• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Армспорт

    Борьба на руках.

    Армспорт (Борьба на руках или Армрестлинг ; от англ. Arm sport, arm wrestling , где arm - предплечье) - вид спортивных единоборств . Во время матча одноимённые руки соревнующихся ставятся на твёрдую, ровную поверхность (как правило, стол), и ладони сцепляются в замок. Задачей соревнующегося рукоборца является прижатие руки противника к поверхности. На участников поединка накладывается ряд временных, технических и тактических ограничений (см. подробнее: Правила ).

    Несмотря на то, что армрестлинг не является олимпийским видом спорта , борьба на руках обладает большой популярностью во многих частях света.

    История

    Является древнейшим видом спорта, который был возрождён в 1960-е годы в США . В сентябре 1962 года в г. Петалума , штат Калифорния был проведён первый чемпионат мира по ристрестлингу - так была названа эта борьба (англ. wrist-restling , дословно - «борьба запястьями »).

    Правила

    К участию в поединке спортсмены допускаются только в спортивной одежде и спортивной обуви. Руки до середины плеча и кисти рук должны быть обнажены.

    Руки участников должны быть чистыми, без признаков кожных заболеваний, ногти коротко подстрижены. Бейсбольные кепки должны сниматься или поворачиваться козырьком назад. Допускается использование обуви на утолщённой подошве, высота подошвы не ограничивается. Во рту не должно быть жевательной резинки .

    На чемпионатах и первенствах России каждая команда-участница должна выступать в собственной, единой спортивной форме, отражающей название региона (города), который она представляет.

    Использовать на одежде и обуви эмблемы и товарные знаки коммерческих фирм и организаций допускается только с разрешения организаторов соревнований.

    Время, отведённое для выхода спортсмена на поединок после объявления его фамилии судьей-информатором, не должно превышать двух минут. В противном случае спортсмену будет засчитано поражение.

    В стартовой позиции спортсмены должны захватить руки таким образом, чтобы рефери видел суставы больших пальцев и имел возможность контролировать правильность захвата прикосновением к ним своим пальцем.

    Захват рук должен располагаться над центром стола (в вертикальном положении). Локти могут устанавливаться в любом месте подлокотника, кисть и предплечье должны составлять прямую линию.

    Свободной рукой спортсмен должен захватить штырь стола.

    Плечи участников поединка должны быть параллельны краю стола и не выходить за контрольную линию.

    Каждый участник поединка может при желании упираться одной ногой в ближнюю к себе стойку стола. Можно упираться ногой в дальнюю от себя стойку стола, если это не вызывает возражений соперника. В случае возражений соперника ногу от дальней стойки стола необходимо убрать.

    Поединок начинается по команде «Ready! Go!» (рус. «Готовность! Марш!» ) и заканчивается по команде «Стоп!» (англ. «Stop!» ).

    Победа присуждается спортсмену при любом соприкосновении пальцев, кисти или предплечья соперника с валиком, либо при пересечении ими условной горизонтали между верхними краями валиков.

    В случае срыва захвата или объявления предупреждения участники имеют право на отдых в течение 30 секунд.

    После первого разрыва захвата руки спортсменов должны увязываться специальным ремнем.

    Время отдыха спортсменов перед повторным поединком финала не должно превышать 3-х минут.

    Нарушения правил соревнований. К ним относятся:

    • Невыполнение команд рефери.
    • Преждевременный старт.
    • Отрыв локтя от подлокотника.
    • Соскальзывание локтя с подлокотника.
    • Пересечение средней линии стола головой, плечами.
    • Касание головой или плечом своего предплечья или захвата рук.
    • Умышленный разрыв захвата в некритическом для себя положении.
    • Использование положения, которое может повлечь за собой травму собственной руки.
    • Провоцирование ситуации, при которой рука соперника может быть повреждена.
    • Потеря контакта свободной руки со штырем стола.

    За указанные нарушения правил спортсмену объявляется предупреждение. Спортсмену, получившему два предупреждения, засчитывается поражение.

