самое пристальное внимание следует уделять вопросам организации купания в водоемах и дежурства в ночное время. К дежурству привлекают сотрудников милиции и представителей команд.

    Перед соревнованиями следует объяснить участникам, какие границы имеет полигон соревнований. Если границы не обозначены, нужно искусственно подчеркнуть их. Например, по просеке или дороге развесить яркую разметку. Каждому участнику следует объяснить о том, что делать в случае потери ориентировки. Если он все же заблудился, главный судья и служба дистанции должны немедленно организовать поиск, для чего необходимо иметь радиомашину.

    Важно организовать информацию. Стенды с ней ставятся так, чтобы стоящие у них участники не мешали соревнованиям. На крупных соревнованиях выделяется бригада из двух-трех судей, которые организовывают своевременную информацию: вывешиваются положение о соревновании, условия его проведения, стартовые протоколы, предварительные и окончательные результаты, памятка службы безопасности, правила поведения на природе, график работы транспорта, буфетов, киосков и т. д.

    5. Методика применения физической нагрузки для молодых спортсменов

    Большое значение для физического воспитания детей имеет игра. В процессе игры успешно решаются вопросы укрепления здоровья и развития различных двигательных и вегетативных функций. Эмоциональность этого вида физических упражнений также является положительным фактором; являясь средством развития моторной деятельности у детей различного возраста, игра позволяет создавать у них положительный эмоциональный подъем, развивать чувство свободы движений. Во время игры в работу вовлекаются большие группы мышц (в результате бега, ходьбы, прыжков, различных положений туловища), В результате частого переключения, смены напряжения мышц, игра является средством разностороннего развития. В ходе игр совершенствуются зрение, слух, упражняется двигательный аппарат, развивается тонкая координация движений, способность к сохранению равновесия и т.д. Игра для детей является всегда источником радости, она имеет огромное воспитательное значение. В процессе игры представляются возможности для анализа поведения детей.

    Гармоническое развитие двигательного аппарата достигается с помощью физических упражнений, воздействующих на различные стороны двигательной функции детей. В детском возрасте важно широко использовать упражнения на развитие скорости и ловкости. При этом в процесс физической тренировки упражнения на быстроту и ловкость понемногу связываются с допустимыми упражнениями на силу и выносливость. Такое построение тренировки обеспечивает всестороннее физическое развитие и расширение двигательного опыта. Упражнения на силу и выносливость, конечно, должны быть минимальными, что исключает значительные длительные напряжения. Занятие с детьми требует осторожного подхода к дозированию и характеру физической нагрузки в связи с высоким уровнем развития двигательной деятельности подростков и некоторым отставанием в развитии отдельных вегетативных функций. Дети в этот период проявляют большое стремление к достижению спортивных результатов. Многие из них, не соизмеряя своих сил, любой ценой, часто в ущерб здоровью, стремятся победить ровесника или выполнить норматив старших товарищей. Психика в этом возрасте очень неустойчива, реакция на замечания болезненна. До 12-14 лет целесообразно преимущественное применение упражнений, требующих относительно сложной координации, и строгая дозировка по интенсивности и длительности упражнений на силу и выносливость. В более старшем возрасте необходимо постепенное развитие качеств силы и выносливости 9 дозировках, не вызывающих перенапряжение, сочетающихся с улучшением техники движений. В детском возрасте перенесение статических нагрузок может сказаться на организме отрицательно. Упражнения, развивающие значительную силу и вызывающие длительные статические усилия, возможно применять в ходе тренировки в возрасте 15-17 лет, когда вегетативные функции достигают высокого уровня развития. Для подростков вредны упражнения с большими отягощениями, которые превышают собственный вес. Целесообразны упражнения с грузами, составляющими по абсолютной величине не более половины веса упражняющегося. Силовые упражнения с преодолением сопротивления собственного веса представляют большую нагрузку. Дети 8-9 лет относительно легко справляются с грузом, равным 1/3 собственного веса, дети 12-13 лет - с грузом, равным 2/3,а в 14-15 лет -3/4 своего веса. Лишь к 16 годам юноши способны поднять и перенести груз, равный своему весу. Все это важно учитывать в занятиях с детьми и юношами, не допуская во время физических упражнений нагрузок, которые вызывали бы перенапряжение сил занимающихся. Подобно силе развивается неравномерно быстрота движений. Начиная с 15-16 лет можно больше обращать внимания на развитие, как скорости, так и скоростной выносливости. Юные спортсмены успешно овладевают весьма сложными упражнениями, выполняемыми в быстром темпе. Для успешного обучения большое значение имеет усвоение занимающимися элементов движений, правильной их координации.

