• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    «Ты спортом увлёкся? Нельзя православному, это к культу тела приведёт», — из опасений мамы за своего 35-летнего сына. В действительности, можно или нельзя православному заниматься спортом? Предлагаем читателю рассуждения на тему совместимости занятий спортом с православным мировоззрением.

    Многие миряне, лишь только обретя веру, начинают относиться к спорту как к недуховному деланию. По сему занятия физической культурой определяются как грех и отсекаются. Это одна из причин, по которой в храме мы замечаем немало сгорбившихся мужчин и женщин с выдающимися вперёд животами. Хорошо это или плохо, рассуждать сложно. О движениях сердца знает Господь, сам человек и его духовник. Если занятия спортом искушают христианина настолько, что вводят, к примеру, в тщеславие, гордость и мешают духовной жизни, и вправду стоит крепко подумать о их мере. Например, профессиональный спортсмен долгое время может прожить в поклонении своим кубкам и медалям, тщеславиться первенством, или же просто рельефом своих мышц. Когда в этом состоянии человек начинает вкушать плоды христианской духовной жизни, пагубность такого отношения к спорту и телу становится столь очевидной, что он может оставить профессиональные занятия. Сторонним наблюдателям это покажется странным и нелогичным, однако самому бывшему спортсмену будет достаточно регулярных домашних тренировок. И уж поверьте, он нисколько не будет чувствовать себя неудачником.

    Конечно, приведенный пример — не повод относиться к профессиональному спорту как к сатанинской деятельности. Спортивный труд может явиться ступенькой к встрече с Богом.

    Рассмотрим применение физкультуры и спорта к жизни обычного мирянина. Каков вред и какова польза занятий спортом для современного православного прихожанина, живущего духовной жизнью? Для этого обратимся к пастырской практике святых отцов. Святитель Феофан Затворник рекомендовал гимнастику тем, кто занимается умственной деятельностью. Святитель Василий (Преображенский) и праведный Алексий (Мечёв) также советовали своим духовным чадам тренироваться для развития физической силы и борьбы с праздностью.

    Кто-то может возразить: ведь у более ранних святых отцов мы не находим таких советов. Верно, но взглянем на жизнь современного горожанина. Чем больше развивалась цивилизация, тем больше прогрессировала гиподинамия — ослабление тела ввиду скудной физической активности и сидячего образа жизни. (См.: ) Взять, к примеру, хотя бы советские времена, когда огромное количество людей трудилось в сельском хозяйстве. Им не нужно было придумывать себе дополнительные физические нагрузки. Эти люди были сильными и здоровыми. Многие из них, став в настоящем бабушками, удивляются, как могут так много болеть 25-летние парни и девушки. Да, тогда жилось в стране нелегко. Многим и воду холодную приходилось приносить, и печку топить в квартире (!), что для современных людей немыслимо.

    Что же, отключим теперь воду и станем её приносить на себе? Это было бы весьма странным решением. Лучше, наверное, подумать о том, что делать с физической активностью жителей мегаполисов, среди которых, кстати, и наши дети.

    Занимаетесь ли вы столько физкультурой? А ваши дети?

    Что может дать спорт православному христианину

    Христианин, как известно, всегда задаёт себе вопрос: для чего мне это? Внешние действия должны нести определенную пользу, чтобы этим заниматься. Так для чего христианину заниматься физкультурой и спортом?

    Прежде всего, рассмотрим физическую «оболочку». Спорт и физические тренировки — это хорошее самочувствие, укрепление сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. У православного человека много обязанностей. Забота о близких, учёба или работа (иногда и то, и другое), труд на приходе во славу Божию, волонтёрство… Думается, все согласятся, что православные живут более насыщенной жизнью, чем светские люди. Скажем, для многих людей является подвигом встать в воскресенье в том же часу, что и в будние дни. Верующий человек в меру своих сил старается управить дела «на совесть», это требует немалых трудовых затрат. У физически неподготовленного христианина порой может просто не остаться сил на молитвенное правило. Словом, современному православному человеку нужно всё успеть и максимально качественно. Этому вполне могут помочь физические тренировки.

    Спорт и физкультура — это отличные антидепрессанты. Часто приходит в голову вопрос, почему раньше не было столько нуждающихся в психологической помощи? Ещё в середине XX века людям приходилось много заниматься физическим трудом. К примеру, моей бабушке, живущей на съёмной квартире в провинциальном городе в 60-х годах, приходилось приносить воду, рубить дрова, топить печь, а нужно было ещё постирать, сготовить. С 3 месяцев ребёнка отдавали в ясли, шли работать и прибегали кормить «по часам».

    Люди тогда переносили опыт преодоления физических трудностей в психологическую плоскость, получая естественные антидепрессанты: «Всё, справилась, смогла. Сил нет, уснула». Я считаю, одной из причин усугубившихся у современных людей психологических проблем отсутствие нормальной физической активности.

    Кто как не спортсмены знают, что если думать о том, как на тебя посмотрят, ничего не получится? Они каждый раз испытывают на тренировках, как важен настрой. Сколько бы ты ни падал, важно встать и двигаться вперёд, делать это дело, не опускать руки. Люди, занимающиеся спортом, пусть и любительским, знают, как важно двигаться, когда кажется, что уже нет сил. Шаг вперёд и вот оно «второе дыхание». Людям спорта хорошо знакомо, когда физически вроде бы делаешь то, что и обычно, а результат нулевой. Они знают, что такое «здесь и сейчас», что такое отрешиться от получения результата и радоваться процессу. Спортсменам хорошо известно, как сложно восстанавливать форму после перерыва в тренировках. Им хорошо известно, что спортивный результат достигается только через труд, пот, боль, слёзы. Не правда ли, это ценные иллюстрации духовных законов?

    Важно, что опыт физической активности может оказать неоценимую помощь в духовной жизни. Например, побудить к молитве тогда, когда, кажется, нет сил. Не нарушать ритм духовной жизни, потому что горько будет ощущать растраты и трудиться по их восполнению. Стараться заботиться о сегодняшнем дне и не забегать далеко вперёд.

    Отдельно нужно сказать о том, что спорт улучшает внешний вид человека. Так ли это важно? Оказывается, да. И христианину в том числе. С точки зрения психологии внешний вид — это невербальный (бессловесный) способ общения. Что мы, православные, хотим своим внешним видом сказать светскому миру? Что православие — это вера, которая всех делает сутулыми и некрасивыми? Или же, что мы — образ Божий, прекрасные храмы Святого Духа? К сожалению, часто наши близкие замечают лишь сутулость и выступающий живот. Порой это также отвращает от веры, как и попытки их насильно воцерковить.

    Мы украшаем здания храмов. Как было бы прекрасно украсить храм нашей души чистотой, здоровьем, ровной осанкой, физической силой, скромной, но красивой одеждой и другим благообразием. И здесь снова в помощь физкультура и спорт. Но и в этом случае нужна оговорка. Забота о внешнем, как мы знаем, не должна занимать все мысли православного, мешать его обычным делам и особенно духовной жизни. Полезно прислушиваться к совести и чувствовать ту грань, когда здоровая забота о теле переходит в угождение плоти.

    Каким спортом можно заниматься православному

    Прежде всего, необходимо отсечь духовно опасные виды физической активности, которые тесно переплетены с оккультными практиками, такие, например, как йога, тибетская гимнастика и др. Желательно подумать о том, чтобы вид спорта был безопасным для жизни, не был излишне рискованным.

    Для детей требуется что-то увлекательное — самокат, велосипед, коньки, ролики. Если родители, например, катаются на роликовых коньках вместе с детьми, это просто замечательно. Здесь физическая нагрузка, совместное времяпрепровождение, возможность воспитательного процесса на личном примере и много других позитивных моментов.

    В каждом случае выбор вида спорта будет индивидуальным. В опасении вреда, который может принести конкретный вид спорта духовной жизни конкретного человека, нужно также глубоко разбираться, к каким страстям склонна его душа. Например, склонным к тщеславию и гневу, пожалуй, лучше не выбирать командно-соревновательные виды спорта (футбол, баскетбол, волейбол и др.). Подросткам же порой, наоборот, будут полезны эти игры, чтобы научиться работать в команде, разделять победу на всех, преодолевать психологические барьеры.

    Словом, выбор вида и уровня физической активности для каждого православного христианина индивидуален и зависит от многих факторов, в т. ч. и духовной жизни. Здесь нет и не может быть однозначного для всех решения. Выбор необходимо делать с рассуждением, которое по словам преподобного Иоанна Лествичника «в новоначальных есть истинное познание своего душевного устроения… В средних оно есть чувство, которое непогрешимо различает истинно доброе от естественного и от того, что противно доброму… В совершенных рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который своим светильником может просвещать и то, что есть темного в душах других». Пользуясь рассуждением и советом духовника, мы перестанем мучить батюшек на форумах вопросами «можно ли православным заниматься спортом» и сделаем новый шаг в сторону духовной зрелости, ответственности за свою жизнь.

