• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Режиссер Эдуард Назаров

    Трогательный и веселый мультфильм по любимой с детства сказке Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил». Мультипликаторы помогут вам уменьшиться до размеров жучка и погулять среди насекомых. Маленький муравей с большим самомнением забрался высоко на дерево, чтобы полюбоваться на закат. Залез он очень высоко, туда, где муравьи появляются редко. Порыв ветра уносит храбреца на листочке далеко от родного муравейника. А вернуться домой надо до заката, иначе все двери закроются. А маленькому муравейчику никак не выжить ночью на улице. Своим ходом вернуться домой наш герой точно не успеет, тем более, что при полете он немного повредил лапку. Придется просить помощи у других насекомых. Помощниками горе-путешественника становятся гусеница, кузнечик, водомер и майский жук. И у каждого из них свой характер, с каждым маленькому муравью надо найти общий язык. А это не так-то просто, ведь наш герой не прочь похвастаться при случае, а не все любят такое отношение. О чем говорит вечерний лес, подслушайте в мультфильме «Путешествие муравья», который можно смотреть онлайн.

    Посмотреть мультфильм "Путешествие муравья" онлайн вы можете совершенно бесплатно в хорошем качестве без регистрации. Приятного просмотра!

    Отзывы о мультфильме «Путешествие муравья»

    1. Добавить

      Необходимо миниум 10 символов, у вас 0



























    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Дидактическая цель: создать условия для осмысления содержания книги В.В. Бианки «Приключения Муравьишки» и понимания основной мысли произведения.

    Задачи:

    образовательные:

    • расширять и накапливать читательский опыт;
    • создать условия для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения;

    развивающие:

    • создать условия для развития навыков работы с художественным текстом, исследовательских умений, умений сравнивать, анализировать, обобщать, коммуникативных умений;
    • развивать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;
    • развивать речь детей;
    • расширять представления об окружающем мире живой природы;

    воспитательные:

    • создать условия для формирования умения работать в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;
    • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.

    Планируемые результаты:

    • осознанно читать текст с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
    • использовать такие виды чтения, как изучающее, поисковое;
    • определять тему и главную мысль текста;
    • использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о прочитанном тексте, о поступках героев;
    • находить в тексте примеры, доказывающие подтверждение приведённого утверждения;
    • преобразовывать информацию из сплошного текста в схему, дополнять схему информацией из текста;
    • сопоставлять полученную информацию с информацией, полученной из других источников и жизненным опытом.

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая, работа в группах и в парах.

    Оборудование:

    Для учителя:

    • Книга В.В. Бианки «Приключения Муравьишки», другие книги писателя для выставки;
    • портрет В.В. Бианки;
    • презентация;
    • компьютер;
    • экран;
    • проектор;
    • колонки.

    Для учащихся:

    • Пособие «Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс»
    • карточки, на которых записано начало произведения (Приложение 1 );
    • карточки с заданиями для групповой работы (Приложение 2 );
    • карточки с ответами (для выбора правильного) (Приложение 3 );
    • разноуровневые тестовые задания (Приложение 4 );
    • ручка.

    План урока:

    1. Организационный момент.
    2. Сообщение темы и целей урока.
    3. Вступительная беседа.
    4. Решение учебных задач.
      1) Речевая разминка.
      2) Работа с текстом (Чтение начала текста).
      3) Работа с иллюстрацией.
      4) Работа в группах.
      5) Проверка работы групп.
      6) Обобщение. Анализ поведения героев.
    5. Физминутка.
    6. Решение учебных задач.

      2) Работа в парах. Разноуровневые тесты.
      3) Проверка правильности выполнения тестов.
    7. Подведение итогов.
      1) Работа с пособием «Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс».
      2) Рефлексия.
    8. Домашнее задание (разноуровневое).

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Сообщение темы и целей урока.

    – Сегодня на уроке мы отправимся в интересное путешествие.

    – Давайте вместе с вами попробуем определить маршрут нашего путешествия.

    Презентация

    Слайд 2 (Включить звук!)

    Повсюду: в лесу, на полянке,
    В реке, на болоте, в полях –
    Ты встретишь героев Бианки,
    У них побываешь в гостях.
    Про птиц, насекомых, лягушек
    Рассказы и сказки прочтешь.
    И лучше знакомых зверушек
    Узнаешь, дружок, и поймешь.