    В занятиях с детьми и юношами широко применяется ряд специальных упражнений, которые способствуют развитию быстроты движений. Применяя эти упражнения, необходимо чередовать их с упражнениями на расслабление мышц. В детском возрасте важно, чтобы значительная часть упражнений выполнялась с большой амплитудой движений при максимальном расслаблении не участвующих в работе групп мышц. Расслабление мышц может быть развито в очень значительной степени. Так, было установлено, что спортсмены высших разрядов и мастера спорта могут значительно в большей степени, чем нетренированные спортсмены, расслаблять мышцы после нагрузки. Большое значение имеет систематическое обучение умению расслабляться после таких упражнений, которые охватывают большие группы мышц. К сожалению, в занятиях с детьми мало придают значения умению расслабляться. Большое значение для физического воспитания имеет развитие так называемой общей выносливости, которая характеризует способность человека совершать работу умеренной интенсивности длительное время. Вырабатывая выносливость у подростков, важно постепенно увеличивать нагрузку, применяя равномерный и переменный темп выполнения упражнений. Во всех периодах детского и юношеского возраста большое значение имеет развитие ловкости, которая служит важной частью разнообразнейших двигательных навыков. Для детей и юношей вредны нагрузки большой интенсивности, даже если они на первый взгляд кажутся посильными. В период роста и формирования организма координация различных двигательных и вегетативных функций организма еще далеко несовершенна.

    Важным фактором при работе с детьми и юношами является учет пола, возраста и физической подготовленности. Начиная с 10-11 лет, занятия для мальчиков и девочек ведутся раздельно, особенно в таких видах, как легкая атлетика, спортивные игры. В методике занятий тщательно учитываются особенности развития женского организма, с учетом этого строятся занятия. В них, например, не применяются упражнения, требующие значительного проявления силы и напряжения. В возрасте 14-15 лет у большинства девочек по сравнению с мальчиками имеется склонность к более выраженному увеличению веса. В связи с этим плохо развивается ряд сторон двигательной функции. Поэтому целесообразно давать в этот период чаще упражнения, связанные с относительно длительной работай. вызывающей повышенные энергозатраты, а также поддерживающие быстроту движений и способствующие улучшению их координации. Большое значение в педагогическом процессе имеет воспитание у занимающихся способностей к преодолению трудностей при достижении спортивных результатов. Волевые качества у детей и юношей воспитываются в процессе спортивной борьбы с сильным противником, в трудных и часто необычных условиях. В случае поражения спортсмен должен находить основные причины случившегося, не ссылаться на второстепенные факторы, лишь бы оправдаться перед собой и товарищами. Воспитание на соревнованиях и в прикидках у детей умения мобилизовать свои силы, вести борьбу до конца, даже при явном преимуществе противника, является важной стороной волевой подготовки. При этом должно воспитываться чувство уважения к сопернику, желание вести борьбу только честным путем.

    спортивный ориентирование спорт классификация

    6. Техника и тактика школьного спортивного ориентирования

    Несколько советов по профессиональной подготовке молодых спортсменов. Воспитание профессиональных навыков необходимо прививать уже в процесс соревнований. Любые соревнования обычно заканчиваются успехом одних и поражением других спортсменов. Но, к сожалению, в спортивной жизни уже укрепилась привычка все внимание отводить победителям. Но ведь и среди проигравших также немало талантливых спортсменов, по разным причинам не реализовавших своих возможностей в конкретном старте. Однако зачастую тренеры почти не уделяют внимания неудачникам, отделываясь заключением, что причиной проигрыша является их плохая волевая подготовленность. Это самое простое, но далеко не самое верное объяснение срыва. И именно тренеру необходимо детально (профессионально!) разобраться в причине плохого выступления своего ученика. Если в основе срыва лежат ошибки методического, тактического, технического характера или нерациональная подготовка /с старту, тренеру необходимо в спокойной, аналитической беседе разъяснить спортсмену причину неудачи и наметить пути устранения недостатков. При этом «работу с неудачниками» надо начинать сразу после соревнований, чтобы снять напряжение и создать новый стимул для дальнейшей деятельности. Если же причины срыва связаны с нарушением режима, дисциплины, разгильдяйством, то необходим другой подход -достаточно жесткий разбор поведения, отношения к тренировке, соревнованиям. Важно подчеркнуть, что воспитание профессиональных навыков и умений должно происходить непрерывно и складываться из обучения спортсмена поведению на соревнованиях, в период подготовки к ним, в ходе тренировочных занятий и в дни относительного отдыха.