    Могут ли православные заниматься спортом? Кто ж сегодня усомнится... А борьбой? А самбо? И если могут, то каким должно быть - и в чем выражаться - участие Церкви в этой сфере жизнедеятельности человека? Приглашаем к разговору...

    Спортсмены и Русская церковь займутся разработкой идеологии самбо
    Москва. 18 марта. ИНТЕРФАКС - Деятели спорта совместно с Московским патриархатом займутся разработкой идеологии самбо как национальной системы самозащиты.
    "Наша задача - совместно с Русской православной церковью работать и выработать общую идеологию самбо", - заявил заслуженный тренер России Анатолий Хлопецкий в четверг на пресс-конференции в Москве.
    В свою очередь священник Георгий Рощин, зампред синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, отметил, что Русская православная церковь поддерживает спорт по той причине, что в спорте имеет место "напряжение воли людей, которые хотят достигнуть каких-то результатов".
    "Так же и в духовной жизни", - считает священник.
    Как рассказали участники пресс-конференции, боевое искусство самбо было создано Василием Ощепковым по благословению его духовного наставника святителя Японского Николая. В 1937 году В.Ощепков был расстрелян как враг народа, а его имя забыто на долгие годы.
    В свою очередь Геннадий Швец, начальник Отдела общественных связей и пресс-службы Олимпийского комитета России, отметил, что "самбо имеет полное право на то, чтобы российские власти и спортивная общественность активно продвигали эту борьбу в олимпийскую программу".
    С целью популяризации самбо в России и в мире создан проект "Ощепков", который предусматривает создание широкой сети молодежных и духовно-спортивных клубов.

    См. также:

    Спорт и Церковь — казалось бы, нет более далеких друг от друга явлений. Церковь — это дух, духовное, а спорт — физическая сила, ловкость, скорость. Спорт так и называют — физическая культура. Но разве истинный спортсмен не может быть верующим человеком? Разве Церковь не может поддерживать его дух?

    Крестное знамение вратаря
    Кто из любителей спорта не знает имени заслуженного мастера спорта, трехкратного олимпийского чемпиона, многократного чемпиона мира, величайшего хоккейного вратаря Владислава Третьяка? Но мало кто знает о том, что Владислав — глубоко верующий человек. Вот что рассказывает сам великий спортсмен.
    — Я с детства с глубоким уважением относится к Русской Православной Церкви, но по-настоящему вера пришла ко мне в конце 1970-х годов во время посещения Троице-Сергиевой лавры. А на душу благотворно повлияли беседы с наместником лавры архимандритом Алексием (Кутеповым), ныне архиепископом Тульским и Белевским. Имел счастье быть лично знаком со Святейшим Патриархом Пименом.
    Мне особенно близок образ основателя лавры, великого духовного подвижника и собирателя земли Русской преподобного Сергия Радонежского, к которому я часто обращаюсь в молитвах. Выходя на лед, я всегда старался перекреститься, вернее, тайно, символическим движением руки во вратарской перчатке изображал крестное знамение, насколько это было возможно перед телекамерами и под взглядом наших партийных
    вождей, постоянно посещавших матчи.
    Спорт требует от людей определенного мужества и самоотверженности, побуждает рисковать. Выходя на ледовую площадку, никогда не знаешь, вернешься с игры героем или неудачником, невредимым или с тяжелой травмой. Молитва всегда укрепляла дух русских воинов перед сражениями. Молит-ва укрепляет и дух спортсмена перед ответственными состязаниями.
    Убежден, что без массового детского и юношеского спорта, равно как и без православных традиций, мы не сможем воспитать в стране полноценное, физически и духовно здоровое поколение. «В здоровом теле — здоровый дух»! Как верна эта простая и мудрая пословица! Но кто, кроме Церкви, поможет нам сейчас возродить нравственность? Я хорошо знаком с социально-благотворительными инициативами нашей Церкви — и по мере сил участвую в некоторых проектах, например помогаю детскому приюту.
    Но ведь и спорт воспитывает в душах самые лучшие качества!
    Взаимодействие физкультурных и спортивных организаций и клубов с Русской Православной Церковью обязательно принесет свои добрые плоды. Нам очень приятно, что Святейший Патриарх недавно обратился с приветствием к участникам Всероссийского движения юных хоккеистов «Золотая шайба». В нем выражается уверенность, что соревнования станут для них «серьезным испытанием характера, помогут приобрести необходимые душевные качества: мужество, смелость, целеустрем-ленность». И очень правильно, что в Церкви образован Отдел по делам молодежи, который будет курировать это взаимодействие.

    Олимпиада без идолов
    Впервые в истории российского спорта духовник у олимпийской национальной сборной страны появился в 2004 году перед Олимпиадой в Греции 2004 года. Сборную России на Олимпийских играх окормлял протоиерей Николай Соколов — настоятель московского храма Святителя Николая в Звонорях, декан миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского богословского института.
    С просьбой о назначении духовника для российской олимпийской команды к Патриарху Алексию II обратился председатель Национального олимпийского комитета России Л. Тягачев. Эта просьба возникла не на пустом месте. До Олимпиады-2004 духовным окормлением российских спортсменов активно занимался другой московский священник — протоиерей Сергий Суздальцев, настоятель храмов Живоначальной Троицы на Воробьевых горах и святого Георгия Победоносца на Поклонной горе. Именно о. Сергий впервые отслужил в 1996 году напутственный молебен на Поклонной горе для российской команды, отправлявшейся на Олимпиаду в Атланту. Кстати, и перед Олимпиадой в Афинах о. Сергий отслужил молебен для спортсменов, вручив олимпийцам серебряные крестики и иконки святого Георгия Победоносца. Вместе со сборной в Афины отправилась и большая храмовая икона св. Георгия.
    Отец Николай Соколов происходит из известного московского священнического рода. Он старший сын близкого к патриарху Пимену протоиерея Владимира Соколова. Его младший брат Сергий был епископом Новосибирским и Бердским и похоронен в Ново-
    сибирской области.
    Супруга тогдашнего духовника олимпийской сборной Наталья Николаевна — дочь знаменитого духовного писателя Николая Пестова, который помог найти дорогу к храму многим российским интеллигентам ХХ века. Сам о. Николай закончил Московскую консерваторию, духовно опекает Третьяковскую галерею, так что его влияние на спортсменов в Афинах было не только духовным, но и культурным.
    Здесь следует сразу «объясниться» с теми недоброжелателями Русской Православной Церкви, которые утверждают, будто РПЦ сегодня «закрывает глаза» на канонические правила, якобы запрещавшие спорт.
    В установлениях вселенских соборов есть неодобрение всякого рода «ристалищ», к которым относились и древние олимпийские игры, но такого рода мнение
    Церкви было вызвано вовсе не негативным отношением к спортивным соревнованиям вообще. Вспомним, что Олимпийские игры в Греции посвящались языческим богам. Языческим богам посвящались и различные соревнования в Римской империи. На такого рода «ристалища» Церковь действительно накладывала запрет.
    Что касается отношения к нынешней физической культуре и спорту, то в «Социальной концепции Русской Православной Церкви» подчеркивается, что сегодня «светская культура способна быть носительницей благовестия». В значительной степени это относится к физической культуре и спорту.
    На зимней Олимпиаде в Турине, а затем Олимпиаде-2008 в Пекине сборную России снова окормлял отец Николай Соколов. Сам он говорит, что его увлечение спортом лучше бы назвать «физкультурой» — выше первого юношеского разряда по стрельбе он никогда не поднимался. Занимался также туристической греблей, но после окончания Московской консерватории по классу скрипки и альта серьезные занятия спортом пришлось оставить.
    В первый же день пребывания в Олимпийской деревне в Пекине
    о. Николай освятил оба корпуса и помещения, в которых жила российская делегация. Был создан молельный центр, где были свои комнаты для христиан, мусульман, иудеев и буддистов. «Надо заметить, что команда у нас многонациональная и в ней представлены все четыре мировые религии, — рассказывал о. Николай. — Несмотря на это обстоятельство, все спортсмены с радостью воспринимают присутствие священника, ведь душа и Бог для всех едины. А я, в свою очередь, стараюсь абсолютно всем участникам Олимпийских игр дать надежду на медаль. Каждый день ко мне приходит три — четыре спортсмена. А если кто-то не может прийти сам из-за участия в соревнованиях, их друзья и товарищи приносят записки с именами людей, за которых мне надо помолиться».
    На сами соревнования о. Николай в Пекине так и не выбрался. И нисколько на это не обиделся. «Я ведь здесь нахожусь не для собственного удовольствия, а на службе», — говорил священник.