    – Итак, куда мы отправляемся в путешествие? (В лес .)

    – Лес – это сказочный уголок живой природы, который нас радует в любое время года, завораживает и притягивает своей красотой, тайнами и загадками.

    – В путешествие мы отправимся с героями книги, которую вы читали дома.

    – Как называется эта книга? Расставив правильно буквы, вы вспомните её название.

    Слайд 3

    РЕКЯЛИЧПЮНИ УИАШРЬКМВИ

    («Приключения Муравьишки»)

    – О чём рассказывается в этой книге?

    – Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, кого мы называем настоящими друзьями? И есть ли такие друзья у животных?

    И поможет нам в этом книга «Приключения Муравьишки», которую написал… (В.В. Бианки)

    III. Вступительная беседа.

    Слайд 4

    – Родился Виталий Валентинович Бианки в 1894 г. в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Любовь к природе, к животным передалась и маленькому Виталию.

    В. Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений, которых он написал около трёхсот.

    Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные научные сведения о природе.

    IV. Решение учебных задач.

    1) Речевая разминка.

    Слайд 5

    2) Работа с текстом (Чтение начала текста).

    В процессе работы над произведением проводится словарная работа.

    – Итак, вместе с героями В.В. Бианки мы отправляемся в путешествие.

    – Прочитайте начало произведения. Приложение 1

    (Дети вслух «цепочкой» читают начало произведения).

    – Какие научные сведения содержит этот отрывок?

    (У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат, – все домой бегут. Сядет солнце,– муравьи все ходы и выходы закроют – и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй .)

    – А что вы узнали о самом Муравьишке?

    3) Работа с иллюстрацией.

    – Кто же первым пришёл на помощь Муравьишке?

    (Гусеница-Землемер ).

    – Найдите в тексте и прочитайте этот эпизод.

    Слайд 6

    – А кто ещё помогал Муравьишке?

    4) Работа в группах. Приложение 2, Приложение 3

    – По описанию узнайте героя произведения, помогавшего Муравьишке.

    – Положите карточку с названием и изображением этого героя.

    (Дети читают описание животного, выбирают карточку, соответствующую его названию).

    5) Проверка.

    Дети выходят к доске и прикрепляют таблички с названием и изображением животных в том порядке, который соответствует сюжету.

    Сообщения детей.

    Дополнительная научная информация об этих животных.

    Дети рассказывают о том, что они узнали об этих насекомых из научной литературы, из Интернета.

    – Что узнали о насекомых из книги В.В. Бианки?

    – Что нового об этом узнали из рассказов детей?

    Слайды 7 – 14

    6) Обобщение. Анализ поведения героев.

    – Кто же помог Муравьишке добраться домой?

    Слайд 15

    – Можем ли мы назвать этих животных друзьями Муравьшки? Обоснуйте своё мнение.

    – Все ли насекомые сразу соглашались помочь Муравьишке?

    – Кто отказал ему? (Гусеница – Листовёртка ).

    – Почему она отказала? (Она была занята работой ).

    – Как на это отреагировал Муравьишка? (Укусил гусеницу ).

    – Прочитаем этот отрывок по ролям .

    – Давайте попробуем рассудить, кто из них (Муравьишка или Гусеница – Листовёртка) поступили не совсем правильно?

    – Какой вывод для себя мы должны сделать, проанализировав поступки этих героев?

    (Надо просить о чём-то вежливо. И отказывать надо в том случае, если действительно ничем не можем помочь. Но отказывать надо так, чтобы не обидеть другого.)

    V. Физминутка

    Ветер дует нам в лицо,
    Закачалось деревцо.
    Ветер тише, тише, тише,
    Деревцо всё выше, выше!

    VI. Решение учебных задач.

    1) Работа с пособием «Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс»

    Задание для суперчитателя (Задание А, с. 10).

    – Ребята, давайте проложим маршрут Муравьишки.

    Продолжается работа с текстом (выборочное чтение ).

    Дети определяют маршрут путешествия Муравьишки, рисуют его в пособии (Задание А, с. 10).

    – Кто помогал Муравьишке на каждом из этапов его путешествия?

    Слайд 16

    2) Работа в парах. ТЕСТ «Приключения Муравьишки» Приложение 4

    – Ребята, а теперь я предлагаю вам ответить на вопросы теста. Посоветовавшись с соседом по парте, вы должны выбрать правильный ответ на вопрос.