    Если спортсмен нарушает правила в критическом для себя положении, то ему засчитывается поражение. Критическим положением считается отклонение руки спортсмена от вертикали на 45 градусов и больше.

    Спортсмен не может быть допущен к поединку, если он находится в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения .

    Запрещается пользоваться стимуляторами , наркотиками.

    За угрозу, оскорбление или нанесение телесных повреждений члену Судейской коллегии или участнику соревнования спортсмен снимается с соревнований, место ему не определяется, очки команде не начисляются.

    Техника борьбы

    «Верхом» - выведение атакующим захвата кистевым движением к себе с пронацией.

    «Прямым движением» - по команде рефери атакующий резко акцентированным движением сгибает свое запястье и своей кистью толкает прямо кисть атакующего.

    «Притягиванием» - атакующий супинирует свою руку, не отпуская захвата, и согнутой кистью притягивает кисть соперника к себе.

    «Крюк нижний» - атакующий супинирует свою руку и в этом положении в захвате пытается преодолеть сопротивление соперника (чисто силовое действие)-самый распрострененный тип борьбы.

    «Крюк верхний» - спортсмен становится также как при борьбе верхом только не давая натяжки при старте уходит в бок пронируя кисть соперника (отличается от нижнего крюка тем что давление на кисть соперника оказывается в основном указательным и средним пальцем).

    «Трицепсом» - со старта спортсмен двигает плечо в сторону соперника одновременно подтягивая кисть соперника к себе и трицепсом придавливает его к подушке.

    Турниры

    Армрестлинг является одним из древнейших видов спорта и, несмотря на внешнюю простоту, он имеет много тонкостей и достаточно травмоопасен. Некоторые выигрывают благодаря необыкновенной силе, а кто-то за счет отличного знания технических приемов. Мы решили выяснить, кто же они такие, лучшие армрестлеры в мире.

    Джон Брзенк

    Джон уже долгие годы является настоящей иконой армрестлинга. Совсем скоро Джону исполнится уже 52 года, за которые он смог завоевать титул чемпиона мира 26 раз! Даже не слишком внушительные габариты не помешали американцу долгие годы держать лидерство в этом виде спорта и стать мировой легендой. При росте в 185 см, вес Джона колебался на отметке в 100 кг. Брзенк стал прототипом героя знаменитого фильма «Изо всех сил», с Сильвестром Сталлоне в главной роли.

    Денис Цыпленков

    Как и многие, Денис не сразу стал армрестлером, ведь начинал он с гиревого спорта. Сейчас Денис является одним из сильнейших армрестлеров мира, а также обладателем интерконтинентального пояса и титула чемпиона мира среди профессионалов. При росте 186 см, средний вес Цыпленкова составляет около 140 кг.

    Андрей Пушкарь

    Легендарный украинский армрестлер, он является десятикратным чемпионом мира и двенадцатикратным чемпионом Европы по армрестлингу. Андрей не только успевает разъезжать по соревнованиям, но и тренирует детей в собственном зале. При росте 192 см, вес Андрея составляет около 120 кг.

    Алексей Воевода

    Алексей является трехкратным чемпионом мира и трехкратным победителем Кубка мира (Nemiroff) по армрестлингу. В 2015 году после 8-летнего перерыва связанного с уходом в бобслей, Алексей решил вернуться в армрестлинг. Алексей Воевода – вегетарианец, что, по его мнению, помогает ему регулярно улучшать спортивные результаты.

    Девон Ларрат

    Возглавив мировой рейтинг, Девон Ларрат постепенно становится настоящей легендой армрестлинга. Вес канадца колеблется на отметке в 111 кг, а рост действительно впечатляет – 196 см. Девона можно назвать настоящим ученым в армрестлинге, он подходит к техническим приемам с особой тонкостью.