    Помолиться за сборную России
    Всем памятно прекрасное прошлогоднее выступление сборной России на чемпионате Европы по футболу. Но не многим известно, что футбольные болельщики не только выплескивали свой восторг на улицах, но и приходили со своими спортивными чаяниями в храмы.
    Так, настоятель екатеринбургского храма Иннокентия Московского о. Владимир Зайцев заявил, что успешное выступление российской сборной на «Евро-2008» — это благое дело. «Большая часть наших прихожан молится за успех российских футболистов. И сами священники, как я, например, проводят службы», — отметил о. Владимир. Он сказал, что в ночь на очень важный матч будет смотреть трансляцию вместе с другими священниками. «Если наши выиграют, то утром проведем благодарственный молебен. Хотя, по-хорошему, его надо провести после завершения чемпионата, но даже те успехи российских футболистов, которые есть на сегодняшний момент, достойны благодарности», — говорил в те дни о. Владимир.
    В те же дни референт епископа Барнаульского и Алтайского Максима С. Гончаров сообщил, что специальных молебнов за победу России на «Евро-2008» в барнаульских храмах не служат, но подают записки с именами игроков сборной России. «Естественно, священнослужители молятся за здравие тех, кто указан в записках, то есть за нашу команду», — сказал Сергей Гончаров. Неравнодушны были в те дни к футболу и в Южно-Сахалинской и Курильской епархиях. «Накануне полуфинальной встречи, вечером, в Воскресенском кафедральном соборе отслужат молебен за победу российских футболистов», — сказал руководитель миссионерского отдела о. Виктор.

    Настоятель новосибирского храма во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин тогда отметил, что не видит ничего плохого в том, что Церковь своим авторитетом освятит победы сборной России по футболу. «Надо сказать, что многие священники сами занимаются спортом. И я никак не могу понять, почему спортсмены, которые являются нашими прихожанами и нашими духовными чадами, посещающими храм, не могут получить благословение Церкви и благословение Божие на тот труд, который они на себя взвалили? Ведь они все-таки защищают честь Отечества, которое в последние годы, даже десятилетия, находилось в поругании. Они отстаивают честь Родины, пусть даже в такой форме. Тем более мы видим, какова реакция общества на их победы: поднимается национальный дух, и в народе появляется гордость за свою Родину. Я считаю, что это замечательно», — сказал новосибирский священник.
    Что касается замечаний о том, что возможные в будущем поражения наших спортсменов могут ввести народ в уныние и депрессию, то, по словам о. Александра, «нет ничего плохого в том, что мы будем молиться за наших спортсменов, проиграют они или победят… Я не думаю, что если наши спортсмены начнут проигрывать, то народ впадет в общее депрессивное состояние. В связи с этим мне хотелось бы напомнить один эпизод из отечественной истории. Все, наверное, помнят, что через два года после победы на Куликовом поле Тох-тамыш взял Москву, спалил ее, но все равно это не поколебало веру русского народа в свои силы. И все потому, что народ, одержавший победу на Куликовом поле, понял, что он с Божией помощью может твердо стоять на своих ногах», — отметил о. Александр Новопашин.

    Самбо по благословению святителя


    Верная своему социальному служению, Русская Православная Церковь прежде всего поддерживает массовый, детский спорт. Так, в августе 2008 года заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что «власти и бизнес должны консолидировать усилия для того, чтобы сделать спорт в России массовым».
    «Конечно, нашему спорту есть куда развиваться, — сказал о. Всеволод. — Для этого нужно вернуть ему массовость. Надо думать о том, чтобы государство, местные власти и бизнес поддерживали талантливую и спортивную молодежь».
    По словам отца Всеволода, Русская Православная Церковь «очень поддерживает Параолимпийские игры (игры инвалидов — «ЧС»), контактирует со сборной России и руководителем параолимпийского движения, известным правозащитником Владимиром Лукиным. «Дай Бог им успеха, ведь им требуются особые усилия и воля для достижения цели», — сказал священник.
    Русская Православная Церковь особенно поддерживает те виды спорта, которые связаны с национальными традициями. Показателен круглый стол «Православное сознание и боевые искусства», состоявшийся в Московской духовной академии. Его итоги вице-президент Национального олимпийского комитета России, президент Международной и Российской федерации самбо М. Тихомиров определил такими словами: «В то время, когда в России насаждаются чуждые нашему духу восточные единоборства, особое значение приобретает возрождение национальной традиции боевых искусств. И в этом нас поддерживает Русская Православная Церковь».

    По словам Михаила Тихомирова, Российская федерация самбо находится в тесном взаимодействии с Отделом внешних церковных связей, многолетним председателем которого являлся митрополит, а ныне — патриарх Кирилл. Владыка оказывал разнообразную помощь Федерации и даже принял участие в подготовке к изданию книги «И вечный бой», в которой рассказывается об истории самбо.
    Стало доброй традицией участие представителей Отдела внешних церковных связей в церемониях открытия российских чемпионатов по самбо и других соревнований в боевых искусствах. «Самбо создано как синтез духа и тела по благословению святителя Николая (Касаткина), архиепископа Японского в начале ХХ века, — рассказывает М. Тихомиров. — Святитель благословил своего послушника собрать все лучшее из восточных единоборств, чтобы создать новое боевое искусство для служения Отечеству и Богу».

    В здоровом теле — здоровый дух


    Первый чемпионат Новосибирской области по пауэрлифтингу без экипировки проходил в течение двух дней в зале спортивного комплекса Новосибирского государственного аграрного университета. В качестве почетного гостя на турнире присутствовал благочинный Северо-Восточного округа Новосибирской епархии, настоятель собора Александра Невского протоиерей Александр Новопашин.
    Сила всегда ценилась на Руси, напоминает заслуженный тренер России, президент Федерации пауэрлифтинга Новосибирской области Игорь Беляев. На физически сильных людей наши предки смотрели не просто как на силачей, ради забавы готовых, удивляя народ, гнуть подковы, завязывать в узел кочергу, одной рукой переворачивать телеги и бороться с медведем, но прежде всего как на русских богатырей, защитников «Веры, Царя и Отечества». «Именно поэтому мы пригласили на наши соревнования православного священника — протоиерея Александра Новопашина, который и сам занимается пауэрлифтингом», — сообщил Игорь Беляев.

    — Вам, конечно же, хорошо известно, — обратился священник-миссионер к участникам турнира и зрителям, — что наша олимпийская сборная перед соревнованиями обязательно получает благословение Святейшего Патриарха. То же самое происходит не только в России, но и в других православ-ных странах, например в Греции, где организаторы спортивных турниров испрашивают благословение священноначалия. Вот и я нахожусь сегодня здесь по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Новосибирского и Бердского.
    Отец Александр подчеркнул, что Православная Церковь положительно относится к гармоничному физическому развитию людей. Священник сказал, что и сам он всю жизнь занимался силовыми видами спорта, а в последнее время тренирует насельников мужской православной общины по реабилитации наркозависимых, организованной им по благословению правящего архиерея при Александро-Невском соборе. Батюшка отметил, что спортивная нагрузка, несомненно, помогает в процессе реабилитации — физически тренированный человек имеет не только хороший мышечный тонус, но и эмоциональный, что отвлекает его от дурных мыслей и помыслов.
    — Физическая культура, спорт уводят молодежь от пороков, которыми наполнено наше современное общество, — сказал священник. — По этой причине Православная Церковь не может не приветствовать людей, которые отвергают порок и собственным примером вдохновляют молодых людей следовать по их пути. Но материальное не должно заслонять духовного, цель и достижения не должно ставить во главу угла. «Не сотвори себе кумира» — вторая заповедь Божия. Если человек забывает о душе, то в его духовной жизни происходит мощный перекос,— сказал священник.
    — В Священном Писании Господь говорит нам, чтобы мы прежде всего искали Царствие Небесное, а все остальное приложится. В человеке должен быть здоровый духовный стержень, который не надломится, не прогнется, а здоровье духовное мы можем найти только в истинной вере в Бога, в Православии, — сказал отец Александр.
    На вопрос, как сами спортсмены относятся к тому, что на турнире присутствует православный священник, спортсмен-многоборец Геннадий Бардин ответил: «Святое дело! Славяне должны объединяться в Православной вере и идти по богоугодному пути. Ведь это не секта какая-то, это наше родное Православие. Верующие люди становятся чище, глупостей меньше делают, и духовные силы прибавляются. А это помогает и в спорте, где нужно уметь терпеть. А без духовных сил откуда взяться настоящему терпению?»
    Геннадий Бардин уверен, что благословение батюшки обязательно укрепит спортивный дух участников соревнований, поможет им достойно вести нелегкую борьбу. Юрий Шумских из наукограда Кольцово — дедушка и тренер 11-летнего Александра — самого юного участника турнира, но уже имеющего за плечами второй взрослый разряд по тяжелой атлетике, уверен, что присутствие на турнире священника Александра Новопашина заставит людей по-иному взглянуть на спорт.
    «Иногда говорят, что спорт и православная вера взаимоисключают друг друга, но я категорически с этим не согласен, — заявил послушник собора во имя святого благоверного и великого князя Александра Невского, мастер спорта по пауэрлифтингу Борис Левитан (правнук великого диктора Юрия Борисовича Левитана).
    По словам спортсмена, напротив, эти вещи не нужно разделять. «Но я, конечно же, соглашаюсь со святоотеческим мнением, что нельзя переходить ту грань, за которой спорт уже становится самоцелью, когда используются любые средства ради высоких спортивных результатов. И это касается не только спорта. Как православный христианин, с этим я не могу смириться», сказал Борис Левитан.
    Вера в Бога нужна всем, подчеркивает Борис Левитан. Она укрепляет духовно и, безусловно, помогает в работе. «Во время соревнований между подходами помолишься Господу и чувствуешь, как исчезает нервозность, приходит успокоение, появляется внутренняя уверенность, сосредоточение», — признается спортсмен.
    Борис Левитан сказал, что знает многих спортсменов, которые носят свой нательный крестик не как украшение. По его словам, в спорте много людей верующих, но невоцерковленных. И то, что настоятель православного храма пришел к спортсменам, чтобы духовно их поддержать, наверняка сослужит хорошую службу — ведь своим приходом батюшка показывает спортсменам дорогу к храму.
    По окончании турнира отец Александр обратился к спортсменам со словами назидания. «Нам всем хорошо известна фраза: «В здоровом теле — здоровый дух», — сказал батюшка. — Но мало кто знает, что в советское время «по идеологическим соображениям» эти слова, принадлежащие древнеримскому политическому деятелю и философу Цицерону, были вырваны из контекста. Философ говорил: «Молите богов, чтобы в здоровом теле был здоровый дух». Мы живем в православном обществе, и сегодня эти слова могут и должны звучать следующим образом: «Молите Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он укреплял вашу духовную жизнь, дабы вам не свернуть с правого пути и, что еще хуже, не увлечь кого-то за собой».
    «В какую сторону направит свою силу сильный человек, зависит от его духовного состояния, — подчеркнул о. Александр. — Без твердого духовного стержня даже физически сильный человек может быстро деградировать, стать порочным. Поэтому хочется пожелать всем здесь присутствующим прежде всего не забывать молиться, чтобы в вашем здоровом теле был здоровый дух. И тогда будет благо и для вас, и для ваших семей, и для всего общества в целом. Желаю дальнейших побед, в том числе и на духовной ниве. Помоги, Господи!»
    Александр ОКОНИШНИКОВ,
    «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