    Тесты двух уровней:

    Уровень 1 – есть картинки-подсказки.

    Уровень 2 – нет картинок-подсказок.

    Двое учащихся работают с интерактивным тестом (Уровень 2 , нет картинок-подсказок. Картинки появляются при нажатии на кнопку с правильным ответом).

    Слайды 17–22

    3) Проверка правильности выполнения тестов.

    Слайд 23

    – Ребята, а по каким признакам вы догадались, что события происходят летом?

    (Скошенная трава, картофельная ботва…)

    VII. Подведение итогов.

    – Понравилось вам произведение В.В. Бианки «Приключения Муравьишки»?

    – Что нового о жизни животных вы узнали?

    – Что вас удивило?

    – Что заинтересовало?

    – Вернёмся к вопросу, которые мы задали себе вначале урока: есть ли друзья у муравьёв, жучков и других насекомых?

    – Оказывается, и животным свойственны такие качества, как взаимовыручка, взаимопомощь.

    – Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор своим произведением?

    – Произведения В.В. Бианки сказочные, потому что в них и животные, и растения могут разговаривать, думать, переживать. Но во многих сказках есть научное обоснование многих явлений природы и особенностей жизни растений и животных!

    И мы должны заботиться и бережно относиться ко всему живому, будь то огромное красивое животное или крошечное, неприметное насекомое!

    1) Работа с пособием «Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс».

    Работа с «Экраном читателя». Заполнение таблицы (с. 35).

    Дети вписывают название книги «Приключения Муравьишки» в столбике «Рассказы о животных» Виталия Бианки. Смайликом отмечают свои впечатления об этой книге.

    2) Рефлексия.

    Слайд 24

    • Было интересно…
    • Было трудно…
    • Теперь я знаю, что…

    VIII. Домашнее задание.

    – Если вы не хотите расставаться с героями произведения «Приключения Муравьишки», дома вы можете выполнить задания (на выбор):

    1. Задания для суперчитателя (Задание Б, с. 10) и заселить муравейник друзьями Муравьишки.
    2. Приготовить пересказ понравившегося отрывка от лица Муравьишки.

    – Можно выполнить оба задания.

    – А ещё к следующему занятию я предлагаю вам познакомиться с другим произведением В.В. Бианки – «Лесные домишки».

    – Если книге встретятся непонятные слова, запишите их в «Толковый словарь» «Портфеля читателя» (с. 30)

    Слайд 25

    – И мы продолжим знакомиться с удивительным миром природы, раскрытым в рассказах и сказках этого замечательного писателя.

    Использованные ресурсы:

    • ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8,_%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
    • www.novafisha.ru/images/kino/news_b1996.jpg