    Майкл Тодд

    Как часто повздорившие представители мужского пола произносят понятную всем фразу: «Пойдем, выйдем!». И выходят, дабы «выяснить отношения» по-мужски, а как бы было демократично, безопасно и спортивно прибегнуть к борьбе на руках! Так разрешали споры наши далеки предки, понимающие, что размахивание мечами или дубинами – не лучший способ определить, кто прав, а кто виноват. Как приблизительно выглядит борьба на руках – знают, наверное, все.

    Сам термин «армрестлинг» происходит от английских слов: «arm» рука, wrestling – борьба. Термин как нельзя точно передаёт суть спорта – соперники борются на руках по определенным правилам. Если быть более точным, то участники поединка ставят локти на стол, сцепляют руки и пытаются пересилить друг друга, пока рука одного из соперников не окажется прижатой к поверхности стола. Однако не каждая молодецкая забава может считаться спортом, до 1952 года армрестлинг был именно забавой, не имея официального статуса как вид спорта. В 1952 году американский журналист Билл Соберанес впервые в истории организовал официальные соревнования по армрестлингу. Это событие, ознаменовавшее рождение нового вида спорта, произошло в одном из баров города Петалума (Калифорния).

    Несмотря на то, что старт развитию молодого вида спорта был дан, это состязание все-таки было местного (если не местечкового) масштаба. Таким оно оставалось еще 10 лет. А в 1962 году в том же городке прошли соревнования далеко не местного значения — чемпионат мира по армрестлингу. Конечно, это случилось не внезапно! Это десятилетие было отмечено не просто ростом популярности подобных соревнований, оно научило людей относится к армрестлингу как к спорту, а не просто возможности показать свою удаль. После за «раскрутку» берётся телевидение: с 1969 года чемпионаты по армрестлингу в течение 16 лет транслировались телекомпанией АВС в рамках программы «Спорт во всем мире» (Wide World of Sports). Благодаря телевиденью многие любители сей старинной мужской забавы, практиковавшие ее в различных барах, впервые узнали, что являются спортсменами!

    Билл Соберанс не только стал регулярно проводить соревнования, но и первым зарегистрировал спортивную федерацию, хотя на данный момент в мире существуют три крупные организации.

    В России армспорт появился в 1989 году, когда была организована первая матчевая встреча СССР - США - Канада. В отечественной команде профессиональных армрестлеров не было, их заменили видными «силовиками». Кажущаяся простота движений создала иллюзию возможности такой замены. Однако надежды не оправдались: свои поединки проиграли почти все спортсмены! Единственным исключением стал олимпийский чемпион по тяжелой атлетике Салтан Рахманов.

    6 января 1991 года была организована Российская Ассоциация армрестлинга. Многие отечественные спортсмены добивались самых высоких успехов, так что на сегодня Российская команда традиционно относится к фаворитам турниров любого уровня.

    Армрестлинг (также Армспорт; где arm — предплечье) — это борьба на руках, относится к виду спортивных единоборств. Во время матча одноимённые руки спортсменов ставятся на ровную, твёрдую поверхность, и ладони скрепляются в замок. Цель рукоборца — прижатие руки соперника к поверхности стола. На участников схватки накладывается ряд тактических, технических и временных ограничений.

    Несмотря на то, что армрестлинг это не олимпийский вид спорта, он обладает огромной популярностью во всём мире.

    Армрестлинг: правила

    К участию в борьбе на руках (армрестлингу) допускаются атлеты лишь в спортивной обуви и спортивной одежде. Кисти рук и руки до середины плеча должны быть обнажены. Это первое правило армрестлинга.

    Не допускается использовать предохраняющие бинты и повязки на локтях и запястьях, а также на пальцах не должно быть перстней и обручальных колец. Это второе правило армрестлинга.

    Руки рукоборцов должны быть опрятными, без кожных заболеваний, с коротко подстриженными ногтями. Бейсболки должны сниматься, либо поворачиваться козырьком назад. Возможно использование обуви на толстой подошве, высота подошвы допускается любая. Жевательной резинки не должно быть во рту. Это третье правило армрестлинга.