    Существует мнение, что отцы Древней Церкви спорт запрещали как дело небогоугодное. Правда ли это?
    Ответ на этот вопрос не будет однозначным, поскольку, с одной стороны, высказывания христианских богослов и учителей Древней Церкви помогают уяснить суть христианского отношения к спорту, с другой стороны, спорт первых веков христианства и спорт современный – вещи всё-таки разные.

    В первые века христианства, Олимпийские игры были самыми известными, что буквально переводится соревнования. Они появились в далекой Античности как часть языческого культа: все существующие мифы об их начале связаны с именами богов греческого пантеона. Первый и последний дни соревнований сопровождались жертвоприношениями. Атлеты умилостивляли идолов и благодарили их за победу. По образцу Олимпийских игр учреждались другие: Пифийские игры, Истмийские игры, Немейские игры также были частью языческого культа конкретных богов.

    Олимпийские игры долгое время сохраняли высокие идеалы. Они занимали важное место в общественной жизни. На время их проведения прекращались войны, главным принципом выступления атлетов была честность. Участники долго и упорно готовились, тренировались, закаляли тело и дух. Победа на Олимпийских играх была престижной не только для победителя, но и для полиса, который он представлял.

    С упадком греческой культуры и с подпаданием Греции под власть Рима ситуация менялась. Игры все более походили на римские spectaculis – зрелища или, как сказали бы сейчас, на спортивные шоу. Атлеты жульничали, к соревнованиям допускались не только граждане Греции, что изначально было недопустимо. Например, олимпиоником был даже римский император Нерон, который выиграл с известной долей императорского везения заезд на колесницах.

    Другой формой спортивных соревнований были римские spectaculis. В Римской Империи, как известно, среди народа, требующего хлеба и зрелищ, эти самые зрелища были популярны. Также как Олимпийские игры они имели языческие корни и появились из этрусского ритуала, когда во время похорон убитых воинов в жертву приносились пленные и рабы. Позднее обреченных на смерть (их место на арене часто занимали христиане) заставляли драться друг с другом, натравливали на них диких зверей, устраивали военные инсценировки, в которых обыгрывалось то или иное историческое сражение. Подобные забавы стала весьма популярными, а присутствие на трибунах было почетной обязанностью гражданина, поскольку убитые в гладиаторских боях или в военных инсценировках продолжали считаться жертвой в честь умерших предков.

    Идоложертвенное происхождение и spectaculis, разумеется, противоречило основам христианской веры. Надо пояснить, что в Римской империи христиане были, по сути, единственными, кто по-настоящему верил в римских богов. Для римских граждан языческая религия была формальной традицией, которую нельзя было нарушать, так как она была одной из основ римской государственности. Верил римлянин в того, кому приносил жертву или нет, никого не волновало. Но христиане знали, что идолы – это бесы, жаждущие погубить душу человека, а потому отказывались приносить им жертвы и участвовать в языческих мистериях. Если мы отреклись от идолопоклонства, – писал Тертуллиан, – то нам нельзя присутствовать при делах, с идолопоклонством связанных, не потому, чтоб идол был чем-то значимый, как говорит апостол (1 Кор. 8, 4; 10, 19), но потому, что жертвы, приносимые идолам, приносятся бесам, в них обитающим, будь то статуи умерших людей или мнимых богов .

    Но отцы Древней Церкви осуждали античный и римский спорт также по ряду других причин.

    На трибунах Колизея сознание человека менялось. Невозможно было, побывав на собрании язычников, на совете нечестивых сохранить в себе образ Божий, не впасть в такие гибельные состояния души как гнев, ярость, раздражение, злоба, осуждаемые апостолом Павлом (Еф. 4, 31). Ментальная зависимость от орущей толпы, жаждущей кровавых зрелищ – с подобной психологической атакой мог справиться разве что человек великих духовных дарований. Об этом писал Иоанн Златоуст, когда некоторые из его слушателей после беседы с ним отправились на скачки, где впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, или лучше, плач . Он сравнил подобное поведения с прелюбодеянием и недоумевал, почему слушатели приходили к нему за наставлениями, если затем предались подобным нечестивым делам: Если кто после этого увещания и наставления пойдет на нечестивые и гибельные зрелища, того я не впущу внутрь этой ограды, не сделаю причастником таинств, не позволю ему прикоснуться к священной трапезе; но как пастыри отделяют шелудивых овец от здоровых, чтобы болезнь не распространилась и на прочих, так точно поступлю и я , – строго предупреждал святитель.

    Убийство – смертный грех. Участие в убийстве – грех не менее тяжкий. Для христианина греховно не только желание убить, но также присутствие при убийстве. Это было еще одной веской причиной, почему христианин не должен был ходить на гладиаторские бои. Святитель Феофил Антиохийский писал: <...> непозволительно нам смотреть даже на игры гладиаторов, чтобы нам не быть участниками и свидетелями убийства .

    Разумеется, среди христиан находились такие, кто стремился оправдать греховные пристрастия и даже обосновывали свои утверждения с богословской точки зрения. Среди любителей скачек был популярен ветхозаветный образ пророка Илии – Возницы Израилева. Опираясь на соответствующие места Священного Писания, некоторые из карфагенских христиан оправдывали приходящих на трибуны, утверждая, что наслаждение зрелищами ни только не возбраняется, но способствует успокоению души.

    Подобные утверждения осуждал Карфагенский епископ Киприан. На это я сказал бы – писал священномученик, – что подобным людям гораздо лучше вовсе не знать писания, чем понимать его таким образом; потому что выражение и примеры, которые представлены для поощрения к евангельской добродетели, обращаются ими к защите пороков, – тогда, как они изложены в писании не для того, чтобы приохотить к зрелищам, но чтобы чрез них душа наша воспламенилась большим стремлением к предметам полезным, припоминая подобные стремления у язычников к предметам безполезным . По его мнению, Священное Писание запрещает все виды зрелищ, поскольку корнем их является грех идолопоклонничества.

    Осуждая языческую сущность?????? и spectaculis и отмечая их пагубное действие на душу человека, отцы Церкви I-IV веков иногда прибегали к спортивной терминологии в своих творениях. В этом нет ничего удивительного. Для первых христианских богословов было естественным использовать языческие термины и образы, наполняя их христианским смыслом. Образ тренирующегося ради победы атлета, борца был близок христианскому сознанию. В духовном смысле истинными атлетами были мученики, подвизавшиеся в нелегком подвиге стояния за веру, ведущие брань духовную за вечную награду на небесах.

    Так, например, святой Климент Римский называл мученически пострадавших апостолов Петра и Павла ближайшими подвижниками нашего поколения, а мученицу Перпетую подвижницей веры. И в том и в другом случае он использовал существительное???????, в значении подвижник, что буквально означает спортсмен, атлет, борец.

    В таком же смысле слово??????? использовал Игнатий Богоносец. В письме священномученику Поликарпу Смирнскому он увещевал своего друга: Будь же бдителен, как подвижник Божий... Стой твердо, как наковальня, на которой бьют. Великому борцу свойственно принимать удары и побеждать . Похожие тексты есть в трудах святителя Григория Богослова: Итак, поприще открыто; вот и подвижник благочестия! С одной его стороны Подвигоположник – Христос, вооружающий борца Своими страданиями...