    Бианки Виталий

    Приключения Муравьишки

    ВИТАЛИЙ БИАНКИ

    ПРИКЛЮЧЕНИЯ МУРАВЬИШКИ

    Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, - а там, на земле, его родной муравейник чуть виден. Муравьишка сел на листок и думает: "Отдохну немножко - и вниз". У марвьев ведь строго: только солнышко на закат - все домой бегут. Сядет солнце, - муравьи все ходы и выходы закроют - и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй. Солнце уже к лесу спускалось. Муравей сидит на листке и думает: "Ничего, поспею: вниз ведь скорей". А листок был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки. Несется листок через лес, через реку, через деревню. Летит Муравьишка на листке, качается - чуть жив от страха. Занес ветер листок на луг за дедервней, да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб. Лежит и думает: "Пропала моя головушка! Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров - сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, - хоть землю кусай". Смотрит Муравей: рядом Гусеница - Землемер лежит. Червяк червяком, только спериди - ножки и сзади - ножки. Муравьишка говорит Землемеру: - Землемер, Землемер, снеси меня домой! У меня ножки болят. - А кусаться не будешь? - Кусаться не буду. - Ну садись, подвезу. Муравьишка вскарабкался на спину к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к мередним приставил, хвост - к голове. потом вдруг встал во весь рост, да так и лег на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нем росту, и опять в дугу скрючился. так и пошел, так и пошел землю мерить. Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх. - не могу больше! - кричит. - Стой! А то укушу! Остановился Землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез, еле отдышался. Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук-Сенокосец шагает: ноги как ходули, между ног голова качается. - Паук, а Паук, снеси меня домой! У меня ножки болят. - Ну что ж, садись, подвезу. Пришлось Муравьишке по паучьей ноге вверх лезать до коленки, а с коленки вниз спускаться Паууку на спину: коленки у Сенокосца торчат выше спины. Начал Паук свои ходули переставлять, одна нога тут, другая там: все восемь ног, будто спицы, в глазах у Муравьишки замелькали. А идет Паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела Муравьишке такая езда. Чуть было не укусил он Паука, да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку. Остановился Паук. - Слезай, - говорит. - Вот Жужелица бежит, она резвей меня. Слез Муравьишка. - Жужелка, Жужелка, снеси меня домой! У меня ножки болят. - Садись, прокачу. Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у нее ровные, как у коня. Бежит шестиногий конь, бежит не трясет, будто по воздуху летит. Вмиг домчались до картофельного поля. - А теперь слезай, - говорит Жужелица. - Не с моими ногами по картофельным грядам прыгать. Другого коня бери. Пришлось слезть. Картофельная ботва для Муравьишки - лес густой. тут и со здоровыми ногами - целый день бежать. А солнце уж низко. Вдруг слышит Муравьишка, пищит кто-то: - А ну, Муравей, полезай ко мне на спину. Поскачем. Обернулся Муравьишка - стоит рядом Жучок-Блошачок, чуть от земли видно. - Да ты маленький! Тебе меня и не поднять. - Ты-то большой! Лезь, говорю! Кое-как уместился Муравей на спине у Блошачка. Только-только ножки поставил. - Влез? - Ну влез. - А влез, так держись. Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки, - а они у него - как пружинки складные, - да щелк! - распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит. Щелк! - на другой. Щелк! - на третьей. Так весь огород и отщелкал до самого забора. Муравьишка спрашивает: - А через забор можешь? - Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси: он может. - Кузнечик, Кузнечик, снеси меня домой! У меня ножки болят. - Садись на загривок. Сел Муравьишка Кузнечику на загривок. Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись в него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустили на землю. - Стоп! - сказал Кузнечик. - Приехали. Муравьишка глядит вперед, а там широкая река: год по ней плвыи - не переплывешь. А солнце еще ниже. Кузнечик говорит: - Через реку и мне не перескочить: очень уж широкая. Стой-ка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик. Затрещал во-своему, глядь - бежит по воде лодочка на ножках. Подбежала. Нет, не лодочка, а Вдомерка-клоп. - Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят. - Ладно, садись, - перевезу. Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху, А солнце уж совсем низко. - Миленький, шибче! - просит Муравьишка. - Меня домой не пустят. - Можно и пошибче, - говорит Водомер. Да как припустит! Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду. Живо на том берегу очутился. - А по земле не можешь? - спрашивает Муравьишка. - По земле мне трудно, ноги не скользят. Да и, гляди-ка, впереди-то лес. Ищи себе другого коня. Посмотрел Муравьишка вперед и видит: стоит нащд рекой лес высокий, до самого неба. И солнце за ним уже скрылось. Нет, не попасть Муравьишке домой! - Гляди, - говорит Водомер, - вот тебе и конь ползет. Видит Муравьишка: ползет мимо Майский Хрущ - тяжелый жук, неуклежий жук. Разве на таком коне далеко усачешь? Все-таки послушался Водомера: - Хрущ, Хрущ, снеси меня домой! У меня ножки болят. - А ты где живешь? - В муравейнике за лесом. - Далеконько... Ну что с тобой делать? Садись, довезу. Полез Муравьишка по жесткому жучьему боку. - Сел, что ли? - Сел. - А куда сел? - На спину. - Эх, глупый! Полезай на голову. Влез Муравьишка Жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жестких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевернутые корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних. Стал Жук пыхтеть, надуваться: "Уф, уф, уф!" Будто мотор заводит. - Дяденька, - просит Муравьишка, - поскорей! Миленький, поживей! Не отвечает Жук, только пыхтит: - Уф, уф, уф! Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали. - Жжж! Тук-тук-тук!.. - поднялся Хрущ на воздух. Как пробку, выкинуло его ветром вверх - выше леса. Муравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило. Как помчал Хрущ - у Муравьишки даже дух захватило. - Жжж! Тук-тук-тук! - несется Жук, буравит воздух, как пуля. Мелькнул под ним лес - и пропал. А вот и береза знакомая, и муравейник под ней. А над самой вершиной березы выключил Жук мотор и - шлеп! - сел на сук. - Дяденька, миленький! - взмолился Муравьишка. - А вниз-то мне как? У меня ведь ножки болят, я себе шею сломаю. Сложил Жук тонкие крылышки вдоль спины. Сверху жесткими корытцами прикрыл. Кончики тонких крыльев аккуратно под корытца убрал. Подумал и говорит: - А уж как тебе вниз спуститься - не знаю. Я на муравейник не полечу: уж очень больно вы, муравьи, кусаетесь. Добирайся сам, как знаешь. Глянул Муравьишка вниз: а там под самой бероезой его дом родной. Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло. Глянул вокруг себя: сучья да листья, листья да сучья. Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся! Вдруг видит: рядом на листке Гусеница-Листовертка сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает. - Гусеница, Гусеница, спусти меня домой! Последняя мне минуточка осталась, - не пустят меня домой ночевать. - Отстань! Видишь, дело делаю: пряжу пряду. - Все меня желели, никто не гнал, - ты первая! Не удержался Муравьишка, кинулся на нее да как куснет! С перепугу гусеница лапки поджала, да кувырк с листа - и полетела вниз. А Муравьишка на ней висит - крепко вцепился. Только недолго они падали: что-то их сверху - дерг! И закачались они оба на шелковой ничтоке: ничточка-то на сучок была намотана. Качается Муравьишка на Листовертке, как на качелях. А ниточка все длинней, длинней делается: выматывается у Листовертки из брюшка, тянется, не рвется. Муравьишка с Листоверткой все ниже, ниже, ниже опускаются. А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы закрывают. Все закрыли - один, последний вход остался. Муравьишка с гусеницы кувырк - и домой! Тут и солнышко зашло.