    Использовать на обуви и одежде товарные знаки и эмблемы коммерческих организаций и фирм возможно лишь с разрешения устроителей соревнований. Это 4-ое правило армрестлинга.

    Время, которое даётся рукоборцу для выхода на поединок после объявления его имени судьей-информатором, не должно быть больше двух минут. Если оно превышено то атлету засчитывается поражение.

    В стартовой позиции атлеты должны так захватить руки, чтобы судья видел суставы больших пальцев и мог контролировать правильность захвата.

    Захват рук должен быть в вертикальном положении, над центром стола. Локти могут находиться в любом месте подлокотника, предплечье и кисть составляют прямую линию.

    Свободной рукой рукоборец должен держаться за штырь стола.

    Плечи атлетов не должны выходить за контрольную линию и быть параллельно краю стола.

    Рукоборец, при желании может упираться одной ногой в ближнюю к себе стойку стола. Возможно упираться и в дальнюю стойку, если противник не возражает.

    Схватка начинается по команде «Ready! Go!» и завершается по команде «Stop!».

    Победа отдаётся атлету при любом касании предплечья, кисти или пальцев оппонента с валиком, или при пересечении ими горизонтали, условно проведённой между верхними краями валиков.

    В случае объявления предупреждения или срыва захвата спортсмены имеют право на отдых в 30 секунд.

    После 1-го разрыва захвата руки атлетов должны закрепляться специальным ремнём.

    Время отдых рукоборцев перед повторным поединком финала не должно быть больше 3-х минут.

    К нарушениям правил соревнований в армрестлинге относятся:

    1. Преждевременный старт.
    2. Соскальзывание локтя с подлокотника.
    3. Касание плечом или головой захвата рук или своего предплечья.
    4. Использование положения, которое может повлечь за собой травму собственной руки.
    5. Потеря контакта свободной руки со штырем стола.
    6. Невыполнение команд судьи.
    7. Отрыв локтя от подлокотника.
    8. Пересечение средней линии стола плечами, головой.
    9. Умышленный разрыв захвата в некритической для себя ситуации.
    10. Провоцирование ситуации, при которой рука противника может быть повреждена.

    За нарушения правил атлету объявляется предупреждение. Атлету, получившему два таких предупреждения объявляется поражение.

    Если рукоборец нарушает правила соревнований в критической для себя ситуации, то ему объявляется поражение. Критической ситуацией принято считать отклонение руки атлета от вертикали на 45 градусов и больше.

    Рукоборец не допускается к поединку, если он пьян или в состоянии наркотического опьянения.

    Не допускается использование наркотиков и стимуляторов.

    За оскорбление, угрозу или нанесение побоев участнику соревнования или члену Судейской коллегии рукоборей снимается с соревнований.

    Техника борьбы в армрестлинге

    «Прямым движением» — по команде судьи атакующий резко сгибает свое запястье и своей кистью толкает прямо кисть соперника.

    «Верхом» — выведение атакующим захвата кистевым движением к себе с пронацией.

    «Притягиванием» — атакующий, не отпуская захвата, супинирует свою руку, и согнутой кистью притягивает кисть противника к себе.

    «Трицепсом» — до начала атаки атлет двигает плечо в сторону противника одновременно подтягивая кисть оппонента к себе и трицепсом прижимает его к подушке.

    «Нижний крюк» — атлет супинирует свою руку и в этом положении в захвате пытается преодолеть сопротивление оппонента (чисто силовое действие)- это самый популярный вид борьбы на руках.

    «Верхний крюк» — атлет становится также как при схватке верхом только не давая натяжки при старте уходит в бок пронируя кисть соперника (отличается от нижнего крюка тем что давление на кисть противника оказывается в основном средним и указательным пальцем).

    Был проведён первый чемпионат мира по ристрестлингу - так была названа эта борьба (англ. arm-wrestling , дословно - «борьба запястьями »).