    Тертуллиан проводит аналогию между временной победой на арене Колизея и небесным подвигом мученичества за веру. Христианам, осужденным на смерть и ожидающим день казни в темнице, он советует как воинам Христовым закалять тело и дух и готовится к предстоящей битве с врагом невидимым. Если собравшиеся в день их казни на трибуны стадиона язычники увидят только неистовую, кровавую расправу, то им уготован невидимый бой. Вам предстоит прекрасное состязание, устроитель которого – Бог Живой, распорядитель – Святой Дух, а призами служат вечная жизнь, ангельское обличье, небесная обитель и слава во веки веков. И вот, ваш наставник Иисус Христос, который умастил вас Святым Духом и вывел на эту борцовскую площадку, пожелал, чтобы вы накануне состязания подвергли себя определенным ограничениям для укрепления сил. <...> Так будем же тюрьму считать площадкой для тренировок, откуда нас выведут подготовленными на старт: ведь мужество в испытаниях крепнет, тогда как роскошь его расслабляет .

    Разница между подвигами языческих спортсменов и подвигами христиан, которую подчеркивал Тертуллиан, заключалась в целях подвижничества. Атлет искал земной славы, победы на соревнованиях. Целью христианина была жизнь вечная, неоскудевающая награда на небесах. К подобной метафоре прибегал сам апостол Павел. В послании к Коринфянам он писал: Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. (1Кор. 9:24-27) Словом подвижники в русском тексте переводится греческое причастие, что также переводится как соревнующиеся, состязающиеся, борющиеся.

    Поражало упорство, с каким атлеты двигались к победе: все новые и новые формы тренировки, бесконечное совершенствование приемов. И всё это из-за лаврового венка, со временем высыхающего и превращающегося в пыль. Подобного упорства часто не хватает нам христианам в достижении целей куда более важных и великих. Святитель Василий Великий, указывая юношам, что путь в Царствие Небесное тернист и требует постоянных духовных упражнений, приводил в пример великих олимпиоников Полидама и Милона, которые, претерпев множество трудностей, боролись за венок из дикой маслины. Ужели же нам, – вопрошал святитель, – которым за жизнь предлежат награды столь удивительные по множеству и величию, что не возможно и словом их выразить, когда спим на оба уха и проводим жизнь в большой беспечности, остается взять только эти награды левой рукою?

    Кроме подобных метафор и образов, позволяющих уяснить суть христианского отношения к спорту, в святоотеческих творениях есть конкретные рекомендации христианам, занимающимся физкультурой. Климент Александрийский в его знаменитом Педагоге писал: Юношам нужно иметь телесное упражнение. Не будет никакого зла, если они будут упражнять свое тело в том, что полезно для здоровья – лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего. <...> Из мужчин же одни могут в нагом виде бороться, другие в мяч играть, особенно на открытом воздухе в так называемую игру фенинду; другие пусть довольствуются путешествием по стране и прогулками по городу .

    Таким образом, можно сделать определенные выводы о том, как отцы Древней Церкви относились к спорту.

    Они осуждали идоложертвенное содержание spectaculis. Христиане не могли присутствовать на трибунах, поскольку ментальная зависимость от языческой толпы вводила людей в неистовое, греховное состояние души. Быть свидетелем убийств, в том числе случившихся в гладиаторских поединках, также запрещалось.

    Отцы Церкви одобряли упорство и аскетические упражнения языческих атлетов, но порицали цель их подвигов – победа ради тщеславия и земных почестей. Они призывали искать вместо локальной победы на Олимпийских играх и на аренах Колизея, вместо земной славы и лаврового венка, вечную, неоскудевающую награду – венец правды (2 Тим. 4:8). И можно лишь удивляться, насколько правы они были!

    Тщеславие – главный грех спортсменов, к сожалению, выдержавший испытание временем. В спорте поменялось многое, но желание быть великим здесь на земле осталось. Сегодня упорство и трудолюбие свойственно далеко не всем спортсменам. И когда что-то не получается, тренировки оказываются не эффективными, победы не приходят, чрезвычайно велик соблазн пойти легкой дорогой, обратиться к помощи медицины – к допингу...

    Очевидно главное: Отцы Церкви порицали в спорте то, что уводит человека от Бога, иссушает и убивает его душу, иными словами, то, что противоречит истинным христианским ценностям.

    Оно называется долг или повинность, что, в сущности, одно и то же. Зрелище это впоследствии становилось тем приятнее, чем было жесточе, и для вящей забавы людей стали отдавать на растерзание хищникам. Умерщвляемые таким способом считались жертвой, приносимой в честь умерших родственников. Но жертва эта – не что иное, как идолопоклонство; ведь всякое почитание предков есть идолопоклонство: то и другое служит мертвым, а в изображениях мертвых обитают демоны. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С. 288.

    Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С. 287.

    Полное собрание сочинений Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Т. 6. Ч. 2

    Святитель Феофил Антиохийский. Послания к Автолику. М., 2000.

    Священномученик Киприан Карфагенский. Творения. Ч. II. Киев, 1891. С. 354.

    Писания Мужей Апостольских. Перевод протоиерея Петра Преображенского. СПб., 1895. С. 309.
    Святитель Григорий Богослов. Творения. Т. 1. М., 1889. С. 205.

    Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С. 274.

    Милон Кротонский. Ок. 520 г. до нашей эры. Шесть раз становился победителем Олимпийских игр. Изобрел оригинальный способ тренировки: намазывал круглый щит маслом и вставал на него, и таким образом тренировался стоять устойчивей на ногах.

    Святитель Василий Великий. Беседы. М., 2001. С. 97.

    Климент Александрийский. Педагог. М., 1996. С. 241."



    Филипп ПОНОМАРЕВ

    Как сказал герой одного известного советского фильма: «Все люди во что-то верят. Одни верят, что Бог есть, другие, что его нет». Но когда в жизни случаются затруднения, либо человек очень хочет достичь какой-то цели, он обращается к Богу. Спортсмены в этом смысле не исключение. Даже те, кто не посещает храм по воскресеньям, как это предписано каждому православному христианину, перед серьезными стартами приходят на службу и просят у Батюшки благословения .

    В олимпийской сборной России есть свой духовник - Клирик Ярославской епархии архимандрит Сильвестр, призванный окормлять спортсменов. Как утверждают многие спортсмены, именно они чаще других молятся Богу. С другой стороны, очень часто можно услышать мнение, что спорт и Православия - вещи несовместимы. Мол, большой спорт с его допингами, фанатами, мордобоями и прочими негативными явлениями - дело грешное во всех отношениях.
    Сегодняшняя тема - «Грешно ли заниматься спортом? Нужен ли спорт современному человеку, если он думает о своей душе».

    Православная церковь о спорте
    Для начала узнаем официальную точку зрения Русской православной церкви по этому поводу. В свое время Архиерейским Собором РПЦ был принят документ: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Он отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце ХХ века и в ближайшем будущем.

    В параграфе XI «Здоровье личности и народа» в частности говорится: «Попечение о человеческом здоровье - душевном и телесном - искони является заботой Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью. Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге - о целостном составе личности. По слову Самого Спасителя, он врачевал «всего человека» (Ин. 7. 23). Исцеления сопровождали проповедь Евангелия как знак власти Господа прощать грехи. Были они неотделимы и от апостольского благовестия. Церковь Христова, наделенная своим Божественным Основателем всей полнотой даров Духа Святого, изначально была общиной исцеления и сегодня в чине исповеди напоминает своим чадам о том, что они приходят во врачебницу, дабы отойти исцеленными.

    Церковь напоминает, что телесное здоровье не самодостаточно, поскольку является лишь одной из сторон целокупного человеческого бытия. Однако нельзя не признать, что для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом. В спорте естественна соревновательность. Однако не могут быть одобрены крайние степени его коммерциализации, возникновение связанного с ним культа гордыни, разрушительные для здоровья допинговые манипуляции, а тем более такие состязания, во время которых происходит намеренное нанесение тяжких увечий».

    А вот, что сказал Святейший Патриарх Кирилл, выступая на встрече с молодежью в Нижнем Новгороде: «Занятие физической культурой так же важно, как и овладение духовной культурой. Богу было угодно соединить духовное и физическое в единой человеческой личности - как Божественное и человеческое было соединено в единой богочеловеческой Личности Господа Иисуса Христа. На этом сочетании того и другого строится вся человеческая жизнь… Я очень положительно отношусь к физкультуре и спорту, и вот почему: физическая культура направлена на развитие, на совершенствование нашего физического естества. И это действительно так, иначе мы не употребляли бы слово «культура» по отношению к спорту».