    Одним из факторов профессиональной подготовки является планирование и учет в системе тренировки. Но, как правило, юные спортсмены не ведут дневник. Отсюда и вывод: такие спортсмены имеют весьма смутные представления о годовом плане тренировки, о перечне стартов и их ранжировании, о контрольных нормативах по физической подготовке, о динамике тренировочной нагрузки в годичном цикле. Ведение дневника и его последующий анализ поможет спортсмену полно раскрыть связь между спортивным достижением и объемом упражнений в тренировке и тем самым воспитать в себе качество, которое мы называем спортивным трудолюбием. Случается и так, что атлет ведет дневник, но фиксирует в нем только качественные показатели тренировки, без их анализа, записей о самочувствии, об ощущениях, «настройке» двигательных установок. А ведь дневник принесет пользу только тогда, когда в него заносят данные, связанные с самочувствием до и после тренировки и соревнований, пульс до и после тренировки, во время отдыха, степени усталости, результаты выполнения контрольных нормативов, самооценки активности, итоги медосмотров и обследований, а главное - подробное описание поведения и тактики выступления в состязаниях.

    Умение соревноваться достигается моделированием условий соревнований, использованием в тренировке метода подготовки в условиях «поля боя». Умение преодолевать в тренировочных занятиях трудности большие, или могут встретиться в соревнованиях, и особенно участие в тренировочных состязаниях и прикидках определенными задачами, является одним из эффективных путей специальной подготовки. Важнейшей установкой перед соревнованиями является правильный двигательный режим. Замечено, что некоторые юные спортсмены в последние дни перед стартом «пассивно» отдыхают, причем тренеры планируют им именно такой отдых, забывая о том, что он способствует «расхолаживанию» спортсмена и не способствует поддержанию оптимального нервно-мышечного тонуса. Часто, после 6-10 часового сидения в автобусе, самолете, спортсмены предпочитают отдыхать в постели, тогда как известно, что «активная» разминка в этот период является более полезной. Особенно это важно учитывать при переездах к месту соревнований, сильно отличающемуся от привычного по часовому поясу и температурному режиму. Ежедневные разминки будут способствовать более быстрой перестройке организма на новый биологический ритм. Важным моментом работы является воспитание у юных спортсменов доверия к новым дистанциям Часто молодые легкоатлеты, попадая в сборные команды, не желают тренироваться у новых (временных) тренеров, так как их постоянный наставник дал им именно такую установку. А ведь работа с новым тренером на отдельных этапах подготовки всегда обогащает спортсмена, позволяет получить новые знания, навыки, опыт, накопленные предыдущими поколениями. В то же время упорное сопротивление выполнению скорректированных тренировочных программ, предложенных более опытными наставниками, приводит к обособлению спортсмена, к его нервному напряжению, что отражается, в конечном счете, на правильности подводки к крупным соревнованием и результативности выступления. Личный тренер, отсутствующий в данной конкретной ситуации, не может предусмотреть все особенности, а некоторые не имеют необходимого опыта подводки к крупным соревнованиям. Все это требует внесение необходимых изменений в планы тренировки и тактику соревнований. Поэтому юных легкоатлетов следует всегда воспитывать в духе доброжелательности к новым наставникам.

