• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Прежде всего, для развития инициативности нужно понимать и правильно оценивать сложившуюся обстановку, в которой вам придется действовать. Следует принять во внимание все тонкости, попытаться спрогнозировать успех мероприятия и подобрать самое подходящее для энтузиазма время.

    Невозможно на 100% рассчитать и учесть все возможные препятствия или верность своих собственных суждений. Однако для достижения своей цели и выполнения задачи при проявлении инициативы необходимо тщательно продумать план действий. В противном случае, она может оказаться провальной или негативно воспринятой окружающими.

    Кроме расчетливости и планирования нужно иметь решимость к действиям и готовность нести ответственность за свои действия. Порой самые гениальные идеи не претворяются в жизнь из-за нерешительности их создателя.

    Как развивать инициативность

    Инициативность представляет собой качество характера, которое не возникает просто так, она нуждается в постепенном развитии, приобретении умения отстаивать свои интересы. Учитесь рассчитывать только на себя и свои силы, всю ответственность за собственную жизнь и благополучие также возлагайте на себя. Это не относится к поручениям, делегированиям полномочий и просьбам о помощи, речь о вашей жизни и ее целях. Худшее, что может быть – это бездействие, пассивное ожидание благоприятных перемен в жизни. Действуйте и стремитесь исправлять все свои недостатки и упущения, не дожидаясь чьих-либо указаний.

    Невозможно научиться проявлять инициативу, не расставшись с привычкой постоянно затягивать дела. Смертельными врагами инициативности являются лень, равнодушие и пассивность. Делайте все возможное сегодня, не откладывая на потом.

    Ежедневно без команд, советов и напоминаний делайте то, что должно быть сделано. Более того, каждый день старайтесь сделать непривычное для вас дело, приносящее пользу окружающим.

    Начните проявлять инициативу в обычных повседневных делах. Не зацикливайтесь на негативных оценках, направленных в ваш адрес. Помните, что не критикуют только того, кто ничего не делает. Попытайтесь прислушиваться только к конструктивной критике, а сплетни и оговоры пропускайте мимо ушей.

    Стать инициативным человеком вам поможет не только живой ум, но и хорошая физическая форма. Инициативность, в первую очередь, это поток свободной энергии, находящей свой выход в эффективной деятельности, способный существовать только в здоровом теле.

    «Под лежащий камень вода не течет!», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда!», «Терпение и труд все перетрут». Подобных пословиц и поговорок в любом языке очень много. Смысл их один: чтобы добиться успеха в каком-либо деле, надо действовать, надо приложить усилия. Казалось бы, это так просто и понятно! Однако некоторым людям сложно заставить себя проявить инициативу, а сделать первый шаг в каком-то деле - сродни подвигу.

    Инструкция

    Необходимо раз и навсегда отказаться от расслабляющей мысли: «Займусь этим завтра, или послезавтра, или когда-нибудь…» Надо начинать сегодня! Помните: современная жизнь с ее бешеным ритмом и жесточайшей конкуренцией может и не дать вам второго шанса на успех.

    Если у вас есть несколько блестящих идей, удержитесь от искушения заняться всеми сразу. Такое доступно лишь на редкость одаренному и «пробивному» человеку, настоящему . Трезво оцените свои возможности и сосредоточьтесь на той идее, которую наиболее реально внедрить.

    Прогоните сомнения! Ни в коем случае не позволяйте, чтобы вами овладели мысли: «А справлюсь ли я? А не будут ли надо мной смеяться? А не окажусь ли в неловком положении?» Лучший способ для ощущения уверенности в себе – заняться тем самым делом, которое вы запланировали! Когда человек работает, ему просто некогда отвлекаться на всякие пустяки вроде сомнений.

    Научитесь сразу же четко отделять главное от второстепенного. Идее, которую вы пытаетесь воплотить, делу, которым вы сейчас заняты, должна быть уделена львиная доля ваших знаний, сил и времени. Это трудно, но совершенно необходимо.

    Почаще вспоминайте , когда совершенно обычный, ничем не примечательный человек, вдруг совершенно неожиданно для окружающих (и, наверное, для себя самого) достигал феерического успеха в каком-то деле. Конечно, не всем быть Биллами Гейтсами, но вас, скорее всего, устроит и более скромный уровень.

    Старайтесь не допускать длительных перерывов, кроме случаев, когда это совершенно необходимо, например, при сильном переутомлении. Продолжительный отдых, увы, расхолаживает!

    Приложите все усилия, чтобы заставить себя работать регулярно. Порой кажется, что и сил уже нет, куда-то исчезло без следа. Переборите себя. Действуйте буквально через «не могу». И результат обязательно придет.

    Видео по теме

    В определенные моменты жизни каждый из нас нуждается в поддержке со стороны друзей. Причем ожидаемый собеседник должен уметь не только выслушать и помочь советом, но и по-настоящему прочувствовать то, что вы пытаетесь передать. Это очень важно в истинной дружбе. Иногда нам просто необходимы те люди, которые в состоянии окунуться в наш собственный мир и суметь понять его.

    1. Интересуйтесь другими людьми.

    Кто знает, быть может вы сможете встретить именно того человека, о дружбе с которым так давно мечтали. В душе каждого человека хранится целый уранан страстей, о которых, возможно, нельзя догадаться с первого взгляда. Если же вы узнаете человека лучше, то вы сможете убедиться в его уникальности и узнать степень вашей совместимости.

    2. Рассказывайте о своих интересах.

    Понравилась песня малоизвестного исполнителя, так покажите ее своим друзьям и знакомым. Может быть, среди них есть такой же фанат данного типа музыки. Расскажите о том, как несколько лет назад вы посещали музыкальную школу, как ходили в танцевальную студию, участвовали в велозабеге. Не пытайтесь скрыться от других людей, так как это создает лишь препятствия в общении.

    3. Интересуйтесь людьми.