    Что касается физкультуры, то тут все понятно. А вот на вопрос о том, как православный христианин должен относиться к спорту, да еще к спорту профессиональному, однозначно ответить сложно. И тут противники большого спорта часто приводятся слова Апостола Павла: «…упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим.4,8). Но тот же Павел в другом месте пишет: «Прославляйте Господа и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор.6,20).
    Тут нет никакого противоречия, ибо фраза: «мало полезно» - не означает совсем бесполезно. Здесь еще надо понимать, что 2000 лет назад, когда писались эти строки, подавляющее число людей добывали себе на пропитание физическим трудом. И многим было не до спорта. Ныне, в эпоху офисов, компьютеров, смартфонов, городского транспорта и автоматизации всех процессов, человеку катастрофически не хватает движения.

    И уже если говорить о православном подходе к этому вопросу, то противники телесного оздоровления не должны забывать «социальный» аспект физического здоровья. Ведь если мы болеем, то становимся обузой своей семье и обществу. Больной человек ничего не производит, а только потребляет. Мы должны помнить, что нашим хорошим здоровьем мы служим ближним: рожаем и воспитываем детей, имеем возможность много трудиться, содержать семью, помогать окружающим и, в конце концов, в старости не докучать родных своим болячками.

    Святые отцы о спорте
    Давайте посмотрим, что по этому поводу говорили Святые Отцы.
    Знаменитый учитель христианской Церкви Климент Александрийский в своем знаменитом «Педагоге» писал: «Юношам нужно иметь телесное упражнение. Не будет никакого зла, если они будут упражнять свое тело в том, что полезно для здоровья - лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего».

    Святой праведный Алексий Мечев своему духовному чаду советовал заниматься физическими упражнениями. Он рекомендовал «заниматься гимнастикой, чтобы бороться с праздностью и развивать в себе волю, а некоторые современные миряне,- писал святой,- о физкультуре даже слышать не хотят. Вероятно, это связано с тем, что они неверно понимают христианский аскетизм и в буквальном смысле стараются умертвить свою плоть».

    Известно, что святая преподобномученица Елисавета занималась спортом, плавала, играла в теннис, и нередко, поздравляя своих близких с церковными праздниками, желала им помимо душевного спасения еще и крепкого здоровья, которое необходимо, - как она писала,- «чтобы были силы молиться». Впоследствии ее физическая подготовка позволяла ей выдерживать очень тяжелые нагрузки настоятельницы Марфо-Мариинской обители.

    «Физический труд играет важную роль в формировании нашей личности и преодолении греховности, потому что учит нашу душу сосредоточенности, целенаправленности, активности и многому другому, - писал священник Георгий Рябых. - Но когда спорт - только зрелище, когда цель человека - исключительно демонстрация красоты и мощи своего тела, жажда победы, известности - тогда спорт лишь уводит человека от Истины».

    Обычно, когда у священника спрашивают, какими видами спорта можно заниматься, а какими - нет, те отвечают, что единого мнения нет. Как правило, в зону критики попадают такие виды, как аэробика, фитнес, спортивные танцы, синхронное плавание, поскольку они состоят из сексуально-чувственных телодвижений, представляющих собою соблазн, как для самого спортсмена, так и для окружающих его людей.
    Мода на фитнес и бодибилдинг - целая индустрия, бизнес, зарабатывающий на культе красивого тела. Если из занятий спортом делать культ, возводить это на уровень страсти, прилепляться к этому всей душой, и кроме развития своего тела ничего вокруг другого не видеть, это, естественно, не душеполезно. Занятия боксом и другими единоборствами могут нанести увечья и развить грех рукоприкладства. И так далее…

    Профессиональные бойцы и Православие
    В тоже время в этих видах спорта есть прямо противоположный пример - Федор Емельяненко. Наш земляк, родившийся в Рубежном, четырехкратный чемпион мира по ММА в тяжелом весе по версии «Pride FC», двукратный - по версии «RINGS», двукратный - по версии «WAMMA» (бои без правил), четырехкратный чемпион мира и семикратный чемпион России по боевому самбо. Это нагляднейший пример православного отношения к спорту, тем более к боям без правил в которых он участвовал. Его отношение к соперникам и православная вера помогает ему оставаться христианином всегда. Он часто приводит слова полководца Суворова, которые стали для него правилом: «Победи себя - и будешь непобедим! Молись Богу - от Него победа!».

    Несмотря на то, что Емельяненко, стал легендой в мире единоборств, первым номеров в рейтинге по всем классификациям смешанных единоборств и турнирных таблиц «боев без правил», его главной отличительной чертой является скромность. «У меня никогда нет злости по отношению к сопернику. Мне кажется, верующий человек по-другому просто не может. И не только тот, кто занимается борьбой. Можно и ракеткой по воланчику бить с таким озлоблением, как будто за сеткой - твой личный враг» - признавался Федор.

    Друга сторона медали - профессиональный спорт, как шоу, связанное с огромными деньгами. На эти зрелища ходят фанаты, которые на трибунах во время матчей впадают в массовую истерию. Так дается коллективный выход темным эмоциям толпы: неистовые крики, душераздирающий свист и безобразный мат-перемат. Последний такой пример, мы видели на финале Кубка Украины по футболу.

    Для самого же спортсмена, большая опасность состоит в том, что он способен усугубить человеческие пороки и страсти. Диакон храма преподобного Максима Исповедника отец Сергий Будников говорит: «Если человек по своему характеру тщеславен, самолюбив, горд - в спорте эти болезни души очень быстро и качественно разовьются. Наверное, через эту призму вопрос, может ли православный христианин заниматься спортом, звучит и острее и проблемнее. Становится очевидна его истинная суть».

    Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною
    И тут снова можно вспомнить Апостола Павла, который писал в послании к Коринфянам: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Спорт сам по себе не опасен. Ведь и человеку для поддержания жизненных сил требуется пища. Это естественная потребность. Но когда она перерастает в чревоугодие, то превращается в смертный грех. Так же и спорт способен стать страстью, иссушающей душу, способен стать разрушающей силой. Однако, если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры.

    Духовник олимпийской сборной России архимандрит Сильвестр, побывавший по благословению патриарха Кирилла на Олимпийских играх в Лондоне, рассказывал: «Спортсмены - живые люди со своими страхами, бедами, проблемами. И на таких соревнованиях, как Олимпийские игры, им особенно нужна поддержка в духовных вопросах. Потому что спорт невозможен без духовитости. Мое благословение не означает, что человек непременно выиграет. Но моя помощь, надеюсь, дает возможность человеку показать то, на что он способен. Многое решает воля Бога. Даже полное поражение - это не конец, это только начало пути. Я об этом часто говорю спортсменам. Много обсуждаем, что делать после спорта, ведь карьера скоротечна. Для многих та Олимпиада - последняя. Сегодня ты чемпион, к тебе особое отношение, а через какой-то год - обычный гражданин. Нужна новая цель, новая мотивация. Это сложный период в жизни. И атлеты не могут об этом не думать. Это не уныние, ибо уныние грех, а здравое отношение к жизни. Если мы не будем развивать спорт, то получим проблемы с наркоманией, пьянством, другими пороками. У молодежи должны быть ориентиры. Спорт их дает».

    Разумеется, с вышеприведенными точками зрения можно спорить, можно полемизировать по поводу совместимости профессионального спорта и Православия.


    Не случайно сегодня в церковной тематике очень часто поднимается вопрос об отношении к физической культуре и спорту. Почему именно сейчас, как никогда актуален этот вопрос? Сегодня эту на эту тему рассуждает преподаватель физического воспитания, кандидат в мастера спорта по легкой атлетике, вице-президент Ассоциации православных родителей Николай Соколов.

    Почему возникает вопрос о полезности или не полезности занятий физической культурой и спортом среди православных людей? Казалось бы, все из нас хотят быть здоровыми, сильными, не болеть. Но полемику в этом вопросе заводят некоторые противники здорового образа жизни, которые считают, что физическая культура и спорт не нужны для спасения души человека, а может быть, даже являются греховными занятиями для православного христианина. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

    «Когда мы читаем евангельские отрывки о том, как Христос воскресил мертвого или исцелил тело человека, мы редко задумываемся о том, что человеческое тело означает для Самого Бога, с любовью создавшего его для вечной жизни, и что оно должно бы означать для нас самих»,- говорил в своей проповеди митрополит Антоний Сурожский. И действительно, наши тела сотворены Богом, сотворены физически совершенными, в которые Господь «вложил свою любовь». Апостол Павел писал: "Прославляйте Господа и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии." (1 Кор.6,20)

    По сути, здоровье нашего тела, отличные физические данные - это бесценный дар Божий. Так стоит ли верующему пренебрегать этим даром? Ответ на этот вопрос мы находим в православной аскезе, которая учит, что жизнь тела должна быть организована вокруг жизни души, и достижение телесного здоровья – не цель для христианина. Потому правильнее было бы говорить не о том, мешает ли тело спасению, а о том, как тело может ему помочь. Об этом мы и поговорим.

    Святы отцы о физкультуре

    В святоотеческих творениях есть конкретные рекомендации христианам, занимающимся физкультурой. Например, знаменитый учитель христианской Церкви Климент Александрийский в своем знаменитом «Педагоге» писал: «Юношам нужно иметь телесное упражнение. Не будет никакого зла, если они будут упражнять свое тело в том, что полезно для здоровья - лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего». Отцы Церкви порицали в спорте то, что уводит человека от Бога, иссушает и убивает его душу, иными словами, то, что противоречит истинным христианским ценностям.