    Правила

    К участию в поединке спортсмены допускаются только в спортивной одежде и спортивной обуви. Руки до середины плеча и кисти рук должны быть обнажены.

    Руки участников должны быть чистыми, без признаков кожных заболеваний, ногти коротко подстрижены. Бейсбольные кепки должны сниматься или поворачиваться козырьком назад. Допускается использование обуви на утолщённой подошве, высота подошвы не ограничивается. Во рту не должно быть жевательной резинки .

    На чемпионатах и первенствах России каждая команда-участница должна выступать в собственной, единой спортивной форме, отражающей название региона (города), который она представляет.

    Использовать на одежде и обуви эмблемы и товарные знаки коммерческих фирм и организаций допускается только с разрешения организаторов соревнований.

    Время, отведённое для выхода спортсмена на поединок после объявления его фамилии судьей-информатором, не должно превышать двух минут. В противном случае спортсмену будет засчитано поражение.

    В стартовой позиции спортсмены должны захватить руки таким образом, чтобы рефери видел суставы больших пальцев и имел возможность контролировать правильность захвата прикосновением к ним своим пальцем.

    Захват рук должен располагаться над центром стола (в вертикальном положении). Локти могут устанавливаться в любом месте подлокотника, кисть и предплечье должны составлять прямую линию.

    Свободной рукой спортсмен должен захватить штырь стола.

    Плечи участников поединка должны быть параллельны краю стола и не выходить за контрольную линию.

    Каждый участник поединка может при желании упираться одной ногой в ближнюю или дальнюю к себе стойку стола.

    Поединок начинается по команде «Ready! Go!» (рус. «Готовность! Марш!» ) и заканчивается по команде «Stop!» (рус. «Стоп!» ).

    Победа присуждается спортсмену при любом соприкосновении пальцев, кисти или предплечья соперника с валиком, либо при пересечении ими условной горизонтали между верхними краями валиков.

    В случае срыва захвата или объявления предупреждения участники имеют право на отдых в течение 30 секунд.

    После первого разрыва захвата руки спортсменов должны увязываться специальным ремнем.

    Время отдыха спортсменов перед повторным поединком финала не должно превышать 3-х минут.

    К нарушениям правил соревнований относятся:

    • Невыполнение команд рефери.
    • Преждевременный старт.
    • Отрыв локтя от подлокотника.
    • Соскальзывание локтя с подлокотника.
    • Пересечение средней линии стола головой, плечами.
    • Касание головой или плечом своего предплечья или захвата рук.
    • Умышленный разрыв захвата в критическом для себя положении.
    • Использование положения, которое может повлечь за собой травму собственной руки.
    • Провоцирование ситуации, при которой рука соперника может быть повреждена.
    • Потеря контакта свободной руки со штырем стола.

    За указанные нарушения правил спортсмену объявляется предупреждение. Спортсмену, получившему два предупреждения, засчитывается поражение.

    Если спортсмен нарушает правила в критическом для себя положении, то ему засчитывается поражение. Критическим положением считается отклонение руки спортсмена от вертикали на 45 градусов и больше.

    Спортсмен не может быть допущен к поединку, если он находится в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения .

    «Прямым движением» - по команде рефери атакующий резко акцентированным движением сгибает своё запястье и своей кистью толкает прямо кисть атакующего.

    «Притягиванием» - атакующий супинирует свою руку, не отпуская захвата, и согнутой кистью притягивает кисть соперника к себе.

    «Крюк нижний» - атакующий супинирует свою руку и в этом положении в захвате пытается преодолеть сопротивление соперника (чисто силовое действие)-самый распространенный тип борьбы.

    «Крюк верхний» - спортсмен становится также как при борьбе верхом только не давая натяжки при старте уходит в бок, пронируя кисть соперника (отличается от нижнего крюка тем что давление на кисть соперника оказывается в основном указательным и средним пальцем).