    Не бойтесь спросить «Как тебя зовут?», «Как дела?», «Какие планы на день?» Эти простые вопросы заставят вашего собеседника понять, что вы открыты к новым знакомствам и готовы продолжать общение. Нет ничего страшного в том, что вы подойдете знакомиться первым. Поэтому научитесь проявлять инициативу. Это поможет вам создать множество контактов с интересными людьми.

    4. Узнавайте о том, что чувствует ваш собеседник.

    Дела делами, а внутреннее состояние человека – это очень важный фактор. Если друг доверяет вам, то он обязательно будет рассказывать о своих эмоциях, страхах, предчувствиях. Таким образом, чтобы стать ближе к человеку, попытайтесь узнать, что он чувствует, и расскажите ему о своих чувствах.

    5. Проводите больше времени в хороших компаниях.

    Это поможет вам найти близких по духу людей и просто отлично провести время. Помните, что по-настоящему верные друзья не обязательно должны иметь сходные с вами увлечения и интересы. Ведь взаимная симпатия начинается вовсе не с этого. Дружба начинается с того, что люди каким-то образом осознают необходимость друг в друге. То есть духовная связь обладает гораздо большим воздействием, чем интересы.

    Видео по теме

    Дошкольный возраст является сензетивным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности. Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Н.Я.Михайленко), в труде (М.В.Крулех, Р.С.Буре), в познании (А.М.Матюшин, З.А.Михайлова, Н.Н.Подъяков), в обучении (Е.Е.Кравцова, Л.В.Артемова).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование инициативности…

    ФОРМИРОВАНИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Дошкольный возраст является сензетивным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности. Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Н.Я.Михайленко), в труде (М.В.Крулех, Р.С.Буре), в познании (А.М.Матюшин, З.А.Михайлова, Н.Н.Подъяков), в обучении (Е.Е.Кравцова, Л.В.Артемова).

    С 6-11лет с наибольшей вероятностью и наименьшими потерями могут сформироваться мотивация и навыки самообучения. К концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия, система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения, основы ответственного отношения к результатам своих действий. Ребенок стремится к реализации своего «я», к подтверждению своей самостоятельность. С 1,5 до 3-х лет у ребенка формируется автономия, с трех до 5 лет – инициатива, с 6 до 11 лет – трудолюбие (Эриксон Э., 1998).

    Если взрослые не делают акцент на изучении и развитии самостоятельности (1,5-3 года), на достижении ощущения компетентности и инициативы (3-5 лет), на постановке и достижении персональных целей (6-12 лет), следующий период – с 11 до 18 лет – не даст возможности исследовать границы допустимого, достичь самоидентичности, у ребенка может сформироваться чувство стыда, вины, некомпетентности.

    Поэтому логично формированию инициативности, самостоятельности, ответственности уделять внимание не только в подростковом, но и в младшем школьном и даже в дошкольном возрасте.

    В младшем школьном возрасте детям придется уже самостоятельно, критически мыслить, свободно ориентироваться в новых условиях, принимать ответственные решения, самостоятельно планировать, корректировать свою деятельность. Рефлексия – центральное новообразование учебной деятельности младших школьников. И старший дошкольный возраст – период предшкольной подготовки – может стать фундаментом для успешности ребенка в новом виде деятельности, поскольку именно дошкольное образование – первая ступень образовательной системы, период становления личности ребенка.
    Развитие воли начинается в раннем детстве и проходит длинный путь. Уже на третьем году жизни дети проявляют самообладание, то есть способность к самоограничению. К трем годам появляется стремление к самостоятельности. Причем, маленькому ребенку легче подчиниться приказу делать что-то, чем требованию не делать чего-то (Ильин Е.П., 2000)

    Результаты исследований Кулачковской С.Е. (1973) показали, что от 4 до 6 лет способность ребенка сдерживать импульсивное поведение возрастает в 3 раза. С 4-х лет развивается умение контролировать свои действия. Возраст 6 лет характеризуется скачком в волевом развитии: ребенок берет на себя инициативу выбора цели, выполнения сложных заданий.
    Воля, волевые качества не являются врожденными, они формируются в процессе жизни ребенка. Условия в семье, в дошкольном образовательном учреждении определяют развитие воли и ее направленность. В дошкольном возрасте формирование воли во многом зависит от его ближайшего окружения (микросреды), что накладывает большую ответственность на родителей, ближайших родственников, а также сотрудников дошкольных образовательных учреждений.
    Уровень проявления волевых качеств определяется:
    -константными факторами (способность к волевому напряжению, типологическими особенностями)
    -ситуативными (интенсивность потребности, сила эмоции)
    Критерием уровня развития воли дошкольника является его практическая деятельность (исполнение).
    Реальное волевое поведение человека часто определяется сочетанием многих личностных качеств (и волевых, и нравственных). В нравственно-волевом поведении могут проявляться сразу несколько волевых качеств, и поведение будет определяться их сочетанием.
    Г. Мюнстерберг (1997) отмечает, что надо развивать у ребенка не абстрактную «силу воли», а конкретные волевые качества. Среди развиваемых волевых качеств в этот сензитивный период в жизни человека (6-11лет) мы выделяем прежде всего инициативность, самостоятельность и ответственность.

    Формирование самостоятелььности

    Как правило, объектом исследований механизмов формирования самостоятельности являются школьники, что связано с острой необходимостью формирования этого качества в связи с учебной деятельностью. Однако предпосылки самостоятельности закладываются у ребенка у ребенка уже на 2-3-м году жизни. В связи с прямохождением и относительно свободным передвижением в пространстве он научается удовлетворять некоторые из своих потребностей. « … К началу дошкольного возраста – к 3 годам, а иногда и раньше – проявляется, в зависимости от индивидуальных особенностей темперамента, у одних больше, у других менее выраженное стремление к самостоятельности … » (Рубинштейн С.Л. , 2000).