    На оздоровительное значение лечебной физкультуры указывал и святитель Феофан Затворник. Он рекомендовали людям умственного труда заниматься гимнастикой. К примеру, святой советовал прочитать книжку о «комнатной гимнастике», где приводятся различные упражнения для рук, ног, туловища, шеи и головы. В письме к своему духовному чаду он писал: «Здоровье надо беречь. Здоровье – что лошадка. Загонишь – ехать не на чем». Святитель рекомендовал каждый день хотя бы час гулять на свежем воздухе, спать и есть строго по потребности организма, воздерживаться от винопития, отказаться от сидячего образа жизни и по возможности заниматься интенсивной физической работой. Всё это надо четко исполнять, дабы «сделаться совсем недоступным для немощей».

    И святой праведный Алексий Мечев своему духовному чаду советовал заниматься физическими упражнениями. Он рекомендовал «заниматься гимнастикой, чтобы бороться с праздностью и развивать в себе волю, а некоторые современные миряне ,- писал святой,- о физкультуре даже слышать не хотят. Вероятно, это связано с тем, что они неверно понимают христианский аскетизм и в буквальном смысле стараются умертвить свою плоть ». Хотя, по выражению преподобного Пимена Великого: «Мы убийцы не тела, а страстей ».

    К сожалению, действительно бывает так, что сами христиане не понимают этого, и страдают от своих болезней, которые возникают от безответственного отношениия к своему здоровью. У таких людей зачастую не находится уже сил и к духовным упражнениям. Да еще и распространенный стереотип «скорбности и внешнего смирения» христианина бывает своеобразным аргументом не укреплять своё здоровье через физические упражнения, которые, по их мнению, не совместимы с Православием. При всех тех положительных моментах, которые происходят от болезни в духовном состоянии человека, все же нельзя согласиться, что попустительство в отношении своего здоровья это благо. И если говорить о православном подходе к этому вопросу, то противники телесного оздоровления не должны забывать «социальный» аспект физического здоровья. Ведь если мы болеем, то не можем помогать не только другим, но часто нашим близким приходиться смотреть за нами. Мы должны помнить, что нашим хорошим здоровьем мы служим ближним: рожаем и воспитываем детей, имеем возможность много трудиться, содержать семью, помогать окружающим и, в конце концов, в старости не быть обузой для родных.

    Мне кажется, в определенном смысле ответом на вопрос о цели занятий физкультурой являются слова святителя Игнатия(Брянчанинова): «Позволительно искать и просить у Бога исцеления при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху». Иначе говоря, врачевать движением и поддерживать свой организм в хорошей спортивной форме православным нужно для того, чтобы с полной отдачей служить Богу и близким. Ведь как ни крути, но помочь другим в бытовых нуждах или экстремальных ситуациях в полной мере может лишь тот, кто сам крепок духом, здоров и силен.

    Известно, что святая преподобномученица Елисавета занималась спортом, плавала, играла в теннис, и нередко, поздравляя своих близких с церковными праздниками, желала им помимо душевного спасения еще и крепкого здоровья, которое необходимо, - как она писала,- «чтобы были силы молиться». Впоследствии ее физическая подготовка позволяла ей выдерживать очень тяжелые нагрузки настоятельницы Марфо-Мариинской обители.

    Святой праведный Иоанн Кронштадтский по утрам старался выходить в сад, где совершал перед началом напряженного дня прогулку и читал свое молитвенное правило.

    Святитель Иоанн Златоуст отмечал, что в изнеженном и расслабленном теле чувства находятся «не в здравом состоянии, но слабы и безжизненны; а без этого нет и приятного ощущения здоровья». Всё в мире портится от бездействия. Вода стоячая загнивает, и железо, лежащее на открытом воздухе без применения ржавеет. Так и человек.

    Роль физкультуры в нашей жизни

    «Физический труд играет важную роль в формировании нашей личности и преодолении греховности, потому что учит нашу душу сосредоточенности, целенаправленности, активности и многому другому,- писал священник Георгий Рябых. К сожалению, сейчас люди, живущие в больших городах, не имеют возможности трудиться физически: скорее, упор делается на ум и на эмоциональную сферу. Тело в условиях комфортабельной жизни просто деградирует... А страдает в итоге душа: расслабленный организм быстро устает и чаще болеет, оттого человеку становится трудно молиться, трудно общаться с людьми и делать добрые дела. Поэтому жизненно необходимо давать телу какую-то нагрузку, тренировку. Но важен тут, конечно, не сам спорт как таковой – тем, кто превращает физические нагрузки в самоцель, он может быть и не полезен. Если же спорт дает возможность донести до других людей некие важные, с христианской точки зрения, ценности, занятие им может способствовать спасению. Но когда спорт – только зрелище, когда цель человека – исключительно демонстрация красоты и мощи своего тела, жажда победы, известности – тогда спорт лишь уводит человека от Истины».

    Православный врач К.В. Зорин утверждает, что «рациональные занятия физкультурой и спортом воспитывают твердость, целеустремленность и мужество характера, умение владеть собой в экстремальных ситуациях и преодолевать неизбежные жизненные трудности, развивают силу, пластичность и выносливость. А праздность и леность делают человека вялым, незакаленным. Хилое, нетренированное или, наоборот, изможденное неумеренными нагрузками тело нередко калечит и психику: расслабляет волю, формирует комплекс неполноценности, снижает жизненный тонус, доводит до депрессии… Таким образом, христианство провозглашает разумное физическое воспитание действенным методом укрепления здоровья, повышения и сохранения высокой работоспособности, бодрости и творческой активности. Слава Богу, когда люди развивают физические дарования и таланты, вложенные Творцом в природу человека».

    Апостол Павел напоминал, что телесное здоровье – не самодостаточно и не есть самоцель. Оно призвано лишь обеспечить нормальную жизнедеятельность человека. При этом духовное здоровье несомненно важнее. Для его приобретения телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно (1 Тим.4,8). Но обратим внимание: «мало полезно» - не значит «вредно».

    По мысли апостола, видя стремление спортсменов выиграть состязания, христиане должны делать для себя нравственные выводы, воодушевляться на подвиг веры. Подобно спортсменам, все мы призваны быть, во-первых, такими же упорными, но в борьбе с грехом, а во-вторых, - такими же усердными, но в достижении духовных побед. Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного (1 Кор.9,24-25).

    «Безголовая педагогика»

    Колоссальные психические нагрузки, которые предъявляет нам сегодня современный мир, требуют от человека большого запаса и прочности жизненных и физических сил, чтобы противостоять всем негативным воздействиям.

    Cегодня даже дети начальных классов находятся в состоянии постоянного стресса в необъявленном эксперименте по определению прочности неокрепшей нервной системы ребенка. Долго ли еще выдержит организм ребенка, у которого школьный день с серьезными учебными нагрузками длится, как ненормированный рабочий день взрослого человека? Плюс различные кружки и секции, в основном, творческие, где дети опять сидят : рисуют, играют на музыкальных инструментах, учат иностранные языки и т.д. А вечером дома – домашнее задание, и если остается время, то непременно телевизор и компьютер, - и так каждый день. Даже если при этом дети правильно питаются, достаточно спят, их организм все равно с возрастом истощается из-за нехватки движения. И как результат, сегодня многие дети уже к среднему школьному возрасту становятся слабыми, имеют нарушения осанки и различные психосоматические расстройства. Движение - это не полезная добавка для улучшения состояния здоровья, а необходимое условие нормальной работы организма.

    То количество часов, которое выделено в школьной программе на физкультуру совершенно недостаточно. Сегодня специалисты единодушны в том, что растущему организму необходимо никак не меньше 8 часов физкультурных занятий в неделю, а оптимально около двух часов физической активности в день. Из них на занятия физкультурой в пределах школьного расписания отводится всего 1,5 часа (два урока) в неделю. Дай Бог, чтобы ситуация в ближайшее время изменилась, и в школах добавили еще хотя бы один час занятий физкультурой в неделю. Кстати, и распределять эти часы нужно грамотно, распределяя их равномерно в течение всей неделе, а не делать подряд два-три урока в один день. Я не говорю здесь о качестве уроков, когда во многих школах до сих пор преподаватель бросает детям мяч и те ближайшие 45 минут занимаются, то ли регби, то ли баскетболом, но никак не физической культурой. Кроме уроков физкультуры хорошо бы ввести за правило перед уроками делать несложные упражнения, а также небольшие на 1-2 мин. паузы и во время занятий для разгрузки глаз и снятия мышечного напряжения. Остальные же часы помимо уроков нужно добирать самостоятельно за счет занятий в спортивных кружках, секциях, прогулками на свежем воздухе. И если из этого времени хотя бы часть времени родители проведут вместе с сыном или дочкой это будет и полезное семейное общение, и общий вклад в сохранение здоровья не только ребенка, но и родителей.
    В свое время К.Д.Ушинский писал: "Для нас любая нехристианская педагогика - вещь немыслимая, безголовый урод, деятельность без цели и без результата впереди". Думаю, что педагогика в области физкультуры у нас сейчас именно такая - " безголовая" и однобокая.