    ВИТАЛИЙ БИАНКИ

    ПРИКЛЮЧЕНИЯ МУРАВЬИШКИ

    Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, - а там, на земле, его родной муравейник чуть виден. Муравьишка сел на листок и думает: "Отдохну немножко - и вниз". У марвьев ведь строго: только солнышко на закат - все домой бегут. Сядет солнце, - муравьи все ходы и выходы закроют - и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй. Солнце уже к лесу спускалось. Муравей сидит на листке и думает: "Ничего, поспею: вниз ведь скорей". А листок был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки. Несется листок через лес, через реку, через деревню. Летит Муравьишка на листке, качается - чуть жив от страха. Занес ветер листок на луг за дедервней, да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб. Лежит и думает: "Пропала моя головушка! Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров - сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, - хоть землю кусай". Смотрит Муравей: рядом Гусеница - Землемер лежит. Червяк червяком, только спериди - ножки и сзади - ножки. Муравьишка говорит Землемеру: - Землемер, Землемер, снеси меня домой! У меня ножки болят. - А кусаться не будешь? - Кусаться не буду. - Ну садись, подвезу. Муравьишка вскарабкался на спину к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к мередним приставил, хвост - к голове. потом вдруг встал во весь рост, да так и лег на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нем росту, и опять в дугу скрючился. так и пошел, так и пошел землю мерить. Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх. - не могу больше! - кричит. - Стой! А то укушу! Остановился Землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез, еле отдышался. Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук-Сенокосец шагает: ноги как ходули, между ног голова качается. - Паук, а Паук, снеси меня домой! У меня ножки болят. - Ну что ж, садись, подвезу. Пришлось Муравьишке по паучьей ноге вверх лезать до коленки, а с коленки вниз спускаться Паууку на спину: коленки у Сенокосца торчат выше спины. Начал Паук свои ходули переставлять, одна нога тут, другая там: все восемь ног, будто спицы, в глазах у Муравьишки замелькали. А идет Паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела Муравьишке такая езда. Чуть было не укусил он Паука, да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку. Остановился Паук. - Слезай, - говорит. - Вот Жужелица бежит, она резвей меня. Слез Муравьишка. - Жужелка, Жужелка, снеси меня домой! У меня ножки болят. - Садись, прокачу. Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у нее ровные, как у коня. Бежит шестиногий конь, бежит не трясет, будто по воздуху летит. Вмиг домчались до картофельного поля. - А теперь слезай, - говорит Жужелица. - Не с моими ногами по картофельным грядам прыгать. Другого коня бери. Пришлось слезть. Картофельная ботва для Муравьишки - лес густой. тут и со здоровыми ногами - целый день бежать. А солнце уж низко. Вдруг слышит Муравьишка, пищит кто-то: - А ну, Муравей, полезай ко мне на спину. Поскачем. Обернулся Муравьишка - стоит рядом Жучок-Блошачок, чуть от земли видно. - Да ты маленький! Тебе меня и не поднять. - Ты-то большой! Лезь, говорю! Кое-как уместился Муравей на спине у Блошачка. Только-только ножки поставил. - Влез? - Ну влез. - А влез, так держись. Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки, - а они у него - как пружинки складные, - да щелк! - распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит. Щелк! - на другой. Щелк! - на третьей. Так весь огород и отщелкал до самого забора. Муравьишка спрашивает: - А через забор можешь? - Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси: он может. - Кузнечик, Кузнечик, снеси меня домой! У меня ножки болят. - Садись на загривок. Сел Муравьишка Кузнечику на загривок. Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись в него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустили на землю. - Стоп! - сказал Кузнечик. - Приехали. Муравьишка глядит вперед, а там широкая река: год по ней плвыи - не переплывешь. А солнце еще ниже. Кузнечик говорит: - Через реку и мне не перескочить: очень уж широкая. Стой-ка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик. Затрещал во-своему, глядь - бежит по воде лодочка на ножках. Подбежала. Нет, не лодочка, а Вдомерка-клоп. - Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят. - Ладно, садись, - перевезу. Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху, А солнце уж совсем низко. - Миленький, шибче! - просит Муравьишка. - Меня домой не пустят. - Можно и пошибче, - говорит Водомер. Да как припустит! Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду. Живо на том берегу очутился. - А по земле не можешь? - спрашивает Муравьишка. - По земле мне трудно, ноги не скользят. Да и, гляди-ка, впереди-то лес. Ищи себе другого коня. Посмотрел Муравьишка вперед и видит: стоит нащд рекой лес высокий, до самого неба. И солнце за ним уже скрылось. Нет, не попасть Муравьишке домой! - Гляди, - говорит Водомер, - вот тебе и конь ползет. Видит Муравьишка: ползет мимо Майский Хрущ - тяжелый жук, неуклежий жук. Разве на таком коне далеко усачешь? Все-таки послушался Водомера: - Хрущ, Хрущ, снеси меня домой! У меня ножки болят. - А ты где живешь? - В муравейнике за лесом. - Далеконько... Ну что с тобой делать? Садись, довезу. Полез Муравьишка по жесткому жучьему боку. - Сел, что ли? - Сел. - А куда сел? - На спину. - Эх, глупый! Полезай на голову. Влез Муравьишка Жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жестких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевернутые корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних. Стал Жук пыхтеть, надуваться: "Уф, уф, уф!" Будто мотор заводит. - Дяденька, - просит Муравьишка, - поскорей! Миленький, поживей! Не отвечает Жук, только пыхтит: - Уф, уф, уф! Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали. - Жжж! Тук-тук-тук!.. - поднялся Хрущ на воздух. Как пробку, выкинуло его ветром вверх - выше леса. Муравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило. Как помчал Хрущ - у Муравьишки даже дух захватило. - Жжж! Тук-тук-тук! - несется Жук, буравит воздух, как пуля. Мелькнул под ним лес - и пропал. А вот и береза знакомая, и муравейник под ней. А над самой вершиной березы выключил Жук мотор и - шлеп! - сел на сук. - Дяденька, миленький! - взмолился Муравьишка. - А вниз-то мне как? У меня ведь ножки болят, я себе шею сломаю. Сложил Жук тонкие крылышки вдоль спины. Сверху жесткими корытцами прикрыл. Кончики тонких крыльев аккуратно под корытца убрал. Подумал и говорит: - А уж как тебе вниз спуститься - не знаю. Я на муравейник не полечу: уж очень больно вы, муравьи, кусаетесь. Добирайся сам, как знаешь. Глянул Муравьишка вниз: а там под самой бероезой его дом родной. Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло. Глянул вокруг себя: сучья да листья, листья да сучья. Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся! Вдруг видит: рядом на листке Гусеница-Листовертка сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает. - Гусеница, Гусеница, спусти меня домой! Последняя мне минуточка осталась, - не пустят меня домой ночевать. - Отстань! Видишь, дело делаю: пряжу пряду. - Все меня желели, никто не гнал, - ты первая! Не удержался Муравьишка, кинулся на нее да как куснет! С перепугу гусеница лапки поджала, да кувырк с листа - и полетела вниз. А Муравьишка на ней висит - крепко вцепился. Только недолго они падали: что-то их сверху - дерг! И закачались они оба на шелковой ничтоке: ничточка-то на сучок была намотана. Качается Муравьишка на Листовертке, как на качелях. А ниточка все длинней, длинней делается: выматывается у Листовертки из брюшка, тянется, не рвется. Муравьишка с Листоверткой все ниже, ниже, ниже опускаются. А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы закрывают. Все закрыли - один, последний вход остался. Муравьишка с гусеницы кувырк - и домой! Тут и солнышко зашло.