    В дошкольной педагогике развитие самостоятельности у детей изучалось в разных видах деятельности, которые, по мнению исследователей, и являются главными факторами формирования этого личностного качества:

    Бытовой труд (Л.А.Порембская)

    Конструктивно-игровая деятельность (Ф.В.Изотова);

    Художественная деятельность (Н.А.Ветлугина);

    Игра (; А.И. Матусик, Н.Я. Михайленко, С.А. Марутян и др.)

    Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин), в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Д.В. Сергеева), в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

    Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности. Проблема воспитания самостоятельности у дошкольников рассматривается в двух аспектах: умственном (Т.В.Зенцова, Л.В.Лабашова, М.Н.Силаева, Т.И.Мышьякова, И.Б.Слито, У.В.Ульенкова) и нравственном (О.А.Акулова, Н.Г.Година, А.О.кузина, Л.Н.Пустынникова идр.).

    Борисова Т.С (2011) выделяет 3 компонента развития самостоятельности:

    1. Интеллектуальный: продуктивное и традиционное мышление (Формирование самостоятельности, по мнению Выготского Л.С. (1983), во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, достигать цели

    2. Эмоциональный: при определенных условиях эмоции могут существенно повышать продуктивность мыслительной деятельности.

    3. Волевой: элементы воли, закладывающиеся у детей еще в преддошкольном возрасте; уровень развития воли зависит от средств, форм и методов воспитания.

    Исследования Харламова М.В. показали, что старшие дошкольники уже обладают достаточным уровнем развития самостоятельности при условии:

    накопления представлений и знаний о формах самостоятельного поведения, осознания детьми значимости самостоятельности в личностном и социальном плане;
    формирования положительного отношения к деятельности;
    формирования элементов самоконтроля и самооценки при выполнении деятельности;
    Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают:

    Стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей

    Умение ставить цель деятельности

    Осуществление элементарного планирования деятельности

    Реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели

    Можно говорить о том, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению (Агеев В.В., 2008). Самостоятельность проявляется в создании сюжетов и организации совместных игр, в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов), в способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение и деятельность и поведение других детей.
    Самостоятельного ребенка отличает прежде всего внешне наблюдаемая уверенность. Получая положительное подкрепление и одобрение окружающих своим действиям, он становится увереннее. Успешный личный опыт самостоятельных дел порождает у дошкольника стремление проявить себя, попробовать свои силы в новых делах.
    Главной же особенностью самостоятельности старших дошкольников является ее ОРГАНИЗОВАННОСТЬ. Ведь при поступлении в школу от детей потребуется не самостоятельность вообще (которая может проявляться в своеволии, нарушении дисциплины), а именно организованная самостоятельность, направленная на решение познавательных задач, способствующая безболезненной адаптации к новым условиям.

    Именно в старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен регулировать свое поведение в соответствии с необходимостью. « … У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это – первое самостоятельное проявление ребенком силы воли…» (Ильин Е.П., СПб, 2000, с. 207)

    С переходом к школьному обучению характер самостоятельности меняется: ребенок должен самостоятельно ориентироваться в ситуации, мыслить самостоятельно, высказывать свою точку зрения.

    В исследованиях Цукерман Г. (2003) учебная самостоятельность рассматривается как проявление более общей человеческой способности – способности к саморазвитию («умению учиться»), психическим механизмом которой является рефлексия. В способности учиться присутствует компонент самостоятельности, инициативности. И сформироваться такая самостоятельность не может за 1-2 месяца адаптации к школе. Поэтому такое важное значение формированию этого качества должно уделяться в старшем дошкольном детстве.

    Формирование инициативности

    Инициативность является важной характеристикой воли.
    По определению в “Советском энциклопедическом словаре”, инициатива – (от латинского initium – начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

    В “Справочнике по психологии и психиатрии детей и подростков”(2006) инициативность определяется, как “характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности – поведении, осуществляемом на внешние стимулы.

    В педагогической литературе инициативность рассматривается чаще всего как качество школьника, его усилия, направленные на удовлетворение познавательных интересов и потребностей. Однако среди ученых нет единого мнения о данном феномене. Ильин Е.П. (2000) рассматривает инициативность как частный случай самостоятельности. В то время, как Годин Г.Н, Елисеева З.Н. считают самостоятельность одним из критериев инициативы.

    Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

    В статье Коротковой Н. А. и Нежнова П. Г. (2005) вводится такое понятие, как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Выделяют три уровня творческой инициативы:

    1-й уровень: Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии); активно использует предметы-заместители; многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие с незначительными изменениями.

    2-й уровень: Имеет первоначальный замысел; активно ищет или изменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.

    3-й уровень: Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет.

    Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

    Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего - в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Инициативный дошкольник стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет находить занятие, соответствующее собственному желанию; включаться в разговор, предлагать интересное дело. В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью.

    Инициативное поведение дошкольника проявляется прежде всего в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их. Способность планировать свои действия развивается постепенно, проходя через несколько этапов:

    Отсутствие какого-либо планирования (3 года);
    - ступенчатое планирование (4-5 лет);
    - целостное планирование (6-7 лет).
    Итак, для инициативной личности характерно:
    - произвольность поведения;

    Самостоятельность;

    Развитая эмоционально волевая сфера;

    Инициатива в различных видах деятельности;

    Стремление к самореализации;

    Общительность;

    Творческий подход к деятельности;

    Высокий уровень умственных способностей;

    Познавательная активность.

    Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности может стать условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.
    Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности. Следует отметить, что инициативность ребенка может заблокироваться, если родители, воспитатели не будут позволять ему действовать самостоятельно, если они постоянно и чрезмерно наказывают его. У значительной части детей наказание вызывает чувство вины, что препятствует развитию любознательности, инициативности и произвольности. Ребенок начинает ощущать собственную никчемность, ему не хватает решимости постоять за себя, он становится зависим от родителей и сверстников, что в дальнейшем может привести к глубинным личностным изменениям.
    Конфликт между инициативностью и чувством вины приходится на третью стадию развития ребенка, на возраст от четырех до пяти лет, и соответствует дошкольному детству. Здесь происходит самоутверждение ребенка. Он проявляет любознательность и активность в изучении окружающего мира, подражает взрослым, включается в полоролевое поведение, постоянно строит планы и пытается их осуществить. Все это способствует развитию чувства инициативы. При аномальном развитии – переживания повторных неудач формируют чувство вины, пассивность, отсутствие признаков полоролевого поведения. “Инициатива добавляет к автономии способность принимать на себя обязательство планировать, энергично браться за какие-нибудь дела или задачи, чтобы продвигаться вперед; если же раньше появится своеволие, поведение скорее воодушевляется неповиновением или, во всяком случае, протестующей независимостью” (Эриксон Э., 1998).

    К концу старшего дошкольного возраста инициатива и самостоятельность проявляются значительно дифференцированнее и разнообразнее

    Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.


    Ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.

    Формирование гармонически развитой личности, воспитание ее социальной направленности представляет собой важную задачу детской психологии и дошкольной педагогики. Поэтому многие отечественные и зарубежные педагоги, психологи занимаются исследованиями личности и разработкой путей ее формирования. Исследованиями личности в разных аспектах занимались: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Г.Г. Кравцов, М.С. Коган и др. Исследования взаимосвязи личности и мышления ведутся Д.Б. Богоявленской, Т.Н. Овчинниковой (2,21). Развитие самостоятельности, как одного из критериев инициативы, исследовали Г.Н. Година, З.В. Елисеева (9,10). Одним из важных критериев личности, является инициатива и проявляемая ею творческая и интеллектуальная активность.

    В определении Л.И. Божович " Личность - это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития" (3). Самая существенная характеристика его, когда он действительно становится личностью, заключается в том, что он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами: он способен так же сознательно управлять и самим собой.

    Из этого определения мы можем сделать вывод о том, что человек, развиваясь как личность, не подчиняется непосредственно влиянию окружающей среды.

    Существуя в ней, он сознательно преобразовывает эту среду и себя. В процессе общения и деятельности он часто стоит перед выбором, необходимостью отстаивать свою позицию, проявляя при этом волю. Личностное поведение и формируется в поступках. Поступок - это "сознательное действие, акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к себе самому, к обществу в целом". (Е.Ф. Терентьева) (36)

    Утверждая себя как личность, человек находится в постоянном саморазвитии. Подчеркивая момент самодвижения в развитии личности, А.Н. Леонтьев (18) обращал внимание, что личность - это не результат прямого влияния внешних обстоятельств, человеческого сообщества "… она выступает как-то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь".

    Таким образом, главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Поэтому активность, инициативность, стремление к самореализации - сущностные характеристики личности. Содержание понятия "личность" в отечественной психологии основано на принципе целостности личности, сформированном Л.С. Выготским (7), как принципе единства аффекта и интеллекта. Дальнейшая конкретизация этого принципа потребовала введения третьего, опосредствующего звена, а именно - волевой сферы личности. "Воля, как высшая психическая функция, выступает в роли основания, обеспечивающего взаимосвязи и органическое единство эмоциональной и интеллектуальной сферы психики. Отличительной характеристикой самой воли выступает то, что она носит характер осмысленной инициативы, то есть волевому акту присущи функции осмысления и побуждения действия" (Г.Г. Кравцов) (36).

    О развитии личности ребенка мы судим по тем изменениям, которые происходят во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах его деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей, ценностно-ориентированной (классификация М.С. Когана) (36).

    О развитии личности ребенка мы судим по смене ведущего вида деятельности (эмоциональное общение, манипулятивная, предметно орудийная деятельность, сюжетно-ролевая игра, учение), по классификации А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина.

    О развитии личности ребенка говорит изменение его активности в социальной ситуации развития (Л.С. Выготский), изменение его поведенческого репертуара (Э. Пиклер), появление противоречий и кризисных состояний, появлений новых качеств и свойств личности (Л.И. Божович).

    Э. Эриксон в периодизации жизненного пути личности основными базисными новообразованиями при полноценном развитии детей первых семи лет жизни считал доверие, автономность, инициативность. В отечественной литературе развитие базового доверие младенца к миру и людям проработано в теории общения (М.И. Лисиной). По Э. Эриксону автономность - это результат отстаивания ребенком своей независимости. Она начинается с того момента, как ребенок начинает ходить, то есть она связана с утверждением своего нового автономного "Я".

    В своей работе Т.И. Чиркова (36) считает, что в структуре основных новообразований психического развития ребенка первых семи лет жизни автономности должно быть отведено особое место, так как именно она обеспечивает ребенку социальную и физическую самостоятельность. Она избавляет его от постоянной зависимости от взрослого в реализации жизненно важных функций не только физического тела, но и психических возможностей.

    Как уже подчеркивалось ранее, инициатива является одним из характеристик личности.

    По определению в "Советском энциклопедическом словаре" (32), инициатива - (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

    В "Справочнике по психологии и психиатрии детей и подростков" (33) инициативность определяется, как "характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности - поведении, осуществляемом на внешние стимулы. Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития (С. Мещерякова).

    Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

    Мы считаем, что развитие инициативности требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать это качество личности. Но инициативность должна быть разумной и нравственно оправданной.

    Очень часто родители и педагоги оказывают отрицательное воздействие на формирование инициативы. Так известный педагог Лесгафт в своей классификации школьных типов за основу принял "свободу в проявлении чувств и желаний или отсутствие ее" (14). И выделил следующие типы личности: лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злобно-забитый, угнетенный.