    Важнейшей задачей является воспитание в себе внимательного отношения к здоровью. Это должно выражаться в выработке потребности к прохождению систематической диспансеризации, своевременному лечению травм и заболеваний, связанных с тренировочной и соревновательной деятельностью. Юный спортсмен должен обладать определенными знаниями по профилактике простудных заболеваний, травм опорно-двигательного аппарата, структуры рационального питания и тем более знать о недопустимости курения, алкоголя, наркотических веществ и различных стимуляторов. Этому помогает воспитание навыков строгого выполнения режима учебы, отдыха, тренировки. Росту спортивного мастерства способствуют и прочные навыки необходимого гигиенического режима (сон, водные процедуры, баня, использование чистой спортивной одежды, обуви без конструктивных дефектов и подогнанных по фигуре и ноге, своевременное переодевание в «цивильную» одежду после занятий и соревнований).

    В заключение следует остановиться на воспитании установок к прохождению обследований (тестирований), направленных на определение состояния подготовленности спортсмена. В современной системе подготовки - это один из элементов управления спортивной формой и подводки к главным стартам сезона.

    7. Содержание занятий по физической подготовке школьников в секции по спортивному ориентированию. Самоконтроль ориентировщика и ведение дневника

    Техника -- это приемы работы с компасом, измерение расстояния, движение по площадным и линейным ориентирам, выдерживание направления, преодоление препятствий и т. д.

    Тактика - это выбор определенных приемов для прохождения конкретных участков дистанции.

    Количество технических и тактических приемов накапливается у ориентировщика с опытом участия в соревнованиях. Для этого нужно вести дневник и записывать и удачные, и неудачные находки. Удачные -отрабатывать на тренировках и использовать в дальнейшем, а от неудачных -- быстрее избавляться.

    Технические приемы в ориентировании

    Чтение карты -- важный технический прием. Особенно много времени на него тратят новички. Глядя на карту, за условными знаками надо видеть местность, глядя на местность -- видеть карту. Быстрое чтение, а главное, понимание карты должно постоянно отрабатываться на тренировках. После тренировки, во время «заминочного» бега, желательно на бегу читать любую отвлеченную карту. Нужно учиться понимать и читать карту с любым ландшафтом: местность с оврагами, мелкосопочником, крупным рельефом, пойменную, с густой сетью дорог и т. д. Новички начинают с чтения карты во время ходьбы, мастера читают карту, почти не снижая скорости бега. При движении по местности с чтением карты нужно использовать прием с применением большого пальца (БП): на старте спортсмен держит карту таким образом, чтобы большой палец левой руки располагался вдоль предполагаемого направления движения, а ноготь отмечал место старта. Остановившись в какой-то момент на дистанции и определив свое место нахождения, палец перемещают в соответствующую точку. И так на протяжении всей дистанции. Этот прием помогает значительно экономить время: отпадает необходимость при каждой остановке просматривать все поле карты и отыскивать на ней свою точку местонахождения.

    Определение азимута движения по карте. Следует пояснить, что иногда нужен «грубый» азимут, а иногда «точный». «Грубый» азимут используется при выходе на большой площадной или линейный ориентир. При его определении нужно сориентировать карту и встать лицом в направлении движения. Карту можно сориентировать разными приемами: по линиям местности, по солнцу (зная, что в полдень оно на юге). Снятие «точного» азимута проводится с прикладыванием компаса к карте, вращением ампулы компаса с рисками и т. д. Этот прием необходимо доводить до автоматизма и пользоваться им в движении. Прежде всего надо отрабатывать правильность работы с компасом, помня об ошибках, которые уводят спортсмена на 180 градусов от нужного направления:

    Неправильно приложена плата компаса к точкам «откуда» и «куда» иду;

    При установке линий на дне колбы компаса параллельно меридиану карты северные риски поставлены на юг.

    Технику работы с компасом при определении азимута можно отрабатывать в лесу, на стадионе, в спортзале, манеже и т. д. Затраченный труд оправдается на реальной дистанции.

    Тренировочные упражнения:

    После круга по залу начертить на листе чистой нелинованной бумаги отрезок 8, 12, 16 мм и т. д.;

    Определить длину отрезка в миллиметрах на глаз;

    Начертить линию в миллиметрах, соответствующую расстоянию 150 м, в масштабе 1:10 000, 1:15 000 и т. д.;

    определить по линии в миллиметрах расстояние в метрах в масштабе 1:10 000, 1:15 000 и т. д.