    З алез Муравей на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.

    Муравьишка сел на листок и думает:

    «Отдохну немножко - и вниз».

    У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат - все домой бегут. Сядет солнце, - муравьи все ходы и выходы закроют - и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.

    Солнце уже к лесу спускалось.

    Муравей сидит на листке и думает:

    «Ничего, поспею: вниз ведь скорей».

    А листок был плохой: жёлтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.

    Несётся листок через лес, через реку, через деревню.

    Летит Муравьишка на листке, качается - чуть жив от страха.

    Занёс ветер листок на луг за деревней, да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб.

    Лежит и думает:

    «Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров - сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, хоть землю кусай».

    Смотрит Муравей: рядом Гусеница-Землемер лежит. Червяк червяком, только спереди - ножки и сзади - ножки.

    Муравьишка говорит Землемеру:

    Землемер, Землемер, снеси меня домой!

    У меня ножки болят.

    А кусаться не будешь?

    Кусаться не буду.

    Ну садись, подвезу.

    Муравьишка вскарабкался на спинку к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост - к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лёг на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нём росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошёл, так и пошёл землю мерить. Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх.

    Не могу больше! - кричит. - Стой! А то укушу!

    Остановился Землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез, еле отдышался. Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук-Сенокосец шагает: ноги, как ходули, между ног голова качается.

    Паук, а Паук, снеси меня домой! У меня ножки болят.

    Ну что ж, садись, подвезу.

    Пришлось Муравьишке по паучьей ноге вверх лезть до коленки, а с коленки вниз спускаться Пауку на спину: коленки у Сенокосца торчат выше спины.

    Начал Паук свои ходули переставлять - одна нога тут, другая там; все восемь ног, будто спицы, в глазах у Муравьишки замелькали. А идёт Паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела Муравьишке такая езда. Чуть было не укусил он Паука. Да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку.

    Остановился Паук.

    Слезай, - говорит. - Вот Жужелица бежит, она резвей меня.

    Слез Муравьишка.

    Жужелка, Жужелка, снеси меня домой!

    У меня ножки болят.

    Садись, прокачу.

    Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у неё ровные, как у коня.

    Бежит шестиногий конь, бежит, не трясёт, будто по воздуху летит.
    Вмиг домчались до картофельного поля.

    А теперь слезай, - говорит Жужелица. - Не с моими ногами по картофельным грядам прыгать. Другого коня бери.

    Пришлось слезть.

    Картофельная ботва для Муравьишки - лес густой. Тут и со здоровыми ногами - целый день бежать. А солнце уже низко.

    Вдруг слышит Муравьишка: пищит кто-то:

    А ну, Муравей, полезай ко мне на спину, поскачем.
    Обернулся Муравьишка - стоит рядом Жучок-Блошачок, чуть от земли видно.
    - Да ты маленький! Тебе меня не поднять.

    А ты-то большой! Лезь, говорю.

    Кое-как уместился Муравей на спине у Блошака. Только-только ножки поставил.
    - Влез?

    Ну влез.

    А влез, так держись.

    Большачок подобрал под себя толстые задние ножки, - а они у него, как пружинки складные, - да щёлк! - распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит.

    Щёлк! - на другой. Щёлк! - на третьей.

    Так весь огород и отщёлкал до самого забора.

    Муравьишка спрашивает:

    А через забор можешь?

    Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси: он может.

    Кузнечик, Кузнечик, снеси меня домой!

    У меня ножки болят.

    Садись на загривок.

    Сел Муравьишка Кузнечику на загривок. Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустились на землю.

    Стоп! - сказал Кузнечик. - Приехали.