    Из шести зарисованных Лесгафтом портретов четыре (лицемерный, мягко - и злобно-забитый, угнетенный) относятся к детям, не знающим свободы в раскрытии своей личности. Этот высокий процент детей, ущемляемых в своей эмоциональной жизни, к сожалению, не может быть назван преувеличением и в настоящее время. Но из всех этих типов Лесгафт, как наиболее губительный, выделяет тот семейный уклад, который вырабатывает "мягко-забитый" тип ребенка. Он говорит о том, что если злобно-забитый тип развивается в условиях грубого и резкого подавления чувств и желаний ребенка, где злоба является последней защитой ребенка от полного подавления личности, то мягко-забитый тип развивается, наоборот, в нежной, сентиментальной атмосфере той родительской любви, которая со всех сторон охватывает дитя, не давая никакого простора для его личной инициативы. Родители никогда не принуждают, а только упрашивают, - поэтому ребенок не может реагировать грубо или озлобленно на то, что ему не дают свободы. Ребенку не нужно думать, не нужно решать никаких вопросов - все готово, все обдуманно заранее - и ребенку остается только слушать родителей и выполнять их советы. Для чувств ребенка, для его желаний нет простора и инициативе не на чем проявиться.

    Анализируя работу Лесгафта, В.В. Зеньковский пишет: "Все это красноречиво говорит о громадном значении социально-психического простора для здравого развития эмоциональной жизни в ребенке. Всякое давление - принимает ли оно грубые формы или облекается в формы мягкие и нежные - губительно действует на душу ребенка; невыраженные, неоформленные чувства падают в глубину души, накопляя там запас болезненных ущемлений" (14). Все вышесказанное еще раз подтверждает актуальность выбранной нами проблемы и подчеркивает важность выбора правильных форм и методов общения с ребенком.

    По определению М.И. Лисиной: "Общение - взаимодействие двух людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата" (19).

    Ориентируясь на требования общества, зная закономерности развития личности, педагоги и родители в определении задач, выборе способов взаимодействия с детьми должны идти от ребенка, замечая, раскрывая возможности его личностного роста и содействуя развитию личности. В процессе совместного общения с ребенком важно понимать, признавать и принимать его таким, каков он есть. По мере развития ребенка общение строить на принципах сотрудничества, партнерства.

    О важности такого отношения к ребенку говорит и М.И. Лисина: "Отношение взрослых к ребенку как к личности - решающее условие становления коммуникативной деятельности. Отсутствие такого отношения или его недостаточность препятствует возникновению коммуникативных потребностей и оставляют ребенка на положении "личинки", не реализовавшей свою природную возможность стать человеком". (19)

    Так по классификации форм общения, разработанной М.И. Лисиной мы определяем, что у детей третьего года жизни преобладает ситуативно-деловая форма общения, а в конце этого периода начинает формироваться внеситуативно-познавательная форма общения.

    Поддерживание данных форм общения у детей третьего года жизни напрямую сказывается на развитии их инициативы. Общение теперь включается в практическую деятельность малыша и как бы обслуживает его "деловые интересы".

    Достать, выдвинуть, вложить - все это ребенок не может или затрудняется выполнить сам - становится поводом для обращения к старшим. Сердцевина устремлений - практическое сотрудничество со взрослыми. Малыш хочет, чтобы старшие вместе с ним включились в занятия с предметами, он требует от них участия в своих делах. Коммуникативной потребностью этой формы общения становится потребность ребенка в сотрудничестве со взрослым. Чем больше ситуаций, предметов подталкивающих ребенка к общению со взрослым, тем активней развивается ребенок. Анализируя эту форму общения, А.Г. Рузская в своей статье "Формы общения" (28) пишет: "Оптимизм и уверенность в себе при действиях с предметами свойственны детям в это время. Они смелы и их надо оберегать, но разумно. Это время оформления инициативности и самостоятельности, которому могут помешать избыточные ограничения. Но вместе с тем ребенок становится и сосредоточенным наблюдателем: он внимательно слушает наставления старших, пытается подчинить свое поведение разумным целям и советам".

    Овладение специфическими, условными действиями с предметами, основанными на выработанных обществом правилах, следование образцу взрослого, общение с ним, как показали исследования, обеспечивают формирования у детей начало умения действовать в уме, или, как говорят ученые, становление основ внутреннего плана действия, способствуют углублению любознательности.

    Развитие любознательности заставляет малыша ставить перед собой все более сложные вопросы: о происхождении и устройстве мира, о взаимосвязи в природе и т.п., что подводит нас к новой форме общения внеситуативно-познавательному.

    Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

    По определению Т.И. Чирковой (36), самостоятельность - качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. В базисной программе развития "Истоки" говорится о том, что самостоятельный ребенок - это ребенок в поиске, имеющий право на ошибку и педагогически грамотное к ней отношение взрослого; не как к неуспеху, а как нормальному инициирующему моменту развития.

    Для развития самостоятельности ребенка особое значение имеет характер, стиль общения с ним взрослых, степень и своевременность помощи ребенку. Недостаточная степень самостоятельности ребенка или полное ее отсутствие часто является показателем чрезмерности этой помощи и служат препятствием для осознания ребенком своих возможностей в саморегуляции и развитии инициативности. Постоянное принуждение взрослого и излишняя опека формируют у ребенка чувство слабости и беспомощности.

    Ранний и дошкольный возраст - сенситивный период для развития самостоятельности, и чрезвычайно важно не допустить перехода естественной привязанности маленького ребенка к взрослым и определенным средовым условиям в аномальную личную зависимость. В беспомощности младенца, писал Л.С. Выготский (7), таится великая благовозможность "присвоения" общественно выработанного опыта, развитие общечеловеческих способностей, культурно-историческое развитие. Задача воспитания ребенка первых лет жизни не утратить позитивной сущности его зависимости от нас, взрослых, и в то же время не допустить опасного превращения этого зависимого состояния в препятствие развития его самостоятельности.