    Измерение расстояние на местности. Чаще всего измерять расстояние на местности приходится парами шагов. При этом следует помнить, чем короче шаг, тем больше пар шагов в 100 м. Длина шага зависит от многих факторов и прежде всего от эмоционального состояния ориентировщика. Упражнения для тренировок:

    Измерить расстояние по дороге от развилки до развилки шагом, бегом на разных скоростях;

    Измерить расстояние при движении по азимуту через лес разной проходимости и т. д.

    Заключение

    Техника бега. Техника бега у ориентировщика особенная. Она обусловлена спецификой дистанции в спортивном ориентировании: спуски, подъемы, болота, камни, буреломы, крапива... Чего только не встретит спортсмен на своем пути! Это не асфальт марафонца и не тартановая дорожка легкоатлета. Здесь нужна особая подготовка. В подъем ориентировщик бежит, ставя ногу на полную стопу, активно работая руками. Шаг укорачивается, а чтобы поддержать скорость, частота увеличивается. Травмы ног у ориентировщика редки, его спасает особый психологический настрой, нога спортсмена всегда подсознательно готова к подвоху. Необходимо на тренировках учить преодолевать поваленное дерево не «прыжком оленя», а экономя силы, «переваливать» через препятствие, не поднимая высоко центр тяжести.

    Техника «взятия» КП. Логика действий на этапе до КП должна быть проста:

    Где стоит (ориентир);

    Откуда бегу (привязка);

    Выбор пути на привязку.

    Именно в такой очередности должен рассуждать спортсмен, планируя прохождение очередного отрезка от КП до КП. Новички этот план составляют после отметки на очередном КП. С. Б. Елаховский советует найти возможность спланировать путь на третий КП еще при движении на второй.

    Где стоит. Нужно искать не призмы КП, а место (ориентир), где он стоит. Опытный ориентировщик знает, как на местности с расстояния определить микроямку: почти каждая из них имеет хотя бы небольшой бруствер, который различается высотой травы на нем. Не призму, а муравейник можно увидеть с расстояния, не призму, а контур болотца нужно искать, и призма КП в северной его части -- вот она.

    Откуда бегу. Привязкой должен служить четкий ориентир, желательно по ходу движения. Главное, ориентир-привязка не должен стать дополнительным КП, который нужно искать. Далее выбор пути на привязку. Техника подхода и ухода с КП. Новичка можно отличить сразу. Он радостно подбежит к КП, если не забудет, то сверит номер КП и номер карточки, может переложить карту для удобства в другую руку, отметиться. Затем долго будет искать свое местонахождение на карте, сориентирует ее и, наконец, сообразив, в какой стороне очередной КП, начнет движение. Растерявшись на КП, он не только теряет драгоценное время, но и помогает сопернику найти КП, играя роль маяка. Мастер точно знает, с какой стороны подходить к КП и, главное, куда с него уходить. Отметка занимает 2 -- 3 с - и в путь, в нужном направлении. Некоторые рекомендуют даже отмечаться компостером, который ближе к направлению ухода с КП.

    Отметка на КП. Опытный спортсмен, подходя к КП, готовит заранее карточку к отметке. Многие отмечают карточку одной рукой, автоматически проверяя качество отметки.

    Все это отрабатывается на следующих тренировках. На концах спортзала стоят компостеры. Спортсмен в конце тренировки или в качестве отдыха психологически проигрывает дистанцию. Дойдя в карте до очередного КП, он, сориентировав карту, подходит к компостеру с нужной стороны и уходит в нужную сторону. После этого опять движется по залу, читая карту. На учебном кругу стоят компостеры. Спортсмены отрабатывают технику и качество отметки на соревновательной скорости.

    Туризм и спортивное ориентирование - это спорт и вид активного отдыха для всех. Тяга к перемене мест, к путешествиям присуща людям любых возрастов. С каждым годом увеличивается число желающих провести отпуск или выходные дни за чертой города, на природе. Ведь даже кратковременный поход по намеченному маршруту помогает снять усталость, отвлечься от привычной обстановки, дает огромный заряд бодрости, обогащает впечатлениями.