    «Трицепсом» - со старта спортсмен двигает плечо в сторону соперника одновременно подтягивая кисть соперника к себе и трицепсом придавливает его к подушке.

    Турниры

    В России и в мире регулярно проводятся турниры и чемпионаты по армрестлингу. Помимо официальных соревнований, существует множество частных и коммерческих турниров. Среди них можно отметить:

    • Nemiroff World Cup (один из самых престижных мировых турниров для профессионалов)
    • International tournament «ZLOTY TUR CUP » (профессиональный турнир в Польше)
    • Золотой Медведь (Временно не проводится)
    • Дух Спорта (Турнир для спортсменов разных уровней)

    Напишите отзыв о статье "Армрестлинг"

    Примечания

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Армрестлинг

    Пьер вскочил с дивана и шатаясь бросился к ней.
    – Я тебя убью! – закричал он, и схватив со стола мраморную доску, с неизвестной еще ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на нее.
    Лицо Элен сделалось страшно: она взвизгнула и отскочила от него. Порода отца сказалась в нем. Пьер почувствовал увлечение и прелесть бешенства. Он бросил доску, разбил ее и, с раскрытыми руками подступая к Элен, закричал: «Вон!!» таким страшным голосом, что во всем доме с ужасом услыхали этот крик. Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, ежели бы
    Элен не выбежала из комнаты.

    Через неделю Пьер выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями, что составляло большую половину его состояния, и один уехал в Петербург.