    В диссертационной работе З.В. Елисеевой (10) рассматриваются педагогические условия воспитания самостоятельности у детей раннего возраста в семье. Она пишет о том, что на втором году жизни можно говорить уже о становлении основ самостоятельности, проявляющихся в самообслуживании, предметно-игровой деятельности, общении. Говоря о самостоятельности А.А. Люблинская, З.В. Елисеева, подчеркивают важность детской активности: "самостоятельными являются лишь те действия ребенка, в основе которых лежат элементарные формы детской активности, проявляющиеся в поведении ребенка без дополнительных указаний взрослого в привычной для него обстановке, что возможно при условии специального показа, обучения".

    Целью такого обучения она видит в том, чтобы ребенок не только научился тем или иным способом действия и поведения в определенных жизненных ситуациях, но и научился переносить эти способы действия на другие предметы, в новые ситуации без подсказки взрослого.

    Также вопросами формирования самостоятельности у младших дошкольников занималась Г.Н. Година (9). Она проявляется в инициативной деятельности ребенка. Он сам ищет способы достижения цели, сам выбирает средства и материал, необходимый ему для этой деятельности.

    Мы считаем, что инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. В программе "Истоки" творчество определяется, как "способность ребенка к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни и деятельности ребенка. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка". Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

    Так в работе Т.Н. Овчинниковой (21) рассматривается взаимосвязь особенностей мышления с разными сторонами личности ребенка. В этом исследовании было показано, что "особенности мышления ребенка тесно связаны с развитием различных сторон личности. Было выявлено, что характер мышления существенно зависит от специфики побудительного мотива, от комплекса эмоционально-волевых свойств личности, от самооценки ребенка, а также от предпочитаемого типа общения".

    Проблеме изучения личностных аспектов творческого мышления посвящены работы Д.Б. Богоявленской (2). Специфика подхода автора к исследованию данной проблемы заключается в непосредственном изучении личностных факторов в самом процессе интеллектуальной деятельности. Согласно данной концепции один из конкретных путей, позволяющих реализовать этот подход, - выделение такой единицы анализа, которая изначально представляет собой неразрывное единство личностных и интеллектуальных характеристик. Такой единицей анализа является "интеллектуальная активность". В качестве же наиболее специфического проявления интеллектуальной активности автор выделяет "интеллектуальную инициативу", формой проявления которой является продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого. Как отмечает автор, - "изучение и оценка уровня интеллектуальной активности требует специфического методического подхода, который предполагает определение в эксперименте не уровня умственных способностей, а уровня потребности применить их к окружающей действительности, в частности, находить в ней новые проблемы, видеть новые стороны".

    В дальнейших исследованиях И.А. Петуховой (23) было выявлено, что проявлению интеллектуальной инициативы всегда соответствует достаточно высокий уровень умственных способностей.

    Итак, мы считаем, что для инициативной личности характерно:

    произвольность поведения;

    самостоятельность;

    развитая эмоционально волевая сфера;

    инициатива в различных видах деятельности;

    стремление к самореализации;

    общительность;

    творческий подход к деятельности;

    высокий уровень умственных способностей;

    познавательная активность.

    Инициативная личность развивается в деятельности, для которой характерен высокий уровень познавательной активности.

    В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

    В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

    • проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
    • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
    • ребенок способен к волевым усилиям;
    • пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
    • способен к принятию собственных решений.

    Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками.

    Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

    Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

    Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее затем у него возникает потребность в совместной деятельности с взрослым.

    В этой фазе ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя знаний, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Именно на основе собственной активности у дошкольников возникает ряд специфических видов детской деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности.

    Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.

    Согласно ФГОС образовательная среда рассматривается как зона ближайшего развития ребёнка. В своей деятельности мы строим предметнопространственную среду так, чтобы дать возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать его личностные способности с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства, социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию, деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.

    Чем старше становится ребёнок, тем в большей степени познавательноисследовательская деятельность включает все средства её осуществления и, соответственно, разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа, слова.

    Самостоятельная деятельность детей

    Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

    Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями мы строим на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.

    Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности

    Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

    В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

    Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

    В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата.

    Предоставлять детям больше самостоятельности в трудовой деятельности, привлекаю их к участию в планировании работы. В большинстве случаев - это совместное обсуждение организационных вопросов, связанных с предстоящей коллективной работой (Дети решают, какой материал нужно подготовить, где и как лучше его разместить, как распределить работу между собой. Коллективно обсуждают, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать).

    Для воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет пример взрослых. Поэтому организуются целевые прогулки, экскурсии, во время которых дети имеют возможность наблюдать труд взрослых (строителей, дворников).

    Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструктивно-модельная деятельность).

    В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. При организации продуктивной деятельности на занятиях нужно стараться мотивировать на достижение цели (выражая уверенность в том, что ребенок желает и может успешно выполнить задание), определять значимость деятельности (к примеру - изготовление поделок для малышей, дежурство по группе и т.п.), выражать личное переживание успеха (создавая эмоциональное предвосхищение результатов деятельности). Давать задания, которые дети выполняют небольшими группами, где один из них будет ответственным за качество выполнения задания. Каждый раз ответственный меняется, чтобы каждый из них побывал в этой роли. То, что каждый ребенок попеременно выступает то в роли проверяющего качество работы товарищей, то в роли исполнителя, способствует формированию ответственности, инициативы и добросовестности.

    Для самостоятельной продуктивной деятельности в группе оборудуются «Уголоки творчества», которые созданы по принципу доступности и мобильности. В уголке собраны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши, палитра, трубочки для раздувания, цветная и тонированная бумага, зубочистки, зубные щетки, и другие средства для нетрадиционной техники художественной деятельности). Все это способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способов.

    Коммуникативная деятельность.

    Формирование коммуникативной самостоятельности, на мой взгляд, должно быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением как к совместным играм (дидактическим, подвижным, сюжетно-ролевым, театрализованным), так и ко всевозможным мероприятиям.

    Самоорганизация – деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей. В группах создается предметно-развивающая среда, позволяющая свободно использовать ее компоненты, легко меняется, дополняется, в зависимости от задач.