    Не любой, даже самый простой однодневный, поход требует определенной подготовки. Нужно уметь, к примеру, уложить рюкзак так, чтобы в нем уместилось все необходимое и не оказалось ничего лишнего. № менее важно умение ориентироваться на незнакомой местности, оказать в случае необходимости первую медицинскую помощь, правильно выбрать место для ночлега и развести костер, быстро и вкусно при готовить пищу в походных условиях, дольше сохранять продукты питания, отличать съедобные грибы и ягоды от ядовитых и т.д.

    Туризм и ориентирование являются, прежде всего, средством физического воспитания и оздоровления людей, потенциально содержат возможности решения целого комплекса воспитательных задач.

    Участники похода обязаны

    * своевременно выполнять указания руководителя группы;

    * пройти всестороннюю спортивно-техническую подготовку до начала похода и активно участвовать в его подготовке;

    * знать и неукоснительно соблюдать требования природоохранных законодательств, правил пожарной безопасности, правил безопасности на воде, способы предупреждения травматизма, обморожения и оказания доврачебной помощи;

    * бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, принимать активное участие в общественно-полезной работе;

    * своевременно информировать руководителя похода об ухудшении здоровья или травмировании;

    * оказывать помощь товарищам, терпящим бедствие. Туризм и ориентирование имеют большое военно-прикладное значение и являются прекрасной формой активного отдыха Навыки ориентирования необходимы специалистам многих профессий.

    В работе не рассматривались действия в экстремальных условиях. Такими условиями считают обстановку, когда появилась реальная угроза здоровью или жизни участников. Невозможно предусмотреть все ситуации, так как они зависят от множества факторов. Поэтому рассмотрение наиболее распространенных из них требует отдельного разговора.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Сущность и оздоровительное значение спортивного ориентирования. Основные моменты истории его развития и особенности видов. Система и правила проведения соревнований. Методика занятий спортивным ориентированием школьников среднего и старшего возраста.

      курсовая работа , добавлен 23.11.2010

      История развития спортивного ориентирования как вида спорта. Организация и результаты экспериментально-практического исследования роли специальной физической подготовки на занятиях спортивного ориентирования в развитии выносливости юных спортсменов.

      дипломная работа , добавлен 27.10.2010

      Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта. Программно-методическое обеспечение занятий по спортивному ориентированию. Разработка экспериментальной методики, направленной на повышение уровня подготовленности ориентировщиков 12-13 лет.

      дипломная работа , добавлен 08.08.2013

      Особенности применения силовых упражнений в физической подготовке школьников. Экспериментальное исследование влияния занятий в секции атлетической гимнастики школьников 14-16 лет на улучшение процесса физического развития и физической подготовленности.

      курсовая работа , добавлен 14.09.2012

      Особенности спортивного ориентирования. Сущность внеучебной деятельности по спортивному ориентированию. Формирование разновозрастных групп (команд). Психологическое состояние ориентировщика на дистанции и перед стартом. Регуляция эмоциональных состояний.

      реферат , добавлен 17.10.2014

      Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта. Обоснование комплекса упражнений и методика их использования в экспериментальной группе. Построение подготовки спортсменов при начальной спортивной подготовки. Ошибки в спортивном ориентировании.

      дипломная работа , добавлен 09.03.2010

      Требования по физической подготовке, предъявляемые к спасателям. Годовое планирование занятий по физической подготовке с курсантами-спасателями, динамика развития их качеств. Проектно-сметная документация для строительства спортивного ядра в училище.

      дипломная работа , добавлен 21.02.2011

      История проведения и виды соревнований по бальным танцам в 20 веке. Создание Международной Федерации спортивного танца. Классификация спортсменов-танцоров, структура соревнований, музыкальное сопровождение, критерии оценки и требования к костюму.

      курсовая работа , добавлен 03.03.2015

      История ориентирования на местности без карты, его виды. Определение сторон горизонта по компасу и по местным признакам. Основные фазы Луны, возможности их использования при поиске пути. Спортивное ориентирование: история возникновения и развития.

      курсовая работа , добавлен 26.11.2013

      Специфика спортивного скалолазания, правила дозирования нагрузки. Методика воспитания основных двигательных качеств у скалолазов средствами специальной физической подготовки. Оценка уровня специальной физической подготовленности скалолазов 12-13 лет.