    Прошло два месяца после получения известий в Лысых Горах об Аустерлицком сражении и о погибели князя Андрея, и несмотря на все письма через посольство и на все розыски, тело его не было найдено, и его не было в числе пленных. Хуже всего для его родных было то, что оставалась всё таки надежда на то, что он был поднят жителями на поле сражения, и может быть лежал выздоравливающий или умирающий где нибудь один, среди чужих, и не в силах дать о себе вести. В газетах, из которых впервые узнал старый князь об Аустерлицком поражении, было написано, как и всегда, весьма кратко и неопределенно, о том, что русские после блестящих баталий должны были отретироваться и ретираду произвели в совершенном порядке. Старый князь понял из этого официального известия, что наши были разбиты. Через неделю после газеты, принесшей известие об Аустерлицкой битве, пришло письмо Кутузова, который извещал князя об участи, постигшей его сына.
    «Ваш сын, в моих глазах, писал Кутузов, с знаменем в руках, впереди полка, пал героем, достойным своего отца и своего отечества. К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно – жив ли он, или нет. Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив, ибо в противном случае в числе найденных на поле сражения офицеров, о коих список мне подан через парламентеров, и он бы поименован был».
    Получив это известие поздно вечером, когда он был один в. своем кабинете, старый князь, как и обыкновенно, на другой день пошел на свою утреннюю прогулку; но был молчалив с приказчиком, садовником и архитектором и, хотя и был гневен на вид, ничего никому не сказал.
    Когда, в обычное время, княжна Марья вошла к нему, он стоял за станком и точил, но, как обыкновенно, не оглянулся на нее.
    – А! Княжна Марья! – вдруг сказал он неестественно и бросил стамеску. (Колесо еще вертелось от размаха. Княжна Марья долго помнила этот замирающий скрип колеса, который слился для нее с тем,что последовало.)
    Княжна Марья подвинулась к нему, увидала его лицо, и что то вдруг опустилось в ней. Глаза ее перестали видеть ясно. Она по лицу отца, не грустному, не убитому, но злому и неестественно над собой работающему лицу, увидала, что вот, вот над ней повисло и задавит ее страшное несчастие, худшее в жизни, несчастие, еще не испытанное ею, несчастие непоправимое, непостижимое, смерть того, кого любишь.
    – Mon pere! Andre? [Отец! Андрей?] – Сказала неграциозная, неловкая княжна с такой невыразимой прелестью печали и самозабвения, что отец не выдержал ее взгляда, и всхлипнув отвернулся.
    – Получил известие. В числе пленных нет, в числе убитых нет. Кутузов пишет, – крикнул он пронзительно, как будто желая прогнать княжну этим криком, – убит!
    Княжна не упала, с ней не сделалось дурноты. Она была уже бледна, но когда она услыхала эти слова, лицо ее изменилось, и что то просияло в ее лучистых, прекрасных глазах. Как будто радость, высшая радость, независимая от печалей и радостей этого мира, разлилась сверх той сильной печали, которая была в ней. Она забыла весь страх к отцу, подошла к нему, взяла его за руку, потянула к себе и обняла за сухую, жилистую шею.
    – Mon pere, – сказала она. – Не отвертывайтесь от меня, будемте плакать вместе.
    – Мерзавцы, подлецы! – закричал старик, отстраняя от нее лицо. – Губить армию, губить людей! За что? Поди, поди, скажи Лизе. – Княжна бессильно опустилась в кресло подле отца и заплакала. Она видела теперь брата в ту минуту, как он прощался с ней и с Лизой, с своим нежным и вместе высокомерным видом. Она видела его в ту минуту, как он нежно и насмешливо надевал образок на себя. «Верил ли он? Раскаялся ли он в своем неверии? Там ли он теперь? Там ли, в обители вечного спокойствия и блаженства?» думала она.
    – Mon pere, [Отец,] скажите мне, как это было? – спросила она сквозь слезы.
    – Иди, иди, убит в сражении, в котором повели убивать русских лучших людей и русскую славу. Идите, княжна Марья. Иди и скажи Лизе. Я приду.
    Когда княжна Марья вернулась от отца, маленькая княгиня сидела за работой, и с тем особенным выражением внутреннего и счастливо спокойного взгляда, свойственного только беременным женщинам, посмотрела на княжну Марью. Видно было, что глаза ее не видали княжну Марью, а смотрели вглубь – в себя – во что то счастливое и таинственное, совершающееся в ней.
    – Marie, – сказала она, отстраняясь от пялец и переваливаясь назад, – дай сюда твою руку. – Она взяла руку княжны и наложила ее себе на живот.
    Глаза ее улыбались ожидая, губка с усиками поднялась, и детски счастливо осталась поднятой.
    Княжна Марья стала на колени перед ней, и спрятала лицо в складках платья невестки.
    – Вот, вот – слышишь? Мне так странно. И знаешь, Мари, я очень буду любить его, – сказала Лиза, блестящими, счастливыми глазами глядя на золовку. Княжна Марья не могла поднять головы: она плакала.
    – Что с тобой, Маша?
    – Ничего… так мне грустно стало… грустно об Андрее, – сказала она, отирая слезы о колени невестки. Несколько раз, в продолжение утра, княжна Марья начинала приготавливать невестку, и всякий раз начинала плакать. Слезы эти, которых причину не понимала маленькая княгиня, встревожили ее, как ни мало она была наблюдательна. Она ничего не говорила, но беспокойно оглядывалась, отыскивая чего то. Перед обедом в ее комнату вошел старый князь, которого она всегда боялась, теперь с особенно неспокойным, злым лицом и, ни слова не сказав, вышел. Она посмотрела на княжну Марью, потом задумалась с тем выражением глаз устремленного внутрь себя внимания, которое бывает у беременных женщин, и вдруг заплакала.
    – Получили от Андрея что нибудь? – сказала она.
    – Нет, ты знаешь, что еще не могло притти известие, но mon реrе беспокоится, и мне страшно.
    – Так ничего?
    – Ничего, – сказала княжна Марья, лучистыми глазами твердо глядя на невестку. Она решилась не говорить ей и уговорила отца скрыть получение страшного известия от невестки до ее разрешения, которое должно было быть на днях. Княжна Марья и старый князь, каждый по своему, носили и скрывали свое горе. Старый князь не хотел надеяться: он решил, что князь Андрей убит, и не смотря на то, что он послал чиновника в Австрию розыскивать след сына, он заказал ему в Москве памятник, который намерен был поставить в своем саду, и всем говорил, что сын его убит. Он старался не изменяя вести прежний образ жизни, но силы изменяли ему: он меньше ходил, меньше ел, меньше спал, и с каждым днем делался слабее. Княжна Марья надеялась. Она молилась за брата, как за живого и каждую минуту ждала известия о его возвращении.