    Муравьишка глядит вперёд, а там река: год ней плыви - не переплывёшь.
    А солнце ещё ниже.

    Кузнечик говорит:

    Через реку и мне не перескочить: очень уж широкая. Стой-ка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик.

    Затрещал по-своему, глядь - бежит по воде лодочка на ножках.

    Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка-Клоп.

    Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят.

    Ладно, садись, перевезу.

    Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху. А солнце уж совсем низко.

    Миленький, шибче! - просит Муравьишка. - Меня домой не пустят.

    Можно и пошибче, - говорит Водомер.

    Да как припустит! Оттолкнётся, оттолкнётся ножками и катит-скользит по воде, как по льду. Живо на том берегу очутился.

    А по земле не можешь? - спрашивает Муравьишка.

    По земле мне трудно, ноги не скользят. Да и гляди-ка: впереди-то лес. Ищи себе другого коня.

    Посмотрел Муравьишка вперёд и видит: стоит над рекой лес высокий, до самого неба. И солнце за ним уже скрылось. Нет, не попасть Муравьишке домой!

    Гляди, - говорит Водомер, - вот тебе и конь ползёт.

    Видит Муравьишка: ползёт мимо Майский Хрущ - тяжёлый жук, неуклюжий жук. Разве на таком коне далеко ускачешь? Всё-таки послушался Водомера.

    Хрущ, Хрущ, снеси меня домой. У меня ножки болят.

    А ты где живёшь?

    В муравейнике за лесом.

    Далеконько… Ну что с тобой делать? Садись, довезу.

    Полез Муравьишка по жёсткому жучьему боку.

    Сел, что ли?

    А куда сел?

    На спину.

    Эх, глупый! Полезай на голову.

    Влез Муравьишка Жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жёстких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевёрнутые корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются:
    тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних.

    Стал Жук пыхтеть, надуваться: «Уф, уф, уф!» Будто мотор заводит.

    Дяденька, - просит Муравьишка, - поскорей! Миленький, поживей!

    Не отвечает Жук, только пыхтит:

    Уф, уф, уф!

    Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали.

    Жжж! Тук-тук-тук!.. - поднялся Хрущ на воздух. Как пробку, выкинуло его ветром вверх - выше леса.

    Муравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило.

    Жжж! Тук-тук-тук! - несётся Жук, буравит воздух, как пуля.

    Мелькнул под ним лес - и пропал.

    А вот и берёза знакомая, и муравейник под ней.

    Над самой вершиной берёзы выключил Жук мотор и - шлёп! - сел на сук.

    Дяденька, миленький! - взмолился Муравьишка. - А вниз-то мне как? У меня ведь ножки болят, я себе шею сломаю.

    Сложил Жук тонкие крылышки вдоль спины. Сверху жёсткими корытцами прикрыл. Кончики тонких крыльев аккуратно под корытца убрал.

    Подумал и говорит:

    А уж как тебе вниз спуститься - не знаю.

    Я на муравейник не полечу: уж очень больно вы, муравьи, кусаетесь. Добирайся сам, как знаешь.

    Глянул Муравьишка вниз, а там под самой берёзой его дом родной.

    Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло. Глянул вокруг себя: сучья да листья, листья да сучья.

    Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся!

    Вдруг видит: рядом на листке Гусеница-Листовёртка сидит, шёлковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает.

    Гусеница, Гусеница, спусти меня домой! Последняя мне минуточка осталась, - не пустят меня домой ночевать.

    Отстань! Видишь, дело делаю: пряжу пряду.

    Все меня жалели, никто не гнал, ты первая!

    Не удержался Муравьишка, кинулся на неё, да как куснёт!

    С перепугу Гусеница лапки поджала, да кувырк с листа - и полетела вниз.

    А Муравьишка на ней висит - крепко вцепился. Только недолго они падали: что-то их сверху - дёрг!

    И закачались они оба на шёлковой ниточке: ниточка-то на сучок была намотана.

    Качается Муравьишка на Листовёртке, как на качелях. А ниточка всё длинней, длинней, длинней делается: выматывается у Листовёртки из брюшка, тянется, не рвётся.

    Муравьишка с Листовёрткой всё ниже, ниже, ниже опускаются. А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы закрывают.

    Все закрыли - один, последний, вход остался. Муравьишка с Гусеницы кувырк - и домой!

    Тут и солнышко зашло.