    Размещение оборудования должно позволять детям объединяться подгруппами по общим интересам, поло-ролевому принципу, уровню развития детей.

    В группе можно располагать разнообразные схемы, таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. Предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности (новые игры и материалы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке и т. п.).

    Среду следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулируя творческую активность детей, побуждая к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Для этого могут использоваться разнообразные предметы-заместители, позволяющие ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый и природный материал, фотографии по сюжетно-ролевым играм, многофункциональные макеты, различные атрибуты для развития сюжетов игр, которые хранятся в картонных коробках, прозрачных закрытых контейнерах с метками ярлычками – все это приходит детям на помощь по ходу игры, ввиду недостающего атрибута.

    Организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности – это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат.

    Таким образом, правильно организованная среда и ее содержательное наполнение, тесное взаимодействие с родителями, организация практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности.

    Работа с семьей по поддержке детской инициативы

    Необходимо нацелить родителей на поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.

    1. Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной.
    2. Инициатива - первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить - годы. Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узорчики на тетрадях и т.д.). Даже если это увлечение вам кажется бесполезным, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книги по данной теме, поищите информацию в Интернете и т.д.). Только то, что делается с интересом, по-настоящему продуктивно. Если вы поощряете интерес ребенка, он быстрее прислушается к вашим требованиям.
    3. Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности - наличие стойкого интереса к ней.

    Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только, когда ребенок достаточно уверен в себе.

    1. Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как вам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества.
    2. Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.
    3. Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.). Для ребенка важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом. Совершенный родитель для ребенка - недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их, превзойти.
    4. Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для ребенка важна оценка его деятельности родителями.

    Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего ребенка по телефону родственникам - то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, в общем - творить.

    Про ангела.

    Статуэтки ангелов являются самой популярной группой сувениров. Они исполняют больше символическую роль, нежели декоративную и преподносятся, обычно, близким людям, которые нам не безразличны.

    Подарок в виде статуэтки ангела может стать своеобразным оберегом, так как первое значение этой фигурки - ангел-хранитель.


    Если вам подарили статуэтку ангела, и вы размышляете над тем, где её лучше поставить, знайте, что её место на северо-западе

    Статуэтка ангела должна быть в каждом доме, это красиво и совершенно необходимо. Понимание того, что тебя защищают и охраняют высшие силы, которые символически представлены статуэткой ангела, даёт человеку силы и уверенность в самых сложных ситуациях. Ну и не забывайте делиться поддержкой – дарите ангелов!

    1. в первую очередь это оберег, чье крыло укрывает своей ладоней владельца;
    2. во вторую, это индивидуальный амулет, который обретает ауру владельца;
    3. в третьих, - это нечто сакральное, что помогает человеку или предостерегает от ошибки .

    Инициативность как качество личности – способность добровольно, самостоятельно и активно продвигать начинания, генерировать новые идеи, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

    Один работник зашел к барину и говорит: - Барин! Почему ты мне платишь всего пять копеек, а Ивану всегда пять рублей? Барин смотрит в окно и говорит: - Вижу я, кто-то едет. Вроде бы сено мимо нас везут. Выйди-ка, посмотри. Вышел работник. Зашел снова и говорит: - Правда, барин. Вроде сено. - А не знаешь откуда? Может, с Семеновских лугов? - Не знаю. - Сходи и узнай. Пошел работник. Снова входит. - Барин! Точно, с Семеновских. - А не знаешь, сено первого или второго укоса? - Не знаю. - Так сходи, узнай! Вышел работник. Возвращается снова. - Барин! Первого укоса! - А не знаешь, по чем? - Не знаю. - Так сходи, узнай. Сходил. Вернулся и говорит: - Барин! По пять рублей. - А дешевле не отдают? - Не знаю. В этот момент входит Иван и говорит: - Барин! Мимо везли сено с Семеновских лугов первого укоса. Просили по 5 рублей. Сторговались по 3 рубля за воз. Я их загнал во двор, и они там разгружают. Барин обращается к первому работнику и говорит: - Теперь ты понял, почему тебе платят 5 копеек, а Ивану 5 рублей?

    Слово «инициативность» образовано от слова «инициатива». Словари дают следующее толкование слова «инициатива».

    1. ИНИЦИАТИВА [фр. initiative < лат. initiāre начинать]. Почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость. 2. ИНИЦИАТИВА (франц. initiative, от лат. initium - начало). Почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость; руководящая роль в каких-либо действиях.

    Инициативность – это когда человек конкретно не обязан что-то делать, и его никто прямо либо косвенно не просит это что-то сделать, но если он все-таки делает, — это его внутреннее побуждение, свобода выбора найти применение своему энтузиазму. Что происходит? Возникает личная либо общественная проблема, и инициативность делает первый шаг к ней навстречу. В инициативности всегда заложено творческое начало, ибо она всегда стоит, как витязь на распутье, перед выбором – оставить всё, как есть, или преобразовать старое, создать новое качество. Для добровольного решения пойти на перемены и преобразования требуется существенное волевое усилие, смелость, находчивость и ответственность за последствия своих начинаний.

    Тем не менее, иногда инициативность бывает безответственной. В основном ею грешат романтики и носители качества непостоянства – кинуть идею, заразить ею других или начать дело, не задумываясь, кто и как будет доводить его до логического конца, существуют ли необходимые условия и ресурсы для организации рентабельного, эффективного производства, каковы ближайшие или отдаленные последствия от внедрения начинания в жизнь.

    В ответственной инициативности продумано всё до мелочей и деталей. Дети инициативны, но безответственны. На подлинную инициативность способны, как правило, зрелые личности, которым не страшно взять ответственность на себя, тем более, что инициативный человек слышит со стороны предупреждающие возгласы: «Инициатива наказуема», «За базар нужно отвечать». Когда человек находит в себе смелость для проявления инициативности – это свидетельствует о силе, высоком потенциале и целеустремленности личности, о высокой жизненной планке и наличии своего пути. Если ты сам не знаешь свой путь, как и куда ты поведешь людей? Без цели инициативность безответственна.