    – Ma bonne amie, [Мой добрый друг,] – сказала маленькая княгиня утром 19 го марта после завтрака, и губка ее с усиками поднялась по старой привычке; но как и во всех не только улыбках, но звуках речей, даже походках в этом доме со дня получения страшного известия была печаль, то и теперь улыбка маленькой княгини, поддавшейся общему настроению, хотя и не знавшей его причины, – была такая, что она еще более напоминала об общей печали.
    – Ma bonne amie, je crains que le fruschtique (comme dit Фока – повар) de ce matin ne m"aie pas fait du mal. [Дружочек, боюсь, чтоб от нынешнего фриштика (как называет его повар Фока) мне не было дурно.]
    – А что с тобой, моя душа? Ты бледна. Ах, ты очень бледна, – испуганно сказала княжна Марья, своими тяжелыми, мягкими шагами подбегая к невестке.
    – Ваше сиятельство, не послать ли за Марьей Богдановной? – сказала одна из бывших тут горничных. (Марья Богдановна была акушерка из уездного города, жившая в Лысых Горах уже другую неделю.)
    – И в самом деле, – подхватила княжна Марья, – может быть, точно. Я пойду. Courage, mon ange! [Не бойся, мой ангел.] Она поцеловала Лизу и хотела выйти из комнаты.
    – Ах, нет, нет! – И кроме бледности, на лице маленькой княгини выразился детский страх неотвратимого физического страдания.
    – Non, c"est l"estomac… dites que c"est l"estomac, dites, Marie, dites…, [Нет это желудок… скажи, Маша, что это желудок…] – и княгиня заплакала детски страдальчески, капризно и даже несколько притворно, ломая свои маленькие ручки. Княжна выбежала из комнаты за Марьей Богдановной.
    – Mon Dieu! Mon Dieu! [Боже мой! Боже мой!] Oh! – слышала она сзади себя.
    Потирая полные, небольшие, белые руки, ей навстречу, с значительно спокойным лицом, уже шла акушерка.
    – Марья Богдановна! Кажется началось, – сказала княжна Марья, испуганно раскрытыми глазами глядя на бабушку.
    – Ну и слава Богу, княжна, – не прибавляя шага, сказала Марья Богдановна. – Вам девицам про это знать не следует.
    – Но как же из Москвы доктор еще не приехал? – сказала княжна. (По желанию Лизы и князя Андрея к сроку было послано в Москву за акушером, и его ждали каждую минуту.)
    – Ничего, княжна, не беспокойтесь, – сказала Марья Богдановна, – и без доктора всё хорошо будет.
    Через пять минут княжна из своей комнаты услыхала, что несут что то тяжелое. Она выглянула – официанты несли для чего то в спальню кожаный диван, стоявший в кабинете князя Андрея. На лицах несших людей было что то торжественное и тихое.
    Княжна Марья сидела одна в своей комнате, прислушиваясь к звукам дома, изредка отворяя дверь, когда проходили мимо, и приглядываясь к тому, что происходило в коридоре. Несколько женщин тихими шагами проходили туда и оттуда, оглядывались на княжну и отворачивались от нее. Она не смела спрашивать, затворяла дверь, возвращалась к себе, и то садилась в свое кресло, то бралась за молитвенник, то становилась на колена пред киотом. К несчастию и удивлению своему, она чувствовала, что молитва не утишала ее волнения. Вдруг дверь ее комнаты тихо отворилась и на пороге ее показалась повязанная платком ее старая няня Прасковья Савишна, почти никогда, вследствие запрещения князя,не входившая к ней в комнату.