    Почему сейчас много внимания уделяется этому вопросу? Да потому что раньше, когда физический труд был в нашей жизни, человек развивался органично: в старину люди не знали половины современных болезней. Поэтому надо стремиться привить понимание того, что физические упражнения - это ежедневная необходимость, благодаря которым утверждается жизнелюбие и здоровый образ жизни, а не пассивная жизненная позиция и хроническая усталость. Физическая культура должна быть средством решения жизненных задач.

    О православной культуре и культуре здоровья

    Недавно Святейший Патриарх Кирилл, выступая на встрече с молодежью в Нижнем Новгороде, в частности, сказал: «Занятие физической культурой так же важно, как и овладение духовной культурой. Богу было угодно соединить духовное и физическое в единой человеческой личности – как Божественное и человеческое было соединено в единой богочеловеческой Личности Господа Иисуса Христа. На этом сочетании того и другого строится вся человеческая жизнь …Я очень положительно отношусь к физкультуре и спорту, и вот почему: физическая культура направлена на развитие, на совершенствование нашего физического естества. И это действительно так, иначе мы не употребляли бы слово «культура» по отношению к спорту», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.

    Неслучайно этот вопрос был затронут в молодежной среде. Ведь для детей, учащейся молодежи физическая культура должна быть несравненно больше, чем обычный школьный урок. Это немаловажная часть формирования целостной культуры человека. Достаточно ли знать историю и литературу, получить высшее образование, чтобы называться культурным человеком? И разве включает культура поведения лишь умение пользоваться ножом и вилкой, здороваться и уступать место в транспорте? Оказывается, существует и необходимы человеку еще культура тела, культура питания, культура движений, культура поведения, составляющие в целом культуру здоровья. И чтобы быть здоровым во взрослой жизни, познавать эту культуру надо с самого раннего детства, а еще лучше, если познавать её будут будущие родители, намереваясь рожать здоровых, крепких детей.

    Так нужна ли православному, церковному человеку культура тела? К сожалению, в православном сознании закрепился односторонний закоренелый взгляд на физическую культуру, как на сферу развития только двигательных способностей человека, которое часто способствует развитию тщеславия и других греховных наклонностей.

    Иван Ильин в своей работе « Основы православной культуры» ставит наболевший вопрос: «Не объясняется ли процесс отхода масс от православной Церкви помимо массового духовного кризиса, еще и тем, что христианство доселе не побороло в себе мироотречного уклона, который не учит ответственно входить в мир и радостно творить в нем во славу Божию». Мне кажется, именно об этом говорил Святейший Патриарх перед молодежью в Нижнем Новгороде.

    Православный человек должен быть примером для всех, не только проявляя свою порядочность, честность, доброту и другие добродетели, но и быть образцом физически гармоничного человека. Христианин не имеет права быть бескультурным по отношению к своему телу и здоровью. Еще раз хочется привести известные слова апостола Павла, который, говоря о грехах против тела предельно ясно обозначил, «что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа …» (1 Кор.6.,20.) А физическая культура – непременное условие гармоничного развития, как человеческой личности, так и здорового тела.

    «Все мне позволительно, но не все полезно…»

    В Основах социальной концепции РПЦ сказано, что «… для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом ». Хочу обратить внимание, что здесь речь идет именно о профилактике заболеваний и поддержании здоровья. Что же касается профессионального спорта, где преобладают колоссальные физические нагрузки, способные надорвать здоровье и психику человека, и особенно молодого, и где, кроме того, через желание победы возбуждаются и поощряются в душе спортсмена такие сильнейшие и губительные страсти, как азарт, ненависть к сопернику, гордыня, тщеславие и сребролюбие, то вряд ли эти занятия направлены на поддержание здоровья и будут спасительными. Вспомним также и об использовании запрещенных наркодопингов со всеми разрушительными для психики человека последствиями.

    По поводу того, каким видом спорта можно заниматься, а каким нежелательно единого мнения нет. Но практически всегда в зону критики попадают такие виды, как аэробика, фитнес, спортивные танцы, синхронное плавание и т.п., поскольку они состоят из сексуально-чувственных телодвижений, представляющих собою соблазн, как для самого спортсмена, так и для окружающих его людей. Мода на фитнес, культуризм пришла к нам с Запада. Культ красивого тела – явление чисто языческое, свойственное античной культуре. Сейчас это целая индустрия, которая имеет под собой некий культ, свою религию, своих богов и иконы – изображения обладателей лучших, наиболее красивых тел, свои атрибуты, принципы питания и т.п., - вся жизнь человека посвящена здесь возделыванию своего тела. Если из занятий спортом делать культ, возводить это на уровень страсти, прилепляться к этому всей душой, и кроме развития своего тела ничего вокруг другого не видеть, это, естественно, не душеполезно.

    Не приветствуются также занятия восточными единоборствами, боевыми поединками, где повреждается лицо и тело человека, как носителя Образа Божьего.

    Еще один важный аспект: профессиональный спорт – это шоу, связанное с огромными деньгами. На эти зрелища ходят фанаты, которые на трибунах во время матчей впадают в массовый экстаз. Так дается коллективный выход темным эмоциям толпы: неистовые крики, душераздирающий блатной свист и безобразный мат-перемат. Это называется - "культурно провести время". А что делается при этом в душе самого спортсмена-кумира, какие душепагубные страсти овладевают всем его существом болельшики даже и не ведают. Об этом писал еще Иоанн Златоуст, когда некоторые из его слушателей после беседы с ним отправлялись на скачки, где «впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, или лучше, плач».

    Каким видом спорта заняться?

    Перед православными педагогами и родителями непременно рано или поздно встанет вопрос, как организовать детский досуг с пользой для здоровья. Наверное, надо решать этот вопрос родителям и педагогом совместно с опытными священниками. Примечателен ответ на этот вопрос игумена Евмения, который сказал, что надо выбирать те виды, которые не вызывают чувства агрессии, где меньше травматизма, где проявляется командное единство… Занятия боксом могут нанести увечья и развить грех рукоприкладства; в занятиях регби – много шума и толкотни; акробатика – это повышенная опасность падений и травматизма. Наиболее оптимальные виды спорта – это игровые, такие как: волейбол, баскетбол, водное поло и др. Занимаясь ими, юноша или девушка чувствуют свою ответственность перед командой; эти виды спорта развивают игровое мышление, двигательную координацию, наблюдательность и подвижность… Спортсмены этих видов менее заносчивы и агрессивны, чем хоккеисты или футболисты. Кроме игровых видов спорта хотелось бы порекомендовать виды, где спортсмены преимущественно занимаются на свежем воздухе. К ним отнесем лыжный спорт и биатлон, греблю, конькобежный спорт, велоспорт и ходьба. Эти спортсмены, ласково называемые «циклики», обычно миролюбивы, спокойны и ответственны в своих поступках.

    Что же касается обычной физкультуры, то для христиан вполне приемлем целый ряд самых простых и эффективных упражнений, которые мы все разучивали еще в школе. Но, занимаясь физкультурой, христианин должен всегда чувствовать меру. Обычные физкультурные занятия мужчины не должны перерастать в страсть накачивать мышцы, а забота женщины о теле – переходить в самоцель получения вожделенной талии для пленения окружающих своей телесной красотой.

    Заключение

    Подводя итог всему вышесказанному, отмечу: православным можно и нужно разумно заниматься физкультурой и спортом во славу Божию, то есть поступать так, как сказано в Писании: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию». И если нашей целью будет воспитание, оздоровление собственной души, в том числе и через физические нагрузки, то этот внутренний ориентир не даст нам сбиться с правильного пути.

    И еще одно важное замечание: физическая сила как развитие двигательного аппарата – это одно, но еще есть сила духа, которой славились и богатыри, и святые. Очень много примеров, когда физически человек очень силен, но слаб духом, и не может оказать достойного сопротивления даже уличному хулигану. А бывало, что человек немощен, физически слаб, но настолько силен духом, что перед ним отступали полчища воинов.

    Но даже, если по разным причинам человек не занимается физкультурой или спортом, и если святая Православная вера потребует однажды от российских мужчин-христиан самоотверженного физического подвига для защиты Отечества, его православных святынь и всех наших ближних - женщин, стариков и детей, - наверняка, многие из них, с помощью Божией, сумеют повторить добрый пример святых иноков Пересвета и Осляби, святого праведного воина Феодора Ушакова, которые, хоть и не занимались спортом, но отличились в истории на века тем, что соединив свою отменную физическую силу с несокрушимой духовной молитвенной мощью, деятельно способствовали возрождению Святой Руси.

    Внимание: C декабря в Академгородке организуются занятия по оздоровительной гимнастике для детей с нарушениями осанки и всех желающих укрепить свое здоровье. Тренер-преподаватель, инструктор ЛФК - Соколов Николай Николаевич. Расписание занятий и запись по тел: 213-27-12