    Инициативность приносит плоды, если она наполнена энергией процветания. В любом начинании изначально должна быть мысль, как служить людям. Настоящий большой бизнес – это не способ грести под себя, это способ служения людям. Когда создается новая фирма, в ее миссии должна быть заложена мысль, как лучше удовлетворить людские потребности. У Генри Форда была мысль сделать доступный для каждого американца автомобиль, у Билла Гейтса была идея подарить людям всемирную сеть – интернет, у Кеммонса Уилсона появилась инициатива создать сеть удобных и доступных семейных отелей по всему миру под фирменной маркой Holiday Inn. Если инициативность корыстна, если она настроена «впарить» клиенту некачественный товар, разово обобрать до нитки, лишь бы сорвать прибыль, обманутые покупатели будут мысленно посылать негативную энергию в форме негодования, осуждения и проклятий в адрес псевдо бизнесменов. Энергия процветания покинет их бизнес, и вся инициативность по его организации пойдет прахом.

    У Дейла Карнеги приводится история, которая пришлась ему по вкусу и красноречиво свидетельствовала: стоит даже в самой неблагоприятной среде подумать о людских потребностях, о том, как служить людям и сразу в проявленную инициативность придет энергия процветания. Однажды Дейлу Карнеги довелось некоторое время погостить у одного фермера. Дела его шли более чем хорошо. Когда он только приобрел ферму, выяснилось, что земля не годится для выращивания каких-либо полезных растений. Местность была неподходящей не только для земледелия, но и для скотоводства. Бедняга едва не впал в отчаяние. На земле, которая теперь стала его собственностью, росли только дубы и водились ядовитые змеи. Наверное, землю можно было бы попытаться продать, пусть и достаточно дешево. Ведь маленькие деньги лучше, чем ничего. Однако фермер был инициативным человеком и знал, как действует энергия процветания. Он подумал: «Нужно проявить инициативность в связке с мыслями о служении людям и всё будет нормально». Он открыл ферму гремучих змей. Из мяса змей делались консервы, яд отправлялся в лаборатории, где из него делали ценные лекарственные средства. Кожа змей также шла на продажу, ведь из нее делались прекрасные туфли и сумочки. Дела пошли самым великолепным образом.

    В истинной инициативности отсутствует идея выслужиться перед начальством, чтобы показать, какой я хороший, ответственный и инициативный. Чем больше такие люди проявляют ложную инициативность, тем больше на них сваливают работы. От этого они нервничают, возмущаются и негодуют. Окружающие только посмеиваются над дутым инициатором. Поддельная инициативность обычно заканчивается крахом. Инициатора наказывают за допущенные ошибки, что вызывает у него бурю отрицательных эмоций.

    Во всём должна быть мера. Это в полной степени относится и к инициативности. Нужно знать где, когда и как можно проявлять инициативность, иначе можно превратить это качество в ужасный порок и настоящее бедствие для своего обладателя. Воин по своей инициативе поднимает людей в атаку. Бойцы тоже испытывают стадное чувство. Все побежали, и я побежал. Командир кричит: «Отставить», но его в пылу атаки никто не слышит. За такую инициативность расстреливали, как предателей. У Владимира Тарасова замечательно раскрыт пагубный характер такой инициативности: «Храбрый не наступает один, трус не отступает один. Один воин, не выдержав напряжения предстоящего боя, подбе­жал к вражеским позициям, отрубил две головы и с ними вернулся. Но полководец распорядился к этим двум добавить голову героя. Поскольку приказа о наступлении не было. Эти три головы в ряд - символ запрета на наступление без приказа. Храбрый не наступает один. Нельзя поддерживать дисцип­лину, если храбрый будет наступать без приказа. Вот сидят в окопе солдаты. С нетерпением ждут начала сражения. Храбрый поднялся, не дожидаясь приказа. За ним другой, третий, вся рота. Остался в окопе только трус. Он один дисциплинирован и ждет приказа. Но приказа нет, поскольку все уже и так ушли. Оценить ли поведение труса как дисциплинированность и награ­дить?! Или как трусость - и наказать? А если год прошел, а он все сидит и ждет приказа?! Если каждая вещь на своем месте, каждый человек там, где должен быть, и делает то, что должен делать, - это порядок. Если порядок нарушается, но можно сказать, кто нарушитель и кто нарушил, это беспорядок. Если порядок нарушен, но нельзя сказать, кто именно виноват и что именно он нарушил, - это дезорганизация. Дезорганизация страшнее беспорядка. При ней страх и бесстра­шие меняются местами. Страшно соблюдать порядок. И нестрашно его нарушать. Вот что такое дезорганизация. Когда трус отступает один, он вносит беспорядок. Когда храбрый наступает один, он порождает дезорганизацию. Путь от дезорганизации к порядку лежит через беспорядок. Сперва превратить дезорганизацию в беспорядок. Затем наказать виновного в нем. И восстановить картину мира, где страшно нару­шать порядок и нестрашно не нарушать. Войско панически мечется в окружении. Никто не слушает командиров. Влетает генерал на лошади и кричит: – Вот он - провокатор! Стой, не уйдешь! И рубит пополам первого попавшегося. Все успокаиваются. Восстанавливается дисциплина и боеспособность. Потому что мгновенно восстановилась картина мира. Все нашло быстрое объяснение. Не поддавайтесь обаянию храбрых, забегающих вперед, слишком понятливых, сверхинициативных. Иначе вас ждет дезорганизация. Вот почему из двух кандидатов, одинаково пригодных для долж­ностей, выбирают более глупого. Умный пусть выполняет иную работу, требующую больше ума».

    Петр Ковалев 2013 год